Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

  • Занимательные материалы
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование философских материалов в процессе изучения истории России играет важную иллюстративную роль. Кроме того, помогает ученикам лучше понять настроения эпохи, проникнуть в сущность таких понятий как "менталитет", "этническая идентичность" и т.п. Ученики учатся анализировать, работать с научными статьями, делать логические выводы.
Иконка файла материала О Бердяеве.doc
Стенгач Людмила Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей «Дубна» города Дубны Московской области» Конспект урока с элементами эвристической беседы по обществознанию «Взгляд   на   иррациональную   основу   личности   в   работах   Николая Бердяева». Цель:  закрепление   умения   интегрирования   знаний   по   истории   России   и обществознанию с опорой на философские источники. Задачи:  1.Познакомить учащихся с взглядами Николая Бердяева 2.Расширить кругозор учащихся и их представления о взглядах философов­ богословов 3.Познакомить учащихся с понятием «русская идея» Виды деятельности: диалог, эвристическая беседа, элементы лекции Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация                                           Ход урока Николай Алексеевич Бердяев – видный православный философ конца XIX – начала   ХХ   вв.   В   начале   своей   деятельности   он   находился   на   позициях «легального   марксизма»,   но   в   процессе   философских   изысканий   стал   не только идеологом «веховства», антикоммунистом и даже антисоветчиком, но и вождем философии «нового религиозного сознания». В   самом   начале   богоискательского   этапа   литературной   деятельности   Н. Бердяев   не   придавал   значения   проблеме   личности,   придерживаясь традиционных принципов христианства. В работе «Философия святого духа» он отмечал: «Человек есть образ и подобие Бога, поэтому он не является продуктом свободы». А значит, понимал писатель, не может быть никаких учений о личности.Но, продолжая изучать проблему, философ обнаруживает в православии ту основу,   которая   может   служить   отправной   точкой   для   философского обоснования христианской антропологии. Он начинает исследования с вопроса: от чего страдало православие? И дает ответ: от традиционного отчуждения человека от Бога. Именно   на   этой   платформе,   в   основу   которой   он   ставит   догмат боговоплощения, Н. Бердяев начинает строить свое учение о личности. «… Центральной   и   верной   идеей   восточной   патристики   была   идея   обожения человека и всего тварного мира. Спасение и есть обожение.» ­ пишет автор. И на основе этого делает вывод, что только это и вернёт человека в лоно божье. У   Н.   Бердяева   появляется   своеобразный   план   этого   возвращения,   так называемый «план возвращения блудного сына в церковную обитель». В чем его суть? XIX  век показал, насколько устарели и мешают развитию общества старые православные традиции. Обращение к классу: Что нового принес России     страна?  XIX     век? Как изменилась Во­первых,   Россия   из   феодальной   превратилась   в   буржуазную;   во­вторых, капиталистические   отношения   не   оформились   еще   политически,   а общественные   деятели   уже   заговорили   о   социализме;   в­третьих,   пройдет совсем немного времени, и социализм станет реальностью. В 1905 году Николай Бердяев окончательно разрывает связи с «легальным марксизмом» как дестабилизирующей идеологией, идущей вразрез с истинной историей   страны.   Он   начинает   активно   отстаивать   интересы   кадетов, сотрудничает   в   сборнике   либеральной   оппозиции   «Вехи».   Осознавая   уже ощутимый   кризис   власти   и   испытывая   страх   перед   социалистической революцией,   «веховцы»   считали,   что   корни   кризисных   явлений   не   в материальных, а в духовных сферах, а именно –  в несвободе личности.  И философ   Н.   Бердяев   подчеркивал,   что   то   понимание   свободы,   которое поддерживают   социалисты,   не   имеет   со   свободой   ничего   общего.   Так, например, В. Ленин, критикуя  взгляды Н. Бердяева, писал: «…свобода есть обман,   если   она   противоречит   интересам   освобождения   труда   от   гнета капитала…»,   «…необходимо   бороться   с   дипломированными   лакеямипоповщины».   Лидер   социал­демократов   считал,   что   либералами   «идея свободы   подкрашивается   идеализмом».   