Тренинги
Блок (День) 1: «Знакомство»
Упражнение 1: Найти себе пару, в течение пяти минут рассказывать друг другу о себе. Затем сделать
презентацию собеседника, представить его всем остальным. Для наглядности тот, кого представляют
встает в позу, отражающую его жизненную позицию.
Упражнение 2: Формулировка жизненного девиза.
Упражнение 3: Объединение по общему признаку («Пересядьте все, кто…»).
Упражнение 4: Проверяется степень сработанности группы. Члены группы, не сговариваясь,
поднимаются по числу показанных тренером пальцев. При этом ни один из них не может подняться
два раза подряд.
Упражнение 5: Молекулы
Блок 2: «Установление контакта»
Упражнение 1 – любое упражнение на создание работоспособности, на «разогрев».
Упражнение 2:
Найти в круге человека глазами и поменяться с ним местами (упражнение на преодоление страха
смотреть прямо в глаза).
Найти человека глазами, встретиться в центре круга, пожать руки, встать на свои места (углубление
контакта – переход к телесному контакту).
Задача любого контакта – понравиться. Следовательно, дальше тренер объясняет правила аттракции.
1. Имя
2. 15 секунд (время формирования первого впечатления)
3. Улыбка
4. Территория
5. Комплимент
Если группа психологически готова, рассказать о структуре личности (Ребенок, Родитель, Взрослый).
Дополнительное правило аттракции: делать «подарки» Ребенку, не нарушать законов Родителя,
общаться на позиции «Взрослый – Взрослый».
Одно из правил аттракции – имя. Можно дать любое упражнение на запоминание имен
Упражнение на выявление первого впечатления. В центр выходит только тот, кто хочет. Он актер,
остальные члены группы – режиссеры. Они подбирают ему роли, называют образы, ассоциации.
Обязательный акцент для того, кто в круге, на то, что эта информация субъективна, это то первое
впечатление, это только материал для дальнейшей работы и это может не иметь отношения к его
личным качествам.
Упражнение на третье правило аттракции – правило территории. Общение в парах на заданную
или свободную тему сначала на расстоянии больше 6 м, затем постепенно сокращая дистанцию до того
момента, когда партнеры будут стоять вплотную. Затем предложить им самим найти оптимальную
дистанцию общения. Затем тренер рассказывает о различных психологических зонах.
Вариант: участники разбиваются на пары, один из пары стоит спиной, другой приближается к нему со
сравнительно большого расстояния. Задача первого почувствовать приближение второго, остановить
его, когда тот достигнет границы комфортной для общения зоны.
Зоны бывают и вертикальные. Им посвящено следующее упражнение.
Упражнение на комплимент. Построение карусели (внутренний и внешний круг лицом друг к другу,
внутренний круг подвижный. После очередного «раунда» общения внутренний круг делает шаг в
сторону так, чтобы все оказались перед новым собеседником).
В парах партнеры говорят друг другу комплементы, используя и все остальные правила аттракции.
В конце этого занятия можно также рассказать про правило «трех плюсов». Блок 3:
Любое упражнение на создание работоспособности.
Упражнение 1. Найти пару. В паре найти тему, по которой поспорить (позицию максимального
несогласия). По хлопку спорящие замирают в своих позах. Тренер обращает внимание на то, что во
всех парах, где действительно шел жаркий спор, позы максимально незеркальные. Здесь же можно
рассказать о языке жестов и о необходимости «отзеракаливвать» позу собеседника.
В тех же парах найти позицию максимального согласия. Когда все по хлопку замрут, тренер обращает
внимание на зеркальность поз.
Упражнение 2. Партнеры возвращаются к теме спора, но один из них сознательно копирует мимику,
жесты, позы другого. Вывод: в одинаковой позе спорить невозможно.
Дальше любые упражнения на приемпередачу невербальных сигналов. Например: «Зеркало»,
передача движения по кругу и т.п.
Блок 4: Умение слушать
Любое упражнение на создание работоспособности.
