Тема: « Осень в гости к нам пришла»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей об
осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные
дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
2 .Уточнить и расширить словарный запас по теме,
совершенствовать грамматический строй речи через согласование слов
существительных с числительными, продолжать учить образовывать относительные
прилагательные.
3. Развивать интонационную и мимическую
выразительность речи, общую моторику рук.
4. Воспитывать навыки сотрудничества,
доброжелательности и любви к природе.
Предварительная работа: Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды, наблюдения за изменениями в природе, чтение стихов, отгадывание загадок об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», беседа о перелетных птицах; различные дидактические игры.
Ход занятия:
Воспитатель (читает стихотворение)
Осень
начинается,
Листья осыпаются.
Их веселый хоровод
Ветер кружит и несет.
Всё засыпано листвой
Желтой, красной, золотой.
Дети я сейчас вам раздам листочки и давайте
посмотрим, с каких деревьев они упали.
Д/игра
«Скажи с какого дерева листья»
У берёзы листья …берёзовые.
У клёна листья…кленовые.
У дуба листья …дубовые.
У тополя листья…тополиные.
У осины листья…осиновые.
У липы листья… липовые.
У рябины листья…рябиновые.
У каштана листья… каштановые
Воспитатель: Дети, а как называется явление природы, когда опадают листья?
Дети: Листопад
Воспитатель: Дети а теперь послушайте очень красивую историю которая произошла в осеннем лесу.
В прекрасный Осенний день появилась на свет Ёлочка. Раздвинула листья, травинки, высунулась на землю и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рожднения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. М стоит Ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Воспитатель: Мы немного отдохнём и сделаем физминутку.
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель: Осень прекрасное время года, у неё есть три периода, какие. Ранняя, золотая, поздняя осень.
Воспитатель: У осени есть три осенних месяца сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Сентябрь относится к ранней осени, октябрь к золотой, а ноябрь к поздней осени.
Воспитатель: У Осени есть свои приметы. А какие? Интересно?
С деревьев начинают опадать листья, птицы улетают на юг, чаще идёт дождь, солнце не так уже греет, дни становятся короче, убирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Птицы начинают улетать в октябре. А вы Знаете, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Дети: Перелётные
Воспитатель: Птицы улетают на юг потому что с наступлением холодов им становится нечем питаться все насекомые прячутся в щелки, замерзают реки и те птицы которые питаются рыбой и лягушками остаются без еды.
Воспитатель:
- Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И
поверх садов и рощ Моросит холодный… (дождь)
- Стало хмуро за окном, Дождик просится к нам в
дом. В доме сухо, а снаружи Появились всюду… (лужи)
- Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто… (листопад)
- Не колючий, светло-синий По кустам развешан … (Иней)
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску, что там изображено?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Мне кажется чего - то не хватает на дереве?
Дети: листиков
Воспитатель: Дети, посмотрите на листочки разложенные перед вами
какого они цвета? А каким цветом листочки осенью? А теперь давайте разноцветные
листочки наклеим на дерево и возле дерева. Давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого пальца)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
(Дети самостоятельно выполняют аппликацию)
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, какая у нас красивая картина получилась. Давайте эту картину мы подарим малышам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.