Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Презентация для
урокалекции по
литературе в 10 классе
Подготовила Инякова А.В., учитель русского языка и
литературы МБОУ «Советская СОШ» Первомайского
района Оренбургской области
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
• углубить понятие «романтизм»;
показать связь русского романтизма и
европейского
• совершенствовать умение отличать
романтизм от других художественных
направлений в литературе
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Пробуждение национального самосознания
• Отечественная война 1812 года
•
• Усиление правительственной реакции
• Возникновение тайных обществ
• Восстание декабристов
Идеи декабризма оказали сильнейшее влияние
на развитие русской литературы. Они нашли
отражение в творчестве А.С.Пушкина, А.С.
Грибоедова, М.Ю. Лермонтова
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
• Острое ощущение единства нации
• Вера в великое будущее русского народа
• Осознание необходимости национальной
самобытной литературы, отражающей
потребности и проблемы народа и общества
Ярким представителем русской литературы этого
времени является Иван Андреевич Крылов –
великий русский баснописец. В его творчестве начал
складываться реалистический метод отражения
действительности.
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Вяземский П.А.
Поэтмыслитель, теоретик
литературы, критик. Самобытный
талант Вяземского воплотился в
глубокой пейзажной лирике. Он не
был членом тайного общества, но
считал дело декабристов «делом
всей России».
Его
Поэтфилософ, склонный к глубокому
размышлению.
стихотворения
«Последний поэт», «Осень» образцы
глубокой и трагической философской
лирики. Лирический герой Баратынского
гармонично сочетает в себе благородные
чувства и разум.
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Одно из самых значительных направлений в
искусстве. Романтизм возник первоначально в
Германии, чуть позднее в Англии, затем широко
распространился почти во всех европейских
странах. Его воздействие на мировую культуру
невозможно переоценить.
Английские поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон и
романист Вальтер Скотт, немецкие писатели Эрнст
Теодор Амадей Гофман и Генрих Гейне, датский
сказочник Ганс Христиан Андерсен, американцы
Эдгар По и Фенимор Купер, польский поэт Адам
Мицкевич – все они РОМАНТИКИ.
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Ф. Купер
Генрих Гейне
Вальтер Скотт
Гофман
Д. Байрон
Эдгар По
А. Мицкевич
Г.Х. Андерсен
Ф. Купер
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
• Гигантские общественные потрясения, вызванные
буржуазными революциями – время великих
ожиданий и великих разочарований;
• Была подорвана вера в могущество человеческого
разума, нашедшая отражение в классицизме.
Человек чувствовал себя одиноким.
• Идеал разумно устроенной цивилизации стал
восприниматься как великий мираж ушедшей эпохи.
• Столкновение противоречивых настроений
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
• Крайняя неудовлетворенность действительностью, сомнение в том, что жизнь
общества и отдельной личности может быть построена на началах добра,
разума, справедливости.
• Мечта о переустройстве мира, обновление человека, неудержимое стремление
к идеалу.
• Противоречие между идеалом и действительностью, ощущение пропасти
между ними и жажда их воссоединения.
• Воспевание всего необычного, тяготение к фантастике, народным преданиям,
дальним странам.
• Интерес к исключительной личности. Принцип романтического двоемирия,
предполагающий резкое противопоставление героя окружающему миру, толпе.
Романтический герой всегда в конфликте с обществом. Он изгнанник, изгой,
скиталец. Нередко – бунтарь.
• Духовный мир человека предстал как микрокосмос, малая вселенная.
•
Бесконечность человеческой индивидуальности – центральная проблема
романтизма.
Типичный романтический пейзаж – это море, горы, небо. Природа, на фоне
которой разворачиваются события, воспроизводится в ярких, контрастных
тонах.
• Романтики считали, что вдохновение и творчество нельзя укладывать в какие
то рамки. Каждый художник создает произведение по своим законам.
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Культ индивидуальности максимально выразился в
творчестве Дж. Байрона. Романтический герой получил
название «байронический герой».
Характер байронического героя определяют:
* гордое одиночество;
* разочарованность;
* трагическое мироощущение;
* бунтарство, мятежность духа.
Система жанровых форм романтизма
Система жанровых форм романтизма
Фантастическая повесть (новелла)
Баллада (сочетание реального и фантастических миров)
Исторический роман
Поэма
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
• Отражение разочарования передовых людей и неясность путей
исторического развития страны
• Отражение начавшегося пробуждения общенационального сознания
• В русском романтизме не так остры, как в европейском, конфликты
личности и толпы
• Сохранение связи с другими литературными направлениями своей
эпохи и взаимодействие с ними
• Активнейшее развитие лирики
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
сформировался
Романтизм в России зародился в самом начале XIX века, но
годам.
окончательно
Подавление восстания декабристов и эпоха николаевского
безвременья определили дальнейшее развитие русского
романтизма. Вершиной романтизма 30х годов является
творчество М.Ю. Лермонтова.
только
к
20м
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
1. Какие исторические события повлияли на развитие русской
литературы первой четверти 19 века?
2. Назовите имена поэтовдекабристов. Какие темы волновали их
прежде всего?
3. Кто еще из русских поэтов начала века способствовал развитию
великой русской поэзии?
4. Где зародился романтизм?
5. Назовите великих романтиков европейской литературы.
6. Назовите черты романтизма.
7. Какой он – байронический герой?
8. Как повлиял европейский романтизм на творчество русских
поэтов и писателей?
9. Чем отличался русский романтизм от европейского?
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
1. Прочитать элегии В.А. Жуковского «Сельское
кладбище» и «Вечер»
2. Индивидуальные задания:
• Биография Жуковского (основные события)
• История создания элегии «Сельское кладбище»
• История создания элегии «Вечер»
• Найти и подготовить к прослушиванию элегию Томаса
Грея «Elegy Written In A Country Churchyard»
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
• БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ!
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
http://88.198.21.149/images/photoframes/2010/6/02/17/
55/fHqAH94qdQVhyzKEF.jpg
http://sch2016.edusite.ru/images/01.gif
Автор данного шаблона:
Ермолаева Ирина Алексеевна
учитель информатики и математики
МОУ «Павловская сош»
с.Павловск
Алтайский край
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.