Упражнение 1. Найти из группы человека, с которым еще не общались, объединиться с ним в пару.
Один из пары рассказывает какойнибудь эпизод из своей жизни или любую историю в течение 23
минут. Тренер спрашивает у группы, кого из рассказчиков действительно слушали, и за счет чего
сложилось такое впечатление.
Затем формулируются правила грамотного слушания
(заинтересованность, пересказ мыслей собеседника, уточнение, развитие мыслей собеседника).
Далее тот, кто ранее слушал, рассказывает чтонибудь сам. Другой сознательно применяет правила
грамотного слушания.
Самое сложное слушать, когда вы с собеседником расходитесь во мнениях. Тренер предлагает группе
проблемный сюжет так, чтобы у членов группы возникли разные, противоположные друг другу
мнения. Затем составить пары так, чтобы в каждой паре оказались сторонники противоположных
точек зрения. Задача одного из пары аргументировать свою точку зрения, а второго слушать,
применяя правила грамотного (активного) слушания, уточнять позицию другого до тех пор, пока не
услышит: «Да, ты меня понял». Затем они меняются местами. Каждому дается по три минуты.
Упражнение 2. Три «да»
В понятие грамотного слушания входит также умение без искажения воспринимать мысли
собеседника.
Один из пары высказывает какуюлибо мысль, например: «Сегодня хорошая погода». Второй человек
пытается выяснить, что он имеет в виду, что он подразумевает и задает вопросы типа: «Ты хочешь
открыть окно?», «Ты любишь солнечные дни?», «Ты лучше себя чувствуешь в такую погоду?», «Ты
хочешь пойти погулять?» до тех пор, пока три раза не услышит положительный ответ.
Блок 5. Интервью
В этой теме используются все навыки, полученные группой на предыдущих занятиях: умение
знакомиться, устанавливать контакт, использовать правила аттракции, грамотного (активного)
слушания.
Любое упражнение на создание работоспособности. Упражнение 1: Построение «карусель». Раздать внутреннему кругу роли (например: аквалангист,
дворник, рокзвезда и т.п.). Внешний круг – журналисты, которым дается три минуты, чтобы взять
интервью. Провести несколько (тричетыре) раундов, меняя роли. В последний раз участники
тренинга сами придумывают себе роль (возможность выразить мечту). После каждого раунда
тренер задает вопросы «журналистам» (кто называл собеседника по имени, удерживал контакт
глаз) и «персонажам» (кого действительно слышали), и обоим (кто больше говорил). Рассказать,
что оптимальное соотношение для интервью: 20/80% или 10/90%.
Упражнение 2: «Внутренняя» прессконференция с ведущим тренинга. Выявить самые интересные
вопросы, корректировать типичные ошибки.
Блок 6. Память журналиста или откуда берутся слухи
Любое упражнение на создание работоспособности.
Рассказать о том, как важно передавать информацию без искажений.
Упражнение 1. Передача историй по кругу. Составить пары, определиться, кто в паре «Первый», кто
«Второй». В парах рассказать друг другу небольшой сюжет из жизни. Первые номера остаются на
месте, вторые переходят по часовой стрелке к следующему собеседнику. Оба рассказывают друг
другу ту историю, которую только что слышали. Делается четырепять переходов. Затем участники
рассказывают группе последнюю услышанную историю. Тот, кто узнает в ней свою, вносит поправки и
говорит, как она звучала в первоначальном варианте.
Упражнение 2: Передача движения по кругу.
Упражнение 3: Тренер просит пять человек из группы выйти за дверь. Остальным он рассказывает
насыщенную деталями историю (вариант: показывает картину со множеством деталей). Один из
пятерых возвращается, ктото из группы пытается рассказать ему то, что только что услышал
(описывает картину). Затем тот, кто вернулся первым рассказывает то, что услышал следующему
вернувшемуся участнику. И т.д. Группе наглядно показывается, как нарастают искажения, и теряется
информация.
