ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- формировать финансовую культуру обучающихся, способствовать созданию условий для формирования финансово грамотного гражданина общества и ячейки семьи;
- способствовать осознанию обучающимися необходимости знаний в области финансов в современных экономических условиях;
- прививать навыки грамотного потребительского поведения, экономического мышления и рачительного отношения к энергоресурсам;
- развивать навыки аналитической работы и брать ответственность за собственное решение.
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
Гостиница для обучающихся
г. Моршанск Тамбовской области
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «РАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПОТРЕБИТЕЛЬ» В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «ДНИ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ», ПРИУРОЧЕННОЙ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПРАЗДНИКУ «ДЕНЬ ФИНАНСИСТА»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
формировать финансовую культуру обучающихся, способствовать созданию
условий для формирования финансово грамотного гражданина общества и ячейки семьи;
способствовать осознанию обучающимися необходимости знаний в области
финансов в современных экономических условиях;
прививать навыки грамотного потребительского поведения, экономического
мышления и рачительного отношения к энергоресурсам;
развивать навыки аналитической работы и брать ответственность за собственное
решение.
Форма проведения:
Занятиеисследование; лекция, презентация; практическая
работа с использованием компьютера; самостоятельная работа обучающихся со словарём.
Необходимое оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование,
мультимедийная презентация; ноутбуки для обучающихся; словарь финансово
экономических терминов; тетради, ручки.
ПРОВЕДЕНИЕ: 12 сентября 2018 г.Воспитатель – Мокшанова И.В.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: МОТИВАЦИЯ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Воспитатель. Добрый вечер, дорогие старшеклассники!
Прочитайте афоризмы, демонстрируемые на слайде презентации, и
попытайтесь определить, о чём у нас с вами сегодня пойдёт разговор,
назовите тему сегодняшней встречи:
«Когда человек говорит, что деньги могут всё, знайте: у него их просто нет, и
никогда не было». Э. Хой, американский писатель
«Деньги это инструмент, разумно используя который, вы можете получить от
жизни то, чего хотите». Е.Р. Дюпон, американский экономист
«Если у членов какойлибо группы есть общий интерес или цель и если все они
выиграют от достижения этой цели, то вполне логично предположить, что индивиды в этой
группе, если они рациональны и эгоистичны, будут направлять свои усилия на достижение
этой цели». М. Олсон
«Homo oeconomicus это скелет, но это тот скелет, который позволяет
экономической науке ходить». Ш. Жид
«Мы не на столько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Английский афоризм
Возможные ответы обучающихся:
Речь пойдёт о деньгах: о том, что их много не бывает, об их
нехватке.
Мы будем говорить о том, как пользоваться деньгами, не тратить
их понапрасну, как научиться экономить.
«Экономика должна быть экономной».
Верно, сегодняшний наш разговор пойдёт о микроэкономике, о
рациональном поведении человека потребителя в отношении денег, ведь их,
действительно, много не бывает, и потому нужно учиться экономно
расходовать денежные средства. А рациональное поведение человека
проявляется именно в его стремлении достичь максимальную полезность из
потребления какоголибо товара с учётом ограничений бюджета.
С 8 сентября по 11 сентября 2018 года в российских школах и других
учебных заведениях проходила Всероссийская акция «Дни финансовой
грамотности», приуроченная к профессиональному празднику «День
финансиста», которая была направлена на формирование финансовойкультуры и навыков эффективного управления личными финансами,
способствующих, в конечном счёте, финансовой безопасности и будущему
благосостоянию молодёжи.
Определите цели, которых вам необходимо достигнуть в ходе занятия.
Ответы обучающихся.
Верно, вы должны получить знания финансовой грамотности,
финансовой культуры, научиться, как рационально, бережно относиться к
финансовым средствам (деньгам), как грамотно их использовать.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Лекция с просмотром презентации «О потребительском
поведении»
1) Что такое «потребительское поведение»
Потребительское поведение это процесс формирования спроса
потребителей на разнообразные товары и услуги с учётом их дохода и личных
предпочтений.
Полезность какоголибо блага определяется способностью
потребительского спроса удовлетворять какиелибо потребности человека.
