Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Воробьёвская средняя общеобразовательная школа, с.Воробьёвка
Конспект открытого урока
в 4 «в» классе.
Учитель: Гунькина Наталия Ивановна.
Урок: окружающий мир.
Изучаемая тема: Страницы истории отечества.
Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси.
с.Воробьёвка 20162017 уч.годТема: Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Цель: познакомить обучающихся с историей книжной сокровищницы
Древней Руси
Задачи:
1 сформировать представление о возникновении славянской азбуки,
появлении письменности на Руси;
2 развивать умение слушать товарища, самостоятельно работать с
текстом учебника;
3 воспитывать интерес к истории своей Родины, расширять
кругозор.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран слайды в
режиме PowerPoint, тесты, учебник «Мир вокруг нас 4 класс» А.Плешаков,
рабочая тетрадь 2 часть, дидактическая игра «домино».
Презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Презентация «Кирилл и Мефодий»
Презентация « Как возникла письменность»
Презентация «Рукописные книги»
Ход урока.
1. Оргмомент
Сегодня на уроке вы узнаете новую тему, послушаете сообщения товарищей,
а потом проверим как вы усвоили материал.
2. Актуализация знаний.
Ребята, скажите, какой раздел изучаем на уроке окружающего мира? Для
чего необходимо изучать историю, и вообще необходимо ли это? (ответы
детей)
Сегодня нам на уроке мы продолжим знакомство с историей России.
3.Сообщение темы урока.
1. Обратите внимание на тему нашего урока. Слайд 1.
Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси».
Какое слово для вас кажется незнакомым.? (ответы детей)
Сокровище драгоценность, дорогая вещь. А что является сокровищем для
вас? А что такое сокровищница? Слайд 2.
Сокровищница это место хранение чегонибудь очень ценного. О каких
же сокровищах у нас пойдёт речь? ( о книгах)
Да, мы будем говорить о книгах в Древней Руси. Почему они являлись
сокровищем и где они хранились.
4.Проверка дом. задания.
А сейчас давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлом уроке. Для
этого вам предстоит ответить на несколько вопросов.
1.
2.
3.
Расскажите, что такое кремль?
Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев?
Что археологи нашли в Древнем Новгороде? В чём важность открытия?Дети получают вопросы на карточке, готовятся несколько минут, а остальные
отвечают на блиц вопросы одним словом.
От каких слов произошло слово «город»? (городить, огораживать)
Что из себя представляли первые города? (посёлки – крепости)
С какой целью города были огорожены стенами? ( надёжное убежище от
набегов врагов)
Как назывался центр русского города? ( кремль)
Что располагалось внутри кремля? (Княжеский дворец, дома знати,
главная городская церковь)
Как назывался стольный град великих князей? (Киев)
При каком князе появились замечательные архитектурные постройки?
( При Ярославе Мудром)
Назовите эти сооружения (Золотые ворота, Софийский собор, храмы,
каменные дворцы, деревянные терема с затейливой резьбой)
На берегах какой реки расположился город Новгород? ( Волхов)
У какого озера он стоит? ( Ильменьозера)
Каково было местоположение этого города? (на оживлённом торговом
пути)
Кто жил в Новгороде? ( Бояре, купцы, ремесленники)
Что нашли археологи? (мостовые, берестяные грамоты)
Как назывались заострённые палочки для письма на бересте (писала)
(Ответы ребят на вопросы по карточкам.)
5. Изучение нового учебного материала.
Сейчас нам рассказали о берестяных грамотах. Слайд 2.Их археологи
обнаружили в Древнем Новгороде. Люди умели писать и читать. Отсюда
возникает вопрос: Кто на Руси создал письменность? И вообще как возникла
письменность? На чем и чем писали на Руси?
Ответ на этот вопрос мы узнаем в течении урока. Наши учащиеся
подготовили сообщение «Как возникла письменность?» .
письменность на Руси широко распространилась после принятия
христианства.
