«Приключения Милы и Лунтика»
Цели:
1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.
3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.
4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.
5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
6. Воспитывать самостоятельность суждений.
Оборудование: компакт-диск с записью музыки природы, кроссворд.мероприятие
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Приключения Милы и Лунтика»
Цели:
1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как
представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях
которые занесены в Красную книгу.
3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.
4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.
5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы,
любовь и бережное отношение к природе.
6. Воспитывать самостоятельность суждений.
Оборудование: компактдиск с записью музыки природы, кроссворд.
Ход НОД
I. Орг. момент.
II. Постановка проблемы. Поиск решения.
Воспитатель:
О чем мы будем беседовать , ребята, вы узнаете, если правильно
отгадаете кроссворд. Вот кроссворд – он пока пустой. В конверте –
карточки с загадками. Я буду наугад доставать карточки с загадками, а
вы – их отгадывать.
1. В белом сарафане встала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
2. В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой,
Яркий и душистый, белосеребристый. (Ландыш)
3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня
много, да маленькие (куст, кустарник)
4. Росла на лугу, оказалась в стогу, (Трава)
5. Зеленую подружку на Новый год зимой
Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)
6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
Что ни ветка – то букет, и душистей веток нет. (Сирень)
7. Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (Василек)
8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, осенью –
красными ягодами? (Рябина)III. Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: Какое ключевое слово получилось? Сегодня мы будем
говорить не просто о растениях, а о лекарственных растениях.
IV. Обобщение знаний о лекарственных растениях.
Воспитатель: Лето замечательная пора! В это время года многие
стремятся за город. Ведь, скучно сидеть в душной комнате и еще того
хуже смотреть телевизор.
Герои, какого мультфильма отправиться вместе с нами на прогулку.
Назовите этих героев.
Лунтик и Мила тоже решили отправиться на прогулку. Куда же им
пойти?
Мила: Предлагаю пойти в лес. Он так манит своей прохладой и
таинственностью. Сколько там загадок…
Лунтик: А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это верно только
никаких загадок нет. Все давно известно: кусты, цветы, деревья.
Мила: Пошлипошли. Я попробую показать необычный лес. Но только
для наблюдательных и любознательных.
Лунтик: Смотри, Мила какойто старичок сидит.
Мила: Да, это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка.
Лесовичок: Добрый день! В гости к леснным жителям отправились? А
правила вежливости не забыли?
Ребята, помогите Лунтику и Миле вспомнить правила поведения в лесу.
Лесовичок: Правила поведения в лесу знаете хорошо. Милости прошу к
нам гости.
Лунтик: Айайай! Тут чтото кусается.
Мила: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?
Злая как волчица
Жжется как горчица
Что это за диво?
Это же …
Лунтик: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?
Мила: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.
(Дотрагивается до крапивы волшебной палочкой)
(Звучит музыка)
Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова
“коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки
тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и
польза людям большая, Все знают, что крапива – лекарственное растение.
Лунтик: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки
спрятаны
Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я
2могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло,
насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда
витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и
полезные блюда. Например, крапивный салат.
Мила: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и
вылечить.
Ребята первой группы приготовили поговорки о крапиве.
А вы, объясните, как понимаете эти пословицы и поговорки.
1. Жгуча, крапива родится,
Да в щах пригодится.
2. Хоть и не огонь, а жжется.
3. Сама холодная, а людей жжет.
4. Если бы на крапиву не мороз,
С нею б и сладу не было.
5. Одна крапива заменяет семерых врачей.
Лунтик: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно. А
много ли лекарственных растений вообще?
Воспитатель: Ребята второй группы ответят на твой вопрос.
Много, очень много. О том, что растения помогают лечить болезни, люди
узнали очень давно, постепенно ученые изучали свойства разных растений
и теперь используют многие для приготовления лекарств. Я слышал , что
нет на Земле растения, которое не обладало лекарственными свойствами,
вот только люди еще не сумели разгадать тайну многих растений.
Воспитатель: Как вы думаете подорожник – лекарственное растение?
Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник,
ранник”. Догадались, почему? (Ранозаживляющие свойства)
Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства
подорожника.
Ребенок::
Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке.
