6 класс Тема: «Опричнина. Итоги царствования Ивана Грозного».
Цели: - объяснить сущность опричнины и цели, которые преследовал Иван IV при ее введении; - показать опричнину как один из способов усиления центральной власти;
- ознакомиться с протестом против проводимой опричнины;
- обобщить итоги правления Ивана Грозного;
- развивать умение сопоставлять факты, анализировать и делать выводы;
- учить оценивать роль личности в истории;
- прививать интерес к историческому прошлому своей страны.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: опричнина, самодержавие, земщина, опричник, террор, репрессии.
Даты:
· 1553г. - болезнь Ивана IV, возникновение недоверия к членам Избранной Рады;
· 1565г. - введение опричнины;
· 1569г. – поход на Новгород;
· 1571г. - нашествие Девлет-Гирея и сожжение Москвы;
· 1572г. - разгром Девлет-Гирея русскими войсками под руководством князя Воротынского, отмена опричнины.
Личности: князь Владимир Старицкий, митрополит Филипп (Колычев), князь Андрей Курбский, боярин И.П. Федоров.
Оборудование: проектор, презентация, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории до XIX в.».
План урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
2.1. Причины роспуска Избранной рады.
2.2. Учреждение опричнины, её цели.
2.3. Опричные годы.
2.4. Результаты опричнины.
3. Обобщение изученного материала. Основные итоги правления Ивана Грозного.
3.1.Внутренняя политика.
3.2.Внешняя политика.
4. Рефлексия.
5. Задание на дом.
Ход урока.
1. Организационный момент. Рефлексия.
Здравствуйте ребята, рада вас видеть. На столе у вас лежат сигнальные карточки. Если вы согласны с каким-либо утверждением, вы поднимаете зелёную карточку, если нет, то красную. Давайте потренируемся: вы согласны дружно, активно работать? Спасибо. И тогда урок у нас получится очень познавательным и интересным. Горит зеленый свет – значит можно двигаться дальше. А вернее, назад, в прошлое. Мы с вами перенесемся в XVI век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.
2.
Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
Учитель сообщает тему урока, обращает внимание на то, что предметом
рассмотрения на уроке станет одно из самых спорных явлений времен правления
Ивана Грозного – опричнина, и обобщение итогов его правления (слайд 1).
Учитель знакомит учащихся с основными целями урока (слайд 2) и
сообщает о том, что на уроке ученикам предстоит познакомиться с сущностью и
целями опричнины, опричными годами и основными её последствиями, подвести итоги
правления Ивана Грозного. На доске высвечивается план работы на уроке (слайд
3).
2.1. Рассматривается вопрос о причинах падения Избранной Рады.
Вопросы обучающимся:
- Как назывался кружок единомышленников, созданный Иваном IV?
- Когда и почему он был создан?
- Кто входил в Избранную Раду?
- Какие реформы в области управления были проведены Избранной Радой?
Правильность ответов проверяется слайдом №4.
Учитель формулирует следующий вопрос:
- Какая сложилась система управления Русским государством в
результате проведённых реформ?
Учащиеся делают вывод о форме правления в России в середине XVI в.
Выслушав ответы учащихся,
учитель демонстрирует слайд 5 «Органы власти и управления в сер.XVI-XVIIвв.».
Учащиеся сравнивают свои ответы с представленной схемой.
Далее учитель обращает внимание на то, что в 1560г. Избранная Рада была
распущена.
Задание учителя. Послушайте
мой рассказ о тех событиях и ответьте на вопрос: Почему Иван IV распустил
Избранную Раду?
Рассказ учителя. В 1553г. Иван IV внезапно заболел, царь объявил преемником
своего малолетнего сына Дмитрия. Бояре должны были присягнуть ему, но многие
этого делать не хотели. Кричали, спорили, вспоминали о боярском правлении при
малолетнем Иване IV. Некоторые хотели присягнуть Владимиру Андреевичу
(двоюродный брат царя). Князь Владимир настраивал народ против малолетнего
Дмитрия. Среди сторонников Владимира Андреевича были и деятели Избранной Рады.
Сильвестр говорил, что Владимир Андреевич добрый князь, любит советников.
Иван IV выздоровел, но не забыл эту историю.
У деятелей Избранной Рады сложились плохие отношения с родственниками жены царя
Анастасии, во внезапной смерти жены Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра.
Иван IV был очень подозрительным, не терпел «мудрых советников», он желал
властвовать единолично, ни на кого не полагаясь. Если в начале царствования он
набирался государственного опыта и без советников ему невозможно было обойтись,
дальше они ему мешали в правлении, он их возненавидел.
Избранная рада считала, что укрепить государственную власть нужно путем
медленных постепенных реформ.