Впервые термин «полезность» был введён в научный оборот И.
Бентамом (18й в.), английским философом и социологом, который считал,
что принцип максимизации полезности является основным принципом
поведения человека. Рациональный потребитель так управляет своими
расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное
«удовлетворение», или максимальную полезность.
Полезность, заключённая в товарах и услугах, связана с качествами и
характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей.
К таким качествам относят здоровье, эстетическую красоту или дизайн,
лёгкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д.
Полезность товара может меняться в зависимости от времени и места.
Так полезность прохладительных напитков различна летом и зимой, на севере
и на юге.
2) Рациональное поведение потребителя
Понятия рационального выбора и рационального поведения потребителя
играют важнейшую роль в экономической теории. Рациональное поведение с
точки зрения экономики подразумевает соответствие его разумныминтересам.
максимизировать общую полезность потребляемых им благ.
Считается,
что рациональный потребитель стремится
Полезность блага это способность экономического блага
удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Безусловно, для каждого человека полезность отдельного продукта
своя, её непросто измерить и т.д., но существуют общие для всех
потребителей закономерности, связанные с полезностью.
Рациональное поведение поведение потребителя, направленное на
максимизацию полезности потребляемых благ. Рациональное поведение иначе
называют функциональным поведением, и спрос, определяемый этим
поведением, также будет функциональным. Функциональным рациональное
поведение называют потому, что потребитель, увеличивая величину
полезности, максимизирует, таким образом, функцию полезности. В странах с
командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной
экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.
Этапы рационального поведения потребителя:
1) осознание
необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка
возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.
3) Доходы и расходы потребителя
А. Доходы потребителя
Доход потребителя это сумма денежных средств, получаемых за
определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения
благ и услуг на цели личного потребления.
Номинальный доход доход, исчисленный в чисто денежном
выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен,
инфляции.
Основными источниками номинального
(денежного)
дохода
потребителя являются:
заработная плата;
социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии);
доход от предпринимательской и иной деятельности;
доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на
денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).
Реальный доход количество товаров и услуг, которые можно
приобрести на сумму номинального дохода. Реальный доход зависит отобъёма конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и
уровня цен на товары и услуги.
Б. Расходы потребителя
Виды потребительских расходов:
обязательные, минимально необходимые расходы (питание,
одежда, транспорт, коммунальные услуги);
произвольные (туризм, книги, картины, машины).
Во многих семьях полученный доход распадается на две части:
1я используется для покупки товаров и оплаты услуг,
необходимых для удовлетворения личных потребностей людей;
2я часть образует сбережения.
Какие же зависимости существуют между доходами и расходами?
1) чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму он
способен потратить на потребление;
2) чем больший доход получает потребитель, тем больше сумма
сбережений;
3) чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и
больше на товары длительного пользования;
4) Закон Энгеля (Эрнст Энгель – немецкий экономист и статистик, 19й
в.): чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на
продовольственные товары и выше расходы на предметы роскоши,
изысканные вещи, сбережения.
Статистика: В США доля расходов на питание составляет 1015%, а
значительное число русских семей тратит на питание от 40 до 48% своих
расходов.
В. Размещение сбережений
Способы размещения сбережений:
сберегательный счёт в сбербанке;
приобретение ценных бумаг;
приобретение недвижимости;
страхование жизни, здоровья, имущества.
4) Уровень жизни и формула её качества
Уровень жизни это уровень благосостояния населения, степень
удовлетворения основных жизненных потребностей людей.
Для характеристики уровня жизни используются многообразные
показатели:
потребление на душу населения,
реальные доходы населения, обеспеченность жильём,
показатели развития образования, здравоохранения, социального
обеспечения.
Уровень жизни можно рассматривать как для страны в целом, так и для
отдельных социальных групп населения с учётом региональных особенностей.
Качество жизни = уровень жизни + условия и безопасность труда +
культурный уровень + физическое развитие и т.д.
5) Предельная полезность
Когда рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт
воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность.
