Интегрированное занятие по экспериментированию в средней группе
«Волшебник-невидимка»
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
•дать детям представление о свойствах воздуха;
•опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и показать способы его обнаружения;
•развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
• вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;
•воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, мнемотаблицы ,одежда для опытов ,видеоролик, аудиозапись шумовых эффектов, видеокамера ,планшет.
Ход занятия:
1.Дети играют.
Заходит Кванти с загадкой. Здоровается ухо – нос (упражнения на развитие мозолистого тела).
Воспитатель : Ребята ,как вы думаете, кто это к нам пришел? Что это он делает? Может он так с нами здоровается?. Давайте попробуем поздороваться с ним на его языке.
- Земляне, Меня зовут Кванти. Я с планеты Квазитрон. Мне пришло какое-то странное послание с вашей планеты. Я ничего не могу понять. Помогите мне ,пожалуйста ,разобраться, что тут написано . (На планшете загадка)
Воспитатель : Давай , Кванти, посмотрим. Что это за послание.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Кванти: Воздух? Дышать? Ничего не понимаю.
Воспитатель :Ребята , а может быть мы поможем нашему гостю, расскажем ему про воздух.
Дети-да.
Воспитатель : Представляете ,я как раз вчера нашла в интернете очень интересный видеоролик про воздух. Хотите его посмотреть? И ты ,Кванти , посмотри вместе с нами.
- Видео про воздух.
Кванти : Интересно ,интересно у вас тут на планете. Воздух у вас есть оказывается. А что еще с ним можно делать? А какого он цвета? Запаха? Мне так хочется все узнать . Но, к сожалению ,я еще не привык к воздуху и мне трудно здесь у вас долго оставаться. Что же делать?
Дети : Давайте мы снимем фильм и потом отправим его видеописьмом на планету Квазитрон для Кванти и его друзей. (Устанавливает видеокамеру)
Кванти: Ой ,спасибо. Какие вы молодцы ,как вы здорово все придумали. Я буду ждать послание с вашей планеты. А на прощание я хочу вас научить нашему квазитронскому танцу До свидания ,земляне. (прикольное прощание)
Воспитатель : - Ой , ребята , ачто же мы с вами собирались делать?А куда нам нужно попасть ,чтобы все рассказать о воздухе ?Где проводят эксперименты?
-Ребята, а там надо соблюдать какие- нибудь правила работы?
-А помогут нам в этом карточки-подсказки.(каждый берет по 1 и вешает)
- Вот мы свами все вспомнили и готовы пройти в нашу лабораторию.
Воспитатель : -Надеваем спецодежду , нас ждут новые интересные открытия.
- Как вы думаете, вокруг нас есть воздух?
-Дети: Да, иначе мы не смогли бы дышать.
Воспитатель: И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.
Мы его видим? –Нет.
-Может он – невидимка?
- Как же мы можем убедиться , что он есть.?
Дети: надо провести опыт.
Опыт 1 . (ванночки с водой ,стаканы с приклеенной бумажкой)
Воспитатель: Перед вами стакан с бумагой на дне. Переверните стакан вверх дном погрузите его полностью под воду. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Восп: Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод 1: Воздух существует! Мы сделали первое открытие для Кванти.
Попрошу вас пройти за мной.
Воспитатель: Ребята, а внутри нас есть воздух?
- Воздух живет внутри людей.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИ «Дуем на ладошку»)
Вывод 2 : вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Кванти это тоже будет интересно.
Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель: а какого он цвета?
Дети: бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет?
Дети: ничем, он без запаха.
Воспитатель: А у меня есть волшебные баночки. Присядьте на стулья , закрывайте глаза , сейчас мы узнаем . что вы чувствуете. (Банка с чесноком ,лимоном).
Дети: пахнет чесноком , лимоном.
Воспитатель : какой можно сделать вывод?
: Воздух переносит запахи ,хотя сам без запаха, невидимый, бесцветный , прозрачный.
Восп : А давайте теперь поиграем с воздухом. Вставайте в круг.
ФИЗМИНУТКА,
Воздух-невидимка,
(руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)
Воспитатель: Чтобы узнать еще одно свойство воздуха , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Давайте подойдем к столу. Что лежит на столе?
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его
-Какой стал пакет? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке , а теперь давайте выпустим воздух.
Восп: Какой стал пакет?
-Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Какой можно сделать вывод ?
-воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Восп: Правильно ,хоть воздух и не видим , но он занимает объем того объекта , в который он попадает.
Воспитатель : Ребята , а как вы думаете ,можно ли воздух услышать? А теперь присядьте на палас ,закройте глаза и послушайте внимательно.
-Восп: Что ты услышал?
(аудиозапись ветра ,метели).
Вывод6:Когда воздух в спокойном состоянии , мы его не слышим .А вот когда происходит быстрое движение воздуха вперед , тогда мы слышим звук.
Воспитатель : А с помощью чего мы сейчас с вами можем услышать воздух еще?
Дети : духовые инструменты. Свистульки ,дудочки ,флейта, труба. Воспитатель: Вот мы закончили наши эксперименты в лаборатории. Давайте подойдем к мольберту и вспомним ,что мы сегодня с вами делали?
-Зачем мы это делали?
-Для кого мы это делали?
-Справились ли мы с задачей?
-Много ли теперь Кванти узнает о воздухе?
Воспитатель :
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) воздух можно услышать;
7) ветер – движение воздуха.
Свободный выход:
Воспитатель : Ребята , мы с вами знаем, что с помощью воздуха можно рисовать. Это техника рисования воздухом- (Кляксография).А как можно рисовать с помощью воздуха?
Дети :капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам отправиться в группу и нарисовать рисунки в подарок Кванти ,которые мы отправим ему вместе с видеописьмом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.