Иван IV связывал укрепление государственной власти беспрекословным повиновением
поданных. Стремление к усилению царской власти, недоверие к боярскому окружению
подводили его к террору. Деятели Избранной Рады опасались опал, массовых
казней, сознавая, что всеобщий страх – плохой помощник в государственных делах.
Учащиеся выделяют причины падения Избранной Рады.
2.2. Введение опричнины.
Учащиеся просматривают фрагмент из кинофильма С.Эйзенштейна «Иван Грозный» (диск «Виртуальная школа» (урок 34))
Учитель обращается к учащимся с вопросами:
- Куда и почему уехал Иван IV в воскресный день 3 декабря 1564г.?
- На каких условиях он согласился вернуться в Москву?
Верность ответа сверяют по 6 слайду.
Учитель. Столицей опричнины стала Александрова Слобода.
На экране появляется старинная гравюра «Александрова слобода». (слайд 7).
Учитель зачитывает описание Александровой слободы из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»,
«Въехав в Слободу, Серебряный увидел, что дворец, или монастырь,
государев отделен от прочих зданий глубоким рвом и валом. Трудно описать
великолепие и разнообразие этой обители. Ни одно окно не походило на другое, ни
один столб не равнялся с другими узорами или краской. Множество глав венчали
здание. Они теснились одна возле другой, громоздились одна на другую, и
сквозили, и пузырились. Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя,
покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали
догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар птицы
слетались в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья.
Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с
жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных
Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в
которых жили ключники, ситники, повара, конюхи и всякие дворовые люди на всякий
обиход.
Немалым богатством сияли слободские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был
снаружи яркою живописью; на каждом кирпиче блестел крест, и церковь казалась
одетою в золотую сетчатку.
Они проехали мимо нескольких виселиц, стоявших одна подле другой. Тут же были
срубы с плахами и готовыми топорами. Срубы и виселицы, окрашенные черною
краской, были выстроены крепко и прочно, не на день, не на год, а многие лета.
…Приезжие вошли на огромный двор… Время от времени по двору прохаживали
опричники. Другие сидели на скамьях и играли в шахматы или в зернь…»
- Как выглядела Александрова слобода?
- Почему местом своей новой резиденции Иван Грозный избрал
именно это место?
На экране высвечивается слово «Опричнина» (слайд 8).
Учитель дает определение этому слову. Опричнина - это
часть княжества, которое выделяли вдове князя «опричь» всех уделов. В данном
случае это слово имеет иной смысл- удел царя.
Опричнина («опричь» - кроме) -
политика Ивана Грозного, которая привела к разделу земель Русского государства
на земские под управлением Боярской думы и опричные (государев удел) с
«государевым двором» и особым войском.
Опричнина – система внутриполитических мер Ивана IV для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (казни, земельные конфискации, массовые репрессии). Опричнина – название удела Ивана Грозного, существовавшего в 1565 – 1572гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом. (слайды 9-10).
Учащиеся делают записи с определением опричнины в тетради.
Вопросы учащимся:
- Почему Иван Грозный создал опричнину?
- Какие цели он ставил перед собой?
Правильность ответов сверяют по слайду 11 и записывают цели опричнины в тетради.
Учитель продолжает рассказ.
В
Александровой слободе Иван Грозный создал своеобразное опричное
монашеское
царство. Описывает облик опричников (слайд 12). Опричники были одеты в
черные монашеские одеяния, к конскому седлу прикреплялись символы преданности
царю: метла, чтобы «выметать измену» и собачья голова, чтобы «выгрызать её». Опричники подчинялись только царю, всюду его сопровождали и
готовы были выполнить любое поручение царя. Опричное войско превратилось в инструмент политического террора
и репрессий против всех, неугодных царю (бояр, князей, родственников,
политических противников царя). В начале опричное войско состояло из 1000 дворян, потом оно
увеличилось в 5-6 раз (слайд 13).
Физическая минутка
Учитель. Гонец из XVI века принёс послание. Им перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих мест и передавайте это послание из рук в руки стоя, это важный исторический документ, вам каждому необходимо подержать его в руках и прикоснуться к истории. Учащиеся передают грамоту по кругу.
Учитель. Все прикоснулись к истории – молодцы. А теперь давайте узнаем о том, что же происходило в опричные годы.
2.3. Опричные годы.
Учитель. Рассмотрим, как дальше происходили события. Иван IV не любил
тех, кто был честен, умен, независим. Многие противники опричнины томились и
окончили жизнь в мучениях, подвергаясь пыткам в царских тюрьмах. Вот так
выглядел Московский застенок, запечатлённый на одной из картин Васнецова В.М. (слайд
14).
Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными заранее.
Темы сообщений.
1. Дело боярина И. П. Федорова (слайд 15).
2. Иван Грозный и митрополит Филипп (слайд16).
3. Духовный наставник царя Сильвестр (слайд 17).
