Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"
Оценка 4.8

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Оценка 4.8
Карточки-задания +4
docx
история +1
9 кл
13.03.2019
Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"
Цели урока: сформировать понятие гласность и представление о характерных существенных чертах демократизации политической жизни в СССР; развивать умение соотносить факты и процессы внутренней политики и объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических руководителей на примере деятельности М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина; формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.
9 класс Гласность.docx
1 9 класс                 Тема: «Политика гласности в СССР» Цели: 1. Сформировать понятие гласность и представление о характерных существенных чертах  демократизации политической жизни в СССР. 2. Развивать умение соотносить факты и процессы внутренней политики и объяснять, в чем  состояли результаты деятельности государственных и политических руководителей на  примере деятельности М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина. 3.Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо  защищать. Тип: Урок изучения нового материала. Форма: Школьная лекция с элементами беседы. I. Формулирование учебной задачи Учитель предлагает учащимся изучить документ "Из выступления А. Д. Сахарова на первом  съезде народных депутатов 3 июня 1989 года" (см. раб. лист). «Необходимы политические решения, без которых невозможно укрепление власти советских  органов на местах и решение экономических, социальных, экологических, национальных  проблем… Без сильных Советов на местах невозможна земельная реформа и вообще какая­ либо эффективная аграрная политика, отличающаяся от бессмысленных реанимационных  вливаний нерентабельным колхозам. Без сильного съезда и сильных Советов невозможны  преодоление диктата ведомств, выработка и осуществление законов о предприятии, борьба  с экологическим безумием. Съезд призван защитить демократические принципы  народовластия и тем самым – необходимость перестройки и гармоническое развитие  страны…» Объясните, почему А. Д. Сахаров и его сторонники снова выдвигали лозунг: "Вся власть  Советам!"? Каков его политический смысл? Определяем задачу урока:   содержанием которого стали гласность и демократизация. II. Диалектико­логическое абстрагирование. Фронтальная беседа, целью которой является формулирование обобщающего вывода. ­ Вспомните, в каких условиях начиналась "оттепель" в СССР в к. 1950­х гг.? ­ Почему её итоги были ограниченными? ­ Каковы итоги перестройки? ­ Почему она не дала ожидаемых результатов? Вывод: Стремление связать перестройку с социалистическими идеями побудило руководство КПСС к переосмыслению пройденного советским обществом исторического пути. III. Формально­логическая конкретизация. Учитель излагает материал о переосмыслении исторического опыта, учащиеся составляют тезисы по рассказу учителя. ­ Реабилитация жертв репрессий 1930­1950­х гг., в т.ч. лидеров оппозиции режиму Сталина  (Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин и др.).     Изучить новой этап политической жизни в СССР, главным 2 ­ Издание трудов зарубежных и отечественных авторов (Д. А. Гранин "Зубр", В. Д. Дудинцев  "Белые одежды", А. Н. Рыбаков "Дети Арбата", А. Н. и Б. Н. Стругатские, А. П. Платонов,  Е. И. Замятин). ­ Публикация в СМИ работ по рыночной экономике, философии, социологии, истории. ­ Прекратились преследования инакомыслящих (А. Д. Сахаров возвращен из ссылки). Вывод: Происходит процесс освобождения печати от цензуры, информация становится  открытой и доступной, т. е. гласной. Изучаем документ, стр. 318 «Из резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС (1 июля 1988  года)» Приём – коллективный разбор текста    Беседа. ­ Почему было недостаточно для гармоничного развития государства обеспечить доступность  информации? Изучаем документ, стр. 319 «Из программного заявления XXVIII съезда КПСС «К гуманному  демократическому социализму» (1990 год)» Приём – выделение главной идеи. ­ Каким должен быть следующий шаг руководства? Учащиеся составляют тезисы по рассказу учителя ­ 1989 год, выборы народных депутатов на первый съезд Советов. Выдвижение  альтернативных кандидатов, выборы приобретают соревновательный характер. ­ Возникновение независимых политических организаций. ­ Создание правового государства, основанного на реальном разделении властей. ­ Отмена шестой статьи Конституции о руководящей роли КПСС, т. е. упрочение правовой  основы существования многопартийной системы. Вывод:   демократизации. Изучаем документ "Из статьи Н. Андреевой "Не могу поступаться принципами" март 1988 года  (см. раб. лист). «Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи… Все это, по моему мнению,  позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране  дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии…» Как были восприняты перемены (гласность и демократизация) в обществе? IV. Моделирование знания. Учащиеся самостоятельно составляют модель, которая должна выглядеть так:     Народ вовлекается в управление государством и обществом, т. е. происходит процесс V. Определение понятия. Гласность – открытость, доступность информации для общественности, связанная со свободой  печати и отменой цензуры. 