Отчет по самообразованию "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

  • Лекции
  • docx
  • 25.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал представляет собой отчет по самообразованию воспитателя ДОУ за 2019 год. Тема самообразования "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников". Автор описывает методы и приемы работы с детьми младшего возраста в развитии связной речи, применяя метод моделирования. Материал включает в себя описание наглядного материала, игр и методов дл более успешного запоминания материала детьми. Также описана данная методика и ее актуальность в настоящее время для развития речи детей.
Иконка файла материала Отчет по самообразованию 2019.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН – ДЕТСКИЙ САД П. МОЛОЧНЫЕ ДВОРЫ Отчет по самообразованию за 2018­2019 гг. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».   воспитателя Блиновой  Светланы Вячеславовны 2019 г.Речь ­ это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих     Речевое развитие – это одно из важных направлений развития личности ребенка. Благодаря   родному   языку   ребенок   познает   окружающий   мир,   в   котором   мы   живем; получает   возможность   общаться   с   другими   людьми.   Речевое   общение   активизирует познавательные процессы. Развивает эмоциональную сферу. Младший   дошкольный   возраст   –   это   возраст   чувствительного   познания окружающего.   Ребенком   продуктивно   усваивается   то,   что   затрагивает   его   эмоции,   что интересно ему. Поэтому, главная задача педагога – вызвать речевую и общую инициативу у ребенка   через   чувствительное   познание,   приобщение   ребенка   в   значимую   для   него деятельность. Исходя   из   выше   сказанного,   в   2018   учебном   году   мною   выбрана   тема самообразования:   «Использование   приемов   мнемотехники   в   развитии   связной   речи дошкольников». Цель:  • работа   по   развитию   связной   речи   у   детей   дошкольного   возраста   с использованием нетрадиционных техник (мнемотехника); • повышение   теоретического   и   практического   уровня,   компетентности   и профессионального мастерства;  • изучение   методов   и   приемов   развития   речи   детей   дошкольного   возраста посредством мнемотехники. Задачи: Образовательные: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных   произведений,   стихотворений   благодаря   последовательному   отражению   их   в картинках; активизировать словарный запас. Развивающие:   развивать   мелкую   моторику   рук,   зрительное   внимание; грамматический строй речи, звуковую культуру. Воспитательные: формировать интерес к художественной культуре. Первый этап самообразования ­ это   организационно­диагностический. Изучила методическую литературу: 21. Методическое пособие Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». 2. Методическое пособие Н.В. Нищева «Обучение детей   пересказу по опорным картинкам». 3. Статья на тему: «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи» с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». 4. Изучение опыта других  педагогов по обозначенной теме в Интернет­сайтах.  5. Статья «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» автор Омельченко Л.В./ Логопед, 2008 г.,  № 4, с 102­105. 6. Статья   «Учим   стихи   –   развиваем   память»   автор   Т.Д.   Широких,   Ребенок   в детском саду, 2004, № 2, с. 59­62. На   основе   изученного   материала   сделала   вывод,   что   этот   метод   оказывает положительное влияние на развитие речи дошкольников: ­ дети эффективно запоминают, сохраняют и воспроизводят информацию; ­   использование   мнемотехники   для   дошкольников   сегодня   становится   все   более актуальным; ­   цель   обучения   с   ее   использованием   –   развитие   памяти:   слуховой,   зрительной, двигательной, тактильной, а также – мышления, внимания, воображения; ­ основа обучения – развитие творческого познания; ­ помогает в преодолении проблем в речи детей: у дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному   опыту   ребенка,   с   которыми   он   вступает   в   активное   взаимодействие.   С возрастом память становится произвольной, т. е. ребенок обучается с помощью взрослого управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической   деятельности,   для   улучшения   памяти   необходимо   воспитывать   у   детей приемы запоминания, припоминания, Этому то и способствует мнемотехника. Мнемотехника   —   это   искусство   запоминания.   Это   система   методов   и   приёмов, которые помогают ребенку успешно и эффективно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышления, зрительной и слуховой памяти. Начала   деятельность   с   детьми   (3­4   лет)   в   данном   направлении   с   простых мнемоквадратов.   