Открытый урок по теме: «Прибавление и вычитание числа 5»
Тип урока: открытие нового знания
Педагогическая цель: содействовать изучению табличных случаев прибавления и вычитания числа 5, способствовать формированию вычислительного навыка.
Планируемые результаты.
Предметные: должны знать табличные случаи прибавления и вычитания числа 5, складывать и вычитать с помощью шкалы линейки.
Познавательные: знакомятся с табличными случаями прибавления и вычитания числа 5.
Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: расширяют познавательные процессы, учебные мотивы. Оценивают себя.
Содержание урока
I. Организация совместной деятельности.
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Будем вместе мы трудиться
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики!
Садитесь, девочки. Садитесь, мальчики.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
Откройте тетради, запишите число и классную работу.
Минутка чистописания
Сколько пальцев на руке?
И копеек в пятачке?
У морской звезды лучей?
Ну-ка, отвечай скорей? (5)
Запишите правильно и красиво цифру 5 у себя в тетради.
Начнём наш урок с устного счёта и выполнения карточек по таблице.
Ребята 1-го ряда работают с карточками-машинками. Если вы посчитали и выполнили карточку, то можете поставить свою машинку на доску первой. Все остальные поставят свои машинки после вас.
А ребята 2-го и 3-го ряда посчитают устно.
На экране:
Винтик изобрёл вычислительную машину. Посчитайте вместе с ним.
2+2= 1+3=
2+4= 3+2=
6+3= 5+4=
5+2= 7+3=
Объясните, какую машину изобрёл Винтик (машину сложения)
Шпунтик тоже изобрёл свою вычислительную машину. Посчитайте вместе с ним.
6-2= 5-3=
7-4= 2-2=
8-3= 9-4=
4-2= 10-3=
Объясните, какую машину изобрёл Винтик? (машину вычитания)
Давайте закрепим умения прибавлять и вычитать число 4.
Запишем выражения у доски. Ребята с помощью сигнальных карточек оценят правильность выполненной работы.
№1
2+4= 8-4=
5+4= 6-4=
8+4= 10-4=
9+4= 11-4=
Как прибавить число 4? Как вычесть число 4?
III. Формирование новых знаний
Откройте учебник на с. 68
Прочитайте тему урока. Сформулируйте цель урока.
Сегодня мы будем учиться прибавлять и вычитать число 5.
Проблемная ситуация
Кто сможет объяснить, как прибавить число 5?
По линейке мы можем присчитывать и отсчитывать 5 раз.
Давайте поиграем.
1 ученик уже стоит у доски. Выходите ещё 5. Передавайте мяч и называйте число, если нам нужно к 1+5=6 (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Сейчас 6-й ребёнок передаст мяч назад, и мы посчитаем, сколько получится,
если из шести вычесть пять.
6-5=1
Но есть и другой способ прибавления числа 5. Для него нам необходимо вспомнить состав числа 5. Игра «День – ночь». «Ночь» – думайте. «День» – отвечайте.
Итак, 5-это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.
Что вы заметили? Что в двух выражениях числа поменялись местами. Хорошо.
Запишем в тетрадь.
5
4 1
3 2
Для того, чтобы познакомиться с приёмом прибавления числа 5, нам необходимо уметь дополнять число до 10.
Давайте поработаем в командах.
Я раздам вам ромашки. Они непростые. В серединке каждой ромашки написано число 10. Вам нужно дополнить сумму чисел вашей ромашки до 10. Посчитайте, сколько в сумме дают написанные числа и добавьте (запишите) число, чтобы сумма чисел равнялась 10.
1 ромашка: середина 10, лепестки: 2,2,2,2, _ Ответ: 8+2=10
2 ромашка: середина 10, лепестки: 3,3,0,1, _ Ответ: 7+3=10
3 ромашка: середина 10, лепестки: 1,1,4,0, _ Ответ: 6+4=10
4 ромашка: середина 10, лепестки: 3,0,3,3, _ Ответ: 9+1=10
5 ромашка: середина 10, лепестки: 1,5,2,0, _ Ответ: 8+2=10
6 ромашка: середина 10, лепестки: 2,1,2,2, _ Ответ: 7+3=10
Итак, выслушав ответы команд, мы поняли, что:
6+4=10
7+3=10
8+2=10
9+1=10
Как мы вычислим 6+5? Показ на двусторонних кружках.
Мы представим число 5 как 4 и 1. Сначала к 6 прибавим 4, получим 10, и ещё прибавим 1. Получится 11.
6+5 = 6+4+1=11
4 1
7+5 = 7+3+2=12
3 2
8+5 = 8+2+3=13
2 3
9+5 = 9+1+4=14
1 4
Закрепим вычисление таких выражений.
На с. 69 поработаем по вариантам и выполним самостоятельно №5.
Затем поменяемся тетрадями и проведём взаимоконтроль (простым карандашом).
Вариант 1 Вариант 2
9+5= 8+5=
6+5= 5+5=
5+8= 5+6=
5+7= 5+9=
Давайте сделаем вывод. Как прибавить число 5?
Вывод. Нужно дополнить число до 10 и прибавить вторую часть числа.
Физкультурная минутка
Мы к плечам прижали руки
Начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем
Полетим мы на ракете
Станем выше всех на свете.
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать
1,2,3,4,5
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем!
IV.Закрепление
На странице 69. Давайте составим и решим задачу №6.
К – 9 б. ? б.
С – 5 б.
Решение
9+5=14 (б.)
Ответ: 14б.
Задачу №7 решим, оформив условие задачи с помощь схемы.
Коля взял с тарелки 8 слив, А Катя – 5. Тарелка опустела. Сколько было слив?
8 5
Решение
8+5=13 (слив)
Ответ: 13 слив.
Ребята 1-го ряда выполняют устно №8
Ребята 2-го ряда выполняют устно №9
Ребята 3-го ряда выполняют устно №10
Выполните самостоятельно №11. За доской решает ученик.
Проверяем сигнальными карточками.
Физкультурная минутка- Минутка тишины
Легли на парту, закрыли глазки, слушаем тишину.
Рабочая тетрадь с.48 №1-3, с.49 №4-7
V.Рефлексия Сегодня на уроке
Я узнал, понял, удивился…
VI.Итог урока. Оцените себя на лестнице успеха.
На уроке хорошо работали следующие учащиеся…
Для них я приготовила цветные математические раскраски. Цветными они станут, когда вы решите примеры правильно и раскрасите бабочку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.