Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"
Оценка 4.8

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
17.11.2018
Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"
Конспект интегрированного занятия на тему «Птицы зимой» для детей старшего дошкольного возраста (с указанием формирования УУД на каждом этапе занятия). Интеграция: познавательное развитие + речевое развитие + социально-коммуникативное развитие. Цель: Систематизация и расширение знаний детей о зимующих птицах. Задачи: Обучающие: расширить знания детей о зимующих птицах; продолжать учить сопоставлять количество с числом, составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание; Развивающие: формировать предпосылки универсальных учебных действий. Воспитательные: воспитывать у детей интерес и бережное отношение к птицам.
Конспект интегрированного ПТИЦЫ ЗИМОЙ.docx
Конспект интегрированного занятия на тему «Птицы зимой» для детей старшего дошкольного возраста (с указанием формирования УУД на каждом этапе занятия). Интеграция:  познавательное   развитие   +   речевое   развитие   +   социально­ коммуникативное развитие. Цель:  Систематизация и расширение знаний детей о зимующих птицах. Задачи:  Обучающие:   расширить   знания   детей   о   зимующих   птицах;   продолжать учить сопоставлять количество с числом, составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание;  Развивающие: формировать предпосылки универсальных учебных действий. Воспитательные:   воспитывать   у   детей   интерес   и   бережное   отношение   к птицам.  Оборудование:   кукла­воробей,   рисунки­заготовки   для   создания графического   плана   занятия,   фломастеры;   материалы   для   проведения практического этапа занятия (подбираются в соответствии с программными задачами обучения). Предварительная   работа:   знакомство   детей   с   птицами   и   их жизнедеятельностью на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию   речи,   в   ходе   прогулок,   при   знакомстве   со   сказками   и природоведческой   литературой.   Изготовление   вместе   с   педагогом   и родителями кормушек, выбор для них места, размещение их за окном и на участке. Ход I. Мотивационно­ориентировочный этап Воробей:  Пролетая   мимо   вашего   окна,   я   заметил   на   нем кормушку. И прилетел к вам, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь птицам, но и знаете, как это сделать Мотивом   поисковой,   творческой,   учебно­познавательной, игровой деятельности детей может и должна стать учебная задача. В данном случае вопрос, звучащий из уст персонажа, является составной частью условия учебной задачи. Детям нужно уловить  суть  задачи  и  сформулировать  цель  своей работы. Цель  работы  детей на  занятии: помочь Воробью убедиться, что он может быть спокоен   за своих пернатых собратьев, зимующих рядом с людьми.     Очень важно ставить перед детьми задачи, проблемы и помочь им формулировать свои цели в понятиях, связанных с сопереживанием, сочувствием, познавательным азартом. Проблема,    лежащая   в основе сюжета   занятия, должна быть   «честной»,   т.   е.   ребята   должны   иметь   объективную возможность ее разрешить. Несерьезно выглядят ситуации, когда   дети   (а   точнее   педагоги)   за   30   мин   «решают» проблемы   глобального   характера   (например,   старшие дошкольники   «спасают»   лесных   животных,   нарисовав   им домики). Остановимся   подробнее   на   проблеме   целеполагания. Обладает   ли   ребенок,   придя   на   занятие,   какой­либо определенной   целью,   связанной   с   предстоящей   учебной деятельностью?  Пожалуй, нет, ведь до начала занятия ему неизвестно, что именно   он   будет   делать.   Насколько   важно,   чтобы   у дошкольников   была   конкретная,     самостоятельно сформулированная или предложенная педагогом, но по ­ настоящему принятая ими цель работы?    Приведем такие     соображения:  цель является основным компонентом       Формирование предпосылок  регулятивных учебных действий  целеполагание – умение  сохранять заданную  цель. иметь   деятельности,     который   определяется   как   ее предполагаемый результат, следовательно, без определения цели   предстоящей   работы   не   может     место деятельностный   подход   к организации учебного процесса. Принятие или самостоятельная формулировка детьми целей своей   работы   является   их   волеизъявлением.   С   этого момента   можно   считать   снятым   элемент   навязывания определенных задач, как непременного атрибута обучения, поскольку   ребята   будут   действовать   по   своей   воле,   на первый план выходит учение. Определяя или принимая цель, ребенок  перестает   быть  исполнителем  отдельных  заданий. Он   может   осмысленно   двигаться   вперед,   ощущая   свою значимость, имея возможность выбрать свой путь. II. Поисковый этап Воспитатель: Что же нужно рассказать, показать Воробью, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в голодное и холодное время года?   