Послушаем их внимательно, потому что они зададут вопросы. А остальные
должны ответить. За каждый правильный ответ вы получаете плюс. И в конце
урока посмотрим кто набрал много плюсов, тот получит хорошую оценку.
Выступление детей.: Задумывался ли ты когданибудь о том, какой
была книга? Оказывается, самой первой была "человеккнига".
В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои
законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в
своей памяти.
До появления письменности человек пользовался и другими способами
запоминания и передачи информации.
Один из них узелковое письмо. слайд 3, 4Для него требовалась толстая верёвка и тоненькие шнурки разной длины.
Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла
речь.
На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло
письмо в картинках. СЛАЙД 5
Нужно было рассказать об охоте рисовали диких зверей, человеческие
фигурки с копьём, направленным на дичь.
Позже на каменных плитах стали появляться надписи иероглифы
знаки египетского письма. СЛАЙД 6
Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских
памятниках змеи, ястребы, львы, руки, головы, люди.
Вперемежку с этими изображениями причудливые значки дужки,
чёрточки, петли.
Со временем возникло более простое письмо буквенное. СЛАЙД 7
Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на
папирус, с папируса на восковую дощечку, потом на пергамент или бересту,
а потом уже на бумагу.
В прославленном музее СанктПетербурга в Эрмитаже хранятся тонкие
жёлтые свитки папируса. СЛАЙД 8
Папирус нередко называют дедушкой бумаги. Его изготовляли из листьев
тростника растения, похожего на болотную осоку.
Высушенные под грузом листья папируса склеивали и скатывали в трубку
свиток, подобно тому, как мы сейчас сворачиваем географические карты
или листы ватмана. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с
ремнями и носили его за спиной.
Так появились книгисвитки. Греки такие свитки назвали библос. От этого
слова и произошло название библиотека собрание книг, написанных на
свитках.
Позже стали писать на тонко выделанной телячьей шкуре пергаменте.
СЛАЙД 9
Пергамент был удобным материалом для письма, но очень дорогим.
Отдельные листы сшивались, и в таком виде они выглядели уже книгой,
какой она является и сейчас. Правда, была такая книга огромной,
тяжёлой. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его
украшали камнями, книга закрывалась на замки, которые запирались.
СЛАЙД 10
В библиотеке такие книги приковывали железными цепями к столбам,
чтобы никто не мог их украсть. Такие старинные книги из пергамента
хранятся в библиотеках Европы. Есть они и в России в Государственной
публичной библиотеке СанктПетербурга. Это церковные книги и
летописи.В Древней Руси распространённым писчим материалом была тонкая кора
берёзы береста. Из неё делали книги берестяные грамоты.
Большое количество берестяных грамот найдено при археологических
раскопках в древнем городе Новгороде Великом.
А теперь вопросы по теме:
1.В каком городе нашли берестяные грамоты?
2. Какие виды письма вы запомнили?
3. На чем писали?
4. Где хранились старинные книги?
Молодцы. Ответили на вопросы. Плюсы получили.
Как возникла письменность узнали. А кто же придумал славянскую
письменность? Оказывается, появились такие люди которые придумали
буквы. Слайд 11. Когда и как это событие произошло, расскажет учащийся.
Братья Кирилл и Мефодий
На берегу теплого моря стоит город Солунь (Салоники). Когдато здесь
жили два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, а мать
славянка. Она говорила с детьми на родном славянском языке. Настало
время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат,
через несколько лет пошел в школу младший. Все в школе казалось ему
интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату
с вопросами:
А почему учитель все время говорит погречески? Я слышал, в лавке он
прекрасно разговаривал пославянски.
Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому
что книги, знания все от греков.
А почему у славян нет своих книг?
Потому что писать на славянском языке нельзя.
Как это? Вот я возьму и напишу слово «дом».
А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит
букв.
Так я придумаю! закричал младший брат...
В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор
братьев.
