Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ФАЙЛОВЫЕ
ТИПЫ
ДАННЫХ.
ВИДЫ
ФАЙЛОВ
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
КОГДА И ЗАЧЕМ НУЖНО
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФАЙЛЫ?
отладки
При
ввода
программы,
требующей
большого количества данных.
составлении
и
При
необходимости
промежуточных
длительной работе программы.
данных
сохранения
при
Когда
данные
востребованы
множеством разных программ.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ
ВСЕХ ВИДОВ ФАЙЛОВ
Записи (данные) располагаются последовательно
друг за другом как элементы одномерного массива;
отличие в том, что размеры файла (количество
записей) могут меняться.
Способы обращения к записи другой, чем к
элементам массива.
Количество записей в файле не ограничивается
ничем.
Длиной файла называется число находящихся в
нем записей.
Пустым файлом называется файл, не содержащий
запись. Длина пустого файла равна 0.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ТИПИЗИРОВАННЫЙ
ФАЙЛ
файл
это
Типизированный
последовательность записей одного типа.
Типизированные файлы – это файлы прямого
доступа. Доступ к записям файла осуществляется
по их порядковым номерам. Записи нумеруются,
начиная с 0.
После открытия файла указатель стоит в его
начале на нулевой записи. После каждого чтения
или записи указатель сдвигается к следующему
компоненту.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
НЕТИПИЗИРОВАННЫЙ
ФАЙЛ
Нетипизированный файл это файл, состоящий из
последовательности одинаковых по длине блоков.
В блоках могут находиться записи разных длин (и
типов).
Блок по умолчанию имеет размер 128 байт. Но его можно
изменить, задав другую длину.
В блоке может находиться только 1 запись. Она может
занимать весь блок или ничтожно малую его часть.
К любому блоку можно обратиться напрямую по номеру.
Нетипизированный файл также является файлом прямого
доступа.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ТЕКСТОВЫЙ ФАЙЛ
собой последовательность
Представляет
символьных, текстовых записей.
Каждый символ в записи занимает 1 байт.
Позволяет размещать записи разной длины.
Строки записей между собой разделяются
маркерами
файл
заканчивается маркером конца файла.
Текстовый файл – это файл последовательного
доступа. Чтобы прочитать n
запись, надо
почитать от 0 до n1 записей.
Весь
конца
строки.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ
ФАЙЛА (ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ ФАЙЛОВ)
является
переменная
посредником между программой и файлом.
Файловая
(ФП)
ФП предназначена для выполнения следующих
действий:
Задание типа файла
Осуществление связи с файлом
Как необходимый атрибут для работы с файлами
ФП описывается в разделе описания. Там она и
указывает тип файла.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ФОРМАТ ОПИСАНИЯ ФП
Var <Имя ФП>: File Of <Тип>; задание
типизированного файла
Var <Имя ФП>: File ; задание
нетипизированного файла
Var <Имя ФП>: Text; задание текстового
файла
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
ДЛЯ РАБОТЫ С ФАЙЛАМИ
Assign (<Имя ФП>, 'Путь и имя файла');
устанавливает связь между файловой переменной и
самим файлом.
ReSet (<Имя ФП>); открыть для чтения. Если
файла не существует, то будет выведена ошибка.
ReWrite (<Имя ФП>); создать или перезаписать.
Если файла не существует, то он будет создан.
Append (<Имя ФП>); создать или открыть и
дописать в конец файла. Если файла не существует,
то он будет создан.
Close (<Имя ФП>); сохранить и закрыть файл.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ТЕКСТОВЫЕ
ФАЙЛЫ.
ПРОЦЕДУРЫ
ЧТЕНИЯ И
ЗАПИСИ
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
Пример. Написать программу, которая считывает 2 числа из
текстового файла, находит их сумму и результат сложения
выводит в другой текстовый файл.
Var A, B, Sum: Integer;
Begin
ReadLn(A,B);
Sum:=A+B;
Write('A+B=',Sum);
ReadLn;
End.
Рис.