Предложения   ребят Педагог   организует   беседу. суммируются, дополняются персонажем и (или) педагогом с учетом программных задач. На их основе составляется план работы. В данном случае он непосредственно связан с вопросами, которые нужно осветить. Но зачастую детям бывает   необходимо   определить,   какими   знаниями, умениями,   материалами   они   обладают   для   решения поставленной задачи, что им необходимо выяснить, чему научиться,   какую   работу   выполнить,   что   для   этого потребуется. На поисковом этапе задания и фронт работ могут быть Формирование  предпосылок регулятивных УУД  ­ умение  планировать свое действие в  соответствии с конкретной  задачей. Формирование   предпосылок регулятивных  УУД – умение удерживать         внимание. распределены   для   отдельных   детей   или   группы   в соответствии   с   их   интересами,   возможностями, приоритетами их развития, а также задачами коррекционной работы. Вариант плана: 1.Всех ли  птиц, зимующих в  наших  краях,  мы  знаем? 2.Знаем   ли   мы,   чем   они   питаются   и   как   их   правильно кормить? 3.Умеем ли различить птиц по голосам? 4.Сможем ли сосчитать, сколько птиц пожаловало к нам в гости? Чтобы дети могли самостоятельно пользоваться планом, он должен   быть   наглядным.   Если   каждый   из   вопросов схематически   зарисовывается   на   приготовленных   заранее альбомных листах, возникает графический план действий. Рисовать   могут   дети   или   педагог,   но   обязательно   при согласовании   символов   с   ребятами.   Наличие   плана позволяет заменить традиционное «Давайте выполним такое задание»  на   вопрос:  «Что   нам  еще   нужно  сделать,  чтобы помочь Воробью (для решения нашей задачи)?». Наглядный план   помогает   сохранить   в   сознании   детей   задуманное, помнить цель всей работы и понимать назначение отдельных действий,   способствует   восстановлению   детьми   хода занятия и его осмыслению при подведении итогов. Формирование предпосылок  регулятивных УУД ­ готовность выбирать для себя   род занятий   из  предложенных на  выбор. Формирование предпосылок познавательных УУД ­ умения  использовать  в деятельности  знаково­ символические средства. III. Практический этап Согласно   плану   вместе   с   детьми   выбираются   формы работы.   Воробей   также   может   давать   ребятам   задания, советы,   предлагать   поучаствовать   в   играх.   Дети приступают   к   реализации   намеченной   цели.   Педагог   же решает   задачи   освоения   детьми   природоведческого содержания, разностороннего развития воспитанников. Приведем   пример   трансформации   практического   этапа занятия,  разных   вариантов   реализации   одного   и  того   же плана в зависимости от выдвигаемых воспитателем задач. Важно,   чтобы   этот   путь   был   увлекательным,   по­ настоящему развивающим, чтобы в его выборе как можно активнее участвовали дети. Рассмотрим   варианты   организации   деятельности дошкольников   на   занятии   и   их   возможный   развивающий эффект: Детям   предлагается   назвать   птиц,   изображенных   на карточках,   рассказать,   чем   они   питаются.   Для   их систематизации   можно   предложить   ребятам   определенный план рассказа (1, 2). Детям   предлагается   рассортировать   карточки   с изображениями   птиц.   В   зависимости   от   уровня сформированности   навыка   классификации   ребята   могут либо   распределить   карточки   по   названным   педагогом категориям,   либо   самостоятельно   предложить   различные признаки классификации (1). Дети   рассматривают   картину,   на   которой   изображены разные   зимующие   в   наших   краях   птицы.   Всем   желающим предлагается выбрать одну из них и придумать о ней загадку (1,   2).   В   этом   случае   идет   работа   по   применению полученных   ранее   знаний,   выбору   важнейших   внешних характеристик   и   особенностей   поведения   птицы, активизируется   словарь   ребенка,   используются   особые речевые конструкции, схема описания птиц. Детям предлагается разгадать загадки о зимующих птицах, используя   картину­подсказку   (1).   При   правильной организации   работы   с   текстом   загадок   детям   нужно выделить   существенные   признаки   птицы   и   по   их совокупности найти отгадку, доказать свое мнение. По   карточке   с   изображением   птицы   ребенку   нужно рассказать о ней, не используя «запретных» слов  – слова, необходимые   для   описания.   Активизируется   словарь Формирование  коммуникативных   предпосылок УУД  ­умение работать   по иллюстрациям; ­умение строить  монологичное высказывание.   Формирование предпосылок  познавательных  УУД ­ умение классифицировать ребенка,   он   старается   подобрать   синонимы,   наиболее точные   характеристики.  