МБОУ «СитнеЩелкановская
средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного
чтения
в 3 классе
Составила: Тэйф Т.Н.
учитель начальных классов Тема: Л. Н. Толстой «Прыжок»
Цель:
1.
2.
3.
Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою,
умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее
состояние литературных героев.
Способствовать формированию умения находить опорные слова для
пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать
воображение.
Оборудование: ПК с презентацией, видеофрагмент «Прыжок».
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Ребята, на доске вы видите названия произведений. Какое из них лишнее?
«Акула»
«Ворона и лисица»
«Какая бывает роса на траве»
«Филипок»
«Лев и собачка»
«Косточка»
Правильно, кто его написал? А остальные?
Найдите мне портрет Льва Николаевича среди представленных. На доске портреты:
И.А. Крылова, А.Н. Толстого Л.Н. Толстого
Какие ещё произведения Льва Толстого вы читали? Выставка книг
Рассказ ученика о Л.Н. Толстом: Лев Толстой – известный русский писатель.
Родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии, в богатой дворянской семье. Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу
для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных
рассказов и басен, составил «Азбуку», «Книгу для чтения». Умер великий писатель
20 ноября 1910 года в возрасте 82 лет и был похоронен в лесу в Ясной Поляне на
краю оврага, где в детстве играл с братом. Толстой участвовал в Крымской войне,
путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал много рассказов.
Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. Мы
продолжаем знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. В этом рассказе мы
отправимся путешествовать по морю.
Какие пословицы о море вы приготовили? (Включаю запись «Шум моря»)
Учащиеся называют пословицы.
О чём они все? (О нелёгкой морской службе)
Как вы думаете, командовать такими смелыми, отважными людьми должен какой
человек? (Самый отважный и решительный)
Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.
Слайд 2
Рассказ ученика о паруснике:
Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты
возвышались над палубой на 1525 м., т.е. высота 35 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к
перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость
парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями,
плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких
странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселую и шаловливую
забияку, которая потешала людей в свободную от нелегкой морской службы минуту.
А бывали и неприятные происшествий. Об одном из них, случившемся давным
давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.
Ребята, а что такое прыжок? (Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и
перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с
парашютом)
Слайд 3
Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии)
III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.
1.. Просмотр видеофильма «Прыжок»
Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
Изза чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)
(Дети высказывают свои предположения: изза обезьянки, изза шляпы,
изза угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость
углубленно перечитать текст)
1.
Отработка техники чтения.
Слайд 4, 5
Прочитайте слова по слогам и целыми словами.
возвращался
передразнивала
забавляются
зацепившись
раззадорился
вдребезги
опомнился
прицелился
размахнулся
2.
Комментированное чтение рассказа по абзацам.
1 абзац
Как обезьяна развлекала матросов на палубе?
2 абзац
Как подшутила обезьяна над сыном капитана?
3 абзац Что она сделала со шляпой?
45 абзац
Как повел себя мальчик?
711 абзац
Что раззадорило мальчика?
Что в это время происходило на палубе?
1215 абзац
Что предпринял капитан для спасения сына?
IV. Физминутка. Слайд 6
Закройте глаза, сядьте, чтобы вам было удобно, и представим, что мы с вами на
этом корабле. (Музыка моря)
V. Закрепление изученного.
3.
Работа в группах.
Сейчас вы будете работать в группах.
Слайд 7
1 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают, действия обезьяны.
Вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала, расходилась,
сорвала шляпу, дразнила мальчика, подманила, показывала зубы, радовалась.
Слайд 8
2 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.
Не знал, смеяться или плакать, пригрозил, крикнул, скинул, бросился за обезьяной,
взобрался, раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину, глянул вниз и
зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул и стал дышать.
4.
Анализ произведения.
Связано ли поведение мальчика с поведением матросов? (Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за
обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются
подчиненными его отца)
Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке?
Можно ли ее назвать главным героем рассказа?
(Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного
конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о
ней в конце рассказа ничего не говорится)
Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?
Каким предстает мальчик в этом рассказе? Какие слова подходят для
характеристики героя рассказа?
Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
Слайд 9
смелость
желание испытать себя
мальчишеский задор
стремление отстоять свое достоинство
упрямство
желание покрасоваться
глупость
желание доказать, что он сын капитана.
Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа
(противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по
мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали
следующие ключевые слова:
Слайд 10 стремление отстоять свое достоинство,
мальчишеский задор,
желание доказать, что он сын капитана.
Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность
читателям доказывать свою точку зрения.
Какими качествами обладал капитан?
(Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту,
ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить
свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим
авторитетом)
Похож ли мальчик на отцакапитана?
(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)
Во всем ли мальчик похож на своего отца?
(Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок, забравшись
на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их
последствия)
Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?
Рассмотрим, какие переживания испытывал мальчик? Матросы? Капитан?
Слайд 11, 12, 13
Переживания мальчика: сам не знал, смеяться ли ему или плакать;
мальчик покраснел;
мальчик очень раззадорился.
Переживания матросов: все замерли от страха.
Слайд 14 Переживания капитана: он вдруг закричал, как будто его чтото душило;
как он плачет.
Изза чего мальчик совершил прыжок? Это было единственно правильное
решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то он мог бы
разбиться об палубу.
5. Составление цитатного плана. (1 ученик у доски)
Ребята, мой знакомый капитан дальнего плавания прислал нам задания. Он просит
составить план, не простой – цитатный. Ученик получает конверт.
Определи правильную последовательность
«Прыгай, или застрелю!»
«... а мальчик остался без шляпы»
«... бросился за обезьяной на мачту»
6. Подбор пословиц по теме урока.
Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к
прочитанному рассказу.
«Гордится отец, что у него сын храбрец»
«Где смекнёт боец, там врагу конец»*
«Отвага — половина спасенья»*
«Не зная броду, не суйся в воду»* (объясните, что такое брод)
Дети читают выбранные пословицы и объясняют
Какие из пословиц можно отнести к мальчику? К отцу?
VI. Итог урока. Рефлексия. Слайд 15
(методика незаконченного предложения)
Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой
ответ вы можете начать со следующих слов …
Мне захотелось…
Я задумался…
Я понял (а)…
Я почувствовал (а)… Я бы поставил (а)…
VII. Домашнее задание. Слайд 16
Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, когонибудь из
матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не
столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Прыжок. Л.Н. Толстой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.