1
2
Var A, B, Sum: Integer;
F1, F2: Text;
Begin
Assign(F1,'input.txt');
Assign(F2,'res.txt');
Reset(F1);
Read(F1, A, B);
Sum:=A+B;
Append(F2);
WriteLn(F2, Sum);
Close(F1);
Close(F2);
ReadLn;
End.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЛИ
считывает
ИЗМЕНИТЬ СОДЕРЖИМОЕ ФАЙЛА?
Read(f,a,b); — считывает из файла две переменные
a и b. После выполнения этой процедуры указатель в
файле передвинется за переменную b;
Readln(f,a,b,c); —
три
переменные a, b и c, а затем переводит указатель
(курсор) на начало следующей строки; если кроме уже
считанных переменных в строке содержалось еще что
то, то оно будет проигнорировано.
Write(f,a,b,c); — записывает в файл переменные a,b
и c;
Writeln(f,a,b); — записывает в файл переменные a и
b, а затем записывает туда же символ "конец строки".
из файла
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
Пример. Написать программу, которая создает
текстовый файл, содержащий 2 числа, вводимых с
клавиатуры.
Var A, B: Integer;
F2: Text;
Begin
Assign(F2,'res.txt');
Rewrite(F2);
WriteLn('Введите A ');
Read(A);
WriteLn('Введите B');
Read(B);
Write(F2, A,' ', B);
Close(F2);
End.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
Что такое файл?
Зачем нужно использовать файлы?
Верно ли, что у файла количество элементов
фиксируется в момент распределения памяти?
Какие виды файлов вы знаете?
В чем особенность типизированных видов файлов?
В чем особенность нетипизированных видов файлов?
В чем особенность текстовых видов файлов?
Какие виды файлов являются файлами прямого доступа
(последовательного доступа)? Что это означает?
Какие основные процедуры для работы с файлами вы
знаете ?
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
Объясните разницу между следующими процедурами
ввода:
Read(<элемент>) и Read(<имя ФП, элемент>);
Read(<имя ФП, элемент>) и ReadLn(<имя ФП, элемент>)
Объясните разницу между следующими процедурами
вывода:
Write(<элемент>) и Write(<имя ФП, элемент>);
Write(<имя ФП, элемент>) и WriteLn(<имя ФП, элемент>)
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ПРИЗНАКИ КОНЦА
СТРОКИ И КОНЦА ФАЙЛА
Функция Eof возвращает
значение истина, если
указатель находится за последним символом файла,
или если файл пуст, и значение ложь в противном
случае.
Функция Eoln возвращает значение истина, если
указатель находится перед символом конца строки,
или если достигнут конец файла, т.е. значение
значение ложь в
функции Eof истинно,
противном случае.
Эти функции лучше всего применять в цикле.
и
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
Пример. Дан текстовый
файл, в строках числа.
Подсчитать количество
четных чисел в каждой
строке.
Var f: Text;
N, K, I: Integer;
Begin Assign(f, 'dan.txt');
Reset(f);
I:=0;
While not EOF(f) do
Begin I:=I+1;
K:=0;
While not EOLN(f) do
Begin
Read(f, N);
If N mod 2=0 Then K:=K+1;
End;
Writeln ('Kоличество четных в ', I, 'строке=',K);
Readln(f);
End;
Close(f);
Readln;
End.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ЗАДАЧИ
Дан текстовый файл, в строках целые числа.
Найдите в каждой строке:
1.Сумму положительных (отрицательных, четных,
нечетных, кратных трем).
2.Среднеарифметическое.
3.Среднеарифметическое четных.
4.Максимальный (минимальный) элемент.
5.Максимальный элемент и его номер.
6.Получить 2 новых файла. В один из них
поместить четные элементы файла, в другой –
нечетные.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ЗАДАЧИ
Создать текстовый файл chisla.txt содержащий
все четные двузначные числа.
Создать текстовый файл proba.txt, содержащий
все трехзначные числа, кратные 125.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ЗАДАЧИ
Даны три целых числа. Определить, имеется ли среди
них хотя бы одна пара равных между собой чисел.