Многим   детям   больше   нравится такая разновидность игры, при которой их наряжают кем­ либо,   но   просят   предварительно   закрыть   глаза.   Ребенок спрашивает:   «Кто   я?   В   кого   я   превратился?».   Его товарищам   нужно   отвечать   на   вопросы,   избегая «запретных» слов. Воспитатель   говорит   Воробью,   что   ребята,   наверняка, сумеют узнать птиц даже издалека (1): ­по   походке,   полету,   повадкам.   Ребятам   раздаются карточки с изображением птиц. Каждому нужно вспомнить характерные   движения   и   создать   загадку­пантомиму   о заданной птице.  Остальным   детям   нужно   дать   отгадку.   Если   все   ребята будут   повторять   придуманные   их   товарищем   или педагогом   движения   в   атмосфере   интереса   и   радости, получится веселая физкультминутка. Формирование   предпосылок  познавательных  УУД ­ выделять существенные  признаки объектов;  ­умение  использовать  наглядные  модели,схемы.  Формирование  предпосылок регулятивных УУД ­ умение работать по инструкции взрослого. Формирование  предпосылок  коммуникативных  УУД ­ умение  работать по  картинке, умение описывать предмет. Формирование  предпосылок  регулятивных  УУД ­ умение удерживать внимание. Формирование предпосылок коммуникативных  УУД­ владение  определенными  вербальными и  невербальными средствами общения. Такой подход к организации динамической паузы имеет ряд преимуществ:   игра   проходит   в   контексте   работы   по продвижению   к   цели,   не   ломает,   не   нарушает   сюжета занятия; ­по силуэту. (Детям предлагаются контурные изображения птиц.   В   зависимости   от   уровня   развития   зрительного восприятия,   воображения   всем   или   некоторым   ребятам дополнительно   предлагаются   соответствующие   цветные изображения.   С   этой   же   целью   можно   использовать зашумленные   картинки,   фрагменты   изображений «спрятавшиеся  птицы», «недорисованные  портреты» и  т. д.) Педагог произносит названия зимующих птиц. Если допущена   ошибка,   нужно   встать   (1).   Таким   образом,   на основе   освоенного   материала   проводится   тренировка внимания. Задание можно усложнить, предложив детям по­ разному реагировать на названия зимующих и перелетных, диких и домашних птиц. Воспитатель показывает детям карточки с изображением зимующих   птиц,   затем   убирает   их.   Ребятам   нужно постараться назвать всех птиц по памяти. В зависимости от объема   кратковременной   зрительной   памяти   детей,   игра начинается с 2–3 или 4–5 карточек и продолжается до тех пор, пока хотя бы один ребенок участвует в ней. Педагог   может   произносить   названия   птиц,   постепенно увеличивая число слов в серии. Так проводится игра на тренировку кратковременной слуховой памяти (1). Детям   предлагается   прослушать   голоса   птиц   и   узнать «певцов»   (3).   Работа   способствует   развитию   слухового восприятия.   Дополнительно   ребятам   можно   предложить попытаться   сымитировать   «слова»   птиц   при   помощи звуков нашей речи. Можно также рассказать ребятам, что у разных народов Формирование предпосылок регулятивных УУД ­ умение правильно  держать орудия  письма и  инструменты. Формирование предпосылок регулятивных УУД ­ удерживать  задачу на  протяжении всего времени   выполнения  задания. Формирование  предпосылок  регулятивных  УУД ­ умение удерживать внимание. записывать   птичью   речь принято   по­разному   человеческими   звуками.   Прослушивание   голосов   птиц, звуков леса может стать основой для релаксации. Воробей   может   предложить   вниманию   детей   задачи   и задания   на   счет,   которые   ребята,   в   зависимости   от освоенного ими комплекса умений, могут выполнить устно или путем выбора и перекладывания нужного количества карточек с изображениями различных птиц (4). Также дети могут   раскрасить   заданное   числом   количество   птиц определенного   вида.   Таким   образом,   применение   навыка сопоставления   количества   и   числа   и   умения   узнавать предмет по силуэту будет дополнено подготовкой руки к письму. Многие   ребята   любят   решать   задачки   «бегом».   Воробей рассказывает   историю,   и   по   его   команде   со   стульчиков «взлетает» нужное количество птичек заданного вида. Для игры   детям   требуются   карточки   или   шапочки   с изображением птиц. Перечень примеров можно продолжать. Педагог выберет и предложит   детям   такие   формы   освоения   содержания, которые   в   наибольшей   мере   соответствуют   насущным задачам развития детей. Важнейшая   задача   работы   по   формированию   у   старших дошкольников   предпосылок   учебной   деятельности   – обращение   их   внимания   на   ход   самой   деятельности,   привычки развитие   потребности,   способности, планировать, осмысливать и оценивать свою деятельность. В   связи   с   этим   необходимо   дополнять   учебные   задания организационными. Формирование  предпосылок  