Конспект и презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Городецкая роспись"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Конспект и презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Городецкая роспись"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Презентации учебные
docx
изобразительное искусство
5 кл
09.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

конспект урока Городецкая роспись.docx
Отдел образования и молодежной политики  администрации муниципального района «Княжпогостский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емвы ул. Дзержинского, д. 102, телефон/факс 88213921938 Урок ИЗО в 5 классе  Городецкая роспись Учитель ИЗО МБОУ «СОШ №1» г. Емвы Макарова Анастасия Ярославовна Цель: познакомить учащихся с искусством городецких мастеров. Задачи: Образовательная – сформировать новые знания и умения; Воспитательная   –   воспитание   эстетического   чувства, коллективизма; Развивающая – развитие творческого потенциала учащихся, умения работать в группах.   воспитание Методы: наблюдение, показ, работа в группах, проектная деятельность. Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники Ход урока. 1. Организационный момент.  Здравствуйте, ребята. Сегодня урок рисования проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Ярославовна, я работаю в СОШ №1 учителем ИЗО. Надеюсь, наш  урок вам понравится. 2. Повторение пройденного. Предлагаю вам отгадать загадки:                                         ­ Слайд №2      ­ Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы ­...(Матрешки) ВОПРОС: Кто из вас знает, когда и как появилась на Руси метрешка? (16  век – по образцу, привезенному из Японии. Игрушка представляла собой  древнего мудреца Фукурума. Это было несколько одинаковых  игрушек,  вставленных одна в другую. По данному образцу русские мастера стали  изготавливать матрешку.) ­ Эта игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный  художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне  на территории города Киров). Игрушку лепят из глины, обжигают и по  грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены.   (дымковская игрушка) ВОПРОС: чем интересна дымковская игрушка в нашем современном  мире? (до сих пор не налажено серийное производство; каждая игрушка –  ручная работа) ­ Резные ложки и ковши Ты разгляди­ка не спеши. Там травка вьётся и цветы Небывалой красоты. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют … (Хохломой). ВОПРОС: почему хохлому называют золотой? (особая технология  производства, взятая за основу у иконописцев) ­ Синие птицы по белому небу, Море  цветов голубых, Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка – глазам загляденье! Словно весною капель. Ласка, забота, тепло и творенье, Русская, звонкая … (ГЖЕЛЬ) ­ Что объединяет все эти предметы? (это изделия декоративно­ прикладного творчества, художественные промыслы, гордость русской  земли). ­ Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним художественным  промыслом. Но прежде немного истории…                   ­ Слайд № 3            Есть на Волге город древний,  Под названьем Городец.  Славится по всей России,  Своей росписью творец. Выбор   места   строительства   Городца   был   обусловлен   его ­ Слайд № 4:                      Во второй половине XII века на берегу русской реки Волги раскинулось одно из древнейших поселений – город   Городец. В летописях он   назывался   Городец­Радилов,   что   значит   "Городец   на   Волге"   или "Волжский городок",  так как в древности Волга называлась Ра, отсюда и Радилов. Впервые Городец  упоминается в 1172 году как город­крепость, защищавший   восточные   границы   Владимиро­Суздальского   княжества   от нашествия волжских булгар.     предназначением – контроль и охрана соледобычи.           В 1238 году татарские отряды Батыя сожгли Городец дотла, но город был   быстро   восстановлен   и   между   1263   и   1282   годами   стал   столицей Городецкого   княжества.   Во   второй   половине   XIII   века   в   Городце восстановили Федоровский монастырь, собор Михаила Архангела, ставшей усыпальницей местных удельных князей и городские укрепления, которые служили в XIV столетии надежной защитой для населения от проходящих татарских отрядов.            