Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме : "Народные промыслы"
Оценка 4.6

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме : "Народные промыслы"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
окружающий мир
4 кл
20.02.2018
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме : "Народные промыслы"
Презентация к уроку "Народные ремёсла"
Народные промыслы.doc

Окружающий мир 4 класс

Тема: Деятельность людей. Народные промыслы

 Цель:

формирование представлений о народных промыслах родного каря

УУД:

личностные: умение самостоятельно делать выбор и отвечать за этот выбор; 
познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией; 
регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, работать с дополнительными источниками информации; 
коммуникативные: умение общаться , взаимодействовать друг с другом (работа в парах, группах)

Задачи урока:

Образовательная (обучающие: сформироватьпредставление учащихся о народных промыслах родного края с помощью электронных образовательных ресурсов (ЭОР); с ролью в развитии русского народного искусства и предметами декоративного творчества.

развивающая: развивать творческие способности обучающихся; способствовать развитию логического мышления, умения анализировать и сравнивать, делать выводы, работать с дополнительными источниками информации.

воспитательная: способствовать формированию патриотических чувств, содействовать формированию представлений о разнообразии ремесел в родном крае, формировать коммуникативные качества обучающихся, навыки коллективной и индивидуальной работы.

Ход урока

I.                   Организационный момент.

II.                Формулирование темы урока

(Звучит запись песни «Наш край».)

- Как вы думаете, почему прозвучала это песня? 

– Да, совершенно верно. Мы продолжаем  изучение раздела «Родной край – часть большой страны».

- А что вы уже узнали о нашем крае?

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.

 

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!

 

III. Актуализация знаний

Прошло время таинственных кладов, все реже попадаются загадочные карты и документы с оборванными страницами. И все каждый из нас продолжает надеяться на встречу с чем-то необычным, если и не таинственным, то хотя бы давно забытым, ставшим редкостью, чудесной находкой, диковинкой. В этом плане удачной «бездонной копилкой» предстает народное творчество…

 

Давайте перенесемся на много-много лет назад, в русскую старину, когда не было еще больших городов, асфальтовых дорог, машин и поездов. 

                                                                                                         

Поначалу в жизни нашей

Было все не так как надо.

Много сил вложили люди,

Чтобы сделать Землю садом.

Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы…

Без мостов речушки были,

Недоступны, словно море

Не было нигде скамеек,

Чтоб присесть усталым.

Не найти нигде кроватей,

Ни большим, ни малым…

Были только у людей

Руки – только руки

И трудился предок наш

И не знал он скуки

 

IV. Постановка проблемы

- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Зауральская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умели наши мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто мастера  владели несколькими промыслами и ремеслами.

 

1. Работа с пословицами. (слайд …)

Чтение пословиц, их толкование.

Без ремесла - как без рук.

Умному человеку и семидесяти ремесел мало.

По ремеслу и промысел.

Ремеслу всегда надо учиться

 

- Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.

 

2.  Словарная работа. (слайд …)

    1) Выяснить значения слова «ремесло» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».

Ремесло

1. Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.  

Люди, которые все свое время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей - посуды, тканей, инструментов, охотничьего оружия, называются ремесленниками, а их занятие называется ремеслом.

 

V. Открытие новых знаний.

Чтобы обеспечить себя и продвинуться с торговлей в другие регионы люди занимались многочисленными промыслами.

В народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел». 

«Промысел – действие промышляющего чем-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков».

Так какими же промыслами занимались наши предки?

Основным промыслом был пушной, охотники добывали мех диких зверей. А мех, каких зверей добывали охотники-промысловики, вы узнаете, если отгадаете загадки.

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Прыгает по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.               (Белка)

Есть на речках лесорубы,

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.               (Бобер)

Рыжий мех, пышный мех.

Кто его хозяйка?

Кто в лесу хитрее всех?

Ну-ка, угадай-ка!                             (Лиса)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток этот зверь, но не верь:

Грозен в гневе этот зверь.                  (Рысь)

Он ходит в рыжей шубке,

Как пчелка. Острые зубки.

Прожорливый зверек –

Гроза мышей…          (Хорек)

 

 В многочисленных Зауральских реках и озерах водилась рыба. Какая?  Чебак, пескарь, ерш, карась, окунь. А во время разлива больших рек: Исети, Миаса, Тобола в них заплывали такие редкие виды рыб как осетр, стерлядь, таймень, нельма. Рыба оставалась основным компонентом пищевого рациона зауральцев. У нас в Зауралье был еще один промысел – это ловля и продажа раков. Предприимчивые крестьяне ловили раков и тысячами отправляли их в города Екатеринбург, Ирбит, Камышлов, Курган.

