Конспект тематического занятия "Культура поведения"
Оценка 4.7

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Оценка 4.7
Мероприятия +1
doc
воспитательная работа
8 кл—11 кл
02.11.2019
Конспект тематического занятия "Культура поведения"
Конспект предназначен воспитателям школьной гостиницы (общежития), классным руководителям и обучающимся 8-11-ых классов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ: - осознать культуру как совокупность норм и запретов; - усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладевать навыками культурного поведения; - профилактика спорных ситуаций среди обучающихся, предотвращение конфликтных ситуаций между педагогами и обучающимися; - развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Мокшанова_Культура поведения.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева Гостиница для обучающихся г. Моршанск Тамбовской области КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ. ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА»   ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ:  ­ осознать культуру как совокупность норм и запретов; ­   усвоить   основные   этические   требования   в   поведении   и   общении   с   людьми, овладевать навыками культурного поведения; ­   профилактика   спорных   ситуаций   среди   обучающихся,   предотвращение конфликтных ситуаций между педагогами и обучающимися; ­ развитие коммуникативных способностей обучающихся. Необходимое   оборудование:  ПК,   мультимедийное  оборудование;   столы   со стульями для подгрупп; задания для подгрупп для обсуждения одной темы, подсказки по каждой теме (общие для всех), бумага и фломастеры для записи. Форма   проведения:  работа   обучающихся   в   подгруппах   по   выработке   правил поведения в обществе, социального этикета, а также разработка обязанностей дежурного в школьной гостинице (общежитии). ПРОВЕДЕНИЕ: 18 сентября 2019 г. Воспитатель – Мокшанова И.В. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ 1. Мотивация Добрые вечер, дорогие друзья! Чтобы определиться с темой сегодняшнего с вами разговора, вам нужно будет  сначала собрать из частей пословицы и поговорки, и затем назвать их общий смысл:  За худую привычку (и умного дураком обзывают).   Не гляди на лицо, (гляди на обычай).    В людях Илья, (а дома свинья).    Не стыдно молчать, (когда нечего сказать).   В чужом доме не будь приметлив, (а будь приветлив).    Ласково слово ­ (что вешний день).  Гость хозяину… (не указчик).  Привычка ­ не рукавичка, (не повесишь на спичку). ­ О чем говорят эти пословицы и поговорки? ­ О культуре поведения, речи, об этикете.  ­   Совершенно  верно,   в  этих  пословицах   и   поговорках   представлены   культурные нормы поведения человека. Вообще народные пословицы всегда мудры и поучительны и народную мудрость, накопленную годами, трудно переоценить. И потому сегодняшний наш разговор   будет   посвящен   правилам   поведения,   или   как   их   еще   называют   –   правилам хорошего тона. 2. Целеполагание Сегодня мы будем учиться вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами  поведения, правилами  этикета, которые вы сами проработаете и внедрите в результате групповой работы по теме нашего занятия. Вы сами должны прийти к правилам поведения в общественных местах, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Группа делится  воспитателем на 2 группы с учетом пожеланий обучающихся. Ребята рассаживаются за свои столы. 1. Введение в тему 1) Водное слово воспитателя Человек   с   самого   своего   рождения   живет   среди   людей.   Среди   них   делает   свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий   социум   может   стать   основой   для   развития   личности,   для   развития   “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа – например, школьный класс. Что такое группа (подгруппа)?  Группа ­ объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно, чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я”   каждого   не   подавляло   “я”   своего   соседа.   Для   этого   необходимо   существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться. Давайте   посчитаем,   со   сколькими   людьми   мы   встречаемся   ежедневно.   Дома   мы общаемся   с   родными:   мамой,   папой,   братьями   и   сестрами,   с   соседями;   в   школе   –   с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине ­ с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками.  Трудно   сосчитать,   сколько   людей   за   один   день   увидишь:   с   одними   только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому­то сам   обратишься   с   просьбой.   Каждый   человек   находится   в   постоянном   общении   со знакомыми   и   незнакомыми   людьми   дома,   в   школе,   на   улице,   в   магазине,   в   кино,   в библиотеке и т.д.  Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении. И как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова.  Очень много времени мы с вами проводим в гостинице для обучающихся, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школьной гостинице, а также о моментах неуважительного   отношения,   то   есть   такого,   после   которого   возникают   обиды.   Как правило, обиды взаимны. К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный   тон,   внимание   друг   к   другу,   взаимная   поддержка   укрепляют   отношения.   