Блок 7. Развитие творческих способностей
Любое упражнение на создание работоспособности.
Знакомство в рамках тренинга креативности. Например: назвать своем имя и три своих качества на
начальную букву имени, или свое имя, реальное и желаемое хобби.
Упражнение 1. Примета
По кругу участники называют какието новые примет. Например, один говорит: упала звезда, другой
отвечает: значит, скоро придет осень (по аналогии: упала ложка – придет женщина). Другие примеры:
упал снег – придет дворник, упал курс рубля – придет кризис : ))
Упражнение 2. Любое упражнение на ассоциации – их очень много. Например: ведущий начиная,
говорит какоето слово. Участники по кругу начинают говорить свои ассоциации, при этом каждый
называет ассоциацию не на первое, а на последнее услышанное слово. Задача: увести цепочку
ассоциаций как можно дальше от первоначального слова.
Упражнение 3. Участники перебрасывают по кругу мяч. Каждый бросающий при этом называет
какойто предмет. Например: «Я бросаю утюг». Тот, кто поймал мяч, должен назвать три
нестандартных способа использования этого предмета и бросить следующему участнику уже новый
предмет. Если у когото еще возникнут варианты необычного использования этого предмета, они
могут тоже их высказать.
Упражнение 4. Участники становятся вкруг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто бросает,
говорит тому, кому бросает: «Ты находишься … (например, в холодильнике, в Греции, в бане и т.д.) Поймавший мяч должен быстро назвать три любых предмета, которые он с собой туда возьмет. Можно
называть любые, даже самые абсурдные вещи, только потом нужно объяснить, почему выбраны именно
они.
Упражнение 5. История по кругу. Тренер произносит фразу, следующий участник продолжает так,
чтобы получилось интересная история. При этом каждый следующий старается и вписаться в
складывающийся сюжет, и разломать его.
Упражнение 6. Скульптура.
Тренер говорит на ухо одному из участников, кем тот является, его роль. Участник замирает в позе,
которая, по его мнению, соответствует этой роли. Любой из участников, кто решит, что понял, что это
такое, может «пристроиться» к скульптуре и постараться разломать «сюжет». В конце тренер
начинает «распутывать» сюжет с конца, выясняя, что понял и что хотел изобразил каждый из
участников.
Разрозненные упражнения (не по блокам).
На знакомство – эти упражнения не обязательно проводятся на первом занятии. Их можно
использовать в качестве упражнений на создание работоспособности и сплоченности группы.
«Построение». Задача группы, не сговариваясь, построиться по какому либо признаку (рядом с
тренером – человек с самыми длинными волосами, на другом конце шеренги – с самыми короткими,
или построиться по алфавиту по первым буквам имен, по размеры обуви).
«Построение» 2. Участники должны, не разговаривая, «на счет десять» выстроить какуюлибо
фигуру из ног – квадрат, треугольник, круг. Желательно, чтобы тренер отсчитывал время не цифрами,
а хлопками. Иногда можно «отхлопывать» меньшее или большее количество раз и потом проверять,
получается ли у участников следить за счетом.
«Приветствие». Члены группы подходят друг к другу и здороваются своим невербальным способом
так, чтобы каждый поздоровался с каждым. Причём со следующим партнёром здороваться тем
способом, который использовал предыдущий партнёр. Если в паре встречаются два одинаковых
приветствия, то следующих оба приветствуют поновому.
Участники тренинга перебрасывают мяч, называя имя того, кому он адресован. Получивший мяч
принимает любую позу, все остальные вслед за ним воспроизводят эту же позу. И так до тех пор, пока
мяч не побывает у всех.
Упражнения на работу с «фильтрами».
Упражнение 1.
Задание 1. Разбиться на пары, в течение двух минут молча смотреть друг на друга, стараясь не
отводить взгляда.
Задание 2. Каждому дается по две минуты, чтобы рассказать собеседнику, кого он видит перед собой.
Рассказ должен содержать информацию только о внешнем облике без оценочных высказываний типа
«добрые глаза, умный взгляд).
