Это конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию. Тема занятия «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Эта разработка поможет воспитателям дошкольных учреждений формированию у детей старшего дошкольного возраста важных нравственных понятий: добро, дружба, взаимопомощь, поможет воспитанникам понять, что, если делать  добро другим, то это приносит большое удовлетворение и радость тому, кто дарит это добро.
            
        
        
        
                    
                
                    НОД в старшей группе по нравственнодуховному воспитанию
Тема  «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с 
ними».
Задачи:
 формировать  нравственные представления о добре, добром отношении к 
другим, о необходимости поступать с другими так, как хотят, чтобы 
поступали с ними;
 развивать у  детей желание помогать другим;
 расширять знания об основных правах людей.
 формировать знания о доброте, как  основном качестве каждого человека.;
 развивать речь, мышление , фантазию;
 воспитывать доброту, отзывчивость.
Дети входят в зал. Там их встречает девочка. Она плачет.
Воспитатель:  Здравствуй, девочка. Как тебя зовут и почему ты плачешь?
Женя: Меня зовут Женя. Мне добрая старушка подарила цветиксемицветик 
и я попусту растратила все волшебные лепестки, но мне это не принесло 
радости и счастья. В результате я всеравно осталась одна. Даже мальчик 
Витя выздоровел и убежал играть с другими мальчишками. Видно, не даром 
говорится, что «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с 
тобой». Теперь я хочу найти все разлетевшиеся лепестки, собрать их в цветик
семицветик и загадать новые желания, которые помогут сделать счастливее не
только меня но и других. 
Воспитатель: Ты права, Женя. Есть такое жизненное важное правило. Но ты 
не огорчайся. Мы поможем тебе собрать цветиксемицветик.  Ребята, вы 
согласны помочь Жене? Тогда отправляемся в путь. Идти надо по стрелкам. 
Они приведут прямо к лепесткам. 
Дети вместе с воспитателем и Женей идут по стрелкам и подходят к ширме. 
Там сидит зайка и плачет.
Воспитатель: Здравствуй, Зайка. Ты почему плачешь?Заяц: Да вот у Лисы избушка растаяла, я ее пустил к себе жить, а она меня из 
моей избушки выгнала, Где мне теперь жить: Что мне делать?
Воспитатель: Не плачь, Зайка. Мы с детьми тебе поможем.
Заяц: Выгоните Лису?
Воспитатель:  Нет, выгонять мы ее не будем. Потому что, если мы с ней так 
поступим, она и дальше будет злой, будет обижать других. Ребята, 
подскажите, как вы думаете, что надо сделать, чтобы Лиса стала доброй и 
больше никого не обижала? (Варианты детей)  Надо Лисе построить 
настоящий дом, Она там будет жить и больше никого не обидит, ведь недаром
говорится: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Вот есть 
несколько проектов домов. Я предлагаю построить дома  по чертежам. Мы 
построим их несколько, чтобы и другие стали жить в своих домах. Ведь все на
свете имеют право жить в своем доме.(Дети разбиваются на подгруппы и по 
чертежам выстраивают несколько вариантов домов). 
Лиса:  Ой, как много домов, и какие все красивые!  Я выбираю себе вот этот, 
а остальные пускай другие зверята выбирают. Я теперь буду доброй, не буду 
никогда никого обижать. Я поняла главное правило жизни: «Если хочешь, 
чтобы к тебе хорошо относились, относись хорошо к другим» . Прости меня, 
Зайка. Живи в своем домике. А вам, ребята, я на память отдам лепесток от 
цветикасемицветика.
Воспитатель: Спасибо тебе, Лиса. До свидания. А на прощание мы оставим 
карточки, которые будут напоминать о праве всех на жилье. (Дети оставляют 
карточки). А нам пора с Женей дальше в путь отправляться, собирать 
остальные лепестки.
Дети по стрелкам идут дальше и встречают Мальвину.
Воспитатель: Здравствуй, Мальвина. Что ты тут делаешь, почему ты одна? 
Ведь ты замечательная артистка, ты ведь работаешь в театре Карабаса 
Барабаса.
Мальвина:  Да, я работаю в театре Карабаса Барабаса. Но он такой злой, 
заставляет нас, кукол, работать, не дает отдыхать. А мы ведь дети, мы имеем 
право на отдых и игры, нас нельзя заставлять так много работать. Вот я и 
убежала, Я очень хочу, чтобы Карабаса Барабаса наказали.Воспитатель:  Мы поможем тебе Мальвина. Но есть очень важное жизненное 
правило:  «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с 
ними». Ребята, как мы можем помочь Мальвине, чтобы Карабас Барабас стал 
добрее и не обижал больше никого? (Ответы детей) . Мы обязательно 
встретимся с ним и объясним все, что так нельзя делать. А тебе подарим 
