Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)
Оценка 4.7

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа
Детсад
15.03.2018
Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)
Цели и задачи: Углубить знания воспитанников об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла. 1. Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе переработки реальной формы в декоративную. 2. Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой, бережного отношения к ней. 3. Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле.
Конспект НОД.doc
Конспект непосредственно­образовательной деятельности  Воспитатель  Нефтеюганского районного муниципального образовательного бюджетного учреждения «Сингапайская СОШ» Глушкова Ольга Валерьевна Тема: «Образ птицы в народном фольклоре» Группа: 3­4 года Продолжительность: 15 минут Место проведения: групповая комната Дата проведения: 29 марта 2017 г. Цели и задачи: Углубить знания воспитанников об образе птицы через ознакомление с  различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи,  как вида народного промысла. 1. Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе  переработки реальной формы в декоративную.  2. Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой,  бережного отношения к ней. 3. Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской  народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой  росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле. Зрительный ряд: Образцы и репродукции искусства Хохломы с изображением птиц.  Учебные таблицы для практической работы учащихся. Музыкальный ряд: аудиозапись А.Барков «Голоса весеннего леса», русская народная  песня «Прилетели к нам все пташечки» Литературный ряд: русская народная сказка «Суд птиц», старинный сказ «Птицы на  море» Оборудование: гуашь, кисти, заготовки для выполнения росписи. Ход урока. Вступительное слово. Воспитатель:                       Слетелись в нашу горницу чудо­птицы! Расселись на золотых ветках, сверкают огненным оперением,  Клюют красну ягоду!                       Чудо­птица, Жар птица нашла своё отражение в искусстве  Хохломских мастеров. (Обзор представленных изделий хохломских мастеров  ­ панно, скобкарь, репродукции)  ­ Обратите внимание, ребята, в каком месте находится  изображение птицы?  (в центре,  в окружении растительного орнамента) ­ Тем самым художники Хохломы хотели подчеркнуть важность и значимость птицы в  гармоничном сочетании с окружающей природой. ­ Посмотрите на окраску птиц! Какие цветовые оттенки преобладают? Ответы воспитанников: Желтый, оранжевый, красный ­теплые тона. Воспитатель: За что любят птиц народные мастера и уделяют такое большое внимание  их изображению в своих росписях?   Ответы воспитанников: За красоту оперения, за звонкие трели, за высоту полёта. Воспитатель: А какая птица пылает огненным жаром, отличается золотым оперением? Ответы воспитанников: Жар­птица! Воспитатель: Этим удивительным Жар­птицам мы и посвящаем наше необычное  занятие.                                 Звучат в аудиозаписи голоса птиц весеннего леса.  Воспитатель: (на фоне аудиозаписи) Слетелись птицы и наполнили апрельский лес и  дол своим  многоголосным пением. И не случайно. Ведь месяц апрель в народном  календаре – птичий месяц. А почему он так назван?  Ответы воспитанников: Апрель ­ месяц возвращения перелётных птиц на родину. Воспитатель: Какие птицы прилетают в апреле?  Ответы воспитанников: Трясогузки, журавли, гуси, овсянки, чибисы. Воспитатель: Какой день апреля в народном календаре связан с образом птиц? Ответы воспитанников: Благовещение. Отпущение птиц на волю. Воспитатель: Что делают птицы, прилетев на Русь? Ответы воспитанников: Вьют гнёзда, откладывают яйца. Воспитатель: А вот как об этом рассказывается в русской народной сказке «Суд птиц».                                                                 Инсценировка русской народной сказки «Суд птиц»      Воспитатель: В сказках, песнях народ давал звания птицам. Кем был в сказке Орел?  (судьёй)                        Воробей? (послом) Воспитатель: Послушайте старинный сказ и обратите внимание как чётко называли  наши              предки птиц за их службу, за их характерные особенности.                                  