После прослушивания сообщений, учитель задает вопросы:
- Каким предстает царь в деле боярина Фёдорова?
- Что требовал митрополит Филипп?
- Почему так жестоко Иван Грозный расправился со своим духовным наставником
Сильвестром?
- Какими методами утверждал Иван Грозный самодержавную власть?
Учитель. Называет имя главного царского палача периода опричнины Малюты Скуратова (слайд 18).
Затем, кратко рассказывает о Новгородском погроме 1569 года (слайд 19).
Вопрос. Почему именно Новгород был подвергнут жестокому испытанию?
Учитель. После новгородского погрома начались репрессии против тех, кто создавал опричнину. Погибли А. Басманов, Афанасий Вяземский и другие. Страна была охвачена страхом и ужасом.
В 1571 г. на Москву напал Девлет-Гирей. Многие опричники,
разбогатевшие на грабежах, не хотели идти в поход. Хан спокойно дошел до Москвы
и сжег ряд районов Москвы, сгорел и опричный дворец Ивана IV (Слайд 20).
Царь бежал в Александрову слободу, оттуда в Ярославль. В 1572г. крымский хан
решил повторить поход, Иван Грозный выставил против него не только опричное
войско, но и земские войска, которые у села Молоди разбили крымцев.
Осенью 1572г. царь отменил опричнину. Прежним владельцам стали возвращать конфискованные
земли, слово опричнина стало запретным.
Учитель. Почему Иван Грозный отменил опричнину?
2.4. Результаты опричнины.
Учитель говорит, что результативность любого реформаторского замысла можно
оценить путем анализа соотношения поставленных целей и результатов. Учитель
предлагает вспомнить основные цели опричнины (слайд 11) и ставит вопрос:
Каковы же главные результаты опричнины? Учитель зачитывает отрывок из монографии В. Б. Кобрина «Иван
Грозный». «… 70-80гг. XVI в. – время тяжелого экономического кризиса. Деревни и
села центра запустели. О голоде единодушно твердят все источники…Это
опустошение страны сыграло значительную роль в утверждении крепостного права в
России… Грозненский террор и установившийся деспотический режим завершили
превращение русских дворян в холопов самодержавия. ... Вне зависимости от
желаний и намерений царя Ивана опричнина способствовала централизации, была
объективно направлена против пережитков удельного времени».
Учитель задает вопросы:
- Как вы считаете, выполнены цели опричнины?
- Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели?
- Можно ли в этом случае руководствоваться принципом: «Цель оправдывает
средства»?
- Существовала ли альтернатива опричнине?
Учащиеся называют последствия опричнины и сравнивают свои ответы с записью на
доске (слайд 21). Делают записи в тетради.
После всего сказанного учащимися делается вывод.
Вывод: Опричнина способствовала усилению центральной власти, была
направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным
и гибельным для страны и не являлся прогрессивным. Вывод записывается
в тетради.
3.1. Итоги правления Ивана Грозного. Внутренняя политика.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что они три урока посвятили изучению эпохи Ивана Грозного, которая, как все убедились, была весьма сложной, противоречивой и в тоже время результативной. Предлагает учащимся вспомнить основные итоги внутренней политики Ивана IV. Затем ответы учащихся сверяются с записью на доске (слайд 22).
3.2. Итоги правления Ивана Грозного. Внешняя политика.
Учитель предлагает вспомнить результаты внешней политики, сравнить их с имеющейся записью на (слайде 23).
Учитель.
- Можно ли и почему назвать Ивана Грозного реформатором?
- Одобряете ли вы те методы, которыми проводилось реформирование страны? Почему?
- Существовала ли альтернатива этим методам?
- Почему Ивана IV называли Грозным? Соответствовал ли он этому прозвищу?
Учитель. Давайте попытаемся подвести общие итоги правления Ивана Грозного.
Выслушиваются ответы учащихся, затем сверяют их с записью на слайде 24 и делают запись в тетрадь.
В заключении учитель сообщает, что Иван IV Васильевич, первый русский царь, получивший в народе прозвище Грозный, умер 18 марта 1584 года в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского кремля (слайд 25).
Рефлексия. В заключении учитель предлагает учащимся решить несколько тестовых заданий (слайд 26) и проводит работу с понятийным словарём (слайд 27). Один ученик даёт ответ, другие учащиеся этот ответ оценивают с помощью сигнальных карточек.
С помощью листка самооценки выставляют себе оценки за урок.
По просьбе учителя информируют его о своём настроении в конце урока. Зелёный смайлик с улыбкой – значит все получилось, всё хорошо; жёлтый смайлик с улыбкой – получилось, но не всё; красный смайлик – сегодня пока не получилось, но я буду стараться.
Домашнее задание: параграф 25; написать письмо Ивану Грозному о нём и его времени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.