карточки, которые рассказывают о правах. И ты, Мальвина, с нами можешь 
пойти.
Мальвина: Спасибо большое, что не оставили меня в беде. За это я отдам вам
два лепестка цветикасемицветика.
Воспитатель: Нам пора дальше идти, а вот и стрелки. 
Дети идут по стрелкам. Подходят к экрану. На экране отрывок из 
мультфильма «Гадкий утенок» (утенок идет один против ветра). 
Воспитатель:  Дети, из какого мультфильма этот отрывок? Кто это, и почему
утенок один? (Ответы детей). Не справедливо поступили с утенком на 
птичьем дворе, прогнали малыша, потому что он не похож на остальных. И 
они нарушили главное право людей: право на любовь, все люди разные, но 
права у них одинаковые. Давайте согреем утенка.
Упражнение (психогимнастика) «Спасем птенца» (муз терапия с 
использованием муз произведения Бетховена «Лунная соната») 
Воспитатель: Протяните ладоши вверх. А теперь медленно спрячьте птенца в
ладошках. Подышите на него, согрейте своим теплом. А теперь раскройте 
ладоши, вы увидите как радуется птенец. А чтобы он еще счастливее стал, 
давайте покажем, что из него вырастет красивая птица – лебедь. Из любого 
даже самого некрасивого птенца вырастает взрослая красивая птица, и никого
нельзя обжать даже очень гадких на вид. 
(Дети собирают пазлы с изображением больших птиц – лебедь, гусь, утка, 
петух, курица)
Воспитатель: Спасибо, ребята. Я думаю, теперь наш утенок не пропадет, а 
вырастет очень красивым, добрым лебедем, и не будет держать зло на тех, кто
его прогнал с птичьего двора. Ведь он хорошо знает важное жизненное 
правило   «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы». 
Оставим карточку с важным правами «Все разные, но права у всех 
одинаковые» и «Каждый имеет право жить в семье».   Вот еще два лепесткацветикасемицветика. Видишь, Женя, скоро цветок будет собран полностью. 
И нам пора дальше в путь.
Дети идут дальше по стрелкам. Подходят все к шкатулке, на которой лежит 
еще лепесток и мягкое игрушкасердце.
Воспитатель: Смотрите, вот еще один лепесток лежит на интересной 
шкатулке, Это «шкатулка желаний». Ее надо наполнить добрыми 
пожеланиями для всех людей, тогда можно будет взять этот лепесток. Но 
сначала, давайте поделимся друг с другом добротой. Станем все в круг, 
будем передавать это сердце и называть ласковым именем того, кому 
передаете это сердце. (Игра «Ласковое имя»)  А сейчас каждый из вас возьмет
небольшое сердце (вырезанное из бумаги), и придумает пожелание для всех 
людей и положит это сердце в «шкатулку желаний». Ведь мы все знаем 
важное правило жизни «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так 
поступайте и вы с ними». Поэтому пожелание должно быть очень добрым
 Дети выполняют задание. Каждый проговаривает пожелание для всех 
людей и кладет свое «сердце» в шкатулку.
Воспитатель: Спасибо, ребята. Ваше добро к вам и вернется. Забираем этот 
лепесток с собой. А нам пора дальше. Нет еще одного лепестка цветика – 
семицветика.
Дети идут дальше и видят – сидит мальчик и держит в руках лепесток.
Воспитатель:  Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут и почему ты здесь сидишь
один?
Мальчик: Меня зовут Витя. Я очень болел, не мог ходить и бегать. Девочка 
Женя с помощью лепестка цветика – семицветика помогла мне выздороветь. 
Но я  убежал к мальчишкам и бросил Женю одну. А мальчишки не захотели со
мной играть и я в результате остался один. Я очень хочу извиниться перед 
Женей  и отдать этот лепесток, который помог мне. Может он еще комуто 
поможет.
Воспитатель:  Вот видишь, Витя. Ты не выполнил важное жизненное правило:
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но 
я думаю, Женя не будет на тебя обижаться. Ведь она с нами и все слышала. 
Ты все понял.Витя: Женя прости меня, пожалуйста.
Женя: Ну, конечно, я тебя простила. Вот мы собрали полностью цветик – 
семицветик, и я могу теперь загадать желания, которые сделают счастливыми 
не только меня, но и других. Спасибо вам огромное.
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы. Вы многим сегодня помогли, сделали 
много добрых дел. Я предлагаю выложить  цветиксемицветик, и потанцевать 
перед ним, отдохнуть после трудного пути.
Дети становятся в круг. 
Воспитатель: Давайте все вместе скажем слова – пожелание всем людям:
Мы желаем всем добра
Мы желаем всем тепла.
Я и ты – мы вместе в мире, 
Все мы дружная семья. 
Все танцуют под песню «Мы желаем счастья вам…»
Рефлексия: Что вам было сегодня сложно выполнить, что легко. О чем вам 
захочется рассказать своим родителям, чем поделиться?