Возродился Городец в XVII веке уже не как оборонительный пункт, а   как   торговое   село,   был   центром   хлебной   торговли   и   изготовления деревянной утвари.             Царь Петр I в 1722 году, совершая путешествие в Астрахань для закладки   там   морского   пути,   посетил   Городец   и   бывший   Федоровский монастырь.  Так,    в  XVII  – XVIII   веках     Нижний   Новгород,  Балахна   и Городец стали центром судостроения.          ­ Слайд № 5:            В XIX веке Городец стал  крупным торгово­промышленным селом (торговля   зерном,   разнообразные   ремёсла   ­   кузнецкое,   литейное, кожевенное, иконописное, красильное, пряничное).    ­ Слайд № 6:                   Городец   красив   в   любое   время   года,   но   лучшая   пора   для туристической   прогулки   –   Праздник   города,   отмечаемый   ежегодно   во второе   воскресенье   сентября.   В   этот   день   на   улицах   и   площадях показывают   свой   товар   мастера   резьбы,   росписи,   вышивки,   на импровизированных сценах дают представления артисты.   ­ Слайд № 7: Жители Городца с древних времен были искусными ремесленниками.     Ремесленник­   человек,   который   занимается,   владеет         профессиональным ремеслом.       Ремесло ­ изготовление изделий ручным трудом. Среди   ремесленников   встречалось   много  кузнецов,   ткачей,   красильщиков, пряничников.        ­ Слайд № 8:             Но славился этот город мастерами­ “домовиками”, главным делом которых было строительство домов. Дома строили из дерева и украшали резьбой от самого конька (крыша дома) и до завалинки.  ­ Слайд №9: Мастерам так нравилось работать с деревом, что они решили делать игрушки, посуду, кухонную утварь, шкатулки, прялки, мебель. А для того, чтобы изделия блистали красотой и служили долго, их ярко расписывали яичными красками (масляными) и покрывали лаком. 3. Тема урока. ­ Ребята, кто догадался, какая тема нашего урока? Я помогу вам: … Городец, городецкие мастера… (Городецкая роспись).   ­ Слайд №10 4. Целеполагание. ­ Зная тему урока, какую основную цель поставим перед собой?                                                                                                         ­ Слайд №11  ­ Посмотрите на изделия городецких мастеров.  Что изображено на них?  (ответы детей)                                                                               ­ Слайд № 12 ­ Слайд № 13                ­ Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома ­ ставни, двери, ворота. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов;   розаны,   купавы   благодаря   знаменитому   мастеру  Лазарю Мельникову.  ­ Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность   украшала   еще   и   резьба.   Неглубокие,   но   выразительные прорези,   определявшие   контуры   рисунка.   С   годами   трудоемкую   резьбу начала   вытеснять   роспись   масляными   красками.   Целые   живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы ­ все эти сюжеты дополняют изображения цветов.  5. Проект. Творческая работа. ­ Сейчас вам предстоит выполнить творческую работу в группах, мини­ проект. Каждая группа получает стилизованные доски для росписи и  элементы для аппликации. Наш проект – городецкая роспись. ­ Давайте вспомним основные этапы проекта…                       ­ Слайд № 14  ­ Верно, проект состоит следующих этапов: организационно­ подготовительный, технологический  и заключительный. ­ Приступая к работе, разложите элементы росписи на доске в  симметричном или асимметричном порядке, затем приклейте их и  постарайтесь обосновать ваш выбор. 6. Работа в группах. 7. Подведение итогов творческой работы. Если взглянешь на дощечки,  То увидишь чудеса! Разноцветные узоры Тонко вывела рука. Вот и конь бежит! Вся земля вокруг дрожит! Птицы яркие летают, И купавки расцветают… ­ Ребята, почему ваши работы отличаются друг от друга? (творчество  мастеров индивидуально, каждый расписывает предметы по­своему,  проявляя творчество и мастерство). 8. Подведение итогов урока. ­ Что понравилось на уроке? ­ Что нового узнали? 9. Рефлексия. Я прошу вас закончить предложение: «Сегодня на уроке мы …» (ответы детей) ­ Я благодарю вас за продуктивную работу. На следующем уроке с  вашим учителем вы продолжите тему городецкой росписи, узнаете о ней много нового. Я вам желаю успехов! До свидания!
скачать по прямой ссылке