областное государственное казенное оздоровительное образовательное
учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Санаторная школа – интернат»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ»
ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
классный часлекторий “Письма с фронта”
для 89 классов
Автор: учитель истории I категории
Уварова Л.В. Шуя 2015
Тема: Письма с фронта
Цели:
развитие активной гражданской позиции и патриотизма как высших духовно
нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и
достижениям старших поколений нашей Родины.
воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и
Задачи:
1. Образовательные:
углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории России и родного
труда;
края;
совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке публичных
выступлений.
2. Воспитательные:
воспитывать у учащихся гордость за свой народ, чувство благодарности и
уважения к героическому прошлому нашей Родины;
пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной
чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности
поколений, служение своему Отечеству, своему народу;
3. Развивающие:
реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;
развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли.
Форма и методы:
устный журнал с применением презентации, мастеркласс по изготовлению
«солдатских треугольников»
Оборудование к классному часу:
ноутбук, мультимедиа проектор, экран, презентация, треугольный конвертписьмо
с фронта, тетрадные листы (для мастеркласса).
1.
Актуализация
Ход занятия:
Учитель: (слайд 1)
Ребята, 9 мая наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы. Сегодня наш
классный час посвящен Великой Отечественной войне, победе русского оружия и русского
духа над фашистской Германией.
22 июня 1941 года на рассвете в 4 часа утра без объявления войны фашистская
Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд советского народа.
Началась Великая Отечественная война.
Ты не знаешь, мой друг, что такое война…
Это вовсе не дымное поле сражений,
Это даже не смерть и отвага. Она в каждой капле находит свое отражение.
Это изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела,
Это боль головная, когда ломит висок,
Это юность солдат, что в окопах истлела.
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые мужчины и
женщины, юноши и девушки уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом,
своих родных и близких.
II.
Основная часть
Учитель: (слайд 2)
Солдаты с фронта посылали письма и фотографии своим родным. Эти треугольники
служили и конвертом и листом бумаги, на котором было написано письмо.
Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше 69 лет назад.
Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках.
Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого
треугольника своя история: счастливая и печальная. Бывало и так, что иногда весточка с
фронта о том, что родной человек жив и здоров, приходила после страшного казенного
конверта. А матери и жены верили, что похоронка пришла по ошибке. И ждали годами,
десятилетиями.
Стихотворение К. Симонова «Жди меня»
(читают ученики 9 класса)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И сними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой
Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной важности.
В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней,
нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Огромное значение в годы войны придавалось художественному оформлению,
связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции – конвертов, открыток, бумаги.
Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение
к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.
С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла
массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место
жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала
найти родных и близких – в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем,
открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта – в разные города, поселки и
села, туда, где были оставлены родные люди.
Учитель: (слайд 3)
Конвертов не хватало. С фронта приходили письматреугольники. Отправляли их
бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа,
потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что
очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо,
посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы
уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система
военнополевой почты под началом Центрального управления полевой связи.
В истории отечественной почтовой связи солдатские треугольники (изобретение
находчивых воинов) занимают особое место. Письма, написанные огрызком карандашей
в окопах, блиндажах, госпиталях доходили до близких в тылу как бы «вживую» из рук в
руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке
для домочадцев, родственников. Солдатские треугольники носили из дома в дом, они
озаряли души, придавали силы , вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще
солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, его высокой миссии
воина – освободителя. Быт пехотинца, кавалериста, танкиста, повседневная жизнь
медсанбата и госпиталя, тылового училища или курсов предстает тяжелой. Солдатские
треугольники воспринимались как часть жизни семьи, они создавали единство фронта
и тыла.
Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько
решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В
частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ.
Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.
(слайд 4)
В начале войны в адрес Московского радио начали поступать письма от рабочих и
колхозников, с обращением к близким и знакомым, которые находились на фронтах. Объединив эти письма в цикл «Письма на фронт», Центральное радио с 9 июля 1941 года
ввело ежедневные передачи «Письма на фронт». С августа 1941 года начали выходить в
эфир передачи «Письма с фронта». За годы войны Радиокомитет получил около 2
миллионов писем, позволивших создать свыше 8 тысяч передач «Письма на фронт» и
«Письма с фронта».
Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их
волновало. Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому.
Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама»,
«мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило,
в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным
стихи, фотографии, вырезки из газетлистовок. Поскольку письма писали прямо с поля
боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали
места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер»,
«привет из Беларуси».
Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и
официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от
гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду
бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что
расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали», «…
бьём врага», «…до последней капли крови буду драться».
(слайд 5)
Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах,
погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели
верных друзей в письме рядового Алексея Петрова: «Наш танковый корпус вышел из боя, а
людей погибло много». А вот что писал сын Иван отцу в деревню: «Батя, какие идут
тяжелые бои… знал бы ты, как сражаются мои товарищи».
Сегодня почти невозможно найти музей или архив без писем фронтовиков, до
которых подчас у исследователей «не доходят руки». А ведь история Второй мировой
войны глазами ее участников – важный исторический источник.
И специалисты считают, что работу по сбору писем с фронта надо продолжать, ибо
уходят из жизни хранители солдатских писем.
(слайд 6)
Так, рядовой Виталий Ярошевский, обращаясь к матери, писал: «Если погибну,
то погибну за нашу родину и за тебя». Петр Сорокин, пропавший без вести в 1941 году,
успел написать всего несколько писем своим родным. Вот строки одного из последнего.
«Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне, я уже прошел боевое крещение. Будем в
Кронштадте, обязательно пошлю тебе шелк на платье». Но не успел.
В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов,
командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении
к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя, – писал
Алексей жене из Новочеркасска, – приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как
и я, надеждой на встречу».
Следующее письмо он отправил домой из Московской области:
«Здравствуй, Верусинька, и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме.
Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей».
Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за
несколько дней до своей гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.
Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. «…
Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш
сын Коля».
До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме
матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему
корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36й размер.
Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе.
Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты:
вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это
нужно для нашего оркестра».
Леонид Головлев почти два года не мог отыскать свою семью. Только в 1943 году
близкие получили от него письмо: «Ничего не знал о вашей судьбе, тревожился. Не могу
представить, как вы пережили оккупацию. Будем надеяться, что теперь все будет хорошо.
Что сказать о себе? Воюю. Жив и здоров». Леонид пропал без вести в 1944 году.
(слайд 7)
Человек всегда остается человеком, даже в самых сложных условиях. В годы войны
молодые люди часто переписывались заочно. Так, офицер действующей армии прислал
незнакомой ему Екатерине Катаевой письмо с фронта. Екатерина Карповна говорила,
вспоминая это время: «Наших женихов поубивало на войне. Мой парень погиб под
Сталинградом. А тут пришло письмо от Семена Алекимова. Поначалу не хотела отвечать.
А подумала о том, как наши солдатики там воюют и ждут писем, решилась на ответ».
Чем больше переписывались молодые люди, тем крепче становились их чувства.
Старший лейтенант Алекимов не раз был на волосок от смерти. Помнит, как чудом выжил
во время бомбежки, когда их взвод переправлялся через реку Березину, как бывали под
обстрелами немецких самолетов. После войны Семен Алекимов скажет: «За один день на
войне проживаешь и десять жизней, и десять смертей. Но всегда мечтал о своей Катюше».
Катя и Семен сумели пережить все невзгоды, судьба соединила их.
Есть в письмах и вычеркнутые строки. Это цензура постаралась. Везде пометки:
«проверено военной цензурой». Солдатские треугольники, посланные полевой почтой,
обязательно проходили военную цензуру, потому что военная информация исключалась.
Военная информация могла быть только завуалирована.
Рассказ учителя о военной цензуре.
(слайд 8)
Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность
почтальона именовалась как экспедитор. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов.
Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные
бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной
сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел
запастись этими нужными принадлежностями. Александр Глухов знал фамилии многих
бойцов. Однако почти после каждого боя были потери личного состава. Уже в штабе полка
он на письмах, не дошедших до адресатов, ставил пометку «выбыл из части». Сами
фронтовики такие письма называли «неврученкой».
Трагический вариант событий представлен стихотворением В. Высоцкого
«Письмо».
