Конспект урока знакомит с органами чувств и их значением для человека. Способствует формированию знаний учащихся об органах чувств и их значением для человека; расширяет знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств. Учащиеся помогают странному человеку вернуть лицо.На поисково-исследовательском этапе учащиеся работают в 6 группах: органы слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса и группа Интересные факты.
Урок окружающего мира, 3 класс
Соболева Люция Викторовна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 13»
Тема урока: «Органы чувств»
Цели урока: Познакомить с органами чувств и их значением для человека
Задачи:
1. Способствовать формированию знаний учащихся об органах чувств и
их значением для человека; расширить знания о работе органов чувств, о
соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
2. Создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, нравственноэтического оценивания
результатов (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и
личностных ценностей);
познавательных: формирование познавательной цели, поиск и выделение
информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление
целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов,
установление причинноследственных связей;
коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации, оценка действий партнера;
регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка,
способность к мобилизации сил и энергии;
3. Воспитание санитарногигиенических навыков ухода за органами чувств.
Ход урока
I. Организационный момент 3минуты
Психологический настрой.
Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. К нам пришли гости.
Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы, подарите
улыбки.Слайд 1 Посмотрите на слайд. Какие чувства у вас возникли? Какое настроение?
Покажите настроение карточкой «Солнцетуча»
II. Мотивационно – целевой этап 7минут
1. Слайд 3 Я прочитаю стих:
Чтоб окружающий мир изучать.
Нужно уметь наблюдать.
Признаки предметы уметь выделять.
Их общие и различные признаки отмечать.
Какие слова нам будут помогать сегодня на уроке? (называют слова изучать,
наблюдать, выделять, отмечать).
2. Проверка домашнего задания: Какая наука изучает строение человека?
(анатомия)
У вас на столах индивидуальные карточки, подпишите и выполните задание:
указать внешнее и внутреннее строение тела человека. (Приложение 1
Индивидуальная карточка)
Слайд 4 Взаимопроверка. Поставьте в оценочном листе отметку. Кто получил «5»,
«4», «3»? Молодцы.
3. Актуализация знаний. Разминка. Дополните предложения (отвечают хором).
У птицы крыло у человека... (рука)
У зверя лапа у человека... (нога)
У конфеты фантик у человека... (кожа)
У льва пасть у человека... (рот)
У подводной лодки перископ у человека... (глаза)
Назовите всё одним словом (Органы человека)
Слайд 5 Постановка проблемы. На урок к нам пришёл очень
странный человечек. Что же в нём странного? (У него нет лица, глаз,
носа, рта, ушей). Поможем нашему герою вернуть лицо.
_ Что мы будем изучать сегодня на уроке?
III. Ориентировочный этап 5 минут
Открытие детьми нового знания
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем миниисследования.
А что такое исследование? Обратимся к толковому словарю Ожегова:
Слайд 6 Исследование это научный труд. Мы тоже можем назвать себя
исследователями.
Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)
Определим тему и план урока, для этого проведём работу в группах. Вспомнимправила работы в группах (читает Диана);
(в группах распределяют роли: докладчик, чтец, художник и помощники)
IV. Поисковоисследовательский этап. 10 минут
ШАГ1 Каждая группа получает свой конверт и выполняет свою
исследовательскую задачу.
(В течение 5 минут определить предметы, какой орган помог их
определить?)
– Каждая группа (докладчики) представляет результаты исследования.
1 группа: Определить какого цвета картоны? Какой орган помог определить
цвета? (Глаза)
2 группа: Определить по звуку предмет. Какой орган помог выполнить задание?
(Уши)
3 группа: Не заглядывая в мешок, достать кубик. Какой орган позволил
справиться с заданием? (Руки, кожа)
4 группа: В какой баночке сахар? При помощи какого органа определили сахар?
(Язык)
5группа: Что находится в пакетах? При помощи какого органа определили
предметы? (Нос)
Слайд 7 Вывод: Кто будет предметом нашего исследования?
(предметом нашего исследования будет человек, его органы: глаза, язык, уши,
нос, кожа).
– Назовите тему и цель нашего урока (Органы чувств и их роли в жизни
человека).
Органы чувств помогают нам узнать окружающий мир.
Слайд 8 Прочитаем план изучения органов чувств:
1. Название органа чувств
2. Значение в нашей жизни
3. Гигиена органа чувств
V. Практический этап 15 минут
Продолжим исследовательскую работу.
