Конспект занятия в детском саду для детей 5-6 лет по теме: «Насекомые» (старшая группа)
Цели:
Расширять и закреплять знания детей о
насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с
использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ
по серии картин. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела,
кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая
игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на
которых показано превращение гусеницы в бабочку). Стол, покрытый зеленой
тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья
коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, шапочки насекомых.
Ход занятия:
1.Кинесиологическое
упражнение «Перекрестные шаги»
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к
маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не
упал?»[/i]
Дети подходят к столу, накрытому зеленой
скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей
на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, (включить музыку тревожные
звуки) из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их
можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу
ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает
письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, пишет бабочка, злой паук заколдовал
нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Обратить внимание детей на тревожные звуки,
доносящиеся с лесной полянки.
- Дети, можно обижать насекомых? Почему? (ответы
детей)
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то
случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с
вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который
поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с
детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
(одеть шапочки)
Вот мы с вами превратились в насекомых, и
отправимся мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и
первое задание от паука (в конверте): «Нужно отгадать загадки и найти отгадки».
4.Загадки.
Беседа по теме.
Воспитатель
читает загадки, дети отгадывают, и встаёт тот ребенок, у которого шапочка
названного насекомого, находит свою картинку и выставляет на доску.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие
слова помогли найти отгадку?
- Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это
пчела?
- Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это
муравей?
- Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
-Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что
это божья коровка?
-Знаю точно, всем знакомо,
Среди зелени травы
Есть одно из насекомых –
Ноги выше головы!
(Кузнечик)
- Нос-то долог,
Голос звонок,
Много меньше кошки,
А по хуже - блошки. (Комар)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Воспитатель:
- Как можно назвать одним словом тех, кто
изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех
насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным
(стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они
охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела,
муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
(Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена
многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит
микробы, гусеница – ест листья растений, комар – переносит инфекции.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли
стрекозу и пчелу (выставить на полянку стрекозу и пчелу), но еще и другие
насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.[/i]
5.Физминутка
«Сороконожка»
- Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают
через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей
помощи.
- Смотрите, ребята, ещё один конверт с
заданиями.
Дети останавливаются садятся за столы. Задание
нужно выполнить самостоятельно (индивидуальная работа)[/i]
Игра
«4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите,
какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
-Лишний паук, потому что он не относится к
насекомым.
- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные
насекомые летают.
-Лишняя бабочка, потому что она летает, а
остальные насекомые не летают.
- Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые
относятся к хищным.
Воспитатель:
- выполнив это задание мы с вами еще спасли
муравья (выставить на поляну муравья).
Продолжим наше путешествие.
Логоритмическое
упражнение «Насекомые над лугом».
Дети читают стихи, выполняя различные движения.
Жу-жу-жу – жужжит пчела,
Я лечу из далека. (Дети ритмично помахивают
руками)
З- з- з – комар пищит,
Укусить скорей спешит. (Выставить указательный
палец, делают ритмичные выбросы рук вперед).
Уф- уф- уф, как паровоз,
Шмель пыхтит, - пыльцу повёз. (Ритмично
притоптывают ногами)
Жук гудит: гу жу, гу жу.
Я любого разбужу (ритмично хлопают в ладоши).
- Продолжим наше путешествие.
Подошли к лужайке и нашли конверт. – Что за
необычный конверт, он отличается от других. (воспитатель достает схемы из
конверта)
- Давайте с вами рассмотрим эти схемы и составим
рассказ.
7.
Рассказы детей по цепочке:
- Бабочка отложила яйца на цветке.
- Потом появились гусеницы.
- Гусеницы питались листьями и быстро росли.
-Потом гусеницы превратились в куколки.
- Вот из куколок появились бабочки. У них мокрые
крылья. Бабочки сушат крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочки
начинают летать.
Пальчиковая
гимнастика:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
- Мы помогли расколдовать бабочку (выставить на
полянку бабочку)
8.
Дыхательное упражнение «Посади бабочку на цветок» (за столом).
Воспитатель:
- Задние сложное, нужно быть аккуратными,
глубоко вдохнули носом воздух и делаем тихий ветерок на бабочку, чтобы она
оказалась на цветке. От этого зависит спасение следующего насекомого.
(выставить на полянку кузнечика и жука).
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к
концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех
благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть
ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают
бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и
зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно
превратиться в детей.
- А что бы превратиться в детей нам нужно
отгадать насекомых по звуку и показать их. (Дети-насекомые летают, прыгают,
порхают, издают характерные звуки).
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит
слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми? (ответы детей)
- А если бы у вас была такая возможность еще раз
превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время
возвращаться в детский сад, но прежде чем возвратиться фея хочет узнать хорошо
или плохо быть насекомым.
- Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей
природой, если насекомые исчезнут?
Дети приходят к выводу о том, что если исчезнут
насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут
существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь,
любить и охранять.
- Вы все сегодня были молодцы![/i]
12.
Релаксация. «Порхание бабочки»
- Ребята, мы сегодня с вами много
путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Присядьте на коврик, закройте глаза и вспомните
как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный весенний день. Вы
сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы
дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и
красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше
стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и
выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Вам хорошо и приятно. Но вот
пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза.
Улыбнитесь друг другу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.