(читает ученик 8 класса)
Вместе с первым разрывом
Парень крикнул тоскливо:
«Почтальон! Что ты мне притащил?
За секунду до смерти В треугольном конверте
Пулевое ранение я получил!»
Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее,
Он осколков беречься не стал.
И в бою под Сурою
Он обнялся с землёю,
Только ветер обрывки письма разметал.
Не легче было работать почтальоном и в тылу. Валентину Меркулову «определили»
в почтальоны, когда она училась в 4м классе. До обеда она училась в школе, а после
занятий занималась разноской писем. Из поселка, где она жила с больной матерью, эта
девчушка отправлялась с письмами по близлежащим деревням каждый день, в любую
погоду. Позднее Валентина, вспоминая военное время, поделилась с читателями местной
газеты впечатлениями: «Теплой одежды у меня не было, но мама раздобыла у когото из
соседей фуфайку и резиновые калоши. Так я и ходила». Уже тогда юной Валентине
пришлось столкнуться и с горем и с радостью. Некоторые письма люди читали всей
деревней или селом. Каждого интересовали вести с фронта.
(слайд 9)
В канун Дня победы люди с особым чувством ожидали писем.
А это строки из письма Михаила Мартова 9 мая 1945 года, адресованные жене: «Милая
Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то,
о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво,
весна».
Артиллерист Николай Евсеев сообщил родным: «9 мая вместе с сослуживцами
возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, гдето
вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом – вторая. Вот тогда всем стало ясно – это
конец войне!»
Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма,
фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно –
общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. (слайд 10)
Стихотворение И. Карпова «Мальчики»
(читает ученица 8 класса)
Уходили мальчики на плечах шинели,
Уходили мальчики храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики стиснув автоматы.
Повидали мальчики храбрые солдаты
Волгу в сорок первом,
Шпрее в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики нашего народа.
Учитель: (слайды 11, 12, 13)
(треугольный конвертписьмо с фронта)
В руках у меня пожелтевшее от времени письмо с фронта. Это письмо нашего
с вами земляка Сорокина Николая Васильевича 30.11.1922 г.р., уроженца города
Иваново.
В 18 лет Николай был призван и отправлен в ряды Красной Армии на Балтийский
флот. (чтение письма)
Привет с Ленинградского фронта 13/I42г.
Добрый день. Здравствуйте дорогие родные Мама и сестры Надя, Люся, Вера,
Маруся и племянница Людочка. Шлю я вам всем свой краснофлотский привет и
крепко, крепко вас всех целую. Мама я живу ничего, верно шамовки не досыта, но зато
хорошо едим 3 раза в день. Хлеба дают 500 г. на день, но это пока временно. Мама,
почему вы мне не пишите писем? Я от вас уже 2й месяц не получаю ничего. Я уже
вам на то письмо отвечаю шестым письмом, а от вас ничего не дождусь. Мама, что у
вас писать письма что ли не кому? Ты сама не можешь, заставь Надю, Люсю, Веру
они и то напишут. Что они не грамотные что ли или так лень берет или забываете.
Мама, прошу, как получите мое письмо так пишите быстрей ответ. Но ладно об этом
кончаю. Мама я вас просил, чтобы вы мне прислали чемодан, бритвенный прибор,
зубного порошку, щетку зубную, конвертов и бумаги и если можно, то пришлите
сухарей и сахару или конфет. Только как можно быстрее. Но пока до свидания остаюсь
ваш сын Коля. Передайте привет товарищам.
Это последняя весточка с Ленинградского фронта 13.01.1942 г. Николай
Васильевич, находясь на фронте, пропал без вести…
На запрос проекта в электронную базу данных пришел ответ, что Сорокин Н.В.
на патрульном катере вышел в море. Катер не вернулся…
До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают
нас до глубины души. Десятки и десятки писем с фронта хранятся в сердцах людей.
С годами не забываются уроки той войны – горькие и победные. И всякий раз 9 Мая както
поособенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен».
(слайд 14)
III Заключение
Мастер – класс по изготовлению треугольного конверта для ребят.
Для проведения мастер – класса заранее были подготовлены листы с текстом
письма (слайды 15, 16, 17)
Продолжение следует…
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.