Конспект по русскому языку на тему "Методика работы над сочинением" 3 класс
Оценка 4.6
Памятки
docx
русский язык
3 кл
31.03.2017
Материал для учителей на тему : "Методика работы над сочинением"
План:
1. Общее понятие о сочинении.
2. Содержание работы над сочинением.
3. Методика работы над сочинением
Сочинение — творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст.В сочинении для ученика обретают смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.
методика рабты над сочинением.docx
Тема: Методика работы над сочинением.
План.
1. Общее понятие о сочинении.
2. Содержание работы над сочинением.
3. Методика работы над сочинением
Литра. Т. Сальникова Методика обучения грамматики и правописания
1.
Сочинение — творческая работа. Оно требует самостоятельности
школьника, активности, увлеченности, внесения чегото своего,
личного в текст. Сочинения служат эффективным средством
воспитания. Они возбуждают эмоции, приучают детей осмысливать и
оценивать виденное и пережитое, развивают наблюдательность, учат
находить причинноследственные связи, сопоставлять и сравнивать,
делать выводы. В сочинении для ученика обретают смысл орфография,
все изучаемые грамматические понятия.
Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам
материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру
и языку.По источникам материала выделяются сочинения:
—
по личным наблюдениям (о пережитом, виденном, слышанном
самими учениками);
— по книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;
—
по различным источникам одновременно (по книге и картине, по
картине и личным наблюдениям и т.п.).
По степени самостоятельности различаются сочинения коллективные
и индивидуальные. По жанрам связные тексты делятся на повествования,
описания, рассуждения и сочинения смешанного типа (повествования с
элементами описания или рассуждения).
По языку сочинения разделяются на эмоциональнообразные и деловые.
По темам сочинения можно классифицировать следующим образом: о
природе, о труде, об истории и т.д.
Сочинения в начальных классах проводятся как обучающие упражнения;
оценка за них ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение
не ставится). Сочинение выявляет практические языковые умения лучше,
чем любое другое упражнение.
2. Работа над сочинением начинается в / классе. Дети составляют устные
рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию. Проводится
преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для
записи. Элементы индивидуального творчества вводятся здесь в виде
небольших зарисовок, сообщений о себе, о своих чувствах.
Для проведения сочинений в I классе не требуется специальных уроков.
Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Все сочинения
выполняются под руковрдством учителя. Чтобы первоклассники приобрели
необходимые умения для написания сочинений, необходима система
упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:
1) составление предложений, объединенных темой;
2) восстановление деформированного текста;
3) устные ответы на вопросы, объединенные темой;
4) составление предложений по сюжетным картинкам; 5) устные рассказы по прочитанному.
Во // классе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают
индивидуальные темы, а в работе над общеклассными темами все меньше
места занимает подготовительная работа в рамках всего класса
непосредственно перед рассказыванием или письмом сочинения.
Сочинения второклассников — это небольшие сюжетные рассказы, в
которые со второго полугодия вводятся элементы описания.
Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их,
учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно; учатся
пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять
слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои
наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные сочинения
расцениваются как подготовительные упражнения. Для устных рассказов
целесообразно использовать сюжетные картинки. Работу над устным рассказом
по этим картинкам рекомендуется проводить по такому плану:
1) постановка цели работы;
2) рассматривание картинок и уяснение сюжета;
3) озаглавливайте картинок;
4) устные рассказы по получившемуся плану.
Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются.
Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуждаются.
Устные рассказы во II классе составляются и по демонстрационным
картинам, изображающим лишь один эпизод (в отличие от сюжетных
картинок), который учащиеся должны развернуть в сюжет. Рассказам по
картине может предшествовать чтение художественных произведений,
близких по теме к изображенному на картине. Рассказы составляются
коллективно под руководством учителя с постоянной корректировкой
высказываний. План работы над устным рассказом по картине может быть
таким:
1) рассматривание картины;
2) высказывания детей о том, что они видят на картине;
3) беседа по выяснению содержания, в процессе которой не только
уясняются факты, но и устанавливаются причинноследственные связи
между явлениями и действиями;
4) чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт.
Можно предложить детям слова, которыми они воспользуются в своих
ответах;
5) полный устный рассказ по картине.
Подготовка к сочинению начинается за несколько дней. Очень важно,
чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего
сочинения до его написания.
