Ересек тобындағы Вариативті компоненттің
Конспект вариативной части в старшей группе
Өткізу күні/Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область: Познание
Пән/Предмет: экология
Тақырыбы/Тема: «Животные Севера» №
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
2.Дамытушылық- развивающая: Развитие любознательности, внимания, мышления, памяти, связную речь
3.Оқыту- обучающая: Формирование представления детей о животных Крайнего Севера; систематизировать представления детей в умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Педагогикалық технологиялар/пед.технологии: здоровьесберегающая, игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: глобус; иллюстрации с животными Севера; загадки, презентация «Животные Севера», песня «Где то на белом свете»
Көптілділік билингвалдық компонент: солтүстік бұғысы- северный олень , солтүстік –север,аю – медведь.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы 1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:
В. - Ребята, вы знаете что это? Д. Это глобус, модель нашей Земли.
- Как вы думаете, что обозначает этот голубой цвет? Правильно, это вода- моря, океаны- и ее очень много. И там живут кто? Ответы детей
Давайте посмотрим вот на эту часть глобуса. Это – Африка и там очень жарко. А какие звери живут в жарких странах?
А теперь поднимемся выше. Здесь растет очень много деревьев. Какие деревья вы знаете? (дуб, береза, елка).
- А где растет много деревьев? В лесу. Каких животных леса вы знаете?
А теперь я загадаю вам загадку:
Там очень-очень холодно, там всегда зима
Там лежат холодные вечные снега
Там медведи белые бродят круглый год
Морж усатый медленно в полынье плывёт
Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере.)
Эта самая верхняя точка земли называется - Северный полюс. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что он со всех сторон окружен океаном. И сегодня мы с ними познакомимся. Я приглашаю вас на экскурсию
2. Негізі бөлімі/основная часть
Рассказ воспитателя с презентацией
Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму, длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво
Это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову,
- Что находится на его голове? Кокой он? – Ответы детей
Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
- Чем же питаются северные олени? - травой, мхом, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами.
Вот мы видим, другое северное животное? Кто он ребята? - Белый медведь.
- Какой он? – Ответы детей
Верно, но это ещё не все. Белый медведь – хищник, у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело как вы и сказали покрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находится в воде. Легко плавает, не впадает в спячку. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега.
- Как вы думаете, чем питается медведь?
- Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
Исследовательский эксперимент.
1. В: Давайте представим, как питается белый медведь.
Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи и тюлени становятся его добычей. Давайте посмотрим, как это происходит.
Э/д. В таз налить воды и положить фанеру или пенопласт (это льдина). На середине льдины лежит тюлень (игрушка из киндер-сюрприза). Представим, что ваши руки это лапы медведя, наклоните «льдину». Что происходит, тюлень скатывается прямо в лапы медведя.
- Почему это происходит?
Д. Льдина скользкая и медведь ее поднимет вверх.
2. Когда медведь вылез на льдину из воды, он встряхнулся. От
него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом,
ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь
приспособился к таким условиям, проделаем опыт (переход к следующему
столу).
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте
ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем
воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку
льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова
опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю
руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки
слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
В. - А вот еще кто- то нас встречает. Кто это?
Морж – это тоже большое и сильное животное. Посмотрите, что есть у моржа? - Ответы детей.
Туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Знаете, чем питаются моржи? - Рыбой, рачками.
В. - Посмотрите, а тут ещё одно животное севера. Кто же это? - Это морской котик
Морские котики тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на котика.
- Что у него вместо ног? - Плавники. Верно, плавники, а не ласты. Тело, покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Котик - водное животное, и как вы думаете, чем он питается? - Рыбой
В: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А как вы думаете, почему детеныши морского котика белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
- Для того что бы быть незаметным для хищников.
- Правильно, ребята, а как вы думаете, что спасает от холода животных, которые живут на Севере?
Дети: - От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Ребята наша экскурсия окончена А чтобы вспомнить, всех, кого мы с вами повстречали сегодня, я вам загадаю загадки:
*В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим мы на ластах? (Моржи).
*В океане тёмно-синем, * Словно царскую корону,
Лапой, выудив моржа, Носит он свои рога,
На полярной скользкой льдине Ест лишайник мох зелёный.
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь). Любит снежные луга? (Олень)
3. Қорытынды/итоговая часть:
Наше занятие окончено. Вам было интересно?
Что вы запомнили?
С какими животными вы сегодня познакомились?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.