Разве вы не знаете, спросил он их, что только культурные языки
достойны чернил и пергамента латынь и греческий. Все другие языки
грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Нет, можно! заявил младший брат, когда учитель ушел. Вот я
вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем
греки.
Прошли годы. Младший брат учился очень прилежно и скоро стал самым
лучшим учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицуВизантии, город Константинополь. Но и там он не забыл о своей мечте
создать азбуку для славян
.Старшего брата звали Мефодий, младшего Кирилл. Через много лет
Кирилл обратился к брату с просьбой.
Мне нужна твоя помощь, Мефодий. Я еду на север, к славянам. Буду их
учить. Как ты собираешься это делать? Ведь нужны книги, а они все
написаны погречески.Я думал об этом и решил: надо составить азбуку.
Там будут все буквы, которые нужны для нашего языка. И надо перевести
с греческого как можно больше книг. Мне одному не справиться с этим
трудным делом.
Конечно, я буду помогать тебе, ответил Мефодий. Пусть у славян
будут свои книги!
И братья отправились в славянские земли
Ответы на вопросы:
1.Назови историческую Родину братьев Кирилла и Мефодия?
2.На каких языках говорили их родители?
3.Почему у славян не было своих книг?
4.Какая мечта была у младшего брата?
6. Физминутка
7. Работа по новой теме.
Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая
называлась кириллицей, в память о ее создателе.
Существует два варианта славянской азбуки: глаголица и кириллица.
Глаголица была создана Кириллом и Мефодием, а кириллицаКириллом.
Глагол переводится как слово, речь.
Слайд 12. В настоящее время мы с вами пользуемся вторым вариантом
славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком.
А вот какой была глаголица, давайте познакомимся. Слайд 13
Буква «а» – в IX веке называлась «аз».
Буква «бэ», «буки».
Если вместе соединить эти две буквы, то мы получим слово азбука
8. Работа по учебнику (чтение двух абзацев на стр. 56 вслух)
Придумайте и задайте друг другу вопрос. Просмотр слайда 14, 15, 16
Первые летописи были краткими. Если на протяжении года ничего не
произошло, то летописец записывал: «В лето…. не бысть ничего» или « В
лето… бысть тишина»
А теперь самостоятельно прочитайте статью «Рукописные книги» на стр.
5657
Вопросы по теме:Ребята, как вы думаете, почему первые книги называли рукописными? (
потому что писали книги руками)
Как древнерусские мастера создавали рукописные книги?
(Над одной книгой работали много лет. Это были очень грамотные люди,
обладающие красивым почерком. )
Как называлась запись о важнейших событиях на Руси? (летопись)
Какую известную летопись написали в Древней Руси? («Повесть временных
лет»)
Кто написал «Повесть временных лет» (Нестор)
Что использовали для украшения книги?
( Для украшения рукописных книг использовали краски киноварь и охра.
Киноварькраска желтокрасного цвета, охракраска желтого цвета.
Украшали книги золотыми и драгоценными камнями.) Слайд 17.
Чем писали? ( Писали гусиным пером. Конец его срезали и затачивали
специальным ножом. )
Почему рукописные книги не всем были доступны?.
9. Первичная проверка знаний.
Сейчас мы проверим, как вы были внимательны на уроке. У вас на партах
лежат листочки с тестами. Выполните работу.
Тест
1. Пиктография – это:
а) рисуночное письмо;
б) письмо буквами;
2. Иероглифы – это:
а) письмо буквами;
б) письмо знаками;
3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:
а) они создатели славянской азбуки;
б) они являются первопечатниками;
4. Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
б) славянская азбука;
5. Летописец – это:
а) монах, который записывал историю страны;
б) человек, который писал летние пейзажи;
6. Пергамент – это:
а) особым образом выделанная кожа для письма;
б) оберточная бумага.