И наоборот,   бесцеремонность   или   грубое   обращение,   бестактность,   обидные   прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи,   пустяки.   Однако   грубые   слова   не   безобидны.   Недаром   народ   сложил   мудрые поговорки   о   роли   слова   в   человеческих взаимоотношениях: «От   одного   слова   да   навек ссора», «Бритва скребет, а слово ранит», «Ласковое слово – что вешний день». Как вы думаете, что обозначает слово «вежливый»?  ­ Соблюдающий правила приличия. ­ Итак, предлагаю вам в подгруппах выполнить следующую работу: в течение 5 минут   придумать,   точно,   кратко   и   выразительно   разыграть   сценки   типичных   ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например:   «Как   мы   приветствуем   друг  друга,   взрослых   в  школе,   на   улице»,   «Как  мы возражаем взрослым, родителям» и т.д. 2) Самостоятельная работа в группах. 3)   Выступления   от   групп   и   общее   обсуждение.   Отношение   других   групп   к ситуации. 2. Практическая работа 1) Задание 1 Перед   вами   на   доске   нарисован   человечек.   Пусть   каждый   из   вас   подарит   ему признак воспитанного человека. (От человечка в разные стороны чертятся стрелочки и обучающиеся по очереди записывают характеристики воспитанного человека). Обсуждаются качества личности воспитанного человека.  Вырабатываются правила поведения. Правила:  Вежливость,   доброжелательность,   дружелюбие   в   отношениях   –   всё   это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.   Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.   Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.   Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.   Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе. 2) Задание 2. Сокровищница народной мудрости На экране ­ таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки. ­ Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения: У себя как хочешь, Не дорог подарок – по делам гляди. молчание – золото. О пустяках спорить – а в гостях – как велят. По одежде не суди, Слово – серебро, Хоть не богат, От слова спасенье, На незваного гостя дорога любовь. дело упустить. и от слова погибель. не припасена и ложка. а гостям рад. В   деревню,   где   живут да навек ссора. одноногие, От одного слова, надо идти на одной ноге. Смысл каждого высказывания обсуждается. 3) Задание «Школьная гостиница – мой дом» Дается следующее задание: Каждая подгруппа получает задание, написанное на заготовленной заранее карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук воспитателя.  Темы:  «Правила   поведения   в   гостинице»   (речь   в   стенах   школьной   гостиницы, вежливость, поддержание порядка). «Обязанности дежурного в столовой». Подсказки:  Сменная (или вторая) обувь   Приветствие обучающихся и взрослых   Обращение к друг другу   Мусор   Бережливость   Вежливость   Прогулки   Повседневная речь  Манера общения   Чужие вещи   Поведение в столовой   Поведение во время мероприятий   Гостиничное имущество   Соблюдение правил безопасности  Решение спорных вопросов   Поведение в свободное от выполнения домашних заданий время  Употребление непристойных выражений   Обязанности дежурного по столовой Задание:  В течение 8­10 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге.  Затем обучающиеся отбирают наиболее важные пункты, доказывая необходимость того или иного пункта. III.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­   Предлагаю   вам   сейчас   пройти   тест   по   правилам   поведения.   Лучшему   ­ справившемуся с заданиями ­ будет вручена медаль «Супервежливость». 2. Итог 1) По окончании занятия принимается решение. Решение:  Выработать такие правила поведения в школьной гостинице, чтобы их выполняли все обучающиеся. 2) Заключительное слово воспитателя  Как учиться “вежеству” До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который   знает   как   вести   себя   в   той   или   иной   обстановке.   Чтобы   научиться “вежеству”, существует несколько приемов:  Самонаблюдение Прием   сложный.  Нужно  как  бы   раздвоиться.  Ты  живёшь   и  делаешь   всё,  как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут   другие:   как   разговариваю   с   людьми?   Как   здороваюсь?   Как   держусь   в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.  Самооценка Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой   и   прямо   сказать   себе.   В   этом   очень   помог   бы   дневник,   в   котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.   Изучение мнения других людей Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие. Помогает и самопознание, и наблюдение за поведением окружающих.  У   одного   древнего   восточного   мудреца   спросили:   «У   кого   ты   учился благовоспитанности?» ­ «У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они». 3) Вывод Итак,   первое   условие   воспитанности   –   знание   общепринятых   норм   и   правил поведения;   второе   –   тренироваться   упражняться   в   правильном   поведении;   третье   – прочные и устойчивые привычки поведения.

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"

Конспект тематического занятия "Культура поведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2019