Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"
Оценка 4.8

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
2 кл
27.06.2017
Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"
Классный час разработан для проведения внеурочной деятельности в начальной школе для 2-3 классов. В нем использованы различные материалы о празднике, исторические сведения о возникновении азбуки, вариантах букв и другое. Конспект дополняется презентацией с яркими картинами прошлого и описаниями тех событий .Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"
Славянская письменность конспект.docx
МБОУ "СШ №7" День славянской письменности  (классный час ) для 2­3 классов Составлено  учителями начальной школы 2017год День славянской письменности и культуры.(классный час ) Цель: Раскрыть значение праздника «День славянской письменности и культуры» Задачи: 1.Прививать детям любовь к родному слову, русскому языку, отечественной  истории. 2.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки. 3.Воспитать уважение к создателям кириллицы, национальной гордости за  язык. Материалы к празднику «День славянской письменности и культуры»(1) Дети читают стихотворение По широкой Руси нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий(2) За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла с Мефодием,(3) Братьев славных равноапостольных В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Все народы, что пишут кириллицей,(4) Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. 1­й ребенок­чтец (5)Русоволосые и сероглазые Лицом все светлые и сердцем славные Древляне, русичи, поляне Скажите, кто вы? Все хором Мы – славяне! 2­й ребенок­чтец (6)Своею статью все пригожие Все разные и непохожие Зовётесь ныне вы россияне; Издревле, кто вы? Все хором Мы – славяне! 3­й ребенок­чтец Мы любим песни наши вольные, Цветы, березы белоствольные, Зовемся Любы, Оли, Ани, Сережи, Коли. Все хором Мы – славяне! Ведущий (со свитком в руках):(7) Гой вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам  о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили­были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них  были добрые матушки и премудрые строгие батюшки. Умели они пахать да  косить, дома­терема рубить; умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот только грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма  писать. И явились в славянских странах два просветителя – братья мудрые,  Кирилл с Мефодием.(8) И придумали они буквы, а из них составили азбуку. Дети рассказывают о Кирилле и Мефодии и об истории создания славянской азбуки. 1­й ребенок В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником,  по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя  азбука и книги, а у славян не было. Младший брат – Кирилл – мечтал: «Когда вырасту, придумаю славянам  буквы». Он был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту. 2­й ребенок Кирилл, выучил много языков. Дали ему прозвище «Философ».(9) Но от славы и богатства он ушел в монастырь, стал монахом. Там, в тишине, вместе с  братом Мефодием они составили азбуку.(10) 1­й и 2­й ребенок вместе  Много потрудились братья для создания славянской азбуки! 1­й ребенок Братья старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке было не  трудно их писать. Этими буквами потом были записаны слова многих мудрых  книг. Как создателя славянской письменности святого Кирилла обычно  изображают со свитком азбуки в руках.(11) Ведущий (12)Посмотрите на свиток с буквами славянской азбуки. Вот какие красивые  эти буквы! Каждая буква в славянской азбуке особенная. Буквы отражают дух народа:  мудрость, силу и красоту. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой  славянской буквы. Сейчас мы это узнаем. Выходят дети с шапочками­буквицами на голове. Буква «Аз» Здравствуйте! Я – буква Аз. Я азбуке начало. По имени первой буквы азбуки начала грамоты (да и начала любого дела)  назывались «азами». В старину говорили «С познания азов начинается  мудрость». Буква «Буки» А меня зовут – буква Буки. В народе говорят: «Сначала аз да буки, потом и  науки». Буква «Веди» Моё имя – буква Веди. Я всё знаю, всё ведаю. Ведущий А знаешь ли ты, буква Веди, о том, что наша речь похожа на сад? В этом саду  растут красивые цветы: это умные, добрые слова? Пусть сейчас наши дети  назовут какие­нибудь добрые слова? Дети (называют добрые слова) «Мама», «папа», «солнце», «прости», «спасибо», «Родина», «свет», «книга»,  «радуга»… Ведущий Давайте задумаемся о смысле некоторых слов. Например, что означают слова: «Здравствуйте»? – Пожелание здоровья, здравия. «Спасибо»? – «Спаси Бог». «Благодарю»? – Дарить все блага. «Милосердие»? – Милое, доброе сердце. Ведущий Изменится ли что­то в мире, если люди будут чаще говорить добрые, святые  слова? Дети (дают ответы) – Люди станут больше улыбаться, радоваться. – Мир станет добрее. – Люди станут добрее и чище… Ведущий Вы сумели назвать добрые слова и даже объяснить смысл некоторых слов. Как важно, чтобы в нашей жизни мы старались не только говорить, но и выполнять то, к чему призывают нас эти слова – стараться жить просто и с любовью. А теперь отгадайте загадки. На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов­богатырей знает каждый грамотей.