7. Первая славянская азбука была разработана в:
а) IX веке; б) X веке; в) XI веке.8. В славянской азбуке было:
А) 25 букв; б) 33 буквы; в) 43 буквы.
9. Братья Кирилл и Мефодий жили:
а) на Руси; б) в Византии; в) у варягов.
10. Ученики в Древней Руси писали:
А) на бумаге; б) на папирусах; в) на бересте.
А теперь поменялись и проверим друг у друга. Слайд 18
Одна ошибка«4» , 3 ошибки«3»
7.Итог урока. Оценки.
Почему в Древней Руси книги считались сокровищами? ( они были очень
дорогими и одну книгу писали много лет) Где они хранились ? ( в библиотеках
они являются сокровищницами для книг)
Закончите данные предложения. Слайд 19
Славянскую азбуку создали ? и ? (Кирилл и Мифодий)
На Руси писали на ? и ? (бересте и пергаменте)
Используя для этого ?и ?
Молодцы, вы справились с заданием, а значит, усвоили материал
сегодняшнего урока.
8. Рефлексия.
Понравился ли вам урок? Что интересного и нового вы узнали?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Кого надо поблагодарить за урок?
9.Домашнее задание: учебник стр.5558 читать, отвечать на вопросы
( писало и перья)1. Пиктография – это:
а) рисуночное письмо;
б) письмо буквами;
2. Иероглифы – это:
а) письмо буквами;
б) письмо знаками;
3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому
что:
а) они создатели славянской азбуки;
б) они являются первопечатниками;
4. Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
б) славянская азбука;
5. Летописец – это:
а) монах, который записывал историю
страны;
б) человек, который писал летние пейзажи;
6. Пергамент – это:
а) особым образом выделанная кожа для
письма;
б) оберточная бумага.
7. Первая славянская азбука была разработана в:
а) IX веке; б) X веке; в) XI веке.
8. В славянской азбуке было:
а) 25 букв; б) 33 буквы; в) 43 буквы.
9.. Братья Кирилл и Мефодий жили:
а) на Руси; б) в Византии; и) у варягов.
10. Ученики в Древней Руси писали:
а) на бумаге; б) на папирусах; в) на бересте.
1. Пиктография – это:
а) рисуночное письмо;
б) письмо буквами;
2. Иероглифы – это:
а) письмо буквами;
б) письмо знаками;
3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому
что:
а) они создатели славянской азбуки;
б) они являются первопечатниками;
4. Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
б) славянская азбука;
5. Летописец – это:
а) монах, который записывал историю
страны;
б) человек, который писал летние пейзажи;
6. Пергамент – это:
а) особым образом выделанная кожа для
письма;
б) оберточная бумага.
7. Первая славянская азбука была разработана в:
а) IX веке; б) X веке; в) XI веке.
8. В славянской азбуке было:
а) 25 букв; б) 33 буквы; в) 43 буквы.
9.. Братья Кирилл и Мефодий жили:
а) на Руси; б) в Византии; и) у варягов.
10. Ученики в Древней Руси писали:
а) на бумаге; б) на папирусах; в) на бересте.
1. Пиктография – это:
а) рисуночное письмо;
б) письмо буквами;
2. Иероглифы – это:
а) письмо буквами;
б) письмо знаками;
3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:
а) они создатели славянской азбуки;
б) они являются первопечатниками;
4. Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
б) славянская азбука;
5. Летописец – это:а) монах, который записывал историю страны;
б) человек, который писал летние пейзажи;
6. Пергамент – это:
а) особым образом выделанная кожа для письма;
б) оберточная бумага.
7. Первая славянская азбука была разработана в:
а) IX веке; б) X веке; в) XI веке.
8. В славянской азбуке было:
а) 25 букв; б) 33 буквы; в) 43 буквы.
9.. Братья Кирилл и Мефодий жили:
а) на Руси; б) в Византии; и) у варягов. 10.
Ученики в Древней Руси писали: а) на бумаге; б) на папирусах; в) на бересте