Конспект урока по обществознанию, 9 класс: «Правовое государство»
Оценка 4.6
Карточки-задания +4
docx
воспитательная работа +2
9 кл
24.03.2019
Цели урока
Образовательная: сформировать представление учащихся о том, что право выше власти, охарактеризовать основные признаки правового государства.
Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами.
Воспитательная: показать преимущества правового государства.
Формы и методы обучения объяснительно-иллюстративный, диалогический, проблемный, стимулирующий, побуждающий.
Основные термины и понятия Власть, политическая власть, государство, правовое государство, признаки правого государства, суверенитет, публичность власти
Планируемые образовательные результаты:
Учащиеся должны понимать, что такое: государство; признаки государства; типы и формы государства; правовое государство; признаки правового государства;
Учащиеся должны уметь: характеризовать основные понятия; объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве; доказывать свою точку зрения; раскрывать смысл положения «право выше власти».
Вызвать интерес учеников через рассказ учителя о правовом государстве, этапах развития и становления правового государства, его основных принципах
Средства обучения
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 9 класс. – М.: просвещение, 2014
общ. 9 кл. Правовое гос..docx
Урок обществознания в 9 классе
Тема урока: Правовое государство
Цели урока
Образовательная: сформировать представление учащихся о том, что право выше власти,
охарактеризовать основные признаки правового государства.
Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать
умения выделять признаки, умение работы с текстами.
Воспитательная: показать преимущества правового государства.
Формы и методы обучения объяснительноиллюстративный, диалогический, проблемный,
стимулирующий, побуждающий.
Основные термины и понятия Власть, политическая власть, государство, правовое
государство, признаки правого государства, суверенитет, публичность власти
Планируемые образовательные результаты:
Учащиеся должны понимать, что такое: государство; признаки государства; типы и формы
государства; правовое государство; признаки правового государства;
Учащиеся должны уметь: характеризовать основные понятия; объяснять, почему важно знать,
в чьих руках находится власть в государстве; доказывать свою точку зрения; раскрывать смысл
положения «право выше власти».
Вызвать интерес учеников через рассказ учителя о правовом государстве, этапах развития и
становления правового государства, его основных принципах
Средства обучения
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 9 класс. – М.: просвещение, 2014
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Мобилизующее начало:
Тема – Правовое государство (откройте тетради и запишите тему урока)
Место урока в теме – Мы продолжаем изучать раздел «Политика» и сегодня поговорим о
становлении правового государства и его основных признаках
Мотивация – Правовое государство – это государство, в котором господствует право!
Государство, которое защищает права и свободы каждого человека, наши с вами права! Вот
почему необходимо знать и понимать, что же такое правовое государство и как оно устроено
Главная цель – Познакомиться с понятием и структурой правового государства, понять, как же
это государство защищает права и свободы человека
Установка на запоминание – к концу урока вы должны запомнить, что такое правовое
государство, каковы основные признаки правового государства, на какие 3 ветви делится власть
в правовом государстве
План (на доске и устно)
Дата, макет таблицы
Правовое государство
1. Проверка д/з
2. Изучение нового материала
3. Закрепление
4. д/з 4, чит, пер, отвечать на вопросы, вопрос 1 или * 3 устно
Опрос дз
На прошлом уроке мы изучали Государство и Политические режимы. Сейчас я проверю как вы
усвоили этот материал. Вы получите листы с тестом из 5 вопросов в форме ГИА. Ваша задача – в
течение 5 минут выполнить этот тест письменно в тетради. По истечению времени мы с вами
вместе проверим эту работу.
Тест по теме «Государство и политический режим»
Новый материал
1. На вопрос о сущности правового государства можно ответить так – это государство, в
котором господствует право. Такой ответ будет правильным, но не полным. Поэтому правоведы подчеркивают, что высшая цель правового государства – обеспечить права
человека и гражданина/ а также о том, что государственная власть в правовом
государстве действует только в рамках права, то есть ограничена правом.
2. Несмотря на особые признаки, о которых мы еще сегодня поговорим, правовому
государству присущи все те черты государства, о которых вы уже знаете. Давайте вместе
вспомним эти черты! Сейчас вы будете работать в парах в течение минуты. Ваша задача
– вспомнить и проговорить друг другу в парах признаки государства. Потом мы вместе с
вами их проверим. (Единство территории, публичная власть, суверенитет,
законодательная деятельность, налоговые сборы)
3. Ответ на вопрос «Что такое правовое государство?» дает также статья 2 конституции
РФ. Посмотрите на учебник на стр. 29. Какова же основная обязанность государства по
конституции?
