Конспект открытого урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" ( окружающий мир, 4 класс с презентацией)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация к уроку
Иконка файла материала урок окр. мир.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Воробьёвская средняя общеобразовательная школа, с.Воробьёвка Конспект открытого урока  в 4 «в» классе. Учитель: Гунькина Наталия Ивановна. Урок: окружающий мир. Изучаемая тема: Страницы истории отечества. Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси. с.Воробьёвка 2016­2017 уч.годТема:    Из книжной сокровищницы Древней Руси. Цель:       познакомить обучающихся с историей книжной сокровищницы                           Древней  Руси  Задачи:      1 сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; 2 развивать умение слушать товарища, самостоятельно работать с текстом учебника;  3 воспитывать   интерес   к   истории   своей   Родины,   расширять кругозор. Оборудование:     мультимедийный   проектор,   компьютер,   экран     слайды   в режиме   PowerPoint,  тесты, учебник «Мир вокруг нас 4 класс» А.Плешаков, рабочая тетрадь  2 часть, дидактическая игра  «домино». Презентация  «Из книжной сокровищницы Древней Руси»  Презентация «Кирилл  и Мефодий» Презентация  « Как возникла письменность» Презентация  «Рукописные книги» Ход урока. 1. Оргмомент Сегодня на уроке вы узнаете новую тему, послушаете  сообщения  товарищей,  а потом проверим как вы усвоили материал. 2. Актуализация знаний. ­ Ребята, скажите, какой раздел изучаем на уроке  окружающего мира? Для  чего необходимо изучать историю, и вообще необходимо ли это?  (ответы  детей) ­ Сегодня нам на уроке мы продолжим знакомство с историей России.  3.Сообщение темы урока.     1.­ Обратите внимание на тему нашего урока.   Слайд 1. Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси».  ­ Какое слово для вас кажется незнакомым.? (ответы детей) Сокровище ­ драгоценность, дорогая вещь. А что является сокровищем для  вас?  А что такое сокровищница? Слайд 2. Сокровищница ­ это место  хранение  чего­нибудь очень ценного.  О каких  же сокровищах у нас пойдёт речь?  ( о книгах)   ­ Да, мы будем говорить о книгах в Древней Руси. Почему они являлись  сокровищем и где они хранились. 4.Проверка дом. задания. А сейчас давайте вспомним  то, о чем мы говорили на прошлом  уроке. Для  этого вам предстоит  ответить на несколько вопросов.  1. 2. 3.   Расскажите, что такое кремль?  Какие великолепные сооружения  украшали Древний Киев?  Что археологи нашли в Древнем Новгороде? В чём важность открытия?Дети получают вопросы на карточке, готовятся несколько минут, а остальные  отвечают на блиц вопросы одним словом. ­ От каких слов произошло слово «город»?     (городить, огораживать) ­ Что из себя представляли первые города?      (посёлки – крепости) ­ С какой целью города были огорожены стенами?   ( надёжное убежище от  набегов врагов) ­ Как назывался центр русского города?     ( кремль) ­ Что располагалось внутри кремля?      (Княжеский дворец, дома знати,  главная городская церковь) ­ Как назывался стольный град великих князей?     (Киев) ­ При каком князе появились замечательные архитектурные постройки?            ( При Ярославе Мудром) ­ Назовите эти сооружения     (Золотые ворота, Софийский собор, храмы,  каменные дворцы, деревянные терема с затейливой резьбой) ­ На берегах какой реки расположился город Новгород?  ( Волхов) ­ У какого озера он стоит?   ( Ильмень­озера) ­ Каково было местоположение этого города?    (на оживлённом торговом  пути) ­ Кто жил в Новгороде?         ( Бояре, купцы, ремесленники) ­ Что нашли археологи?         (мостовые, берестяные грамоты) ­ Как назывались заострённые палочки для письма на бересте  (писала) (Ответы ребят на вопросы по карточкам.) 5. Изучение   нового учебного материала.  ­ Сейчас  нам рассказали о берестяных грамотах.   Слайд 2.Их археологи  обнаружили в Древнем Новгороде. Люди умели писать и читать.   Отсюда  возникает вопрос:  Кто на Руси создал  письменность? И вообще как возникла  письменность? На чем и чем писали на Руси? Ответ на этот вопрос мы узнаем  в течении урока.   