коммуникативных  УУД ­ владение  определенными  вербальными и  невербальными средствами общения. Формирование  предпосылок  регулятивных УУД ­ умение  осуществлять  действие по  образцу и  заданному правилу. Формирование предпосылок коммуникативных  УУД ­ умение  слушать  собеседника. Формирование  предпосылок регулятивных УУД   ­ умение действовать по инструкции  взрослого, ­ умение удерживать задачу на  протяжении всего времени выполнения задания. Предварительные задания нацелены на формирование умения   планировать   предстоящую   работу,   выполнять действия   на   основе   самостоятельного   речевого планирования,   не   отступать   от   намеченного   плана, организовывать совместную деятельность в паре, группе. Можно   предложить   детям   различные   комбинации   таких вопросов: ­ С чего стоит начать работу? ­Что   (скорость   выполнения,   аккуратность,   точность,   красота)   кажется   тебе соответствие   инструкции, важнейшим в этой работе? ­ Как ты будешь действовать? Расскажи по порядку. ­Каким бы тебе хотелось видеть результат своей работы? ­ К чему ты будешь стремиться? ­ Что тебе пригодится для работы? и т. д. Рефлексивные   задания   учат   детей   осмысливать проделанную   работу,   видеть   ее   составляющие,   условия успеха. Эти вопросы и задания формируют у ребят навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:  ­ Как ты задумал выполнить работу? А как действовал? Почему? ­ Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы. ­   Ты   говорил   о   том,   что   для   этой   работы   очень   важна аккуратность. Оцени  свою  работу. Сравни  ее  с работой, выполненной тобой раньше. Что ты можешь сказать? Чем они отличаются? Почему? ­ Кому бы тебе хотелось рассказать о ­ своих успехах? ­   Как   ты   думаешь,   почему   сегодня   получилось   лучше Формирование  предпосылок регулятивных УУД ­ планирование –  умение планировать  свое действие в  соответствии с конкретной  задачей. Формирование  предпосылок регулятивных УУД ­ умение      контролировать  свою деятельность  по результату. (хуже)? ­ Что у тебя получилось лучше всего? ­ Что было в этой работе самым трудным,  интересным, веселым, приятным, загадочным? ­ Какие знания и умения пригодились тебе для того, чтобы справиться с задачей? ­ Что ты узнал нового? Чему научился? Естественно,   что   далеко   не   каждое   задание   должно сопровождаться подобными надстройками, но обращение к предварительным и рефлексивным заданиям должно быть систематическим.   Таким   образом,   ребенку   предлагается осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности,   уловить   момент   собственного   развития   в процессе учения и увидеть его пути.  Детям  предоставляется  возможность  сконцентрироваться на   ощущении  радости  от совершенных открытий, своих достижений, новых приобретений, ощущении собственной значимости, весомости своего вклада в общее дело. Здесь   оценка   –   способ   зафиксировать,   осмыслить сегодняшний   результат,   выявить   проблемные     области, причины   неудач и найти путь к успеху. Отметим, что наличие системы самооценки – необходимая составляющая личностно ориентированного, развивающего обучения,   формирования   основ   учебной   деятельности. Если   ребенок   сам   ставит   перед   собой   задачи,   ощущает потребность в учении, то и отслеживать ход этого процесса он должен сам. Формирование  предпосылок регулятивных УУД ­ умение оценить результат и ход своих действий. Формирование  предпосылок регулятивных УУД ­ умение адекватно понимать оценку взрослого и  сверстника. IV. Рефлексивно­оценочный этап Помимо оценки работы над отдельными заданиями, важно предлагать   ребятам   восстанавливать   весь   ход   решения учебной задачи. В этом могут помочь графический план занятия,   наглядные   результаты   деятельности,   вопросы персонажа и воспитателя. Воспитатель:   Как   вы   думаете,   ребята,   убедился   ли Воробей в том, что мы сможем поддержать его пернатых друзей, зимующих рядом с нами? Что же его убедило? Как вы думаете, что он теперь чувствует? Выслушав   ответы   детей,   педагог   предлагает   ребятам обратиться с подобным вопросом к  Воробью. Воробей:   Я очень рад, что встретил настоящих знатоков птиц, готовых о них позаботиться. Я подумал, ребята, что вы   любите   птиц   потому,   что   они,   как   и   вы, жизнерадостные, веселые, заботливые. Проявление   персонажем   чувства   радости,   благодарности детям   побуждает   присутствующих   на   занятии   детей сделать что­то приятное друг другу. Формирование предпосылок личностных УУД  ­развитие  высших  чувств: интеллектуальных (радость познания); эстетических  чувств  (чувство прекрасного); нравственных переживаний  (чувство гордости).

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"

Конспект интегрированного занятия "Птицы зимой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018