МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА №5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Царство растений»
Подготовила воспитатель:
Тихонова Юлия Анатольевна
1 квалификационная категория
2011
Программное содержание:
Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство - мир растений, обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные; закреплять и углублять представление о комнатных растениях; познакомить с новым растением - узамбарская фиалка, отметить характерные особенности его внешнего вида и ухода за ним, уточнить знание детей приемам правильной посадки черенка, воспитывать у них желание самим вырастить растение из черенка, и бережное отношение к растительному миру, окружающего их.
Демонстрационный материал: 2 картины с изображением дикорастущих и культурных растений, выставка узамбарских фиалок,
Раздаточный материал: картинки с изображением различных растений, горшки с землей по количеству детей, палочки, салфетки, клеенки, баночки с водой, черенки, листочки, прозрачные и пластмассовые стаканчики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, кто еще (кроме людей и животных живет на нашей планете)?
Дети: растения
Воспитатель: Правильно дети, растения. Растения - это целое царство-государство. Посмотрите на плакаты. Здесь изображены различные виды растений (обратить внимание на плакат с дикорастущими растениями) скажите, какие растения вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Нравятся вам эти растения? Кто их посадил и вырастил?
Дети: Эти растения сами выросли на лугу, в поле, в лесу.
Воспитатель: Человек не принимал в участии их жизни, не сажал, не выращивал. Эти растения называются дикорастущими.
Воспитатель: Скажи, Наташа, как называются эти растения?
Катя: Дикорастущие.
Воспитатель: Молодцы, запомнили. Рассмотрите другие плакаты, какие растения вы видите на этом плакате?
Ответы детей
Воспитатель: Вспомните, где вы их встречали?
Дети: На огороде, в саду, на клумбе, дома.
Воспитатель: Эти растения могут жить только при участии человека, он покупает семена, выращивает рассаду, ухаживает за ней. Эти растения называются культурными. Скажи Ваня, как называются эти растения?
Назар: Культурные.
Воспитатель: Правильно культурные. Дикорастущие растения живут по своим законам - без участия человека, культурные растения требуют от него заботы и внимания, но и те и другие растения прекрасны и удивительны.
Сейчас мы с вами поиграем в игру. У вас на столах лежат картинки, вы должны разложить их на две группы: на дикорастущие и культурные растения (воспитатель проходит между рядами, проверяет, что получилось).
Воспитатель: Молодцы, все справились с правилами игры, правильно разложили картинки.
Воспитатель: дети, скажите, а у вас в группе есть растения?
Дети: да
Воспитатель: как их называют? Дети: комнатные.
Воспитатель: комнатные растения к какой группе относятся?
Дети: к культурным растениям (культурные).
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Они у нас красивые, ухоженные. Как вы думаете, зачем они нужны людям?
Дети: они приносят пользу, украшают комнату, обогащают воздух, растения лечат.
Воспитатель: правильно дети, растения нас радуют красотой, успокаивают, обогащают воздух кислородом. Но чтобы растения были ухоженные, что им для этого нужно?
Дети отвечают: свет, воздух, лучи солнца хорошая почва.
Стук в дверь
Воспитатель: дети, кто - то к нам пришёл. Ой, кто это! Что-то не понятное?.. Дети, кажется, я догадалась. А теперь попробуйте узнать и вы?
Ежик странный
На окне сидит в ведёрке.
День и ночь он дремлет,
Спрятав ножки в землю?
Дети: это кактус!
Воспитатель:
Ты на ёжика похож
С колкими иголками.
Где живёшь ты кактус – ёж?
Может быть под ёлками?
Кактус:
Где бескрайний океан
И не видно берега,
Там и Родина моя-
Южная Америка
Воспитатель: ну что случилось с тобой, Кактус? Почему ты такой грустный и плачешь, кто тебя обидел?
Кактус: я в пустыне знойной родился на свет. А теперь живу в детском саду в соседней группе на подоконнике, и я не люблю много воды, а дети меня часто поливают. И вот я заболел, что же мне теперь делать?
Дети: не расстраивайся, мы тебя вылечим, поставим на самое солнечное место на окне и поливать будем редко, ты и выздоровеешь.
Кактус: ой, мне уже легче от ваших слов. Я пойду к детям и скажу, что теперь буду жить у вас. Хорошо!
Воспитатель: конечно!
Кактус: до свидания, ребята, до новых встреч.
Воспитатель: вот, дети, какое значение имеет правильный уход и полив за растениями.
- Дети, а как мы ухаживаем за растениями?
Дети: рыхлим землю в горшках, чтобы земля была не твёрдой, а мягкой, опрыскиваем, моем листья, поливаем.
Воспитатели: а все ли комнатные растения поливают одинаково?
Дети: луковичные растения поливают понемногу и льют воду не в горшок, а в поддон, иначе луковица может загнить, и растение погибнет.
Воспитатель: правильно, молодцы. Кто хочет показать мне луковичные растения, которые растут у нас в группе и назвать их?
Выходит ребёнок, показывает и называет растения (амариллис, амазонская лилия, цикламен, зефирантес).