Наши учащиеся  подготовили сообщение  «Как возникла письменность?» . ­ письменность  на Руси широко распространилась  после принятия  христианства. Послушаем их внимательно, потому что они зададут вопросы. А остальные  должны ответить. За каждый правильный ответ вы получаете плюс. И в конце  урока посмотрим кто набрал много плюсов, тот получит хорошую оценку.    Выступление детей.: Задумывался ли ты когда­нибудь о том, какой  была книга? Оказывается, самой первой была "человек­книга".  В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои  законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в  своей памяти.  До появления письменности человек пользовался и другими способами  запоминания и передачи информации. Один из них ­ узелковое письмо. слайд 3, 4Для него требовалась толстая верёвка и тоненькие шнурки разной длины.  Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла  речь. На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло  письмо в картинках. СЛАЙД 5 Нужно было рассказать об охоте ­ рисовали диких зверей, человеческие  фигурки с копьём, направленным на дичь.  Позже на каменных плитах стали появляться надписи ­ иероглифы ­  знаки египетского письма. СЛАЙД 6 Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских  памятниках змеи, ястребы, львы, руки, головы, люди.  Вперемежку с этими изображениями ­ причудливые значки ­ дужки,  чёрточки, петли.  Со временем возникло более простое письмо ­ буквенное. СЛАЙД 7 Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на  папирус, с папируса на восковую дощечку, потом на пергамент или бересту, а потом уже на бумагу.  В прославленном музее Санкт­Петербурга в Эрмитаже хранятся тонкие  жёлтые свитки папируса. СЛАЙД 8 Папирус нередко называют дедушкой бумаги. Его изготовляли из листьев  тростника ­ растения, похожего на болотную осоку.  Высушенные под грузом листья папируса склеивали и скатывали в трубку ­ свиток, подобно тому, как мы сейчас сворачиваем географические карты  или листы ватмана. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с  ремнями и носили его за спиной.  Так появились книги­свитки. Греки такие свитки назвали библос. От этого слова и произошло название библиотека ­ собрание книг, написанных на  свитках.  Позже стали писать на тонко выделанной телячьей шкуре ­ пергаменте.  СЛАЙД 9 Пергамент был удобным материалом для письма, но очень дорогим.  Отдельные листы сшивались, и в таком виде они выглядели уже книгой,  какой она является и сейчас. Правда, была такая книга огромной,  тяжёлой. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его  украшали камнями, книга закрывалась на замки, которые запирались.  СЛАЙД 10 В библиотеке такие книги приковывали железными цепями к столбам,  чтобы никто не мог их украсть. Такие старинные книги из пергамента  хранятся в библиотеках Европы. Есть они и в России ­ в Государственной  публичной библиотеке Санкт­Петербурга. Это церковные книги и  летописи.В Древней Руси распространённым писчим материалом была тонкая кора  берёзы ­ береста. Из неё делали книги ­ берестяные грамоты.  Большое количество берестяных грамот найдено при археологических  раскопках в древнем городе Новгороде Великом. А теперь вопросы по теме: 1.В каком городе нашли берестяные грамоты? 2. Какие виды письма вы запомнили? 3. На чем писали? 4. Где  хранились старинные книги? ­ Молодцы. Ответили на вопросы. Плюсы получили. ­ Как возникла письменность узнали. А кто же придумал славянскую  письменность?  Оказывается, появились такие люди которые придумали  буквы. Слайд 11. Когда  и как это событие произошло, расскажет учащийся.      Братья Кирилл и Мефодий   На берегу теплого моря стоит город Солунь (Салоники). Когда­то здесь  жили два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, а мать ­  славянка. Она говорила с детьми на родном славянском языке. Настало  время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат,  через несколько лет пошел в школу младший. Все в школе казалось ему  интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату  с вопросами: ­А почему учитель все время говорит по­гречески? Я слышал, в лавке он  прекрасно разговаривал по­славянски. ­Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому  что книги, знания ­ все от греков. ­А почему у славян нет своих книг? ­Потому что писать на славянском языке нельзя. ­Как это? Вот я возьму и напишу слово «дом». ­А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит  букв. ­Так я придумаю! ­ закричал младший брат... В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор  братьев. ­Разве вы не знаете, ­ спросил он их, ­ что только культурные языки  достойны чернил и пергамента ­ латынь и греческий. Все другие языки ­  грубые и варварские, и писать на них нельзя! ­Нет, можно! ­ заявил младший брат, когда учитель ушел. ­ Вот я  вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем  греки. Прошли годы. Младший брат учился очень прилежно и скоро стал самым  лучшим учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицуВизантии, город Константинополь. Но и там он не забыл о своей мечте ­  создать азбуку для славян .Старшего брата звали Мефодий, младшего ­ Кирилл. Через много лет  Кирилл обратился к брату с просьбой. ­Мне нужна твоя помощь, Мефодий. Я еду на север, к славянам. Буду их  учить.­  Как ты собираешься это делать? Ведь нужны книги, а они все  написаны по­гречески.­Я думал об этом и решил: надо составить  азбуку.  Там будут все буквы, которые нужны для нашего языка. И надо перевести с греческого как можно больше книг. Мне одному не справиться с этим  трудным делом.  ­ Конечно, я буду помогать тебе,­ ответил Мефодий.  ­ Пусть у славян  будут свои книги!   И братья отправились в славянские земли Ответы на вопросы: 1.Назови историческую Родину братьев Кирилла и Мефодия? 2.На каких языках говорили их родители? 3.Почему у славян не было своих книг? 4.Какая мечта была у младшего брата? 6. Физминутка 7. Работа по новой теме. ­ Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая  называлась кириллицей, в память о ее создателе. ­   Существует   два   варианта   славянской   азбуки:   глаголица   и   кириллица. Глаголица была создана Кириллом и Мефодием, а кириллица­Кириллом. Глагол переводится как слово, речь. Слайд 12.   В   настоящее   время   мы   с   вами   пользуемся   вторым   вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком.  ­ А вот какой была глаголица, давайте познакомимся.     Слайд 13                      Буква «а» – в IX веке называлась «аз». Буква  «бэ»,  ­ «буки». ­ Если вместе соединить эти две буквы, то мы получим слово азбука 8. Работа по учебнику         (чтение двух абзацев на стр. 56 вслух) ­ Придумайте и задайте друг другу вопрос. Просмотр слайда 14, 15, 16 ­  Первые   летописи   были   краткими.   Если   на   протяжении   года   ничего   не произошло, то летописец записывал: «В лето…. не бысть ничего» или « В лето… бысть тишина» ­ А теперь самостоятельно прочитайте   статью «Рукописные книги» на стр. 56­57 Вопросы по теме:­Ребята, как вы думаете, почему первые книги называли рукописными?           ( потому что писали книги руками) ­Как древнерусские мастера создавали рукописные книги?   (Над   одной   книгой  работали   много   лет.  Это   были  очень  грамотные   люди, обладающие красивым почерком. ) ­ Как  называлась запись о важнейших событиях на Руси?  (летопись) ­Какую известную летопись написали в Древней Руси?  («Повесть временных лет») ­Кто написал «Повесть временных лет»  (Нестор) ­ Что использовали для украшения книги? ( Для украшения рукописных книг использовали краски ­ киноварь и   охра. Киноварь­краска   желто­красного   цвета,   охра­краска   желтого   цвета. Украшали книги золотыми и драгоценными камнями.) Слайд 17.   ­ Чем писали? ( Писали гусиным   пером. Конец его срезали и затачивали специальным ножом. ) ­ Почему рукописные книги не всем были доступны?. 9. Первичная проверка знаний. ­ Сейчас мы проверим, как вы были внимательны на уроке. У вас на партах лежат листочки с тестами. Выполните работу. Тест 1. Пиктография – это:         а) рисуночное письмо;         б) письмо буквами; 2. Иероглифы – это:         а) письмо буквами;         б) письмо знаками; 3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:         а) они создатели славянской азбуки;         б) они являются первопечатниками; 4. Кириллица – это:         а) азбука азиатских народов;         б) славянская азбука; 5. Летописец – это:         а) монах, который записывал историю страны;         б) человек, который писал летние пейзажи; 6. Пергамент – это:         а) особым образом выделанная кожа для письма;         б) оберточная бумага. 