Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Оценка 5
Презентации учебные
doc
чтение
3 кл
26.11.2017
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Урок литературного чтения Прыжок.doc
МБОУ «Ситне­Щелкановская  средняя общеобразовательная школа» Урок литературного чтения в 3 классе Составила: Тэйф Т.Н. учитель начальных классов Тема: Л. Н. Толстой «Прыжок» Цель: 1. 2. 3. Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою,  умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее  состояние литературных героев.  Способствовать формированию умения находить опорные слова для  пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев; Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать  воображение. Оборудование: ПК с презентацией, видеофрагмент «Прыжок». Ход урока I. Орг. момент.  II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.  ­ Ребята, на доске вы видите названия произведений. Какое из них лишнее? «Акула» «Ворона и лисица»  «Какая бывает роса на траве» «Филипок»  «Лев и собачка» «Косточка» ­ Правильно, кто его написал? А остальные? ­ Найдите мне портрет Льва Николаевича среди представленных. На доске портреты: И.А. Крылова, А.Н. Толстого Л.Н. Толстого ­ Какие ещё произведения Льва Толстого вы читали?  Выставка книг ­ Рассказ ученика о Л.Н. Толстом:  Лев Толстой – известный русский писатель.  Родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии, в богатой дворянской семье. Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу  для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных  рассказов и басен, составил «Азбуку», «Книгу для чтения». Умер великий писатель  20 ноября 1910 года в возрасте 82 лет и был похоронен в лесу в Ясной Поляне на  краю оврага, где в детстве играл с братом. Толстой участвовал в Крымской войне,  путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал много рассказов. ­ Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. Мы  продолжаем знакомиться  с творчеством Л.Н.Толстого. В этом рассказе мы  отправимся путешествовать по морю.  ­ Какие пословицы о море вы приготовили? (Включаю запись «Шум моря») Учащиеся называют пословицы. ­ О чём они все? (О нелёгкой морской службе) ­ Как вы думаете, командовать такими смелыми, отважными людьми должен какой  человек? (Самый отважный и решительный) ­ Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами. Слайд 2 Рассказ ученика о паруснике: ­ Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты  возвышались над палубой на 15­25 м., т.е. высота 3­5 этажного дома.  На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к  перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость  парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями,  плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких  странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселую и шаловливую  забияку, которая потешала людей в свободную от нелегкой морской службы минуту.  А бывали  и неприятные происшествий. Об одном из них, случившемся давным­ давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.  ­ Ребята, а что такое прыжок? (Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и  перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с  парашютом) Слайд 3 ­ Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?  (Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии) III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.  1.. Просмотр видеофильма «Прыжок» ­ Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ? ­ Из­за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос) (Дети высказывают свои предположения: из­за обезьянки, из­за шляпы,  из­за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость   углубленно перечитать текст) 1. Отработка техники чтения. Слайд 4, 5 ­ Прочитайте слова по слогам и целыми словами. воз­вра­щал­ся пе­ре­драз­ни­ва­ла за­бав­ля­ют­ся  за­це­пив­шись раз­за­до­рил­ся вдре­без­ги о­пом­нил­ся при­це­лил­ся раз­мах­нул­ся 2. Комментированное чтение рассказа по абзацам. 1 абзац  ­ Как обезьяна развлекала матросов на палубе? 2 абзац  ­ Как подшутила обезьяна над сыном капитана? 3 абзац ­ Что она сделала со шляпой? 4­5 абзац  ­ Как повел себя мальчик? 7­11 абзац  ­ Что раззадорило мальчика? ­ Что в это время происходило на палубе? 12­15 абзац  ­ Что предпринял капитан для спасения сына? IV. Физминутка. Слайд 6 Закройте глаза, сядьте, чтобы вам было удобно, и представим, что мы с вами на этом корабле. (Музыка моря)  V. Закрепление изученного.  3. Работа в группах. ­ Сейчас вы будете работать в группах.  Слайд 7 1 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают, действия обезьяны. Вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала, расходилась,  сорвала шляпу, дразнила мальчика, подманила, показывала зубы, радовалась. Слайд 8 2 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.  Не знал, смеяться или плакать, пригрозил, крикнул, скинул, бросился за обезьяной,  взобрался, раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину, глянул вниз и  зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул и стал дышать. 4. Анализ произведения. ­ Связано ли поведение мальчика с поведением матросов? (Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются  подчиненными его отца) ­ Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке?  ­ Можно ли ее назвать главным героем рассказа?  (Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного  конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о  ней в конце рассказа ничего не говорится) ­ Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна? ­ Каким предстает мальчик в этом рассказе? Какие слова подходят для  характеристики героя рассказа?  ­ Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. Слайд 9  смелость   желание испытать себя   мальчишеский задор  стремление отстоять свое достоинство   упрямство   желание покрасоваться   глупость  желание доказать, что он сын капитана. Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа  (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по­ мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали  следующие ключевые слова:  Слайд 10  стремление отстоять свое достоинство,  мальчишеский задор,   желание доказать, что он сын капитана.  Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность  читателям доказывать свою точку зрения. ­ Какими качествами обладал капитан? (Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить  свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим  авторитетом) ­ Похож ли мальчик на отца­капитана?   (своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность) ­ Во всем ли мальчик похож на своего отца?  (Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок, забравшись  на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их  последствия) ­ Почему капитан закричал  и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?  ­ Рассмотрим, какие переживания испытывал мальчик? Матросы? Капитан? Слайд 11, 12, 13  Переживания мальчика:   сам не знал, смеяться ли ему или плакать;                                                   мальчик покраснел;                                                   мальчик очень раззадорился. Переживания матросов: все замерли от страха.  Слайд 14 Переживания капитана: он вдруг закричал, как будто его что­то душило;                                               как он плачет. ­ Из­за чего мальчик совершил прыжок? Это было единственно правильное  решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то он мог бы  разбиться об палубу. 5. Составление цитатного плана. (1 ученик у доски) ­ Ребята, мой знакомый капитан дальнего плавания прислал нам задания. Он просит  составить план, не простой – цитатный. Ученик получает конверт. ­ Определи правильную последовательность «Прыгай, или застрелю!» «... а мальчик остался без шляпы» «... бросился за обезьяной на мачту» 6. Подбор пословиц по теме урока. ­ Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к  прочитанному рассказу. «Гордится отец, что у него сын храбрец» «Где смекнёт боец, там врагу конец»* «Отвага — половина спасенья»* «Не зная броду, не суйся в воду»* (объясните, что такое брод) Дети читают выбранные пословицы и объясняют ­ Какие из пословиц можно отнести к мальчику? К отцу? VI. Итог урока. Рефлексия. Слайд 15 (методика незаконченного предложения) ­ Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой  ответ вы можете начать со следующих слов … ­ Мне захотелось… ­ Я задумался… ­ Я понял (а)… ­ Я почувствовал (а)… ­ Я бы поставил (а)… VII. Домашнее задание. Слайд 16 Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого­нибудь из  матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не  столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"

Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017