Воспитатель: а какие растения нужно поливать обильно? Кто покажет и назовёт эти растения?
Дети: бальзамин, традесканция, циперус.
Воспитатель: а какие растения нужно опрыскивать?
Дети: все! Растения любят влажный воздух, опрыскивание очищает растения от пыли. Только не нужно опрыскивать растения с бархатистыми и волосистыми листьями.
Воспитатель: когда растения поливаем чаще, обильнее?
Дети: весной, но те которые цветут весной - летом.
Воспитатель: а осенью мы поливаем чаще растения?
Дети: да, только те, которые цветут осенью, зимой. Воспитатель: назовите эти растения?
Дети: кактус, декабрист, амариллис.
Воспитатель: сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем. Физкультминутка:
«Дождя давно не было, и растения зевали; сначала опустили головки (раз), затем листики (два); а потом и весь стебелёк загнулся до самой земли. Но вдруг пошёл дождь, и растения начали оживать. После дождя подул ветерок, стебельки зашумели, ветер затих и стебельки успокоились» (во время физминутки звучит мягкая расслабляющая музыка).
Воспитатель: отдохнули, поиграли, а сейчас проходим спокойно и садимся на стульчики.
Воспитатель: дети, сегодня я познакомлю вас с новыми растениями (с любимым моим растением), называется оно узамбарская фиалка. Посмотрите на неё и скажите, почему она так называется? Не знаете? Я вам подскажу. Цветки узамбарской фиалки похожи на цветки лесной фиалки. Давайте её рассмотрим.
Пожалуйста, Маша, подойди к столу, потрогай листья и скажи какие они?
Дети: листья ворсистые, неровные. Воспитатель: есть корешки?
Дети: есть
Воспитатель: откуда они растут?
Дети: прямо из - под земли.
Воспитатель: есть ли ствол, веточки?
Дети: нет
Воспитатель: садись, Маша, молодец. Будем дальше рассматривать. Что можно ещё заметить? Настя, подойди к столу.
Воспитатель: какой формы и цвета лепестки? Сколько их?
Дети: тёмно - зелёного цвета, лепестков много.
Воспитатель: молодец, Настя, садись. Родом фиалка из юго-восточной Африки. Это растение хорошо растёт в светлом месте, но солнце яркое не любит, опрыскивать нельзя, а нужно протирать листочки кисточкой. Поливать фиалку лучше тёплой водой, тогда она обильно цветёт. Как вы думаете, где узамбарская фиалка должна стоять нас в группе?
Дети: на столе, на подоконнике, на шкафу , в светлом месте, потому что она светолюбивая.
Воспитатель: послушайте, что ещё расскажу о узамбарской фиалке. Частый полив ей не нравится, у неё небольшая корневая система, корешки находятся вверху горшка, поэтому если будем часто поливать, то растение может загнить. Но если за фиалкой ухаживать и подкармливать её специальными удобрениями для комнатных растений, она обильно будет цвести и радовать хозяйку.
Фиалки бывают простые и махровые. Я подготовила целую выставку разных узамбарских фиалок. Хотите посмотреть?
Дети: да!
Воспитатель: полюбуйтесь ими. Размножается фиалка листочками. Можно листик поставить в воду, дождаться, когда появятся корешки, потом посадить листочек в горшок. Я приготовила стеклянную банку с водой и сейчас один листик поставим в воду, и будем наблюдать - когда появятся корешки, тогда посадим его в землю. Но можно и сразу посадить листик в землю, но нужно сразу полить его накрыть стеклянной банкой. Как вы думаете, почему стеклянной банкой нужно накрыть листочек?
Дети: чтобы через прозрачное стекло свет попадал, и чтобы земля не пересыхала.
Воспитатель: сейчас мы с вами попробуем посадить листочек фиалки. Я приготовила листочки, которые, чтобы они не завяли, поставила в воду. Посмотрите, ребята, какие инструменты у вас приготовлены на столе.
Дети рассматривают раздаточный материал.
Воспитатель: сейчас я вам объясню, как будем их сажать. Я беру палочку для рыхления, делаю углубление в горшке с землёй, сажаю листочек черешком в землю, и только потом поливаю тёплой водой, ну а затем прижимаю землю к листочку. Землю нужно уплотнить, затем накрыть банкой. Всё понятно? Приступайте к работе.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Воспитатель: все закончили? Это горшки мы поставим на подоконник, и каждый из вас будет ухаживать за своим растением. Когда пойдёте в школу, мы отдадим вам ваши цветочки. Дома, ухаживая за ними, вы каждый раз будете вспоминать наш детский сад и группу.
Литература
1. Головакин Б.Н., Колобов Е.С., Костюченко Л.П.. Всё о комнатных растениях. Третье издание. Москва: Айрис Пресс, 2004.
2. Гризик Т. Познаю мир // Дошкольное воспитание. № 2 - С. 32.
3. Ширяева Н.Н. Узамбарские фиалки. Москва, ЗАО "Фитон+", 2000.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.