Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
окружающий мир
3 кл
10.01.2017
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с опасностью и причинами ее возникновения; ознакомления с правилами пожарной безопасности и обучения их соблюдению; доведения до сознания учащихся невозможности легкомысленного и беспечного обращения с огнём; отрабатывания правильности действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода.
Развивающие: способствовать развитию находчивости, собранности, умений действовать, быстро реагировать в критической ситуации.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.
Урок 35. Огонь, вода и газ.rtf
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ
У р о к 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с
опасностью и причинами ее возникновения; ознакомления с правилами
пожарной безопасности и обучения их соблюдению; доведения до
сознания учащихся невозможности легкомысленного и беспечного
обращения с огнём; отрабатывания правильности действий при
возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода.
Развивающие: способствовать развитию находчивости, собранности,
умений действовать, быстро реагировать в критической ситуации.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения
к своей жизни и жизни других людей.
Оборудование: телефон; конверты с заданиями.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
II. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы начинаем изучать 2ю ч а с т ь у ч е б н и к а
«Окружающий мир».
– На уроке мы поговорим о правилах поведения в различных
ситуациях, происходящих с нами в повседневной жизни. Значительную
часть своей жизни мы проводим в своём доме или квартире, в школе.
Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
Посмотрите на доску и соберите рассыпавшуюся пословицу:
••Мой дом – моя крепость.
– Как вы её понимаете? (Ответы учащихся.)
– Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто
пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности. – Как вы думаете, о чём же пойдёт речь во 2й части нашего
учебника? (О нашей безопасности.)
– Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе и что
может произойти, если не соблюдать правила поведения и безопасности
в помещении, вы узнаете на сегодняшнем уроке.
– А вот о чём мы будем говорить, узнаете, когда отгадаем загадки:
••Шипит и злится, воды боится,
С языком – а не лает, без зубов – а кусает. (Огонь.)
••Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода.)
••На железной клумбе цветы голубые,
Помогают стряпать кушанья любые. (Газ.)
– О чём будем говорить на уроке?
– Давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода
и газ для человека – другом или врагом. И тема нашего урока «Огонь,
вода и газ».
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ об огне.
– Человек научился высекать огонь очень давно. Наши предки знали
немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым
существом, поселяя его в своих пещерах.
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек
познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких
зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали
легенды. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.
Легенда об огне
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только
только расселившиеся на Земле, были слабыми, бессильными,
пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели
вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце,
бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди
прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага:
люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь
жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан
Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее
в пустом стебле тростника, принес людям на Землю. С тех пор засияли
яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми
семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее
и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил
людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря
Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали
себя людьми.
2. Огонь на службе человека.
– Почему огонь полезен? (Приготовление пищи, тепло, двигатели,
обжиг материалов – кирпича, стекла, плавка металлов.)
– Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в
домашнем очаге.
Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек
сделал первый шаг на пути цивилизации.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
– Полезные свойства огня используют люди различных профессий.
– Попробуйте назвать профессии, в которых люди используют огонь?
гончарных дел
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
(Сталевары,
мастера.)
электросварщики,
стеклодувы,
3. Причины возникновения пожара. Специальная машина –
пожарная.
Но огонь бывает разный –
Огнём мы
пользуемся
ежедневно,
Бледножёлтый, яркокрасный,
Синий или золотой.
Очень добрый или злой.
Без него мы не можем прожить.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим…
(врагом).
– Вы все, наверное, не раз видели, как по городу проносится красная
машина, перекрывая шум улицы тревожным сигналом. Это значит, что
гдето пожар и комуто нужна немедленная помощь. Часто и по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках
страны. Обычно всё это вы слушаете и думаете, что это к вам не
относится, что со спичками вы не играете и друзьям не позволяете. И
тем не менее количество пожаров возрастает. Отчего же это
происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей
изза их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит
по вине детей.
Ты с огнём не шути никогда.
Будь осторожен всегда!
– Вот мы и поговорим сегодня о важном:
Пожары, друзья, это страшно.
Причин для пожаров немало.
И чтобы беда миновала,
– Когда огонь становится человеку врагом?
– Назовите причины возникновения пожара.
Главные виновники пожара – люди. Огонь часто возникает по вине
детей, от детской шалости. Особенно много бывает пожаров в летние
каникулы. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила:
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спичкиневелички
– Пожар во все времена был и остаётся одной из самых больших бед
на Руси. Недаром говорят: «Вор хоть стены оставляет, а пожар ничего».
Очень большую опасность представляют собой костры, которые
Может дом сгореть дотла.
Крепко помните, что спички –
Не игрушка для ребят!
ребята разводят вблизи строений. Почему? (Ответы учащихся.)
Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать
костры, сжигать мусор или тополиный пух. Пожар возникает и изза
нарушений пожарной безопасности. Каждый пожар – это большое
несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь
пожарные.
Статистика пожаров в России показывает, что 80 % пожаров
происходит в жилье. По данным Центра пожарной статистики, на 1
миллион человек в России при пожарах погибают более 100 человек.
4. Правила обращения с огнем. Правила поведения при пожаре.
– А можно ли сделать так, чтобы огонь был для нас всегда другом.