Этот   приём   позволил   детям   понять,   что   каждый   предмет   имеет   свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомила детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены 3линейно). Мы вместе с детьми составляли короткие рассказы (из двух­ трех предложений) на   тему:   «Осень»,   «Овощи»,   «Игрушки».   Мнемодорожки   используем   в   режимных моментах: «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д. Описательный   рассказ   –   наиболее   трудный   вид   монологической   речи.   Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают   теми   знаниями,   которые   приобретают   в   течение   жизни.   Чтобы   описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что детям наиболее трудно дается. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Для   составления   детьми   коротких   описательных   рассказов   составляла   цветные мнемотаблицы, потому что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы сенсорные эталоны. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно   рассказать   о   предмете.   Изготовлены   мнемотаблицы   для   составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные». Особенно   эффективны   мнемотаблицы   при   заучивании   стихотворений.   Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После   этого   ребенок   по   памяти,   используя   графическое   изображение,   воспроизводит стихотворение целиком. При заучивании стихотворений рассматривали с детьми уже готовые мнемотаблицы. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений. Мною была собрана картотека мнемотаблиц по стихам Агнии Барто, которую дети успешно применяли для заучивания стихотворений. Создана картотека дидактических игр по развитию речи с использованием приемов мнемотехники. Детям очень нравилось играть в такие игры как «Опиши предмет», «Какая картинка лишняя?», «Кто это?», «Какое слово потерялось?». Мнемотехника для самых маленьких незаменимый прием в обучении рассказыванию и запоминанию сказок. Мною собрана цветная картотека мнемотаблиц к русским народным сказкам.   Дети   успешно   рассказывают   по   ним   сказки,   угадывают   по   таблицам   название сказки, играют в дидактические игры по данным мнемотаблицам. На следующий учебный год планирую не только давать готовые мнемотаблицы, а вместе с детьми создавать, придумывать их. Как равноправный партнер помогать детям находить и выбирать наиболее удачные решения. 4На протяжении учебного года, тесно сотрудничала с родителями воспитанников. Они   принимали   участие   в   изготовлении   дидактических   игр   и   демонстрационного   Проводились   индивидуальные   консультации, материала.   выставлялись ознакомительные папки­передвижки по данной теме, был проведен доклад­презентация для   беседы, родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей». Был проведен мастер­класс с родителями «Использование метода мнемотехники с детьми при заучивании стихотворений и рассказывании сказок» с показом презентации и фото  детей,   применяющих   метод   мнемотехники   в   режимных   моментах,   на  занятиях,   в играх. В   процессе   самореализации   велась   работа   по   передаче   опыта   другим   педагогам ДОУ. Проводились ознакомительные консультации, беседы, а также мною был проведен на педагогическом совете практический семинар для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников   с   помощью   Лэпбука     «Мнемотехника.   Развитие   связной   речи   у дошкольников»   с   показом   презентации,   на   котором   педагоги   не   только   более   глубоко познакомились с данным методом развития речи дошкольников, но и сами попробовали применить некоторые приемы, игры и упражнения в работе с детьми. В   результате   работы   по   теме:   пополнение   развивающей   предметно   ­ пространственной   среды   в   группе;   оформлены   картотеки   мнемотаблиц:   «Рассказываем сказки»,   «Мнемотаблицы   для   заучивания   стихов   для   детей   младшего   дошкольного возраста»,   «Мнемотаблицы   для   составления   описательного   рассказа»,   изготовлены лэпбуки «Развитие речи с помощью мнемотехники» и «Мнемотехника.   Развитие связной речи у дошкольников». Периодически пополняла речевой уголок наглядными пособиями и принадлежностями, (кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика)   способствующими   правильному   речевому   развитию   детей При   дальнейшей   работе   планирую   использование   образовательной   технологии "мнемотехника"   в   воспитательно­образовательном   процессе,   в   частности   для   развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению. Планирую   продолжить   работу  в   этом   направлении,   так  как   мнемотехника   ­   это эффективный способ развития личности ребенка. 5