Для сочинения в I классе отводится обычно один урок, во II — до
полутора уроков, в III — до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке
проводятся анализ лучших сочинений и работа над ошибками.
В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной
работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому
сочинению независимо от его типа. Подготовку организует учитель, ее главная
цель — формирование потребности рассказать, описать чтото, накопить
материал и выбрать языковые средства. Подготовка организуется на
различных уроках и во внеурочное время. Эта работа делится на три этапа:
1) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы,
прогулки,
деятельность учащихся, рассматривание картин, просмотр фильмов,
спектаклей, чтение литературы;
2)отбор материала в соответствии с темой и ее раскрытием,
систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и
т.п.;
3)словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого
текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими
учащимися, проверка.
3. Методика работы над сочинением
Научив детей произвольно конструировать предложения, познакомив их с
правилами построения связного высказывания можно переходить к
самостоятельному составлению текстов на заданную тему. При обучении
детей написанию сочинения учителю необходимо постоянно помнить о том,
что создание текста осуществляется в следующей последовательности.
1. Уяснение мотива (о чём я буду рассказывать, зачем я буду это делать).
2. Возникновение общего замысла (что я буду об этом рассказывать).
3. Конструирование будущего связного текста (как я буду об этом
рассказывать).
4. Контролирование процесса построения связного текста (всё ли я делаю
правильно).
Рассмотрим для примера работу над сочинением по мультфильму "Крошка
Енот".
1. Уяснение мотива.
Ученики все вместе посмотрели мультфильм два раза. Первый раз он
демонстрировался непрерывно. Второй просмотр, который осуществлялся
сразу же после первого, проходил с остановками. Во время пауз ученики
комментировали происходящие события, давали оценки поступкам героев,
рассуждали, как бы поступил каждый из них в подобной ситуации и т. д.
Учитель обращала внимание учеников на ключевые слова и фразы, на яркие,
образные выражения героев, характерные особенности их речи и т. п.
После второго просмотра ученики под руководством учителя стали
определять главную мысль, заключённую в мультфильме. Предметом для
рассуждений явились два эпизода – походы Крошки Енота за сладкой осокой.
В первый раз он взял палку и у того, кто сидел в пруду, тоже оказалась палка.
А во второй раз Крошка Енот улыбнулся, и тот, кто сидел в пруду, тоже
улыбнулся. А кто же сидел в пруду? Да никто, там было отражение самого
Крошки
Енота.
Сопоставив обе ситуации учитель помогает ученикам сделать вывод:
окружающий нас мир – это отражение нас самих. Если ты сам агрессивен,
постоянно кидаешься в драку, грубишь, то и другие относятся к тебе так же;
но если ты добр и внимателен, то окружающие тебя люди тоже будут к тебе
добры. В заключение учитель предъявляет ученикам и объясняет пословицы "Неча
на зеркало пенять, коли рожа крива", "Как аукнется, так и откликнется" или
др. Одна из пословиц по выбору учеников становится темой будущего
сочинения.
2. Возникновение общего замысла.
Второй этап – это непосредственная подготовка к созданию связного
текста, определение его содержания. Общий замысел рождается у человека в
плане внутренней речи, обычно он сильно сокращён и существует на уровне
даже не мысли, а некой неясной тени, мелькания мыслей. Нужно помочь
детям осознать эти отрывочные мысли и зафиксировать их.
Учитель на доске, а ученики в тетради пишут тему сочинения – выбранную
пословицу. Все вместе методом "мозгового штурма" определяют, что они
будут писать в сочинении: сначала мы скажем об этом, потом надо сказать об
этом, и об этом не забыть, а об этом можно не говорить, это не так уж важно и
т. д. Учитель в этот момент устраняется, предоставляя детям относительную
свободу высказываний, и вмешивается только изредка, когда возникает
необходимость.
Несмотря на то, что при обсуждении дети опять будут переживать сюжет
мультфильма, полезно учить детей записывать отдельные моменты
содержания в тетрадь в виде своеобразных кратких заметок на память, что
позволит снизить эмоциональный накал и придать работе деловой характер. В
самом начале работы над первыми сочинениями, учитель показывает
ученикам образцы таких записей, а потом ученики станут делать это уже
самостоятельно, потому что важно записывать именно свои, а не чужие
мысли, только тогда они действительно станут опорными для памяти.