Задание 3. Каждому дается три минуты, чтобы рассказать, каким был собеседник в пять лет.
В конце упражнения – одна минута на обратную связь в парах.
Упражнение 2.
Все стоят в круге. Участникам дается минута, чтобы внимательно посмотреть друг на друга и
запомнить расположение людей в круге и кто как выглядит. Через минут все поворачиваются спиной к
центру круга. Тренер подходит к одному из участников и называет его по имени. Затем тренер делает
определенное количество шагов по кругу (каждый шаг он оказывается рядом с кемто из участников
тренинга) и озвучивает свои действия. Участники тренинга по количеству шагов должны определить, рядом с кем теперь стоит тренер, а также вспомнить, как выглядит этот человек, какая на нем одежда
и т.п.
Упражнение на интуицию. В парах, стоя спиной друг к другу, постараться трижды, не
договариваясь, повернуть голову в одну сторону.
Упражнение на развитие эмпатии. Участники выбирают себе в пару человека, которому доверяют.
Важно, чтобы это было взаимно. Один из участников закрывает глаза, другой играет роль «поводыря»
его задача провести партнера между заранее расставленными стульями. Затем участники меняются
ролями. Обязательно провести «обратную связь», выяснить, как себя чувствовали участники, какие
были трудности. Замечание: если при составлении пар в группе окажется человек, которому никто не
доверяет, он участвует в тренинге в качестве ведомого.
Упражнение на невербальные сигналы. В парах по очереди рассказать пять коротких эпизодов, часть
из которых соответствует действительности, а часть нет. Тот, кто слушает, после каждого эпизода
должен высказать мнение, правдива эта история или нет. Тренер выясняет, что в поведении
собеседника помогало выявить ложь.
Затем можно перейти к другим невербальным сигналам (любые упражнения на овладение языком
жестов).
Упражнение, которым можно закончить тренинг. Участники становятся вкруг. Каждый по
очереди делает «подарок» своему соседу слева. Подарок дарится невербально, но так, чтобы человек
догадался, что именно ему дарят. Если он затрудняется, группа может ему помочь.
Упражнения из книги А.С. Прутченкова "Социальнопсихологический тренинг в школе"
1. "Новые знакомые". Это домашнее задание, которое потребует от участников тренинга применения
полученных навыков на практике. До следующего занятия каждому необходимо познакомиться как
минимум с двумя новыми людьми. Это могут быть ребята из школы, соседи по дому, с которыми вы
раньше не здоровались. Использовать любую возможность для установления контакта с незнакомым
человеком. Свои впечатления участникам следует записывать. На следующем занятии необходимо
выделить время на обсуждение домашнего задания.
2. "Грани сходства".
Инструкции: Для работы вам нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый
лист бумаги и ручку. Напишите заголовок "Наши сходства" и поставьте двоеточие. Посмотрите
внимательно на человека, сидящего рядом с вами и подумайте о том, что вас объединяет. Но нельзя об
этом спрашивать вашего партнера. В течение четырехпяти минут молча заполняйте ваш листок, при
этом постарайтесь написать не только о физических или биографических признаках, но
поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые вас могут объединять ("Мы оба
тактичные", "Мы оба любим слушать музыку" и т.д.). После того, как вы закончите перечисление
сходств, нужно передать списки друг другу. Если вас чтото не устраивает, вы вычеркиваете эту
запись. После взаимного анализа обсудите результаты работы, особенно если есть вычеркнутые
записи.
3. "Воздушный шар". На принятие групповых решений.
Инструкции: Представьте себе, что ваша группа экипаж научной экспедиции, которая возвращается
на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку
необитаемых островов, получили много новой информации и уже готовитесь к встрече с родными и
близкими. Ваш воздушный шар летит над океаном, погода прекрасная, до ближайшей земли 500 км.
Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось
отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. А тут еще начались сильные порывы
ветра. Шар стремительно снижается. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Нужно принимать решение, что и в какой
последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в
гондоле шара.