Приведу простой пример:
Допустим, вам хочется пить. Вы выпиваете первый стакан (с точки
зрения предельной полезности вы уже получили возможный максимум
удовольствия), потом второй (общая полезность для вас растёт, потому что
вы всё ещё утоляете свою жажду, а вот предельная полезность падает, потому
что ваша жажда на самом деле уже не столь сильна). Когда вам покажется,
что пить уже не хотите и, если вы продолжите пить, то каждый последующий
стакан вызовет у вас, скорее, неприятные ощущения, потому что вы уже
насытились водой сполна, то в этот момент вы достигнете максимума общей
полезности, а предельная полезность стакана воды в этот момент будет для
вас равна нулю. Если же вы и дальше продолжаете пить воду, то в
определённый момент ваши неприятные ощущения станут сильнее приятных,
полезность воды станет вредностью, а вода станет антиблагом.
Виды потребления:
производственное (расходование, использование ресурсов в
процессе производства);
непроизводственное (конечное потребление благ людьми,
населением для удовлетворения жизненных потребностей).
Виды потребностей:
первичные (физиологические) и вторичные (социальные,
престижные, духовные);
насыщаемые (имеющие чёткий предел) и ненасыщаемые
(стремление удовлетворить которые не имеет чётко
обозначенного предела, например, потребность в знаниях).К потребностям (мотивам) относят не только то, что приносит пользу
или необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые
могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются в силу
сложившихся привычек и получаемого удовольствия.
Цель потребителя извлечение максимальной полезности от
потребления товаров и услуг.
Ограничения, которые существуют на пути достижения цели
потребителя:
потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и
расходов семьи);
цены на товары и услуги;
ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Торстейн Веблен (американский учёный, экономист 19начала 20вв.)
отвергал представление о человеке, выступающем в качестве субъекта
максимизации полезности и говорил, что человек находится под влиянием
различных психологических стереотипов инстинкта подражания, инстинкта
самосохранения, склонности к соперничеству, праздному любопытству и т.д.
При этом особую роль играет то, что Веблен называл «завистливое сравнение»
(ктото живёт лучше, ктото имеет больше). Отсюда учёный вывел
приверженность к «престижному», демонстративному потреблению и
накоплению капитала.
Потребление демонстративное потребление товаров и услуг с целью
получения эффекта от демонстрации их использования.
2.
Практическая работа с технологическими картами – см.
Приложение.
Воспитатель раздаёт рабочие листы, работа проходит индивидуально с
использованием компьютера.
По окончании работы обсуждаются полученные результаты.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Итог занятия. Выводы
1) Теория потребительского поведения исходит из того, что имеющие
выбор покупатели ведут себя рационально. Покупатели всегда выбирают
товар по своим доходам, который при определённых ограничениях на
розничные цены может максимально удовлетворить их потребности.2) Теория полезности предполагает, что в основе цен товаров лежит их
ценность, определяемая как суждение субъекта о значимости благ,
находящихся в его распоряжении. Правило максимизации полезности в
соответствии со сказанным заключается в таком распределении денежного
дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на
приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную
(предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия
смогут теперь только изменения потребительских предпочтений, цены на
продукты и размеры доходов.
3) Согласно закону убывающей предельной полезности ценность
каждого последующего блага при наращивании его запаса падает и достигает
нулевого значения в точке полного насыщения.
4) Максимум полезности от потребления заданного набора благ
потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех
потребленных благ.
5) Излишек потребителя это разница между той суммой, которую
потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально
уплатил.
2. Рефлексия. Работа со словарём
Задание: найти и выписать определение понятий «деньги», «финансы»,
«рациональное поведение», «экономическое поведение», «потребитель»,
«потребление», «покупательское поведение», «спрос», «доход», «расходы».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
1) Словарь финансовоэкономических терминов / А.В. Шаркова,
А.А. Килячков, Е.В. Маркина и др.; под общ. ред. д.э.н., проф.
М.А. Эскиндарова. М.: Издательскоторговая корпорация
«Дашков и К°», 2015;
2) http://disttutor.info/mod/book/view.php?id=29366&chapterid=1762
3) http://otherreferats.allbest.ru/emodel/00046167_0.html
4) http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskayateoriya/teoriya
povedeniyapotrebitelya.html