Конспект урока на тему "Изменение имени существительного по числам"

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка будет полезна для практикующих учителей. Конспект составлен с учётом требований ФГОС НО по УМК " Начальная школа ХХI века". Цель данного урока: формировать умения определять род и число имен существительных; ознакомлять с новыми именами существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе.
Иконка файла материала 26. 01 р яз.docx
Тема: Изменение имён существительных по числам. Цели: формировать умения определять род  и число имен существительных;  ознакомлять с новыми именами существительными, употребляющимися только в  единственном числе и только во множественном числе. Тип урока: комбинированный  Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная. Оборудование: учебник, тетрадь, карточки 1. Организационный момент. Психологический настрой. Ход урока: Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта. Встаньте, дети, подтянитесь,  И друг другу улыбнитесь! 2. Минутка чистописания. ( Оформление тетрадей) Сс  Зз (одна строка)      снег зима (вторая строка) 3. Повторение об имени существительном. Работа в группах. 1 группа: ­ Что такое имя существительное? Найдите лишние слова (Дочь, камень,  золотой, ручка, баловень, баловаться, кино, за, хорошо, снежок).  2 группа: ­ Как узнать род имён существительных? Распредели слова в таблицу  мужской род , женский род, средний род.  ( Дверь, платье, ручей, молоко, собака,  погода, стул, ружьё, сирень, берег, дедушка, седло, метро). 4. Актуализация знаний. Игра «Ассоциации» ­ Какие ассоциации у вас возникают со словом зима? ( снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, мороз, лёд, хоккей, санки, каток…)  Слова  написаны на карточках и вывешены на стенах класса. Эти слова размещают на доске.Проблема: ­ Подумайте, по какому принципу их можно распределить в два столбика?  ­ Попробуйте сформулировать  тему урока.  (Изменение имен существительных по  числам). ­ А как вы думаете,  какие задачи нам предстоит решить на уроке? ( узнать новое об им. существительном, научится различать их по числам и  пополнять словарный запас)  По навигации учебника и тетради составляют план урока. Вывешиваем на доску. В русском языке различают два числа. Единственное – от слова един, что в  старославянском языке значило один, множественное – от слова множество – много. Единственное число обозначается – ед.ч., множественное – мн.ч. Задание: Распределите в два столбика (у доски 1 ученик). САМОПРОВЕРКА. Чтение правила в учебнике на стр. 167 ­ Допишите в каждый столбик по четыре имени существительных единственного и  множественного числа. 5.  Физкультминутка.  ­Если слово в ед.ч.  поднимите руки вверх, если во мн. ч. – руки вперед, если  встретятся другие слова – присесть.    Зима, деревья, люди, бежит, птица, белые, лес, снег, снежинки,  6. Закрепление.  1) Работа в парах. Упр. 2 с. 167 ­ Что изменяется у имени существительного при изменении по числам? (окончание) ­ У каких имён существительных нет формы мн.ч.?  – А как надо говорить? ( люди, дети)           2) Коллективная работа. ­ Устно поставим имена существительные в ед.ч. СУТКИ, БРЮКИ, ГРАБЛИ, НОЖНИЦЫ, КАНИКУЛЫ, ЩИПЦЫ, СЛИВКИ…­ А в форму мн. ч. МЁД, МОЛОКО, ЛЕНЬ, САХАР, ЖЕЛЕЗО, ЗОЛОТО, ЛОВКОСТЬ, ТРУСОСТЬ…. Сделайте вывод: есть  имена существительные, которые  употребляются только в  форме ед.ч. или мн.ч.          3) Работа в рабочей тетради по выбору. Взаимопроверка. 7. Рефлексия.           Сегодня я узнал…  Мне было интересно…  Работать с  товарищем было…, потому что…              8. Итог урока.  ­ Какие же тайны скрывает число имён существительных? ­ Чем отличаются имена  существительные в единственном числе  от существительных  во множественном числе? ­ Всегда ли можно изменить имя существительное по числам? Заполните карточку (оцени урок)  9. Инструктаж домашнего задания: стр.167 правило, упр.4 по образцу, учить  (памятка)