Конспект занятия на тему “Март – марток”.
Цель: способствовать обогащению детей о Марте - как о первом месяце весны, о жизни животных, птиц и растений, о погодных условиях в это время.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о весенних приметах и природных явлениях.
Развивающие: развивать воображения, речь, память, мышление, внимание.
Воспитательные: воспитать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Ход занятия
Педагог: Здравствуй небо!
Здравствуй земля!
Здравствуйте мои друзья!
Один, два, три, четыре, пять
Вместе будем мы играть,
Думать, мыслить, размышлять.
Педагог загадывает загадку:
Я
раскрываю почки,
Зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня... (весна)
- Да, конечно вы правы – это весна. За что же мы ее любим. (Ответы детей). Умнички, вы правы! Но мне кажется, в любом времени года есть своя красота, свои преимущества. А что говорить про времена года, когда каждый месяц несет что-то интересное и необычное.
Потемнели снега,
Побежали ручьи,
И мороз не рисует
На окнах цветы.
День пребывает.
Когда это бывает? (Ответы детей: - В марте)
Педагог: Назовите мне, пожалуйста, все месяцы весны. (Ответы детей). Молодцы! А я сегодня хотела бы поговорить о первом месяце весны.
Педагог читает отрывок стихотворения П.Образцова:
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора.
У крыльца звенят капели
Воробьи повеселели
Гонят зиму со двора.
- Вот, как описал поэт приход первого месяца весны. А как вы думаете, почему он говорит “гонит зиму со двора”? (Ответы детей)
- Да, конечно вы правы! Хотя Март считается весенним месяцем, но для него характерна преимущественно зимняя погода. Март примечателен яркими зорями, игрой лучистого солнца на оседающем снеге и появлением первых кучевых облаков. Снеготаянье начинается 16 марта. Снег под яркими солнечными лучами становится рыхлым, а сугробы оседают. Сосульки тают и падают, разбиваются на множество маленьких льдинок. Еще случаются зимние метели, а по ночам сильны морозы.
Давайте вспомним с вами народные приметы:
· Если метель в марте, то долго травы не будет.
· Длинные сосульки к долгой весне.
· Март мокрый - к неурожаю, сухой - к плодородию.
· В марте - вода, в апреле – трава.
(Педагог с детьми разбирает народные приметы)
- В народе месяц март называют “капельником” или “протальником”. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Солнышко пригревает и начинает таять снег. Появляются проталины на земле, и капает с крыш и деревьев.
Подвижная игра “С проталинки на прогалинку”
Педагог делит детей на две команды. Перед каждой командой на небольшом расстоянии друг от друга кладутся проталинки (листы ватмана). Задача игроков перепрыгивать через проталинки, /чтобы ноги не промочить/до условного ориентира, туда и обратно. Побеждает та команда, участники которой первыми преодолевают препятствия /проталинки/.
Педагог: Молодцы, ребята, мы с вами хорошо размялись и можем, продолжить наш разговор. Будьте добры, а что вы знаете о Марте месяце? (воробьи по крышам скачут, сугроб похудел, метель то закружится, то забарабанит капель).
(Педагог приглашает детей встать в круг.)
Физкультминутка “Воробушки”
Мама воробьиха зовет своих детей.
Ко
мне мои воробушки, летите поскорей
Сегодня начинаем учиться, мы летать!
Скорее в круг вставайте, и будем начинать.
(Дети выполняют характерные движения для воробушков, затем разлетаются в разные стороны.)
Воробьиха:
Чик-чирик,
чик-чирик,
Что за шум! Что за крик?
В круг скорее становитесь,
И опять летать учитесь.
Педагог: Присаживайтесь ребята, вы тоже оживились как воробушки весной.
-В марте природа пробуждается от зимнего сна и наливается жизнью. Вот, например 12 марта прилетают грачи. Жаворонки около 28 марта. Скворцы около 30 числа. В конце марта первый помет у зайца беляка. Белочка и зайчик меняют свои шубки. У лосей вырастают новые рога. Медведи просыпаются от зимней спячки.
-Ребята, будьте добры, скажите мне, пожалуйста, а что только в жизни животных и птиц происходят изменения? Ответы детей: - Нет, у растений тоже.
- Молодцы! А что же происходит с растениями? Ответы детей: - Набухают почки, расцветают первые цветы.
- Умнички! Конечно, вы правы. На проталинках появляются первые подснежники, первые цветы. У берез начинается движения сока, зеленеет кора осины, крупнее становятся почки на деревьях и кустарниках. А про какие почки мы говорим – мягкие, пушистые, серые, серебристые? (Верба). Молодцы, это верба – один из символов прихода весны, пробуждения природы. А скажите мне, пожалуйста, когда день длиннее зимой или весной? (Ответы детей).
- Умнички, конечно же, весной. Вы знаете, что именно на март выпадает день весеннего равноденствия (20-21 марта) – день равен ночи.
Подвижная игра “День-ночь”
Педагог: - Ребята, а как вы думаете, в марте кто-то еще просыпается ото сна? Ответы детей: - Насекомые.
- Да, вы правы! Оживают насекомые: мухи просыпаются, появляются бабочки – лимонницы и крапивницы.
Динамическая пауза «Бабочки»
Утром бабочка проснулась. (Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась. (Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
- Вот ребята столько интересного происходит в таком прекрасном месяце как март, но есть еще один великолепный праздник, который считается первым праздником весны. Как же он называется? (Ответы детей: - 8 марта – Женский день).
- Да, умнички! Это международный женский день.
Мне кажется, что это очень правильно, ведь именно в марте идет такое пробуждение природы, жизнь бурлит и кипит (строительство гнезд, птенцы, потомство, первые цветы). И мы с вами знаем, что именно женщина дает жизнь, продолжает род, является символом красоты, добра и любви. В одном из стихотворений даже говорится: “Весна и женщина едины”.
8 Марта самый лучший праздник
Несет он пробуждение весны
Цветут подснежники,
Березы сок пускают.
У женщин пробуждаются мечты.
- Вот дорогие мои ребята, сколько интересного приносит с собой месяц март. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки об этом месяце.
Март не весна, а предвесенье.
Март и снегом сеет и солнышком греет.
Март неверен, то плачет, то смеется.
Пришел марток – надевай семь парток.
(Педагог разбирает с детьми эти поговорки, объясняет им, что такое портки и почему нужно семь (потому, что март холодный месяц).
Педагог: Видите, сколько интересного мы сегодня узнали о марте месяце. И что бы закрепить наши знания мы поиграем в игру.
Игра “Подскажи словечко”
Ой
беда, беда,беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки на снегу ...проталинки.
Снег в лесу, сугробов много
Не слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает... капель.
Рад весне братишка Саша
И собачка рада Жучка.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась... сосулька.
На реке и треск и гром
Это значит ледолом.
На реке лед идет
Это значит... ледоход.
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается ... в ручей.
Педагог: Молодцы, спасибо за отличную работу, я очень горжусь вами!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.