7.  Первая славянская азбука была разработана в: а) IX веке;       б)   X веке;            в)   XI веке.8. В славянской азбуке было: А) 25 букв;         б) 33 буквы;         в) 43 буквы. 9. Братья Кирилл и Мефодий жили: а) на Руси;     б) в Византии;    в) у варягов. 10. Ученики в Древней Руси писали: А) на бумаге;   б) на папирусах;   в) на бересте. ­А теперь поменялись и проверим друг у друга. Слайд 18 Одна ошибка­«4» , 3 ошибки­«3» 7.Итог урока. Оценки.  ­Почему в Древней Руси книги считались сокровищами? ( они были очень дорогими и одну книгу писали много лет) Где они хранились ? ( в библиотеках ­ они являются сокровищницами для книг) Закончите данные предложения.  Слайд 19 Славянскую азбуку создали ? и  ?   (Кирилл и Мифодий) На Руси писали на ? и ?                 (бересте и пергаменте) Используя для этого ?и ? ­   Молодцы,   вы   справились   с   заданием,   а   значит,   усвоили   материал сегодняшнего урока.   8. Рефлексия. ­ Понравился ли вам урок? Что интересного и нового вы узнали? ­ Где можно применить новые знания? ­Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать? ­ Кого надо поблагодарить за урок? 9.Домашнее задание:  учебник стр.­55­58 читать, отвечать на вопросы ( писало и перья)1. Пиктография – это:         а) рисуночное письмо;         б) письмо буквами; 2. Иероглифы – это:         а) письмо буквами;         б) письмо знаками; 3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:         а) они создатели славянской азбуки;         б) они являются первопечатниками; 4. Кириллица – это:         а) азбука азиатских народов;         б) славянская азбука; 5. Летописец – это:                 а)   монах,   который   записывал   историю страны;         б) человек, который писал летние пейзажи; 6. Пергамент – это:                а) особым образом выделанная кожа для письма;         б) оберточная бумага. 7.  Первая славянская азбука была разработана в: а) IX веке;       б)   X веке;            в)   XI веке. 8. В славянской азбуке было: а) 25 букв;         б) 33 буквы;         в) 43 буквы. 9.. Братья Кирилл и Мефодий жили: а) на Руси;     б) в Византии;    и) у варягов. 10. Ученики в Древней Руси писали: а) на бумаге;   б) на папирусах;   в) на бересте. 1. Пиктография – это:         а) рисуночное письмо;         б) письмо буквами; 2. Иероглифы – это:         а) письмо буквами;         б) письмо знаками; 3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:         а) они создатели славянской азбуки;         б) они являются первопечатниками; 4. Кириллица – это:         а) азбука азиатских народов;         б) славянская азбука; 5. Летописец – это:                 а)   монах,   который   записывал   историю страны;         б) человек, который писал летние пейзажи; 6. Пергамент – это:                а) особым образом выделанная кожа для письма;         б) оберточная бумага. 7.  Первая славянская азбука была разработана в: а) IX веке;       б)   X веке;            в)   XI веке. 8. В славянской азбуке было: а) 25 букв;         б) 33 буквы;         в) 43 буквы. 9.. Братья Кирилл и Мефодий жили: а) на Руси;     б) в Византии;    и) у варягов. 10. Ученики в Древней Руси писали: а) на бумаге;   б) на папирусах;   в) на бересте. 1. Пиктография – это:         а) рисуночное письмо;         б) письмо буквами; 2. Иероглифы – это:         а) письмо буквами;         б) письмо знаками; 3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:         а) они создатели славянской азбуки;         б) они являются первопечатниками; 4. Кириллица – это:         а) азбука азиатских народов;         б) славянская азбука; 5. Летописец – это:а) монах, который записывал историю страны;         б) человек, который писал летние пейзажи; 6. Пергамент – это:         а) особым образом выделанная кожа для письма;         б) оберточная бумага. 7.  Первая славянская азбука была разработана в: а) IX веке;       б)   X веке;            в)   XI веке. 8. В славянской азбуке было: а) 25 букв;         б) 33 буквы;         в) 43 буквы. 9.. Братья Кирилл и Мефодий жили: а) на Руси;     б) в Византии;    и) у варягов.                                                                              10. Ученики в Древней Руси писали: а) на бумаге;   б) на папирусах;   в) на бересте