– Как же уберечь своё жилище и себя от пожара? – Сейчас я предлагаю вам поработать группами. У вас на столах
лежат конверты с заданиями. Откройте их. Прочитайте задание.
Посовещайтесь. Постарайтесь найти правильное решение.
Работа в малых группах:
1я группа – на столе телефон. Вызвать пожарную охрану.
2я группа – играет на компьютере. Вдруг компьютер загорелся.
Ваши действия.
3я группа – Пожар, сильное задымление. Что делать?
Блицопрос.
– Что ты можешь сделать, если видишь, что в школе пожар?
– К каким последствиям могут привести огонь и дым?
– Почему нельзя прятаться под кровать?
– Почему нельзя пользоваться лифтом, если в доме возгорание?
– Почему так говорят «Огонь – хороший друг, но плохой хозяин»?
– Что делать если пожар возник у соседей и подъезд наполнился
дымом?
Физкультминутка «Зоркие пожарные»
– Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем,
чтобы в городе не было пожара.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже
Поглядим изпод ладошек.
– Но бывает так, что все же случилась беда, и начался пожар, что же
И – на право! И ещё
Через левое плечо!
Через правое плечо!
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
делать?
Давайте познакомимся и заучим правила поведения при пожаре:
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его
затушить. Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем.)
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в
безопасное место. Можно ли при пожаре прятаться в укромных
местах? Что в первую очередь надо спасать? (Документы.)
3. Если не можешь убежать из горящего дома, сразу же позвони
по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих. Можно ли просто из шалости вызывать пожарных?
(Нет.) Почему?
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что
задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком –
внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу.
5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может
отключиться, и ты задохнешься.
6. Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна.
Тебя обязательно спасут. Но если дом одноэтажный, то, наоборот,
нужно разбить стекло и выпрыгнуть наружу.
7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они
лучше знают, как тебя спасти. К чему может привести паника?
Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки всем пригодятся,
Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 01.
5. Какие опасности таит в себе вода? Правила поведения в
опасной ситуации при пользовании водой.
– Ребята, а что сильнее огня? (Вода.)
– Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности.
Отгадайте загадку:
••Чего в решете не унести? (Вода.)
– Какие же опасности таит в себе домашний водопровод?
Работа по учебнику.
– Прочитаем текст «Вода в природе» в учебнике (с. 5).
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?
(Прорвало трубу; вентиль горячей и холодной воды; звони соседям,
диспетчеру, родителям.)
– Как действовать при аварии водопровода?
– Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?
(Вентиль, диспетчер.)
– А вода – друг или враг? – Когда вода человеку друг? (Учащиеся приводят примеры.)
– Несмотря на то, что человек без воды не может прожить, тем не
менее она может оказаться для него враждебной силой.
– Какая беда может возникнуть изза воды в доме?
– Представьте, что у вас в квартире произошла авария водопровода.
Ваши действия.
– Откройте учебник на странице 5. Глядя на рисунок, повторите ещё
раз, как нужно себя вести при аварии водопровода.
– У вас в книге встретилось слово «диспетчер». Кто может
объяснить значение этого слова?
Диспетчер (из английского языка) – человек, осуществляющий
приём сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях.
Повторим правила вашего поведения в опасной ситуации при
пользовании водой в доме, их надо выполнять, чтобы не произошла
авария:
1. Не оставляйте открытый кран.
2. Не бросайте мусор в унитаз.
3.
Не оставляйте без внимания просачивание воды в
отопительной системе, обо всем расскажите взрослым.
4. Не играй, не прыгай, не раскачивайся на радиаторах отопления.
6. Газ. Правила обращения с газом.
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита,
конфорки.)
– Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт, – это
очень опасно! Как вы думаете: почему? (Ответы учащихся.)
Вопервых, газом можно отравиться.
Вовторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.
Огнём и водой люди пользуются ежедневно. Но люди всё чаще стали
использовать природный газ в повседневной жизни.
– Когда газ человеку друг?
– А когда газ может стать врагом?
– Что может стать причиной взрыва? Работа по учебнику.
– Откройте учебник (с. 6). Попробуем при помощи рисунка
составить план действия в ситуации «Если чувствуешь запах газа».
Ознакомьтесь с правилами безопасности при пользовании
бытовым газом:
1. Чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите
зажженную спичку, а затем плавно откройте газовый кран.
2. Не оставляйте включенные газовые горелки без присмотра.
3. Следите, чтобы жидкость не залила пламя горелки.
4. Если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать
спички, включать свет и электроприборы, так как может
произойти взрыв.
5. Вызвать мастера из газовой службы по телефону 04 или 01, но
не по своему, а позвонить от соседей.
IV. Закрепление изученного материала.
Коллективная работа «Нарисуй знак безопасности».
1й ряд – «Осторожно – огонь».
2й ряд – «Водопровод».
3й ряд – «Осторожно – газ».
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что вы узнали сегодня?
– Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
– Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
– Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
– Как действовать при аварии водопровода?
– Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире
запах газа?
– Нужно ли это изучать и знать детям?
– Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?
– Что вас удивило?
– С каким настроением вы уйдёте с урока?
Домашнее задание: учебник (2я часть), с. 4–7; рабочая тетрадь (2я
часть), с. 3–4; творческое задание: нарисовать рисунок на тему «Огонь –
друг, огонь – враг».
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.