Самоанализ урока, проведенного в 9кл потеме «Закон всемирного тяготения», учителем физики МОУ СОШ №6 Свиридовой Н.Г.
Характеристика классного коллектива:большая часть учащихся 9а класса имеют достаточно хороший уровень обученности,учатся на 4 и 5, на уроках активно работают, ответственно относятся к учебнойдеятельности.
Данный урок в теме «Законы движения ивзаимодействия тел» является 18 уроком. Тип урока: урок изучения новогоматериала. К моменту изучения данной темы, учащиеся уже знают основные законы динамики:1-3 законы Ньютона, которые необходимо знать для восприятия нового материала наданном уроке, а также имеют представления о гравитационных явлениях, которыеизучались в 7 классе. Материал данного урока «работает» на последующие темы «Движениеискусственных спутников Земли», «Ускорение свободного падения на Земле и другихпланетах»
Цели: продолжить формированиепредставлений о физической картине мира; ввести формулировку и математическоевыражение закона всемирного тяготения; познакомить с физическим смыслом иэкспериментальными методами определения числового значения гравитационнойпостоянной; формировать навыки решения качественных и расчетных задач наприменение закона всемирного тяготения; показать практическую значимостьизучаемого материала, особенно для формирования физической картины Вселенной.
Развивающиецели:развитие аналитическогомышления (умение анализировать природные явления) и умения устанавливать единые, общие признаки.
Воспитательные цели: воспитаниепознавательного интереса к физике,положительного отношения к знаниям.
Для реализацииобозначенных целей были выбраны следующие методы и средства обучения.
По источнику получения знаний или способу предъявленияучебной информации
-словесные методы:объяснение, работа сучебником (приемы: чтение и запоминание, конспектирование), эвристическаябеседа
-наглядные методы -применение компьютернойпрезентации
-практические методы: решение задач (устныхи письменных), выполнение теста.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся:
-объяснительно-иллюстративные,
-проблемное изложение,
-частично-поисковые.
Формыорганизации деятельностиучащихся науроке: индивидуальная (решение задачи,подготовка сообщения) и фронтальная.
Средства обучения (материальные):учебники, портретИсаака Ньютона, ТСО (компьютер, проектор), карточки синдивидуальными заданиями, тесты для учащихся, план изучения закона.
Структурныеединицы или этапыурока
На данном урокевыделялись следующие этапы:
Актуализацияопорных знаний проводилась в виде фронтальной беседы по
домашнему материалу, а также по материалуранее изученному, который необходим для восприятия новой темы.
Мотивационный этап
На данном этапе применялись следующие методыстимулирования и мотивации учения:
создание проблемнойситуации - решение проблемныхкачественных задач, опора на жизненный опыт учащихся, реализациямежпредметрых связей (решенияпроблемных вопросов по географии, астрономии), творческие задания(сообщения учащихся о истории открытия закона и истории доказательствсправедливости закона)
Операционно-познавательныйэтап включает в себя: изучение нового материала, закрепление, обобщениеи систематизация знаний, первичный контроль знаний в виде теста.
Содержание урока
Содержаниеучебного материала урока соответствует дидактической цели урока, требованиямучебной программы, стандарту образования, излагался в соответствии ссовременным уровнем развития науки. Материал урока излагался доступно (уровень изложения материаласоответствует уровню понимания содержания учениками, 19 из 28 (68%) выполнили тест на 4 и5), атакже уровню сложности изложения содержания в учебнике. Дляреализации дифференцированного подхода в тесте были предложены задания разногоуровня сложности.Материал урока способствовал формированию самостоятельного мышления, активнойучебной деятельности, познавательныхинтересов учащихся, показывал значимость физики для объяснения существованиявселенной, практическая значимость изучаемого материала в космонавтике, т.е.прослеживалась профессиональнаянаправленность материала
Активность и работоспособность учащихсябыла хорошей в течение всего урока. Я считаю, что этому способствовалосочетание письменной и устной работы, индивидуальной и коллективнойдеятельности, содержание материала компьютерной презентации. На уроке быладоброжелательная психологическая атмосфера. Практически все поставленные задачибыли реализованы, за исключением самопроверки теста.
Итог урока идомашнее задание (включаетв себя параграф, изученный на уроке, а также параграф для дополнительногочтения и упражнение, содержащее задания,
направленные на закрепление знаний, умений инавыков и на применение знаний на практике)
Я считаю, что данный урок способствовалразвитию иформированию обще учебных умений и навыков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.