Формат входных данных (1ый текстовый файл):
Входной файл содержит три целых числа через пробел.
Формат выходных данных (2ой текстовый файл):
Выведите 'YES' если это так, и 'NO' в противном
случае.
Примеры:
Вход
544 935 911
Выход
NO
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
Посимвольная обработка
текстовых файлов
Построчная обработка
текстовых файлов
Var F: Text;
S: String;
Begin
Assign(F, 'С:\PABCWork\dan.txt');
Reset(F);
While not EОF(F) do
Begin
ReadLn(F, S);
WriteLn(S);
End;
Close(F);
End.
Var F: Text;
C: Char;
Begin
Assign(F, '
С:\PABCWork\dan.txt' );
Reset(F);
While not EОF(F) do
Begin
While not EОLN(F) do
Begin
Read(F, C);
Write(C);
End;
ReadLn(F);
WriteLn;
End;
Close(F);
End.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ТЕКСТОВЫЕ
ФАЙЛЫ.
ПРОЦЕДУРЫ
ЧТЕНИЯ И
ЗАПИСИ
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
1. Какие виды файлов вы знаете?
2. Какие файлы называется текстовыми?
3 . В чем особенность текстовых видов файлов?
4. Какими текстовые файлы являются по методу доступа?
5. Для чего предназначена ФП?
6. Сколько ФП следует объявлять в программе?
7. Какая процедура устанавливает связь ФП с файлом?
8. Какие существуют процедуры для открытия текстового
файла? Охарактеризуйте каждую из них.
9. С помощью каких процедур осуществляется чтение данных
из файла?
10 . Объясните разницу между следующими процедурами:
Read(<элемент>) и Read(<имя ФП, элемент>);
Read(<имя ФП, элемент>) и ReadLn(<имя ФП, элемент>)
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
11. С помощью каких процедур осуществляется запись
данных в файл?
12. Объясните разницу между следующими процедурами:
Write(<элемент>) и Write(<имя ФП, элемент>);
Write(<имя ФП, элемент>) и WriteLn(<имя ФП, элемент>)
13. Какая функция служит для определения конца файла,
конца строки?
14. Что может произойти, если после работы с файлом, его
не закрыть?
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ЗАДАНИЕ: РАССКАЗАТЬ, ЧТО ДЕЛАЕТ И КАК
РАБОТАЕТ ПРОГРАММА
Var A, I: Integer;
F: Text;
Begin
Assign (F, 'data.txt' );
ReWrite(F);
For I:=1 to 10 do
Begin
Read(A);
Write(F, A)
End;
Close(F);
End.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ЗАДАНИЕ: РАССКАЗАТЬ, ЧТО ДЕЛАЕТ И КАК
РАБОТАЕТ ПРОГРАММА
Var A, S, I: Integer;
F: Text;
Begin
Assign(F, 'primer.txt ');
Reset(F);
S:=0;
While not Eof(F) do
Begin
Read (F, A);
S:=S+A;
End;
Close(F);
WriteLn(' Cумма= ', S);
End.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ЗАДАЧИ
Дан файл f, компонентами которого являются
(создать при помощи текстового
целые числа
редактора). Переписать все чётные числа в файл f1,
нечётные в файл f2.
Имеются два файла с числами (создать при помощи
текстового редактора). Поменять местами их
содержимое (использовать вспомогательный файл).
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ЗАДАЧИ
Дан текстовый файл, содержащий три целых числа,
записанных через пробел. Написать программу, которая:
1) считывает числа из файла и выводит их на экран
2) определяет, имеется ли среди них хотя бы одна пара
равных между собой чисел. Выведите 'YES' если это так, и
'NO' в противном случае.
Пример:
544 935 911 NO
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
ЗАДАЧИ
Создать текстовый файл chisla.txt содержащий все
четные двузначные числа.
Создать текстовый файл proba.txt, содержащий все
трехзначные числа, кратные 125.
Конспект урока по информатике «Текстовые файлы. Процедуры чтения и записи»
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.