(13) (Буквы) Русскую азбуку можно назвать младшей сестрой азбуки славянской. Не дерево, а листочками, Не рубашка, а сшита. (Книга) (14) 1­й Ребенок­рассказчик (15)Книги пришли на Русь с принятием христианства, в Х веке. В Киевской Руси сразу же возникли школы, где обучали чтению, письму и  «искусству книжному». 2­й ребенок­рассказчик (16)Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все  дети хором громко повторяли за ним. Даже пословица сложилась: «Азбуку  учат, на всю избу кричат».(17) 3­й ребенок­рассказчик Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте.(18)  Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте  процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие. О том, что  письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка: «Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все  тело».(19) 4­й ребенок­рассказчик Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными  перьями, которые макали в чернила. Вот какой чудной в начале Наша грамота была! Вот каким пером писали Из гусиного крыла! Этот нож не без причины Назывался «перочинный». Очиняли им перо, Если не было остро. А сможет ли кто­то сегодня отгадать загадку, которую придумали, в  древнерусской школе: «Пять волов одной сохой пашут»? (20) Ведущий Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать  по книгам. К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью. Читать дети учились тоже на славянском языке. На славянском языке были  написаны богослужебные книги, жития святых, поучения, летописи. Ребенок­чтец Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Так из летописей старых Знали дети москвичей О литовцах, о татарах И о родине своей. Ведущий Хотите послушать, как красиво звучал славянский язык? Ведущий или кто­то из взрослых читает фрагмент текста на славянском языке. Ведущий Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык  живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается  служба в православных храмах. Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному  человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!.. Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке. 1­й ребенок­рассказчик (21)А я слышал, что про книги в старину говорили: «Прочитал от доски до  доски». Как это? 2­й ребенок­рассказчик Издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок.  Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали  металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А  прочитать такую книгу «от доски до доски», значит – прочитать от начала до  конца, от первой деревянной створки обложки до второй. 3­й ребенок­рассказчик (22)В старинной русской школе существовала традиция – когда ученик  заканчивал какую­то часть обучения: выучивал буквы, прочитывал свою  первую книгу, но приносил учителю в благодарность за науку горшок каши. После уроков все ученики вместе с учителем ели эту кашу. 1­й ребенок­рассказчик С тех давних пор «однокашниками» стали называть тех, кто учился вместе, а  значит, ел одну кашу по окончании учения. Дети дарят учителю горшок сваренной родителями каши со словами благодарности за учение. Ведущий Смотрите­ка, к нам пришли ещё несколько буквиц славянской азбуки. Буква «Глаголь» (23)Здравствуйте! Я буква Глаголь. Глаголить – значит «говорить», «молвить». Существует поговорка: «Слово  молвишь – не воротишь». Ведущий Значит, чтобы сказать, надо сначала подумать. Сейчас наши ребята подумают  и расскажут нам пословицы о грамоте и учебе. Дети(24) ­ Сначала аз да буки, потом и науки. ­ Ученье – свет, а неученье – тьма. ­ Азбука – к мудрости ступенька. ­ Что написано пером, не вырубишь топором. (30) ­ Кто хочет много знать, тому меньше надо спать. ­ Красна птица пером, а человек умом. ­ Грамоте учиться – всегда пригодиться. ­ Век живи – век учись. Ведущий Буква «глаголь» учит нас быть мудрыми, владеть своим словом. Буква «Добро» (25)Добрый день! Меня зовут – буква Добро. Про добро тоже много пословиц  сложил русский народ. Дети  ­ Час в добре пробудешь – всё горе забудешь? ­ Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. ­ В ком добра нет, в том и правды мало. ­ Добро не лихо – ходит в мире тихо. Ведущий (26)А вот ещё славянские буквы, у них свои особенные имена: «Есть»,  «Жизнь», «Земля»… Если назвать поочередно первые буквицы славянской азбуки получатся слова  со смыслом: Дети Аз Буквы Ведаю Глагол Добра Есть Жизнь Земли Ведущий (26)А вот ещё буквы: «Люди» и «Рцы». Буква «Рцы» Здравствуйте, я Буква «Рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова  «Русь» Русь талантами богата, Русь талантами сильна. Если будут петь ребята, Значит, будет жить она. Дети поют песню о азбкуе Ведущий Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте. (28)Спасибо  святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили они нам славянскую  азбуку. В современной русской азбуке – 33 буквы, а со старинного свитка славянской  азбуки на нас смотрят 44 буквы­сестрицы. Ребенок­чтец (30)Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям. И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит! В СКОБКАХ УКАЗАНЫ НОМЕРА СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СЛАЙДОВ ПО ЩЕЛЧКУ.

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"

Конспект классного часа по теме "День славянской письменности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017