1. Канат. 50 м
2. Аптечка с медикаментами. 5 кг.
3. Компас гидравлический. 6 кг.
4. Консервы мясные и рыбные. 20 кг.
5. Сексант для определения местонахождения по звездам. 5 кг
6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов. 25 кг
7. Конфеты разные. 20 кг
8. Спальные мешки по одному на каждого члена экипажа.
9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет. 8 кг
10. Палатка десятиместная. 20 кг
11. Баллон с кислородом. 20 кг
12. Комплект географических карт. 20 кг
13. Канистра с питьевой водой. 20 л
14. Транзисторный радиоприемник. 3 кг
15. Лодка резиновая надувная. 25 кг.
Ваша задача решить вопрос о том, что и в какой последовательности выбросить. Сначала вы примете
решение самостоятельно. Для этого в списке с правой стороны рядом с каждым наименованием нужно
поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета (на первое место самое
ненужное). Важно учитывать, что выбрасывается все, а не часть, то есть, например, все конфеты, а не
половина. Когда индивидуальное решение будет принято, вы должны приступить к выработке
группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1. Высказывать свое мнение может любой член экипажа.
2. Количество высказываний одного человека не ограничивается.
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения.
4. Если хотя бы один член экипажа возражает, группа должна искать иной выход.
5. Решение должно быть принято в отношении всего перечня предметов.
Время, которое есть распоряжении экипажа то есть, время падения шара, неизвестно, во многом оно
зависит от того, как быстро вы будете принимать решение. Если экипаж единогласно проголосует за
то, чтобы выбросить какойто предмет, он считается выброшенным, это может замедлить падение.
Рекомендации ведущему: Время на игру 3040 минут. Если группа сумела принять все 15 решений при
100%ом голосовании, экипаж считается спасенной. Если участники не смогли принять за отведенное
время все 15 решений, то вы объявляете, что они разбились. Необходимо провести анализ результатов
хода игры, разобрать причины успеха или поражения.
3. "Волшебное слово". Инструкция. В самом начале разговора необходимо нужно расположить
собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы установить более тёплые и приятные
отношения (вариант первая фраза в интервью, представление журналиста). Свободно передвигаясь
по комнате, вы должны приветствовать друг друга, используя "волшебные слова" (фразы, которыми
можно начать общение с незнакомым или значимым человеком). Время на приветствия 4 минуты.
Желательно подойти к возможно большему числу участников.
4. "Контакты". На знакомство, установление контакта, применение правил аттракции.
Члены группы встают по принципу карусели. По сигналу ведущего все участники внешнего круга
делают одновременно один или два шага вправо и оказывается перед новым партнёром.
Примеры ситуаций "встреча":
1). "Перед вами человек человек, которого вы видите первый раз, но вам он очень понравился и вы
хотели бы с ним познакомиться" Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы
23 минуты. Затем по сигналу ведущего участники должны в течение 1 минуты закончить начатую
беседу, попрощаться и перейти к новому партнёру. 2). "В вагоне метро вы случайно оказались рядом с известным киноактёром. Вы обожаете его и,
конечно, хотели бы с ним познакомиться " Роль актёра играет играют участники, сидящие во
внутреннем круге.
3). Любые варианты конфликтных ситуаций (участники могут играть роли учителей, родителей)
Задача ведущего подобрать такие ситуации, чтобы участникам было интересно решать поставленную
проблему.для этого можно использовать информацию об экологической ситуации в городе, состоянии
преступности, психологическом климате в школе и классе, в котором учатся участники тренинга и
т.п.
Конспект тренингов на развитие коммуникативных навыков
Конспект тренингов на развитие коммуникативных навыков
Конспект тренингов на развитие коммуникативных навыков
Конспект тренингов на развитие коммуникативных навыков
Конспект тренингов на развитие коммуникативных навыков
Конспект тренингов на развитие коммуникативных навыков
Конспект тренингов на развитие коммуникативных навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.