Работаем стоя! Давайте рассмотрим еще одну точку зрения на понятие правового
государства. Принадлежит она русскому философу и правоведу Б. А. Кистяковскому.
Сейчас вы открываете учебник на странице 30 и в течение минуты работаете с
документом. По истечению времени я задам вам вопрос. Таким образом мы
потренируемся выполнять часть С в ГИА.
Документ
Характеризуя правовое государство надо признать, что основной его признак
заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть
ограниченная и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща
власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в
определенных формах и носит строго правовой характер…
Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти
положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор?
Таким образом, мы с вами выяснили, что понятие «Правовое государство» очень
многогранно. Существует множество различных определений. Однако вся сущность
сводится к одной главной черте – господство права и ограниченность власти правом!
Отсюда и название – правовое государство! Садимся!
4. Развитие теории правового государства
Сейчас мы с вами будем заполнять таблицу. Для этого перечертите макет с доски.
Личность
Платон
Аристотель
Цицерон
Дж. Локк
Ш. Монтескье
И. Кант
Характеристика правового государства
Государство возможно только там, где господствует справедливый закон
Поддерживал точку зрения Платона
Право должно быть выше власти
Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются
естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих
занятиях, осуществляется разделение властей)
Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье? –
законодательная, исполнительная, судебная)
Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство
должно быть правовым, с разделением властей
Будущее страны – господство права
С. А. Котляровский
Физкультурная минутка. Упражнения для глаз.
5. Пришло время поговорить об основных признаках правового государства. Наука называет
как минимум 3 таких признака:
Верховенство права (Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо,
никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один
человек не освобождается от обязанности подчиняться закону). Закон суров, но это
закон! – с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного
господства закона в обществе Незыблемость прав и свобод человека (права человека – главный естественный
ограничитель государственной власти)
Разделение властей Посмотрите на схему на стр.
33 (законодательная,
исполнительная и судебная, что способствует ограничению государственной власти)
Закрепление
Работаем стоя! Сейчас в качестве закрепления вы будете в течение 35 минут работать в
парах. Ваша задача – найти в учебнике на страницах 32 – 35 ответы на вопросы что входит в
каждую ветвь власти и какая у нее главная функция?! Обратите внимание на иллюстрацию на
странице 34! По истечению времени мы обсудим эти вопросы вместе с вами! Приступайте к
работе!
Ветвь власти
Законодательная
(Представительная –
избирается всем народом и
защищает его интересы)
Состав
Парламент
Федеральное собрание
РФ (Совет Федерации и
Государственная
Дума)
Исполнительная(назначается) Правительство
Основные функции
Забота о создании правовых законов, которые
признают, гарантируют и защищают права человека
Обязана действовать на основе принятых
представительной властью законов и опираться на
них, принимая правительственные решения
Ее исключительные полномочия (закрепленные
законом права) – защищать право путем
осуществления
(рассмотрения
гражданских, уголовных, административных и иных
дел в судебных заседаниях на основе строгого
соблюдения Конституции и законов)
правосудия
Судебная (самостоятельная и
независимая)
Конституционные,
суды общей
юрисдикции(Верховный
Суд РФ),
арбитражные (Высший
Арбитражный Суд РФ)
* Президент – глава государства (избирается всенародно)
Таким образом, главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т. е.
захват, сосредоточение ее в одних руках – какоголибо человека или организации, партии,
парламента или правительства.
Домашнее задание: п.4, вопр.13, задания
Подведение итогов
Что такое правовое государство? (Государство, в котором господствует право/
высшая цель – обеспечить права человека и гражданина)
Какие признаки правового государства вы знаете? (Верховенство права, Незыблемость
прав и свобод человека, принцип разделения властей)
Обсудим в парах! Как вы думаете, в современном мире возможно существование
правового государства, в котором полностью соблюдаются права и свободы человека? В
котором люди живут хорошо, ни в чем не нуждаются и «спят спокойно»? Теперь давайте
обсудим вместе!
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: «Правовое государство»
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: «Правовое государство»
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: «Правовое государство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.