Шаг 2 – Прочитайте задание в карточке, найдите в учебнике текст и ответьте на
вопросы (учащиеся в читают тексты на с.126 – 1 группа, с.127 – 2 группа, с.127128
– 5 группа, с.128 – 4 группа, с.128129 – 3 группа).
Каждая группа отчитывает о работе.
Отгадав загадку, узнаем, с какой группы начнём отчёт. Приложение
Загадка Видят целый свет, а друг друга нет. (глаза).
1группа орган зрения – глаза (докладчик читает ответы, художник рисует
глаза)
Слайд 9. – Рассказ учителя и 6 группы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва, по
форме напоминают яблоко величиной около 3 см и массой 6 грамм. Глаза дают
человеку информации в 9 раз больше, чем другие органы чувств.
(6 группа) Изучая свойства хрусталика, арабские медики сотни лет назад
изобрели увеличительную линзу из стекла. Так появились очки, подзорные трубы,
бинокли и телескопы.
В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через
глаза. При
помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.
(6 группа) Вывод: 1. Глаза – это орган зрения. 2. При помощи глаз мы познаём
красоту окружающего мира. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Слайд 10. – Прочитаем правила Доктора Айболита «Берегите зрение!»
Физминутка для глаз (движение)
Слайд 11 Слушаем музыку, закрыв глаза. Какой орган помог услышать музыку?
(Уши)
2 группа орган слуха – уши (докладчик читает ответы, художник рисует
уши)
Слайд 12. – Рассказ учителя и 6 группы.
(6 группа) Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
Наши уши по форме похожи на морские раковины. Подобная форма ушей
позволяет нам лучше слышать. –
(учитель) Ухо состоит из ушной раковины, внутреннего и среднего уха. Кость
хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам
очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск. Великий
композитор Бетховен, когда оглох, слушал музыку с помощью трости, одним
концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.
(6 группа) Вывод: 1. Уши орган слуха.
2. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.
Слайд 13. – Прочитаем правила Доктора Айболита «Берегите уши!»
Физминутка Наши ушки на макушке (массаж ушей)
Слайд 14 Отгадайте загадку: Между двух светил, я в середине один (нос)
5 группа – орган обоняния – нос (докладчик читает ответы, художник
рисует нос)
Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах
гари может предупредить нас об опасности о пожаре. То, что мы не видим и не
слышим, мы можем различить по запаху. Чувство запаха возникает только тогда,
когда человек делает вдох. Влажный воздух повышает чувствительность к запахам.Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.
Человеческий нос способен различать 10 тысяч различных запахов.
(6 группа) Вывод: 1. Нос – орган обоняния. 2. Благодаря органу обоняния мы
чувствуем запах цветов, вкусной пищи и запахи предупреждающие об опасности.
Слайд 15. – Прочитаем правила Доктора Айболита «Берегите нос!»
Физминутка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха)
Слайд 16 Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
4 группа – орган вкуса – язык (докладчик читает ответы, художник рисует
рот и язык)
Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое –
корнем.
Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены
окончания нервов. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое –
боками, а горькое – корнем.
(6 группа) Вывод: 1. Языкэто орган вкуса. 2. Благодаря языку человек
различает вкус пищи.
Слайд 17. – Прочитаем правила Доктора Айболита «Берегите язык!»
Слайд 18 – Потрогайте руками стол, опишите свои ощущения.
3 группа орган осязания – кожа язык (докладчик читает ответы, художник
рисует пальцы)
В древности считали, что кожа человека подобна плащу, который защищает его
от дождя, ветра и жаркого солнца. Кожа защищает ткани и органы от мелких
повреждений, химических веществ и микробов. Чистая кожа – неблагоприятная
среда для микробов. На коже нашего тела находится множество чувствительных
клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их
поверхность.
(6 группа) Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Кожа
сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Самая чувствительная кожа на ладонях.
Мукомол на ощупь может определить сорт муки. Глухонемые читают с помощью
пальцев по особому выпуклому шрифту.
Вывод: 1. Кожа это орган осязания. 2. Кожа может «рассказать человеку о том,
что его окружает по форме, размеру, температуре.
Слайд 19. – Прочитаем правила Доктора Айболита «Берегите кожу!»
Оцениваем работу в группах по исследовательской работе в оценочном листе.