 

Наши зауральские крестьяне занимались

- изготовлением  войлока, сукна

- пилкой леса

- изготовлением конной сбруи, оконных рам, мебели, глиняной посуды

- лозоплетением, резьбой по дереву, берестяное дело

- ткали скатерные и салфеточные холсты, вышивали, пекли пряники,

- занимались кузнечным делом (делали ножи, ножницы для стрижки овец, долото, скобы, удила)

Все это продавали на ярмарках, которые проводились в Кургане, Камышлове, Омске, Томске, Барнауле.

 

Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.) 
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!(Махи руками

 

VI. Проектная работа в группах. (слайд ….)

Каждая группа получает конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.

Задача группы: составить рекламный буклет. Вписать название ремесла, указать материал, название изделий, приклеить иллюстрацию с изображением предмета, изготовленного в мастерской.  Завершение работы – защита работы.

 

Сейчас я предлагаю вам принять участие в создании буклета «Народные промыслы Зауралья». Для этого мы с вами разделимся на группы.  Каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал (буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, опоры для ответов).

 

Что же такое БКУЛЕТ?

Словарная работа. (слайд ….)

Буклет

Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.

Буклет - путеводитель по выставке.

Итак, вы создаете по плану буклет, готовите рассказ и знакомите нас со своим  ремеслом.

Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю каждой группы предлагается достать из шкатулки один предмет и определить  название ремесла.  И заполнить свою коробушку с товаром, выбрав нужный товар. (слайд )

 

Береста

Глина

Веточка ивы

Нитки и иголка

Кусочек древесины

Перышко

Тесто

 

VII. Физкультминутка

-Предки умели не только хорошо работать, но умели и отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем, послушаем народную песню «……………………………»

 

Учитель:   -Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки? Тогда слушайте!

 

(рассказ о ярмарках в окрестностях города)Бараник  Иван

 

И сейчас я предлагаю вам отправиться на ярмарку.

Солнце разгорается, наша ярмарка открывается!

“Эй, честные господа! 
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары
Всяки разные товары.
Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!”

 

Защита проектов. Группы выходят и рассказывают о своем товаре.

 

Солнце закатилось 
Наша ярмарка закрылась! 
Ой, вы, гости дорогие 
Люди свойские, простые

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Пришло время расставанья,
До свиданья! До свиданья!”

 

 

VIII. Первичный контроль

 

 Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, глядя на фотографию русской избы?

Ответ учеников: Лавки, стол, сундук, рушники., половики, люлька, валенки, корзина, посуда из глины,

 

 

IX. Закрепление материала

 

 

Учитель:  а сейчас я буду вам показывать вам предметы, а вы должны будете мне назвать ремесло, к которому относится этот предмет и попытаться вспомнить легенду или что нибудь интересное. (гусь (глиняная игрушка, шадринский гусь), кукла и лоскутков (игрушка для ребенка и оберег), меховинка (куница – охотились на нее и сейчас это символ шадрински на гербе и флаге )

Пряник (гостинец)    

 

X.Подведение итогов урока.

Таким образом, многочисленные промыслы и ремесла удовлетворяли потребности жителей Зауралья и других территорий страны.

 

Дети:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны какой была.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!      (Н.Кончаловская)

 

XI Рефлексия

- Что запомнилось сегодня на уроке?

 

Для того, чтобы определить, какая ремесленная мастерская  поработала лучше, смогла заинтересовать посетителей - опустите свой жетон (билет) в соответствующий конверт с названием мастерской.

 

XII.  Домашнее задание

Учебник стр ……...

Тетрадь ……,  узнать, какие ремёсла распространены в нашем городе.

 


Скачано с www.znanio.ru

Окружающий мир 4 класс Тема:

Окружающий мир 4 класс Тема:

Чтоб присесть усталым. Не найти нигде кроватей,

Чтоб присесть усталым. Не найти нигде кроватей,

Кто его хозяйка? Кто в лесу хитрее всех?

Кто его хозяйка? Кто в лесу хитрее всех?

Буклет - путеводитель по выставке

Буклет - путеводитель по выставке

Учитель: а сейчас я буду вам показывать вам предметы, а вы должны будете мне назвать ремесло, к которому относится этот предмет и попытаться вспомнить легенду…

Учитель: а сейчас я буду вам показывать вам предметы, а вы должны будете мне назвать ремесло, к которому относится этот предмет и попытаться вспомнить легенду…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018