муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59» г. Оренбург.
Конспект занятия
по организации исследовательской работы детей
в старшей группе
Тема: «Волшебные магниты».
Воспитатель:
Петрушкина Л.С..
г. Оренбург
Занятия по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебные магниты».
Цель: Познакомить детей с магнитом и его свойствами.
Образовательные задачи:
1. Учить делать умозаключения и выводы.
2. Побуждать к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей познавательную активность, любознательность, наблюдательность.
2. Развивать у детей мелкую моторику рук.
3. Активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с тяжелыми и острыми предметами
2. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Методы, приемы, технологии:
Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.
Словарная работа:
Магнетические - немагнетические, взаимодействие, куратор, компас.
Предварительная работа:
Разучивание и толкование пословиц.
Работа с магнитной азбукой, магнитными игрушками.
Материал: посылка, коробочка с магнитом, конверт с письмом, коробочка для металлических предметов, лист цветного картона.
Оборудование: на каждого ребенка: магнит, ёмкость с предметами разного качества (стеклянные предметы, деревянные палочки, мелкие резиновые игрушки, пластмассовые объемные тела картонные заготовки, тканевые салфетки, мелкие камни); поднос, лист бумаги для внесения результатов, карандаш; в коробке металлические предметы (гайки, шурупы, гвозди, болты, скрепки), влажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принёс для нас посылку. Эта посылка от волшебника Изумрудного города.
Давайте посмотрим, что в ней. (Показывает детям письмо в конверте). А здесь какое-то письмо:
«Здравствуйте ребята. Пишет вам волшебник Изумрудного города. В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, и что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом. Исследуйте, пожалуйста, этот камень и пришлите мне ответ (результаты исследований). Специально для вас с помощью волшебства я создал лабораторию, в которой вы сможете знакомиться с этим камнем, проводить с ним опыты (исследовать его). Желаю вам удачи!»
(Воспитатель вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения).
Воспитатель: А вот нам и предстоит с вами проверить, магнит ли это.
Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. А кто такие учёные?
(Ответы детей).
Воспитатель: Учёные – это такая профессия людей. Они занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т.д.
Сейчас наша с вами команда учёных будет исследовать этот волшебный камень.
Вы сегодня будете младшими научными сотрудниками, а я ваш куратор, т.е. наставник, старший научный сотрудник.
Вы сказали, что это магнит. Если это магнит то, какое его самое главное свойство (действие) вы знаете?
Дети: Он притягивает к себе металл.
(Проверка версии детей).
Воспитатель: Значит, волшебник Изумрудного города действительно нашёл магнит.
Итак, нам с вами предстоит исследовать магнит. Я приглашаю вас пройти к вашим лабораторным столам.
(Дети подходят к столам, приготовленным для проведения опытов с магнитами).
Воспитатель: Возьмите в руки по одному магниту.
Что ещё вы можете сказать о магните?
Дети: Магнит тяжелый, холодный, твердый, плоский, железный, металлический.
Магниты бывают разной формы и размера.
Воспитатель: Сегодня помимо магнита мы будем работать ещё и с другими предметами, поэтому надо быть внимательными и осторожными.
Нам сегодня в детский сад пришло ещё одно странное письмо.
( Показывает детям, читает текст)
«Детям старшей группы из детского сада «Одуванчик»».
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам Винтик и Шпунтик, герои рассказа Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Мы хотели изобрести машину для уборки урожая в саду, но Незнайка перепутал все предметы. Сейчас в коробках лежат предметы из различных материалов. Помогите нам, пожалуйста, ребята!».
Воспитатель: Ох уж, этот проказник Незнайка!
Ребята, а мы сможем помочь в этом деле? Сможем найти металлические предметы для Винтика и Шпунтика.
Дети: Конечно, ведь у нас есть волшебные магниты.
Воспитатель: Проходите, ребята, к своим лабораторным столам. Вы, младшие научные сотрудники и поэтому будете экспериментировать с магнитами и предметами разного качества. Если магнит взаимодействует с предметом, то мы кладем его в корзину, если предмет не взаимодействует, то откладываем его в сторону.
(Каждому ребенку предлагается ёмкость с предметами разного качества: картон, дерево, стекло, резина, пластмасса, камни, ткань, железо. Дети пробуют магнит на предметах разного качества и складывают в корзину металлические предметы).
Воспитатель: Спасибо вам, ребята! Здорово магниты нашли металлические предметы – настоящие помощники. А как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки. Все металлические предметы мы обязательно отправим их посылкой Винтику и Шпунтику.
Действительно, мы хорошо потрудились.
Приведите рабочие места в порядок и становитесь в круг.
Воспитатель: Так что мы ответим волшебнику Изумрудного города? Магнит приносит добро или зло?
Как и где его можно применить в жизни? Где же используют магниты? Дети: В детском саду на занятии. Есть магниты в некоторых игрушках. У нас в группе магнитная доска, магнитная азбука. У меня дома на холодильнике магнитные игрушки. Воспитатель: Магниты используют на заводах, на фабриках, в медицинских учреждениях. А еще магнит есть в компасе (показать детям). Компас – прибор для определения своего местоположения, по нему можно определить сторону света. Компас нужен геологам, туристам, путешественникам, чтобы не заблудиться.
А где же происходило сегодняшнее путешествие? Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Какие предметы называют магнетическими?
Дети: Магнетические предметы те, которые притягиваются к магниту, взаимодействуют с ним. Не магнетические – не притягиваются, не взаимодействуют с магнитом.
Воспитатель: Какого качества предметы не магнетические?
Дети: Камень, картон, пластмасса, стекло, дерево, ткань, резина.
Воспитатель: Что вам показалось интересным сегодня в нашей лаборатории?
Что вам было труднее всего?
(Ответы детей).
Какое доброе дело мы сегодня с вами сделали?
Дети: Мы собрали при помощи магнитов металлические детали для машины. Винтик и Шпунтик сделают машину, и жители Цветочного города соберут весь урожай в саду. Они наварят на зиму компоты, варенья, джемы, повидло.
Воспитатель: Я благодарю вас за сотрудничество и плодотворную работу. На этом наша работа в лаборатории подошла к концу.
А мне ещё предстоит сходить на почту, отправить посылку Винтику и Шпунтику. А ещё письмо для волшебника Изумрудного города.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.