А   именно   такую   «свободу»,   как видели ее социал­демократы, Н. Бердяев и считал реальной несвободой. Во   взглядах   философа   все   заметнее   и   сложнее   переплетаются   элементы субъективного   идеализма,   подчеркивающие,   что   человек   –   есть   фактор свободы, и элементы объективного идеализма, поддерживающие  идею о том, что Бог – основа мира. Именно это переплетение и отражается на решении философом вопроса о личности и обществе. Сказалось, конечно и влияние Вл.Соловьёва, А.Хомякова, Ф.Достоевского, И.Канта и др. Обращение   к   классу:   Какие   идеи   Ф.Достоевского   могли   повлиять   на взгляды Н.Бердяева? Вспомните уроки по литературе (изучение романа «Преступление и наказание») Какие идеи славянофилов могли «зацепить» философа? Бердяев,   не   отрицая   в   человеке   природной   стороны,   видит   и   другую составляющую   –   социальную.   Но   по­прежнему   отстаивает,   как   высшую структурную основу человека, его духовную сторону. Ибо только духовная сторона выражает сущность человека, так как она заключает в себе «образ и подобие Божие». Размышляя   о   судьбе   личности,   Николай   Бердяев   все   дальше   отходит   от традиционной христианской трактовки. И, наконец, приходит к пониманию того,   что   главная   тенденция   развития   личности   состоит   в   достижении свободы. «…Свобода и есть абсолютное отчуждение от материального…» В работе «Философия свободы» он размышляет, стараясь быть максимально понятым   своими   читателями:   «Воспринимаемая   мною   чернильница принудительно мне дана, как и связь частей суждения; она меня насилует, как и весь мир видимых вещей; я не свободен принять её или не принять.» Обращение к классу: На какие мысли натолкнули вас слова Н.Бердяева? Что мы можем сказать о связи знания и свободы? Какова роль знания в современном мире? Стал ли человек свободнее? Итак, философ приходит к мысли о том, что знание – есть всегда насилие, принуждение, а значит, (насколько это абсурдно?) знание убивает свободное мышление. Бог же не принуждает к познанию. Вера в Бога – есть свобода. И автор пишет: «Отречение от разума сего, безумие в Боге, есть высший подвигсвободы». Конечно, весьма спорное утверждение, и Н. Бердяев сам понимал это,   так   как   будучи   человеком   интеллигентным   и   думающим,   он   видел невозможность теперь связать духовность и интеллигентность, отрицая разум и познание. В   работе   «Духовный   кризис   интеллигенции»   философ   делает   попытку преодолеть противоречие между  волей и разумом. «…Вера, соединенная со знанием, становится некой сверхразумной формой постижения  божества». В этом, конечно, был более утонченный путь постижения Бога. Основные компоненты личности проявляются через различные качественные состояния   человеческого   сознания.   «Есть   два   мироощущения,   ­   пишет   Н. Бердяев, ­ в основе одного лежит чувство обиды, в основе другого – чувство вины…»   Именно   они   подталкивают   человека   к   действию, неудовлетворенность заставляет совершенствоваться. И если чувство обиды связано,   по   мнению   философа,   с   рабской   философией,   характерной   для «социалистической   веры»   (отомстить   обижавшим,   «весь   мир   насилья   мы разрушим…»),   то   чувство   вины   порождено   философией   свободы, порожденной   христианской   верой   (мироощущение   трагизма,   пустоты   из­за осознания своего отчуждения от Бога). Если чувство обиды способно только увеличивать   ее   чередой   несправедливости     из­за   бесплодности   и бесполезности,   то   чувство   вины   –   это   путь   к   самосовершенствованию,   а, значит, к самосозиданию личности. Обращение   к   классу:   Приведите   свои   доводы   в   случае     согласия   или несогласия с этими мыслями.    На экране высвечиваются слова песни: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем».. Почему  я предлагаю вам именно эти слова? Как они связаны с темой занятия?   (   как   правило,   ребята   приходят   к   выводу   о   том,   что   от перестановки   слагаемых   сумма   не   меняется,   то   есть   результат   – бесплодность действий). Отношение   к   философскому   наследию   Николая   Бердяева   даже   в богословской литературе  неоднозначно. Исследователи не соглашаются с ним по двум основным моментам:1.   В   его   работах   нет   ничего   нового   по   сравнению   с   традиционным православием. 2.   «персонализм   Бердяева   обособляет,   а   не   соединяет   людей;   становится «самозамыканием» 3.   Бог   вытесняется   на   вторую   позицию,   на   первой   –   преклонение   перед человеком Главное, что получаем мы от работ великого философа Николая Бердяева – возможность думать, спорить, зажигать от его мыслей свой разум, а значит, становиться свободными.