Конспект урока и презентация "Рассуждение"
Оценка 4.8

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
русский язык
5 кл
09.06.2017
Конспект урока и презентация "Рассуждение"
Публикация является частью публикации:
конспект урока рассуждение.docx
Урок русского языка в 5 классе. Рассуждение. Цель – усвоение учащимися понятие «рассуждение» Задачи: ­ познакомить учащихся с понятием «рассуждение»; ­ выявить особенности этого типа текста; ­ развивать общеучебные навыки (работа с текстом, самоконтроль, умение намечать и  применять задачи деятельности) ­ развивать культуру речи; ­ учиться обобщать изученные сведения. Ход урока 1. Актуализация внимания. Постановка цели урока. ­ Здравствуйте, ребята. Меня зовут О.В.. Я думаю, только имени мало для того, чтоб представить, что за человек перед вами. Поэтому предлагаю познакомиться таким образом: вы называете своё имя и то, чем увлекаетесь, поясняя, почему вам нравится этим заниматься и в чём польза этих занятий. Начнём с меня. ­ Я люблю вязать спицами, потому что это занятие, во­первых, успокаивает, во­ вторых, развивает фантазию, в­третьих помогает создать вещи, которых ни у кого нет. Теперь вы. (Я люблю кататься на роликах, потому что это развивает координацию, помогает держать себя в спортивной форме; я люблю читать книги, потому что  это развивает фантазию, расширяет кругозор) ( 5 мин.)              ­ Молодцы. А теперь давайте подумаем о том, что мы с вами делали во время беседы? Мы называли хобби и доказывали, что это занятие приносит пользу. (рассуждали)                         ­   Мы   рассуждали.   Теперь   образуйте   от   этого   глагола   существительное. Рассуждение  (Слайд   1).  Правильно.   Тема   нашего   урока   –   «Рассуждение».   Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради. ­ Рассуждение – это тип речи. Всего в русском языке их три. Может, вы их знаете? Это рассуждение, повествование и описание. Но сегодня мы будем говорить именно о рассуждении. ­ А что такое рассуждение? Для чего нужен этот тип речи? Как строятся тексты этого типа? (предположения учащихся: это когда рассуждают, что­то доказывают…)             ­ Итак, получается, что у вас есть некоторые догадки, но этого мало, чтоб смело говорить: «Я знаю, что такое рассуждение, и могу использовать это в своей речи».  ­ Прежде чем начать знакомство с этим языковым явлением, нам нужно решить, что мы хотим о нём знать. (Почему так называется, где используется, в чём особенность и т.д.) Давайте проговорим это полными предложениями. Чего мы хотим от сегодняшнего урока? (на доске вывешиваю)             1. Познакомиться с понятием  «Рассуждение»             2. Узнать особенности построения текста этого типа.             3. Узнать, где и когда используются тексты такого типа. 4. Попробовать составить текст данного типа.             ­ Ребята, мы с вами не просто ответили на вопрос, мы поставили перед собой цель и задачи нашего урока. А ещё мы наметили план наших действий на уроке. (5 мин.)           2. Знакомство с новым материалом.            ­ Ребята, у каждого из вас на парте лежат тексты.  Прочитайте их, пожалуйста, и сравните. При сравнении текстов воспользуйтесь, пожалуйста, таблицей. Предлагаю провести эту работу в парах. ­ Как нужно работать в парах?  (На слайде 2)  Памятка (1. Говори вполголоса. 2. Внимательно слушай собеседника. 3. Не спорь, корректно доказывай свою точку зрения). ­ Таблица для сравнения текстов текст 1 текст 2 Вопросы для сравнения Сколько абзацев в тексте? Что   содержится   в   первом абзаце:   зачин,   утверждение, введение? Что содержится   во втором абзаце: доказательства, описание, рассказ?   Что содержится   в третьем абзаце: концовка, заключение, вывод?   Вывод:         1.  Изучать строение слова – увлекательное занятие.                   Возьмём слово  обуть. На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но попробуем   найти   в   нём   корень.   Подберём   однокоренные   слова:  разуть,   обувать, переобуть. В этих словах можно выделить как общий один­единственный звук [у]. Что же   это   такое?   Неужели   корень?   Да,   такой   в   этом   слове   странный   корень.   Он состоит  всего  из  одного  звука.  Вот  и  оказывается,  что по  своему  строению  слово обуть весьма интересно. Много тайн открывается тем, кто изучает строение слова. 2. Зима – это самое весёлое время года! Когда ж, если не зимой, можно с друзьями отправиться на горку и, замирая от страха, скатиться с неё на санках и врезаться в сугроб? Только зимой, скользя на лыжах   по   узкой   тропке,   удивляешься   красоте   и   таинственности   заснеженного леса! Только зимой можно посоревноваться с друзьями в лепке снежных фигур! Зима – это ёлка, подарки и Новый год! Лето – это долгожданные каникулы, солнце и фрукты. Но даже летом я часто грущу по зиме.        ­ Чем различаются  тексты? Что общего в этих текстах?   (По три абзаца (это микротемы), в первом – автор что­либо утверждает, во втором ­ доказывает, в третьем ­ делает вывод)  (7 мин.)          ­ Правильно, вы отметили, что тексты состоят из трёх частей   и даже уже можете сказать, как они называются.В этом особенность построения текста рассуждения (Слайд 3)                   План текста типа рассуждения        1. Утверждение (тезис)        2. Доказательства (аргументы)        3. Вывод               ­   Вернёмся   к   плану   нашего   урока.   