Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств" (3 класс)

  • Работа в классе
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока знакомит с органами чувств и их значением для человека. Способствует формированию знаний учащихся об органах чувств и их значением для человека; расширяет знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств. Учащиеся помогают странному человеку вернуть лицо.На поисково-исследовательском этапе учащиеся работают в 6 группах: органы слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса и группа Интересные факты.
Иконка файла материала Сценарий урока Органы чувств 3 класс.docx
Урок окружающего мира, 3 класс Соболева Люция Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 13» Тема урока: «Органы чувств» Цели урока: Познакомить с органами чувств и их значением для человека    Задачи: 1. Способствовать формированию знаний учащихся  об органах  чувств и  их значением для человека; расширить  знания о работе органов чувств, о  соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.            2. Создать условия для формирования УУД:  личностных: мотивация учения, нравственно­этического оценивания  результатов (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и  личностных ценностей);  познавательных: формирование познавательной цели, поиск и выделение  информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление  целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов,  установление причинно­следственных связей;  коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации, оценка действий партнера;  регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка,  способность к мобилизации сил и энергии; 3. Воспитание санитарно­гигиенических навыков ухода за органами чувств.  Ход урока I. Организационный момент    3минуты                                                                       Психологический настрой.   ­ Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. К нам пришли гости.  Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь  кивком головы, подарите  улыбки.Слайд 1  ­ Посмотрите на слайд. Какие чувства у вас возникли? Какое настроение? Покажите настроение карточкой «Солнце­туча»  II. Мотивационно – целевой этап  7минут 1. Слайд  3  Я прочитаю стих:                                                                                            ­ Чтоб окружающий мир изучать.                                                                                     Нужно уметь наблюдать.                                                                                                  Признаки предметы уметь выделять.                                                                              Их общие и различные признаки отмечать.                                                                     ­ Какие слова нам будут помогать сегодня на уроке? (называют слова  изучать,  наблюдать, выделять, отмечать). 2. Проверка домашнего задания: ­ Какая наука изучает строение человека?  (анатомия)                                                                                                                         ­ У вас на столах индивидуальные карточки, подпишите и выполните задание:  указать  внешнее и внутреннее  строение тела человека. (Приложение 1  Индивидуальная карточка)                                                                                              Слайд 4  Взаимопроверка. Поставьте в оценочном листе отметку. Кто получил «5», «4», «3»?   ­ Молодцы.  3. Актуализация знаний.   Разминка.  Дополните предложения (отвечают хором). ­ У птицы крыло ­ у человека... (рука)                                                                              ­ У зверя лапа ­ у человека... (нога)                                                                                   ­ У конфеты фантик ­ у человека... (кожа)                                                                       ­ У льва пасть ­ у человека... (рот)                                                                                     ­ У подводной лодки перископ ­ у человека... (глаза)  ­ Назовите всё одним словом (Органы человека) Слайд 5 Постановка проблемы.  ­ На урок к нам пришёл очень  странный человечек. Что же в нём странного? (У него нет лица,  глаз,  носа, рта, ушей). Поможем нашему герою вернуть лицо.  _ Что мы будем изучать сегодня на уроке? III.  Ориентировочный этап     5 минут                                                                         Открытие детьми нового знания                                                                                   ­ Чтобы ответить на этот вопрос,  давайте проведем  мини­исследования.                  ­ А что такое исследование?  Обратимся к толковому словарю Ожегова:                   Слайд 6 ­ Исследование ­ это научный труд.  Мы тоже можем назвать себя  исследователями.                                                                                                                ­ Кто будет предметом нашего исследования?   (Человек)  ­  Определим тему и план урока, для этого проведём работу в группах. Вспомнимправила работы в группах (читает Диана);                                                                       (в группах распределяют роли: докладчик, чтец, художник и помощники)            IV. Поисково­исследовательский этап. 10 минут                                                        ШАГ1 ­ Каждая группа получает свой конверт и выполняет свою  исследовательскую задачу.                                                                                                (В течение 5 минут определить  предметы,  какой  орган помог  их  определить?)  – Каждая группа (докладчики) представляет результаты исследования.  1 группа: ­ Определить какого цвета картоны?­ Какой орган помог определить  цвета? (Глаза)  2 группа: ­  Определить по звуку предмет.­ Какой орган помог выполнить задание?  (Уши)                                                                                                                                   3 группа: ­ Не заглядывая в мешок, достать кубик. ­ Какой орган  позволил   справиться с заданием? (Руки, кожа)  4 группа: ­ В какой баночке сахар? При помощи какого органа определили сахар?  (Язык) 5группа:  ­ Что находится в пакетах? ­ При помощи какого органа определили  предметы? (Нос) Слайд 7  Вывод: ­ Кто будет предметом нашего исследования?    (предметом нашего исследования будет человек, его органы: глаза, язык, уши,  нос, кожа).                                                                                                                          – Назовите тему и цель нашего урока (Органы  чувств и их роли в жизни  человека). ­  Органы чувств помогают нам узнать окружающий мир.  Слайд 8 ­ Прочитаем план  изучения органов чувств:                                                    1. Название органа чувств 2. Значение в нашей жизни 3. Гигиена органа чувств  V. Практический этап  15 минут                                                                                    ­ Продолжим исследовательскую работу.                                                                        Шаг 2 – Прочитайте задание в карточке, найдите в учебнике текст и ответьте на  вопросы (учащиеся в читают тексты на с.126 – 1 группа, с.127 – 2 группа, с.127­128 – 5 группа, с.128 – 4 группа, с.128­129 – 3 группа).  ­ Каждая группа отчитывает о работе.                                                                              ­ Отгадав загадку,  узнаем,  с какой группы начнём отчёт. Приложение                     Загадка ­ Видят целый свет, а друг друга нет.  (глаза).                                                  1группа ­ орган зрения – глаза  (докладчик читает ответы, художник рисует  глаза) Слайд 9. – Рассказ учителя и 6 группы.­  Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва, по  форме напоминают яблоко величиной около 3 см и массой 6 грамм. Глаза дают  человеку информации в 9 раз больше, чем другие органы чувств.    ­ (6 группа) Изучая свойства хрусталика, арабские медики сотни лет назад  изобрели увеличительную линзу из стекла. Так появились очки, подзорные трубы,  бинокли и телескопы. В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через   глаза.                                                                                                                          При   помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.     (6 группа) Вывод: 1. Глаза – это орган зрения. 2. При  помощи глаз мы познаём  красоту окружающего мира.    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».      Слайд 10. – Прочитаем правила  Доктора Айболита «Берегите зрение!» Физминутка для  глаз (движение) Слайд 11 ­ Слушаем музыку,  закрыв глаза. Какой орган помог услышать музыку?   (Уши)                                                                                                                                   2 группа ­ орган слуха – уши  (докладчик читает ответы, художник рисует  уши) Слайд 12. – Рассказ учителя и 6 группы.   ­ (6 группа) ­  Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.  Наши уши по форме похожи на морские раковины. Подобная форма ушей  позволяет нам лучше слышать.                                                                                  –  (учитель) Ухо состоит из ушной раковины,  внутреннего и среднего уха. Кость  хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам  очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск.   Великий  композитор Бетховен, когда оглох, слушал музыку с помощью трости, одним  концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах. (6 группа)   Вывод: 1. Уши ­ орган слуха.                                                                   2. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков. Слайд 13. – Прочитаем правила  Доктора Айболита «Берегите уши!» Физминутка ­  Наши  ушки на макушке (массаж ушей) Слайд 14 ­ Отгадайте загадку: Между двух светил,  я в середине один (нос)           5 группа – орган обоняния – нос  (докладчик читает ответы, художник   рисует  нос) ­ Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах  гари может предупредить нас об опасности ­ о пожаре. То, что мы не видим и не  слышим, мы можем различить по запаху. Чувство запаха возникает только тогда,  когда человек делает вдох. Влажный воздух повышает чувствительность к запахам.Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.  Человеческий нос способен различать 10 тысяч различных запахов. (6 группа)   Вывод: 1. Нос – орган обоняния. 2. Благодаря органу обоняния мы  чувствуем запах цветов, вкусной пищи и запахи предупреждающие об опасности.     Слайд 15. – Прочитаем правила  Доктора Айболита «Берегите нос!» Физминутка ­ (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха) Слайд 16 ­ Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь (язык)                       4 группа – орган вкуса – язык  (докладчик читает ответы, художник  рисует   рот и язык) Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое –  корнем. ­ Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены  окончания нервов.  Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое –  боками, а горькое – корнем. (6 группа)   Вывод: 1. Язык­это орган вкуса. 2. Благодаря языку человек  различает вкус пищи.                                                                                                          Слайд 17. – Прочитаем правила  Доктора Айболита «Берегите язык!» Слайд 18 – Потрогайте руками стол, опишите свои ощущения.  3 группа  ­ орган осязания – кожа язык  (докладчик читает ответы, художник рисует  пальцы)     ­ В древности считали, что кожа человека подобна плащу, который защищает его от дождя, ветра и жаркого солнца. Кожа защищает ткани и органы от мелких  повреждений, химических веществ и микробов. Чистая кожа – неблагоприятная  среда для микробов. На коже нашего тела находится множество чувствительных  клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их  поверхность. (6 группа)   Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Кожа  сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Самая чувствительная кожа на ладонях.  Мукомол на ощупь может определить сорт муки. Глухонемые читают с помощью  пальцев по особому выпуклому шрифту.  Вывод: 1. Кожа ­ это орган осязания. 2. Кожа может «рассказать человеку о том,  что его окружает по форме, размеру, температуре. Слайд 19. – Прочитаем правила  Доктора Айболита «Берегите кожу!» ­ Оцениваем  работу в группах по исследовательской работе в оценочном листе.   Вывод: ­ У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем  окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.Слайд  20.   ­ Органы чувств и мозг. Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей  жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо  слышит, не нос ощущает, а мозг!». Только благодаря чувствам у нас и есть связь  с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.  Есть еще чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством.   Все  органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Слайд 21.– Аристотель говорил:  «В уме нет ничего, что сначала не прошло через  органы чувств…». Рефлексивно­оценочный этап  5 минут ­ Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?    Вывод: ­ У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем  окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам. Это  органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус,  осязание).                                                                                                                             ­ А когда мы придём на обед  в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?  (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния –  почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус).                                                         ­ Выполним графический диктант на карточке по нашей теме.  Шаг 3. Графический диктант (Если «да», то +, если «нет» то ­). 1. Нос – орган обоняния.  2. Язык – орган слух.  3. Уши – орган вкуса.  4. Кожа – орган осязания.  5. У человека 6 органов чувств.  6. Человек с помощью ушей различает голос и звук.  7. Вредные привычки помогают человеку.                                                                       8. Беречь и охранять твои органы чувств должны родители Взаимопроверка. Ключ проверки: + – – + – + + – +.                                                        В оценочном листе – отметка.   Ставим общую отметку за урок.                  ­ Урок  хочу закончить словами мудрецов: Одному мудрецу задали вопрос: Что  для человека важнее – богатство или слава? Он ответил «Ни то, ни другое, а  здоровье. Здоровый  нищий  счастливее  больного  короля».                                        А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это  здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».                                                           ­Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.­ Поздравляю вас всех с наступающим  Новым годом. Хочу угостить всех  мандаринами. Назовите органы чувств, которые будут задействованы в процессе  поедания  мандарина (угощаю всех мандаринами). Покажите карточку с настроением «Солнце­тучка» ­ Спасибо всем за урок!Фамилия ___________________ Приложение 1  1. Проверка домашнего задания Строение тела человека (напиши и соедини стрелкой)               Внешнее                                                                              Внутреннее Части тела                                                                                         Органы 2. Работа в группах (оценка) 3. Графический диктант _______________________________ Оценочный лист 1.  домашнее задание _______ 2.  работа в группах ________    3. графический диктант  ______ Общая оценка  ______ Приложение 2Шаг 1 ­  Определите  цвета картонов? ­ Какой орган помог определить цвет?  1 группа Картоны цвета _________________________________________________ Определить цвет помог орган ________________. Шаг 2 ­  Прочитайте учебник  с. 126.и  запишите  Значение глаза _________________________________________________ Запишите 2 правила «Береги зрение» 1._____________________________________________________________ 2._____________________________________________________________ 2 группа Шаг 1  Определить по звуку предмет. ­ Какой орган помог выполнить задание? Колокольчик ________________________________________________ Определить звук помог орган ____________________ Шаг 2 ­  Прочитайте учебник  с.127 и напишите Значение слуха ________________________________________________ Запишите 2 правила «Берегите уши!» 1._____________________________________________________________ 2._____________________________________________________________ 3 группа Шаг 1 Не заглядывая в мешок, на ощупь достать кубик.                                                                   ­ Какой орган  позволил  справиться с заданием?  _________________________________________________ Определить кубик  помог орган ________________. Шаг 2 ­  Прочитайте учебник  с.128­129  и  запишите  Значение кожи _________________________________________________ Запишите 2 правила «Берегите кожу!» 1._____________________________________________________________ 2._____________________________________________________________4 группа Шаг 1  ­ В какой баночке сахар? При помощи какого органа определили сахар?                           ­ Какой орган  позволил  справиться с заданием?  _________________________________________________ Шаг 2 ­  Прочитайте учебник  с.128 и  запишите  Значение  языка _________________________________________________ Запишите 2 правила «Берегите язык!» 1._____________________________________________________________ 2._____________________________________________________________ 5 группа Шаг 1 ­ Что находится в пакетах?    _________________________________________                  ­ При помощи какого органа определили предмет?  _________________________________________________ Шаг 2 ­  Прочитайте учебник с.128 и  запишите  Значение носа _________________________________________________ Запишите 2 правила «Берегите нос!» 1._____________________________________________________________ 2._____________________________________________________________ 6 группа 1. Глаза – орган зрения дают человеку информации в 9 раз больше, чем другие органы чувств. Глаза по форме напоминают яблоко величиной около 3 см и массой 6 грамм.  2. Уши – орган слуха Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов. 3. Кожа чувствует жару и холод, мягкое, и твёрдое, гладкое и пушистое, боль.  Кожа  сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Самая чувствительная кожа на ладонях.  Мукомол на ощупь может определить сорт муки  4. Язык – один из наших сторожей. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы  почти не чувствуем вкуса пищи,3. Нос ­ Наиболее остро обоняние летом и весной, в теплую и влажную погоду. На  свету обоняние острее, чем в темноте.