областное государственное казенное оздоровительное образовательное
учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Санаторная школа – интернат»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ»
ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
классный часлекторий “Документы военного времени”
для 89 классов
Автор: учитель истории I категории
Уварова Л.В.
Шуя 2015 Тема: Документы военного времени
Цель:
1.
Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство
патриотизма.
2.
3.
Дать почувствовать причастность к историческим событиям Родины.
Способствовать развитию интереса школьников к истории своей Родины, ее
прошлому, ее настоящему. Поддерживать инициативу и творчество учащихся.
4.
Воспитывать у подростков уважительное отношение к нравственным
ценностям семьи, Родины. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения.
Укреплять связь поколений в семье.
5.
Воспитывать культуру дискуссии диалога. Развивать умение публичного
выступления.
Форма и методы: устный журнал с применением презентации.
Оборудование к классному часу: ноутбук, мультимедиа проектор, экран,
презентация, на столе расположены документы военных лет:
o
o
o
o
РВК Справка,
Трудовая книжка,
Извещение,
Фото.
Ход занятия:
Актуализация
I.
Учитель (слайд 1)
70 лет прошло со дня Победы в ВОВ. Дети, родившиеся после войны, стали
взрослыми, и у них родились дети, внуки и даже уже правнуки. Война уходит в прошлое,
становясь страницей в учебнике истории. Прошло много лет. Во многих семьях не
сохранились документы, фотографии, их просто нет. Не до фото было. А документы –
сгорели, потерялись. Жизнь бы сохранить. И тем ценнее для нас то немногое, что смогли
уберечь. Подлинные, не за стеклом в музее, а бережно и трепетно хранимые в семье
частицы исторических событий, что подкрепляют нашу сопричастность с ними.
Основная часть
II.
История возникновения Красноармейской книжки.
Открываем первую страницу документа: "Красноармейскую книжку иметь при себе.
Не имеющих книжек задерживать". Эта запись говорит о том, что в те времена очень
строго относились к хранению и ношению этого документа. Это был главный документ
солдата в период Великой Отечественной войны. Но появился он не сразу. Официально до
октября 1941 красноармейцы и младшие командиры (сержанты) не имели документов,
удостоверяющих личность. На фронте многие из них не имели до июняиюля 1942, а в
тыловых округах и гораздо позднее.
«Но как можно, чтобы на фронте военнослужащий не имел никакого документа,
подтверждающего, что он действительно воин Красной Армии? Как же тогда узнать
командиру, что это действительно красноармеец Иванов, присланный для прохождения
службы, а не засланный немецкий диверсант, в то время как настоящий Иванов валяется
гдето в овраге с пулевой дырой в затылке? Невероятно!»
Однако это так и было. До введения «Красноармейской книжки» в армии
документом, удостоверяющим личность, были медальоны и позднее личные знаки. У
каждого бойца должен был быть при себе медальон, в который боец вкладывал два узких листочка бумаги, на которых он должен был сам предварительно записать свои данные. Эти
медальоны были введены еще в 1925 году и то только для действующей армии. К тому же,
среди красноармейцев существовало стойкое поверье, что, заполнив эту бумажку, ты
подписал себе смертный приговор тебя непременно убьют. Как правило, эти медальоны
бойцами или просто выбрасывались, или же служили для хранения щепотки махорки на
одну самокрутку, или для хранения нескольких спичек. Члены поисковых отрядов,
выполняющих святое дело возвращения имен павших, рассказывают, что заполненные
записки в медальонах они находят в одномдвух из сотни. А чаще они или пустые, или же
бумажки в них не заполненные.
В тридцатых годах по уставу внутренней службы РККА роль документа,
удостоверяющего личность красноармейца при его одиночном нахождении вне части, играл
металлический личный знак, в центре которого выбивался личный номер красноармейца
(порядковый номер в списке подразделения), или увольнительная записка. Личные знаки
красноармейцев и младшего командного и начальствующего состава срочной службы
хранились в специальном запертом шкафчике под стеклом. Этот шкафчик находился в
канцелярии подразделения, ключ хранился у старшины. Однако, роль документа,
удостоверяющего личность военнослужащего, эти личные знаки играть не могли. Приказом
НКО № 376 от 17.11.1942г. они отменяются и исключаются из табелей снабжения.
И лишь в октябре 1941 года Приказом наркома обороны вводятся настоящие
документы для удостоверения личности красноармейцев и младших командиров.
Красноармейскую книжку считать единственным документом, удостоверяющим личность
красноармейца и младшего командира, в неё заносить прохождение военнослужащим
военной службы и получение им от военного ведомства предметов довольствия (оружия,
снаряжения и обмундирования).
(слайд 3)
Билет ВЛКСМ СССР периода Великой Отечественной войны.
Большинство бойцов РККА были комсомольцами, кроме тех, кто являлся членами
ВКП(б). Билет ВЛКСМ каждый боец всегда имел при себе наряду с воинскими
документами, удостоверяющими личность. Необходимо отметить, что прием в члены
ВЛКСМ в то время не был формальностью, как в годы заката СССР. Билет берегли, потеря
его даже в боевой обстановке расценивалась как серьезный проступок и могла повлечь за
собой исключение из рядов организации. Это не послевоенный билет годы уплаты
членских взносов начинаются с 1938, так что билет именно на военный период.