Мы   узнали   об   особенностях   композиции (построения) текста рассуждения? ­ Какова она? (ещё раз проговариваем) ­ Что дальше по плану урока?  В каких ситуациях уместно использование этого типа речи? Давайте порассуждаем…          (Когда хотим кому­то(иногда себе) что­то доказать,  разобраться в сложной ситуации (выбор))       ­ Итак, теперь мы с вами уже что­то существенное можем сказать о РАССУЖДЕНИИ? (это   тип   речи,   предназначенный   для   доказательства   утверждения   при   помощи аргументов, строится по определённому плану)       ­ Следующая задача? (научное определение понятия)        ­ Я предлагаю вам прочитать научное определение этого языкового явления. (Слайд 4)         Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. Обычно в конце рассуждения делается вывод.                Рассуждение может быть самостоятельным типом текста, а может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование)          ­ О чём мы с вами ещё не говорили? (о том, что может быть частью большого текста)(6 мин.) 3. Закрепление изученного. ­   Обратимся   к   задачам   урока.   Что   мы   должны   с   вами   сделать   теперь?   (Попробовать составить текст данного типа) Давайте теперь попробуем самостоятельно составить текст данного типа, ведь это ещё одна из задач нашего урока. Чтобы вам было легче это делать, предлагаю речевые модели ( на листочках) 1. Мне кажется…, я считаю…, я думаю…, я уверен… 2. Во­первых, во­вторых, в­третьих. 3. Таким образом, можно сделать вывод…, итак… Попробуйте порассуждать по одной из тем (Слайд 5) 1. Долго играть в компьютер… 2. Заниматься спортом… 3. Обманывать людей… Если   ни   одна   из   тем   вам   не   нравится,   порассуждайте,   выбрав   ту,   которая   вам интересна. (слушаем 3­4 учеников) (5 мин.)  Домашнее   задание:   напишите   сочинение­рассуждение   на   тему   «Дни   недели ­   рассказывают о себе» (о том, почему так называются вторник, среда, четверг, пятница) 3.Рефлексия (2 мин.)                   ­ Мы подошли к концу нашего урока. Давайте подведём итоги. Мы выполнили задачи, которые ставили в начале урока? Проговариваем все задачи. ­ Мы достигли цели? (знакомство с понятием – да, познакомились )             Проговариваем          ­ Ребята, перед вами на партах лежат кружки из цветной бумаги (красный, зелёный, чёрный).   Я   хочу,   чтобы   вы   показали,   как   усвоили   материал   сегодняшнего   урока. Поднимите, пожалуйста, красные кружки те, кто считает, что он очень хорошо понял тему урока  и сможет  самостоятельно  написать  сочинение  – рассуждение.  Теперь  поднимите зелёные кружки те, кто чего­то не понял, и обратятся к справочному материалу, прежде чем писать сочинение. Прошу поднять чёрные кружки тех, кто вообще ничего не понял из нашего урока и не сможет написать сочинение.                      ­ Спасибо за урок, ребята, с вами было очень легко работать. Прочитайте тексты и сравните их.  В чём сходство этих текстов? Текст 1.             Изучать строение слова – увлекательное занятие.             Возьмём слово обуть. На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но попробуем найти в нём корень. Подберём однокоренные слова:  разуть, обувать,   переобуть.  В   этих   словах   можно   выделить   как   общий   один­ единственный звук [у]. Что же это такое? Неужели корень? Да, такой в этом слове странный корень. Он состоит всего из одного звука. Вот и оказывается, что по своему строению слово обуть весьма интересно. Много тайн открывается тем, кто изучает строение слова. Текст 2.      Зима – это самое весёлое время года! Когда  ж,  если  не  зимой, можно  с друзьями  отправиться на  горку и, замирая от страха, скатиться с неё на санках и врезаться в сугроб? Только зимой,   скользя   на   лыжах   по   узкой   тропке,   удивляешься   красоте   и таинственности заснеженного леса! Только зимой можно посоревноваться с друзьями в лепке снежных фигур! Зима – это ёлка, подарки и Новый год! Лето – это долгожданные каникулы, солнце и фрукты. Но даже летом я часто грущу по зиме. Вопросы для сравнения Сколько абзацев в тексте? Что   содержится   в   первом абзаце:   зачин,   утверждение, введение? Что содержится   во втором абзаце: доказательства, описание, рассказ?   Что содержится   в третьем абзаце: концовка, заключение, вывод?   Вывод: Вопросы для сравнения Сколько абзацев в тексте? Что   содержится   в   первом абзаце:   зачин,   утверждение, введение? Что содержится   во втором абзаце: доказательства, описание, рассказ?   Что содержится   в третьем абзаце: концовка, заключение, вывод?   Вывод: Вопросы для сравнения Сколько абзацев в тексте? Таблица для сравнения текстов текст 1 текст 2 Таблица для сравнения текстов текст 1 текст 2 Таблица для сравнения текстов текст 1 текст 2 Что   содержится   в   первом абзаце:   зачин,   утверждение, введение? Что содержится   во втором абзаце: доказательства, описание, рассказ?   Что содержится   в третьем абзаце: концовка, заключение, вывод?   Вывод:

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"

Конспект урока и презентация "Рассуждение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017