Вывод: У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем
окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.Слайд 20. Органы чувств и мозг. Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей
жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо
слышит, не нос ощущает, а мозг!». Только благодаря чувствам у нас и есть связь
с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Есть еще чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством. Все
органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.
Слайд 21.– Аристотель говорил: «В уме нет ничего, что сначала не прошло через
органы чувств…».
Рефлексивнооценочный этап 5 минут
Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?
Вывод: У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем
окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам. Это
органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание).
А когда мы придём на обед в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать,
что мы будем есть? (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния –
почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус).
Выполним графический диктант на карточке по нашей теме.
Шаг 3. Графический диктант (Если «да», то +, если «нет» то ).
1. Нос – орган обоняния.
2. Язык – орган слух.
3. Уши – орган вкуса.
4. Кожа – орган осязания.
5. У человека 6 органов чувств.
6. Человек с помощью ушей различает голос и звук.
7. Вредные привычки помогают человеку.
8. Беречь и охранять твои органы чувств должны родители
Взаимопроверка. Ключ проверки: + – – + – + + – +.
В оценочном листе – отметка. Ставим общую отметку за урок.
Урок хочу закончить словами мудрецов: Одному мудрецу задали вопрос: Что
для человека важнее – богатство или слава? Он ответил «Ни то, ни другое, а
здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это
здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем
здоровье можешь позаботиться только ты сам. Поздравляю вас всех с наступающим Новым годом. Хочу угостить всех
мандаринами. Назовите органы чувств, которые будут задействованы в процессе
поедания мандарина (угощаю всех мандаринами).
Покажите карточку с настроением «Солнцетучка»
Спасибо всем за урок!Фамилия ___________________
Приложение 1
1. Проверка домашнего задания
Строение тела человека (напиши и соедини стрелкой)
Внешнее Внутреннее
Части тела Органы
2. Работа в группах (оценка)
3. Графический диктант _______________________________
Оценочный лист
1. домашнее задание _______
2. работа в группах ________
3. графический диктант ______
Общая оценка ______
Приложение 2Шаг 1
Определите цвета картонов?
Какой орган помог определить цвет?
1 группа
Картоны цвета _________________________________________________
Определить цвет помог орган ________________.
Шаг 2
Прочитайте учебник с. 126.и запишите
Значение глаза _________________________________________________
Запишите 2 правила «Береги зрение»
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
2 группа
Шаг 1
Определить по звуку предмет. Какой орган помог выполнить задание?
Колокольчик ________________________________________________
Определить звук помог орган ____________________
Шаг 2
Прочитайте учебник с.127 и напишите
Значение слуха ________________________________________________
Запишите 2 правила «Берегите уши!»
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3 группа
Шаг 1
Не заглядывая в мешок, на ощупь достать кубик.
Какой орган позволил справиться с заданием?
_________________________________________________
Определить кубик помог орган ________________.
Шаг 2
Прочитайте учебник с.128129 и запишите
Значение кожи _________________________________________________
Запишите 2 правила «Берегите кожу!»
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________4 группа
Шаг 1
В какой баночке сахар? При помощи какого органа определили сахар?
Какой орган позволил справиться с заданием?
_________________________________________________
Шаг 2
Прочитайте учебник с.128 и запишите
Значение языка _________________________________________________
Запишите 2 правила «Берегите язык!»
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
5 группа
Шаг 1
Что находится в пакетах? _________________________________________
При помощи какого органа определили предмет?
_________________________________________________
Шаг 2
Прочитайте учебник с.128 и запишите
Значение носа _________________________________________________
Запишите 2 правила «Берегите нос!»
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
6 группа
1. Глаза – орган зрения дают человеку информации в 9 раз больше, чем другие органы
чувств. Глаза по форме напоминают яблоко величиной около 3 см и массой 6 грамм.
2. Уши – орган слуха Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке
с помощью мимики и жестов.
3. Кожа чувствует жару и холод, мягкое, и твёрдое, гладкое и пушистое, боль. Кожа
сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Самая чувствительная кожа на ладонях.
Мукомол на ощупь может определить сорт муки
4. Язык – один из наших сторожей. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы
почти не чувствуем вкуса пищи,3. Нос Наиболее остро обоняние летом и весной, в теплую и влажную погоду. На
свету обоняние острее, чем в темноте.