Комсомольский билет — являлся документом, удостоверяющим членство в
Комсомольской организации, официальное название — ВЛКСМ. Билет выдавался после
приема в ряды этой организации (который проходил в форме экзамена) и помимо
удостоверения носил функцию документа,
удостоверяющего комсомольскую
принадлежность его владельца, имеющего право голоса при голосовании внутри
комсомола, а так же производился учет обязательных членских взносов. Документ имел
серийный номер и был выполнен на бумаге с водяными знаками.
В Советском Союзе являлся одним из главных документов для советской молодежи.
Учитель II: (слайд 4)
РВК. Справка военнообязанного.
Эта справка давала краткие сведения об организации работы в РВК (районном
военном комиссариате) по укомплектованию Действующей Армии.
РВК производил призыв и мобилизацию граждан, а также их распределение по
местам службы. Граждане, призванные в армию (т.е. ранее не служившие) могли быть направлены
в запасной или учебный полк, бригаду, дислоцированные в то время поблизости от
места призыва;
в воинскую часть, формировавшуюся в этом районе.
Граждане, мобилизованные из запаса (т.е. уже служившие в армии) могли быть
направлены сразу на фронт в составе маршевых рот или батальонов.
Такая справка военнообязанного, выписанная Ленинским РВК города Иваново,
осталась у родных красноармейца Сорокина Николая Васильевича. Этот документ
подтверждает, что военнообязанный призывник 1922 года рождения действительно
призван и отправлен по мобилизации в части Красной Армии 19.08.1941г. Его
семья, проживающая в г. Иваново, 5Завокзальная, д. №28 имеет право на льготы,
предусмотренные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941г.
(слайды 5, 6)
Трудовая книжка.
Еще один документ остался на память родным о юном красноармейце. Всего три
записи в трудовой книжке, свидетельствующие о его начинаниях во взрослой жизни:
1.
Сорокин Николай Васильевич на фабрике им. рабочего Ф. Зиновьева
1939/XII/2 принят на должность ученика ремонтировщика.
2.
3.
1940/XII/26 переведен в ремонтировщики.
1941/VIII/17 зачислен в РККА.
(слайды 7, 8)
Извещение (Похоронка).
Похоронка — документ, краткая разговорная форма определения официального
извещения о гибели военнослужащего, присланного из войсковой армейской части.
Наибольшее распространение получило в годы массовой гибели советских
военнослужащих частей Советской Армии в годы Отечественной войны 19411945.
Оставшиеся в тылу, члены семей военнослужащих красноармейцев, в годы войны с
нетерпением ожидали писем полевой армейской почты, как доказательства того, что
родной и близкий человек жив. И только короткое слово, в устах почтальона, разносившего
в сумке с корреспонденцией, письмами, газетами и другими извещениями: "Вам
Похоронка" коротко, перечеркивая все ожидания и надежды, говорило, что новой встречи
с человеком уже не будет. Этот клочок официальной бумаги как будто хоронил надежду на
встречу. В этот момент жены становились вдовами, дети теряли кормильцев.
Похоронка служила документом для обращения в военкомат, с целью получения
семьей погибшего военнослужащего пособий от государства. Оформлялась в войсковой
части, и отправлялась по месту жительства его семьи.
Страшнее Похоронки было только извещение о том, что военнослужащий "пропал
без вести". Именно такое извещение получила семья Сорокина Н. В.:
Ваш сын красноармеец Сорокин Николай Васильевич, уроженец г. Иваново,
находясь на фронте, пропал без вести в апреле тысяча девятьсот сорок второго
года.
За пропавших без вести государство не давало ничего, да еще и клеймо
навешивалось – где вот он? Погиб так, что никто не увидел и остался лежать в окопе, когда
войсковая часть отступала с линии фронта? А может быть, перешел к немцам или
дезертировал?
На войне случалось всякое.
Случалось, что Похоронку оформляли ошибочно, полагая, что человек погиб. Теперь, спустя много лет, родные Николая Васильевича знают правду. Патрульный
катер, вышедший в море, на борту которого и находился краснофлотец, не вернулся.
III.
Заключение
Учитель: (слайд 9)
Они не вернулись с поля боя… Молодые, сильные, жизнелюбивые… Они мечтали о
творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Они без колебаний
вступили в борьбу с врагами.
Ученик
Весь под ногами шар зеленый.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих.
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Учитель II: (слайды 10, 11)
Память – не мертвое понятие. Помнить – значит жить. Жить так, чтобы не было
стыдно.
В память о тех, кто не вернулся с этой жестокой войны, объявляется минута
молчания…
Пусть нашими помыслами и поступками движут надежды тех, кто жизнью своей
пожертвовал ради нашего счастья.
С праздником, дорогие друзья! С Днем защитников Отечества!
Продолжение следует…
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
КОНСПЕКТ ПРОЕКТА «БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОЙНЫ» ЛЕКТОРИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.