3 Демократизация – процесс вовлечения народа в управление обществом и государством. VI. Выделение общего способа деятельности. В ходе беседы в классе формулируем общий способ характеристики процесса гласности и  демократизации: 1.Причины принятия политики гласности, демократизации. 2.Содержание. 3.Последствия. Прочитать статью в учебнике, стр. 320 "Исторический портрет Б. Н. Ельцина", ответить на  вопрос: ­ Почему Б. Н. стал проводником демократических преобразований в стране?  (дополнительный вопрос – какие личные качества и факты биографии способствовали  этому?) VII. Интериоризация. Приём синквейн. Придумать 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола и фразу к словам:  1 вариант – гласность; 2 вариант – демократизация. Проверочная работа №3 Сравните деятельность М. С. Горбачева – Президента СССР и Б. Н. Ельцина – Президента  РСФСР: а) черты сходства; б) отличия. VIII. Действие контроля и самоконтроля. Учащиеся обмениваются выполненными заданиями по синквейну и озвучивают те, которые  показались им наиболее убедительными. IX. Действия оценки и самооценки. Оценить собственные знания по способу деятельности и модели. Дом. зад. §49 1. Написать эссе на тему "Гласность предполагает правовую и моральную ответственность  средств массовой информации". 2. Или ответить на вопрос: Чем, на ваш взгляд, отличается "гласность" от "свободы слова". Рабочий лист к теме "Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества 1985­1991 гг." Кризисные явления В экономической сфере В социальной сфере Кризис командной экономики: снижение темпов  экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие,  нарастание диспропорций в экономике, проблема  дефицита, устаревшие методы управления, начало  Проблемы, связанные с понижением  уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим  состоянием общества: неверие в  возможность перемен, недоверие к власти, 4 инфляции, развитие теневой экономики, рост  преступности в экономической сфере и т. д. нежелание работать в общественном  секторе, привычка жить по двойным  стандартам, социальная апатия. Сделайте выводы. Среднегодовые показатели, % Экономическое развитие СССР Темпы прироста национального дохода Темпы прироста производительности труда 1981­ 1985 3,5 3 198 6 2,3 2,1 198 7 1,6 1,6 198 8 4,4 4,8 198 9 2,5 2,2 199 0 ­4 ­3 Сделайте выводы. А. Д. Сахаров "Из выступления А. Д. Сахарова на первом съезде народных депутатов 3 июня 1989 года" «Необходимы политические решения, без которых невозможно укрепление власти советских  органов на местах и решение экономических, социальных, экологических, национальных  проблем… Без сильных Советов на местах невозможна земельная реформа и вообще какая­либо  эффективная аграрная политика, отличающаяся от бессмысленных реанимационных вливаний  нерентабельным колхозам. Без сильного съезда и сильных Советов невозможны преодоление  диктата ведомств, выработка и осуществление законов о предприятии, борьба с экологическим  безумием. Съезд призван защитить демократические принципы народовластия и тем самым –  необходимость перестройки и гармоническое развитие страны…» ­ Объясните, почему А. Д. Сахаров и его сторонники снова выдвигали лозунг: "Вся власть  Советам!"? Каков его политический смысл? Н. Андреева Изучаем документ "Из статьи Н. Андреевой "Не могу поступаться принципами" март 1988 года Коваль Т. В. Конспекты уроков по истории России XX в.; 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд­во  ВЛАДОС­ПРЕСС, 2002. «Взять вопрос о месте И.В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся  одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности,  сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого  поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной деятельности. В  формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация,  культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав... дело  дошло до того, что от «сталинистов»... стали настойчиво требовать «покаяния»... Сторонники «леволиберального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования  истории социализма... Претендуя на полноту исторической правды, они подменяют социально­ политический критерий развития общества схоластикой этических категорий. Другая  особенность воззрений «леволибералов» — явная или замаскированная космополитическая  тенденция... 5 Сложность воспитания молодежи усугубляется еще и тем, что в русле идей «неолибералов»...  создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве  берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась  политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического  плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе  «парламентского режима», «свободных профсоюзов», «автономных издательств» и т. п. Все это,  по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих  ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль  партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит, и в перестройке". ­ Как были восприняты перемены (гласность и демократизация) в обществе?

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"

Конспект урока по истории России в 9 классе, "Политика гласности в СССР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019