Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
03.04.2018
Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Цель: осознание идейного содержания трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». На уроке проводится глубокий анализ черт характера главных героев и нравственных понятий. Используются разнообразные формы и приемы работы. В конце урока каждый ребенок имеет возможность получить отметку, выполнив тестовое задание.
Гений и злодейство по трагедии АСПушкина Моцарт и Сальери.doc
Тема: «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и  Сальери») Цель урока: осознание идейного содержания трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Задачи:   создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»,  совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения; развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;  формирование положительных нравственных ориентаций. Тип урока: УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ Оборудование:  Презентация Power Point, учебник В.Я.Коровиной, распечатки Ход урока  I. Оргмомент: Приветствие; II. Мотивирование к учебной деятельности.  (Звучит аудиозапись Моцарта «Реквием».) ­ 1 мин Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Организация подготовки и мотивации обучающихся к самостоятельному выполнению пробного учебного  действия (мозговой штурм «Знаете ли вы?»). Слово учителя: ­ Знаете ли вы, какое  музыкальное произведение сейчас прозвучало? ­ Знаете ли вы, когда и кем оно было написано? ­ Знаете ли вы, почему с этого произведения я начала сегодняшний урок? Организация выявления обучающимися места и причины затруднения. Мотивация к формулированию  темы и цели урока. СЛАЙД 1. ПОРТРЕТ МОЦАРТА ­ Вы прослушали фрагмент из «Реквиема» (траурной, заупокойной мессы, главного богослужения), созданного гениальным австрийским композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом.  Другой гений ­  гений     художественного   слова,   А.С.Пушкин,   создал     произведение,   главным   героем   которого   и становится этот великий композитор.­ 1 мин СЛАЙД 1. ПОРТРЕТ ПУШКИНА ­ Почему один гений пишет о другом гении. Попробуйте предположить.  III. Построение проекта выхода из затруднения. 1. Сообщение темы и целей урока. ­ А.С.Пушкин дает ответ на этот вопрос в своей трагедии «Моцарт и Сальери», (СЛАЙД 1. ПОРТРЕТ САЛЬЕРИ) повторяя одну и ту же фразу (сначала её произносит Моцарт, затем Сальери). Кто из вас может вспомнить эту фразу?  (с.213 – Моцарт, с.214 – Сальери) («Гений и злодейство – две вещи несовместные»).  ­ Эти слова и станут  темой  нашего урока сегодня.  (СЛАЙД 1 распечатке, укажите  число. – 1 мин ­ Предположите, какой будет цель сегодняшнего урока.  ­ Давайте посмотрим, как я её сформулировала. Согласны? (СЛАЙД 2. ЦЕЛЬ УРОКА)  (Осознание идейного содержания трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»). – 1 мин    Запишите тему на    .     ТЕМА УРОКА)   IV. Реализация построенного проекта. Этап усвоения новых знаний: 1.     Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Из истории создания «Маленьких трагедий».   ­   В   1830   году   в   Болдино   Пушкин   написал   четыре   пьесы:   «Скупой   рыцарь»,   «Моцарт   и   Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», которые составляли отдельный цикл «Маленькие трагедии». Словарь урока (на доске):  цикл трагедия ­ Дайте определение циклу.  ­ Что такое трагедия? ­ Ребята, у вас на столах лежат узенькие полосочки­распечатки, на которых даны определения  этих терминов. Вы их сможете дома вклеить в рабочий лист. – 2 мин (Запись в тетрадях (вложить распечатки): ЦИКЛ– это жанровое образование, состоящее из  произведений, объединенных общими чертами по композиции, сюжету, системе образов, идейно­ тематическим признакам.  ТРАГЕДИЯ ­ драматическое произведение, изображающее личную или общественную  катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя. Цель каждой трагедии ­ развенчать какое­ либо отрицательное человеческое качество).  ­ Почему небольшие драматические произведения  Пушкин  называет «Маленькими трагедиями»? В чем  проявляются особенности этого жанра? (Маленькие — потому что это трагедии людей, а не народов.  Трагедии — потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим  миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.) – 1 мин гордость; жадность; зависть; чревоугодие; гнев. ­ В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки: • • • • • 2. Определение темы трагедии «Моцарт и Сальери» – Какой из этих пороков, по­вашему, раскрыт в трагедии «Моцарт и Сальери»?  ­ Именно губительная сила зависти становится темой трагедии «Моцарт и Сальери». Сохранилось  первоначальное название трагедии «Зависть». Как вы думаете, почему Пушкин изменил заглавие?  (Это касалось бы одного персонажа. Новое название – свидетельство глубины и напряженности  конфликта) ­ Какие проблемы поднимает автор в трагедии? (проблема зависти, проблема искренней дружбы,  что такое гениальность, совместимы ли гений и злодейство. – 2 мин 3. Домашнее задание.  – 2 мин ­ Именно о зависти  или  о гениальности вам предстоит порассуждать дома. Надеюсь, знания,  полученные во время урока вам в этом помогут. Что такое зависть? (сочинение­рассуждение по плану задания 15.3 ОГЭ по русскому языку, 1  аргумент из трагедии «Моцарт и Сальери, 1 – из жизненного опыта) ИЛИ Кого можно считать  гением? (сочинение­рассуждение по образцу ОГЭ по русскому языку, 1  аргумент из трагедии «Моцарт и Сальери, 1 – из жизненного опыта) – из жизненного опыта) ­ Продолжим. Вспомним исторические факты, которые легли в основу произведения..   4. Основа сюжета трагедии      (Индивидуальное сообщение) – 1,5 мин Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей  Моцарт и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери. Вольфганг Амадей Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление его оперы «Дон­Жуан» в Праге.  В следующем  году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери. Моцарт создал 628 произведений, в том числе 17 опер. Критики писали, что его музыка «полна света,  мира и душевной ясности…». «Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным. С преждевременной, ранней смертью Моцарта (ему было 35 лет) связана легенда о его  отравлении Сальери, который жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и  композитором итальянской оперы в Вене. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф.  Шуберт. Сальери создал свыше 40 опер. Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается  легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе  смерти исповедался в грехе убийства Моцарта. ­ Давайте понаблюдаем, какими представил нашему вниманию Моцарта и Сальери А.С.Пушкин.  Анализируя, мы будем заполнять таблицу в распечатках. 5.     Анализ трагедии.     Составление сопоставительной таблицы. – 10 мин Герой Сальери Черты характера Моцарт О себе Ремесленник Завистник Жрец Не гений О друге Безумец Гуляка   праздный   (за глаза) Бог (в лицо) Некий херувим (один из высших ангелов) Враг Новый Гайден … гений, как ты да я Двух сыновей гармонии …Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. ­   Прослушайте   Смоктуновского. – 1 мин. 40 сек. (с запасом 2 мин)     фрагмент из       первого монолога Сальери в исполнении Иннокентия  Когда будете слушать, следите по тексту с карандашом. Подчеркните  слово, которым называет себя  Сальери. (ремесленник) Запишите в таблицу. ­ Как вы понимаете значение этого слова? (человек, занимающийся каким­нибудь ремеслом по  заказу) ­ В словаре Ушакова сказано, что слово это имеет переносное значение:  Человек, не вкладывающий в свою работу творческой инициативы, действующий по  сложившемуся шаблону.  Какое значение имеет в виду Сальери, говоря о себе? ­ Какие черты карактера раскрываются нам в этом фрагменте у Сальери? Подтвердите словами из  текста. (Он обнаруживает характер редкой твердости. Его отношение к занятиям музыкой  отличается серьезностью (“отверг я праздные забавы”), целеустремленностью (“упрямо  отрекся... от наук, чуждых музыке”), упорством (“усильным напряженным постоянством...  преодолел ранние невзгоды”и рискованностью). ­ Запишите эти качества в таблицу. ­ В этом же монологе, ближе к концу, Сальери дает себе ещё 1 характеристику. Перечитайте фрагмент,  начиная со слов «Кто скажет, чтоб Сальери гордый был…? ­ Что вы записали в таблицу? Как он себя называет? (завистник) ­ Какие черты характера проявляются у Сальери в этом отрывке? (тщеславие, лицемерие) ­ Как он называет Моцарта? (Безумец, Гуляка праздный (за глаза) ­ Какой путь прошел Сальери, чтобы стать известным, легко ему было? (Годы учебы Сальери отнюдь не были устланы розами. Очень скоро выяснилось, что для сочинения музыки таланта ему не хватает. Особенно трудно давалась теория музыки. Мальчику пришлось уйти в нее с головой, так что для  развития других сторон личности его просто не хватало. Образование Сальери явно принимало  какой­то ущербный, односторонний характер. Он становится добровольным затворником. Но ради  достижения поставленной цели юноша готов пойти на любые лишения. В конце концов его усилия  были вознаграждены). ­ Запишите в черты характера: трудолюбивый, талантливый, требовательный к себе. ­ Отчего Сальери часто уничтожает свои сочинения? (Заполняем таблицу).  (Тут возможны две причины. Первая — высокая требовательность, строгая взыскательность  художника. К ней пытается свести дело Сальери. Но скорее всего главная причина — в  бесполезности его произведений. Сальери так далек от живой жизни, что сочинение музыки  становится у него игрой музыкальных форм ­ не больше. Никакого подлинного содержания вложить в нее он не может). ­ Осознает ли Сальери гениальность Моцарта? (с.208) Сальери: Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!  Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;  Я знаю, я. (Записать в таблицу) Обратить внимание, что это он говорит в лицо Моцарту. ­ А сам Моцарт понимает, что он гениален? (с.213) (Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он  шутливо отвечает: Ба! право? может быть...  Но божество мое проголодалось.) ­ Как создает свои произведения Моцарт? Веселый, беспечный (Записать в таблицу) от  безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они  возникают сами собой.  Сальери Что ты мне принес? Моцарт Нет – так; безделицу. Намедни ночью  Бессонница моя меня томила.  И в голову пришли мне две­три мысли.  Сегодня их я набросал. Хотелось  Твое мне слышать мненье... Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность.  Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений». ­ Докажите, что музыка Моцарта действительно популярна? Его музыка популярна, об этом свидетельствует ее исполнение слепым скрипачом из трактира, он не  может видеть нот и запомнил и ее, и другие произведения композитора на слух. (В трактире скрипач исполнял арию Керубино из оперы «Женитьба Фигаро». Неточное исполнение  смешит Моцарта, но он не испытывает к старику презрения, благодарит за труд. Моцарт любит  искусство и при этом любит жизнь. Он скромен, талантлив).    Запишите в таблицу. ­ А Сальери любит жизнь? Прочитайте в последней реплике 1 части слова Сальери об этом. …я не трус, Хотя обиду чувствую глубоко, Хоть мало жизнь люблю    .          (Записать в таблицу) (Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой+ бестактный, неделикатный) ­ Как и что говорит Моцарт о себе? (Он не разделяет себя и Сальери. Он считает. Что они оба  жрецы, гении. Избранные, счастливцы праздные. (Записать в таблицу) ­ Посмотрев на таблицу, можно ли утверждать, что А.С.Пушкин идеализирует Моцарта, а  Сальери считает отрицательным героем? Почему? (Сальери трудолюбивый, талантливый  человек, но зависть его привела к преступлению) Работа с учебником.  ­ Прочитайте на с. 219, что об этом думают авторы учебника. Вы согласны с такой точкой зрения? ­ Вернемся к теме урока. Как вы понимаете слово «злодейство»? Обратите внимание на  пунктуационное оформление этой ключевой фразы. Увидели разницу?  Почему во фразе Сальери  тире отсутствует?  (Нет нравственных преград. Он оправдывает свои действия и разрешает себе преступление,  утверждая " Я избран". Но кем? Страстью ­ завистью.  Ремесленник в искусстве легко стал  ремесленником – убийцей, и всё из­за собственной зависти). ­ Какова идея трагедии? (Зависть разрушает душу человека, толкает его на преступление). ­ Мысль эта для самого Пушкина была важнейшей нравственной заповедью творчества. *** ­ Б.Грассиан (испанский прозаик, философ, теоретик литературы) сказал: «Завистник не один  раз умирает, а столько, сколько слышит похвалу сопернику».   ­ Можно ли считать, что Сальери умер значительно раньше, чем отравленный им Моцарт?  ­ «Моцарт и Сальери» ­ действительно трагедия, трагедия обоих героев. Жанр, как и название  А.С.Пушкин определил очень точно. 6. Включение в систему знаний и повторение.     (на листочках, где и тест)­ 1,5 мин В трагедии «Моцарт и Сальери» оба героя ­ это личности неоднозначные, многогранные.  Цифровой диктант Согласны ли вы, что: 1. Один из них ­ талантлив, другой ­ гениален. Да – 1 Нет ­0 2. Гениальность – это то же самое, что и талант. Да – 1 Нет – 0 3. Гений и злодейство – близкие, синонимичные понятия. Да – 1 Нет – 0 – Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 % V   . Самостоятельная работа с самопроверкой ( или с взаимопроверкой) по эталону (ТЕСТ) – 5 мин                                                             Фамилия, имя учащегося: Пушкин А.С., «Моцарт и Сальери» Цифровой диктант:  № 1. Чья реплика: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше.             вопрос 2. Для меня Так это ясно, как простая гамма». Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался/…/: перстам Придал  послушную, сухую беглость  И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял,  как труп. ответ Сальери ремесленник 3. О ком эти слова: «Что пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько занес  О Моцарте нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после  улететь!  Так улетай же! чем скорей, тем лучше».  4. Как долго Сальери хранил « яд, последний дар… Изоры» 5. Человек, одетый в черном, Учтиво поклонившись, заказал Мне /…/и скрылся.  Сел я тотчас  И стал писать – и с той поры за мною Не приходил мой черный  человек;А я и рад: мне было б жаль расстаться С моей работой, хоть совсем  готов Уж /…/. 6. Мне день и ночь покоя не дает/…/ За мною всюду Как тень он гонится. Вот и  теперь Мне кажется, он с нами сам­третей  Сидит. /…/—  Две вещи несовместные. 7. ­Поднимите руки, у кого не было ни одной ошибки. Одна ошибка? Две?  Отметки за урок, учитывая работу в целом. 18 лет Requiem Мой черный  человек Гений и  злодейство . Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). – 1,5 мин VI  (Звучит аудиозапись «Реквиема» Моцарта). Гибель выдающейся личности, истинного гения ­ это покушение на счастье всего человечества. Так  маленькая трагедия (история двух людей) превращается у Пушкина во вселенскую трагедию,  вместившую судьбу самого А.С.Пушкина.  «Моцарт и Сальери» ­ своеобразный реквием обществу,  которое погрязло в зависти и сплетнях. Приём «Микрофон»:   ­ Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня?  (Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по­человечески) ­  Закончите предложения:  ­ Сегодня на уроке мне удалось….  ­ Самым интересным для меня было….  ­ Моцарт и Сальери на слайде презентации смотрят в разные стороны, потому что Спасибо за работу!

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс

Конспект урока по литературе на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»), 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018