Звучит старинный сказ «Птицы на море»  Воспитатель: Теперь вы, ребята, знаете кто из птиц за морем больший, кто из птиц за  морем меньший, какая птица на море в работе, какая птица на море в прекрасе. А какая птица пылает огненным жаром, восхищает взор золотым опереньем? (Жар­ птица) Воспитатель: Ведь не зря на Руси считалось поймать Жар­птицу – значит поймать своё  счастье. Воспитатель: «Говорят будто давным­давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок­  умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать.                            Прилетела как­то к его порогу птица Жар.  Он и её угостил. Птица Жар  задела                  золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.         Это, конечно, легенда, сказка. Начала золотой росписи ведут от древних мастеров­ живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом,  прогревали в печи, и масленая плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и  посуду стали по такому способу золотить». ­ А теперь посмотрите, ребята, на эти произведения мастеров Хохломы. Здесь вы видите различную утварь: чашки, солонки, поставцы, супницу, ложки. Все эти  предметы украшены прекрасной росписью, своеобразной и неповторимой. Это –  растительный орнамент. Из чего он состоит?  Ответы воспитанников: состоит из изображения трав, листьев, ягод, цветов.  Воспитатель: Часто художники вводили в роспись и декоративных рыб, насекомых и  птиц.  Но основной элемент хохломской росписи – это «травка» (травный узор), к нему  присоединяются все остальные изображения.     Главные виды росписи – «поверх фона» и «под фон» основаны на противоположных  приёмах использования золотого фона (показ плаката) ­Какие основные краски используют в данной росписи? Ответы воспитанников: золотая, черная, красная. Воспитатель: Давайте и мы превратимся в мастеров­живописцев и выполним  изображение Жар птицы в стиле хохломской росписи. (Воспитатель объясняет последовательность выполнения практической работы)  На первом этапе выполняем рисунок травного орнамента черной гуашью по  желтому фону.   Затем приступаем к изображению птицы красной краской, передаём общую  форму.  И в конце работы завершаем роспись, изображая детали: ягоды, веточки и  листочки, рисуем у птицы глаза, клюв, хохолок, крылья и хвост, используя  красную и черную краски, характерные для хохломской росписи. (После объяснения последовательности выполнения задания воспитатель отвечает на  вопросы воспитанников. Затем дети приступают к индивидуальной практической  работе. Особое внимание обращается на то, как дети применяют основные формы  работы кистью, тонким концом кисти и всей её поверхностью. В конце работы  воспитатель  проводит анализ 2­3х рисунков, указывая на достоинства в работе, и не  забывая о недостатках). Воспитатель: Покажите, ребята, какие у вас получились птицы? Я благодарю всех вас за добросовестную работу и желаю дальнейших успехов в  изучении народного декоративно­прикладного искусства.   Воспитатель: А сейчас со своими Жар­птицами сядьте поближе, поднимите их  повыше! ­ А не хотите ли поиграть в игру с птичкой­невеличкой? Игра «Ай­да, птица! Что за птица?»  Воспитатель:  Прилетели к нам все пташечки и позвали нас в хоровод. Саша, заводи!                 Русская народная песня «Прилетели к нам все пташечки»  Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали на уроке и что особенно запомнилось? Воспитатель: Да, к нам сегодня хохломские Жар­птицы прилетали,                        В травном узоре порхали, красну ягоду клевали. Воспитатель: С нами в игру играли, сказкой забавляли,                          В хоровод песней зазывали! Воспитатель:  Прозвенит сейчас звонок,                         И окончится урок… Воспитатель:А мы желаем, чтобы каждый из вас Жар­птицу поймал,                          И счастье свое не потерял (не растерял)! Литература: 1. Русская народная живопись. Жегалова С.К. М.,Просвещение.1984 2.Хрестоматия к программе «Преображение». Владимир.1994 4. От зимы до осени. Фольклорный праздник в школе. Составитель Г.Науменко.М.,1979 5.Золотая хохлома. Лыкова И.А.,Карапуз,2009 6.Золотая хохлома. Емельянова Т.М. «ИнтерБук».2001 7. Веселое слово ХОХЛОМА. Яхнин Л.Л. М.,1987 8. Ресурсы интернет.

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Образ птицы в народном фольклоре" (ДОУ, 3-4 г.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018