Вдруг изза поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги,
а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке,
увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре
возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею,
Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль
использовать растение для лечения ран.
Воспитатель:: А сейчас устроим привал. Искупаемся в реке
Физкультминутка
Воспитатель: Пока отдыхаем на берегу реки, выполним задание в
группах.
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветки
или соцветия? (липа, первоцвет весенний, тмин песчаный, календула,
ромашка лекарственная, пижма, кукурузные рыльца)
3У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и
корневища? (аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух,
солодка)
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды?
(Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина,
малина)
Почему в бане парятся березовым веником? (в листьях березы
содержатся вещества, убивающие болезнетворные микробы)
Мила: Помнишь, Лунтик, когда я простудилась, ты делал, мне настойку
из цветов и листьев матьимачехи. Значит, это растение тоже
лекарственное, и оно меня вылечило.
Лунтик: Ты права, Мила.
Воспитатель: Матьимачеха – многолетнее травянистое растение,
похоже на одуванчик, но меньшего размера.
Мила: Сейчас узнаем про матьимачеху, нам сама она о себе расскажет.
(Дотрагивается волшебной палочкой) (Звучит музыка)
Матьимачеха: В начале апреля на проталинах там, где припекает
солнце, появляются мои желтые цветочные корзиночки. Мои цветки
могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно
закрывает свои лепестки. Листья мои сверху блестящие, жестковатые,
холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его
приложить к руке, он греет. Я очень хорошо помогаю от кашля.
Воспитатель: Спасибо тебе матьимачеха. Ребята, а почему это растение
получило такое название?
Мила: Ой, как хорошо пахнет. Смотри, Лунтик, тут какие цветы.
Лунтик: Это ароматные ландыши!
Мила: Почему не на каждом темнозеленом листке ландыша есть стрелка
с цветками? Отцвели уже что ли?
Лунтик: Сейчас узнаем (Волшебной палочкой дотрагивается)
Ландыш: Да, не на всех листьях у нас бывают цветы – белые
колокольчики, это вы верно подметили. Ландыши живут до 12 лет. За
свою длинную жизнь ландыша цветет всего 23 раза. Цветы мои
превращаются в красные ягоды. Они ядовиты. Но препараты
изготовленные из ландыша, Улучшают работу сердца.
Мила: Вот чудеса и лекарство, и яд. Прямо как в сказке о живой и
мертвой в оде.
А теперь, ребята, проверим, как вы знаете лекарственные растения.
Игравикторина
1. Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок,
настоем из листьев умываются, споласкивают голову. (Чистотел).
2. Сегодня полянка золотистожелтая от цветов, завтра – белопушистая.
Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают
4легкие пушинки… (Одуванчик).
3. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами.
Пройдет мимо человек, пробежит зверь – уцепится плод и путешествует.
А где упадет – может вырасти.
4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?
(Валериана, сердечные болезни).
Воспитатель: Мне кажется, что ты ландыш, загрустил, листочки твои
поникли, колокольчики опустили головы. Что случилось?
Ландыш: Люди не всегда берегут растения и животных. Было время,
когда и мы ландыши, чуть не исчезли с лица Земли.
Я хочу рассказать вам о Красной книге. Ученые со всего мира
организовали международный союз охраны природы .Они заметили, что
примерно с конца прошлого столетия участились случаи исчезновения с
лица Земли некоторых видов животных и растений.
Лунтик: Что же делать?
Воспитатель: На твой вопрос ответят дети 4 группы.
Ребенок:
По всему миру создаются ботанические сады, заповедники и
национальные парки. Международный союз охраны природы выпускает
Красную книгу.
Красная книга – это сигнал: обратите внимание!
Ребенок :
В книге указываются редкие, исчезающие растения, животные (птицы,
рыбы, насекомые, звери).
Мила: Значит, в Красную книгу включают растения и животных, которые
больше других нуждаются в защите.
Воспитатель: Верно, включают в такую книгу не навечно, а с надеждой,
что вследствие принятых охранных мер растения перестанут нуждаться в
защите. Спасенное животное или растение переводят, в Зеленую книгу
спасенных. Но, к сожалению, не всегда так бывает.
Лунтик: Мы будем стараться беречь и охранять все живое везде и всюду.
Ребенок:
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!
56