Заметки
такими:
день рождения, иди за осокой, пошёл через лес, пришёл к пруду,
посмотрел, а там сидит, он заругался, взял палку, а он тоже палку, и
замахнулся, убежал к маме, мама пожалела, иди улыбнись, опять пошёл,
пришёл и ему улыбнулся, а тот тоже улыбнулся, надо быть добрым.
примерно
могут
быть
3. Конструирование будущего текста.
С этого момента учитель активно включается в работу и фактически ведёт
за собой учеников. Однако этому руководству важно придать форму
равноправного сотрудничества, а не диктата. Для этого учитель постоянно
употребляет формулировки типа: "А давайте попробуем...", "Мне кажется,
что можно сделать так... Вы согласны?", "Я вижу, что вам трудно. Хотите дам
совет?"
п.
Сначала с помощью учителя дети составляют тезисный план:
1. Мама послала Крошку Енота к пруду за сладкой осокой. Он пошёл через
т.
и ему
"От
было
станет
улыбки
А тот,
кто в пруду,
Крошка Енот убежал к маме.
лес,
весело.
2. Крошка Енот пришёл к пруду и увидел там когото. Он взял палку и стал
тоже стал грозить.
ему грозить.
3.
Мама дала ему совет.
4. Крошка Енот вернулся к пруду, снова увидел в воде когото и улыбнулся
ему.
5.
светлей!"
Тезисный план можно записывать в две колонки. В левую войдёт сам план, а
в правой будет написан лексический материал к каждой части.
Затем начинается определение содержания частей будущего текста.
Ученики, работая фронтально, устно распространяют каждый пункт плана.
Одновременно проходит и словарная работа: дети под руководством учителя
записывают слова и выражения, которые, согласно сюжету, могут быть
использованы в сочинении, трудные слова, которые могут понадобиться и т.
п.
После устного обсуждения будущего текста ученики пишут черновой
вариант сочинения, используя тезисный план и сделанные записи. Это можно
сделать как в классе, так и дома.
всем
4. Проверка написанного текста.
Проверять первый вариант сразу после написания нецелесообразно. Такая
проверка будет малоэффективной, поскольку весь материал и связанные с
ним эмоции свежи и чрезвычайно сильны, они помешают ребёнку объективно
оценить текст, найти погрешности и ошибки. Текст должен "отлежаться",
"созреть". Для этого целесообразно воспользоваться сдвоенными уроками. На
раздел программы "Развитие речи" обычно отводится 1 час в неделю, всего 34
урока в год. В одну из недель (условно назовём её первой) учитель проводит
два урока развития речи (причём это можно сделать в один день), на которых
проходит подготовка к сочинению. Написание сочинения в черновом варианте
задаётся ученикам на дом, они должны выполнить его на следующий же день.
Следующая неделя проходит без урока развития речи – сочинение
"отлёживается". На третьей неделе учитель возвращается к написанному
сочинению и предлагает ученикам проверить текст, найти и исправить
речевые ошибки. Более эффективно редактирование текста проходит тогда,
когда ученики читают не свою работу, а работу соседа. Однако в этом случае,
как уже было сказано ранее, необходимо воспитывать у детей культуру
обращения
текстом.
В
оценивают:
– как составлены предложения, не нужно ли переставить местами слова,
проверки
ученики
чужим
ходе
с к
чтобы усилить мысль; если нужно, то цифрами помечают желательную
последовательность
слов;
– как соблюдена последовательность событий, не нарушены ли причинно
следственные связи, т. е. нет ли резких необоснованных переходов от одного
эпизода
другому;
– нет ли излишней информации, которая не связана с темой текста.
Каждый "автор" может вносить в своё сочинение добавления, заменять одни
слова
п.
После оценки качества текста и исправления погрешностей ученики
должны
орфографию.
Когда все исправления внесены в текст, ученики переписывают его набело,
с учётом всех поправок. Это также может быть сделано либо в классе, либо
дома.
Учитель оценивает лишь окончательный вариант работы и заносит
соответствующую отметку в журнал.
проверить
другими
т.
и
Конспект по русскому языку на тему "Методика работы над сочинением" 3 класс
Конспект по русскому языку на тему "Методика работы над сочинением" 3 класс
Конспект по русскому языку на тему "Методика работы над сочинением" 3 класс
Конспект по русскому языку на тему "Методика работы над сочинением" 3 класс
Конспект по русскому языку на тему "Методика работы над сочинением" 3 класс
Конспект по русскому языку на тему "Методика работы над сочинением" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.