Окружающий мир 4 класс
Тема: Деятельность людей. Народные промыслы
Цель:
формирование представлений о народных промыслах родного каря
УУД:
личностные: умение
самостоятельно делать выбор и отвечать за этот выбор;
познавательные: умение результативно мыслить и работать с
информацией;
регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке, умение
анализировать и сравнивать, делать выводы, работать с дополнительными
источниками информации;
коммуникативные: умение общаться , взаимодействовать друг с другом
(работа в парах, группах)
Задачи урока:
Образовательная (обучающие: сформироватьпредставление учащихся о народных промыслах родного края с помощью электронных образовательных ресурсов (ЭОР); с ролью в развитии русского народного искусства и предметами декоративного творчества.
развивающая: развивать творческие способности обучающихся; способствовать развитию логического мышления, умения анализировать и сравнивать, делать выводы, работать с дополнительными источниками информации.
воспитательная: способствовать формированию патриотических чувств, содействовать формированию представлений о разнообразии ремесел в родном крае, формировать коммуникативные качества обучающихся, навыки коллективной и индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формулирование темы урока
(Звучит запись песни «Наш край».)
- Как вы думаете, почему прозвучала это песня?
– Да, совершенно верно. Мы продолжаем изучение раздела «Родной край – часть большой страны».
- А что вы уже узнали о нашем крае?
-Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.
О
чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
III. Актуализация знаний
Прошло время таинственных кладов, все реже попадаются загадочные карты и документы с оборванными страницами. И все каждый из нас продолжает надеяться на встречу с чем-то необычным, если и не таинственным, то хотя бы давно забытым, ставшим редкостью, чудесной находкой, диковинкой. В этом плане удачной «бездонной копилкой» предстает народное творчество…
Давайте перенесемся на много-много лет назад, в русскую старину, когда не было еще больших городов, асфальтовых дорог, машин и поездов.
Поначалу в жизни нашей
Было все не так как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,
Чтоб подняться в горы…
Без мостов речушки были,
Недоступны, словно море
Не было нигде скамеек,
Чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Ни большим, ни малым…
Были только у людей
Руки – только руки
И трудился предок наш
И не знал он скуки
IV. Постановка проблемы
- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Зауральская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умели наши мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто мастера владели несколькими промыслами и ремеслами.
1. Работа с пословицами. (слайд …)
Чтение пословиц, их толкование.
Без ремесла - как без рук.
Умному человеку и семидесяти ремесел мало.
По ремеслу и промысел.
Ремеслу всегда надо учиться
- Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.
2. Словарная работа. (слайд …)
1) Выяснить значения слова «ремесло» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».
Ремесло
1. Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.
Люди, которые все свое время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей - посуды, тканей, инструментов, охотничьего оружия, называются ремесленниками, а их занятие называется ремеслом.
V. Открытие новых знаний.
Чтобы обеспечить себя и продвинуться с торговлей в другие регионы люди занимались многочисленными промыслами.
В
народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел», «Не без ума, так и не без
промысла», «Только воровство не промысел».
«Промысел – действие промышляющего чем-либо. У каждого свой способ добычи,
уменье и средство для жизни и заработков».
Так какими же промыслами занимались наши предки?
Основным промыслом был пушной, охотники добывали мех диких зверей. А мех, каких зверей добывали охотники-промысловики, вы узнаете, если отгадаете загадки.
С ветки на ветку,
Быстрый как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Есть на речках лесорубы,
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобер)
Рыжий мех, пышный мех.
Кто его хозяйка?
Кто в лесу хитрее всех?
Ну-ка, угадай-ка! (Лиса)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток этот зверь, но не верь:
Грозен в гневе этот зверь. (Рысь)
Он ходит в рыжей шубке,
Как пчелка. Острые зубки.
Прожорливый зверек –
Гроза мышей… (Хорек)
В многочисленных Зауральских реках и озерах водилась рыба. Какая? Чебак, пескарь, ерш, карась, окунь. А во время разлива больших рек: Исети, Миаса, Тобола в них заплывали такие редкие виды рыб как осетр, стерлядь, таймень, нельма. Рыба оставалась основным компонентом пищевого рациона зауральцев. У нас в Зауралье был еще один промысел – это ловля и продажа раков. Предприимчивые крестьяне ловили раков и тысячами отправляли их в города Екатеринбург, Ирбит, Камышлов, Курган.
Наши зауральские крестьяне занимались
- изготовлением войлока, сукна
- пилкой леса
- изготовлением конной сбруи, оконных рам, мебели, глиняной посуды
- лозоплетением, резьбой по дереву, берестяное дело
- ткали скатерные и салфеточные холсты, вышивали, пекли пряники,
- занимались кузнечным делом (делали ножи, ножницы для стрижки овец, долото, скобы, удила)
Все это продавали на ярмарках, которые проводились в Кургане, Камышлове, Омске, Томске, Барнауле.
Физкультминутка.
По
родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!(Махи руками
VI. Проектная работа в группах. (слайд ….)
Каждая группа получает конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.
Задача группы: составить рекламный буклет. Вписать название ремесла, указать материал, название изделий, приклеить иллюстрацию с изображением предмета, изготовленного в мастерской. Завершение работы – защита работы.
Сейчас я предлагаю вам принять участие в создании буклета «Народные промыслы Зауралья». Для этого мы с вами разделимся на группы. Каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал (буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, опоры для ответов).
Что же такое БКУЛЕТ?
Словарная работа. (слайд ….)
Буклет
Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.
Буклет - путеводитель по выставке.
Итак, вы создаете по плану буклет, готовите рассказ и знакомите нас со своим ремеслом.
Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю каждой группы предлагается достать из шкатулки один предмет и определить название ремесла. И заполнить свою коробушку с товаром, выбрав нужный товар. (слайд )
Береста
Глина
Веточка ивы
Нитки и иголка
Кусочек древесины
Перышко
Тесто
VII. Физкультминутка
-Предки умели не только хорошо работать, но умели и отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем, послушаем народную песню «……………………………»
Учитель: -Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки? Тогда слушайте!
(рассказ о ярмарках в окрестностях города)Бараник Иван
И сейчас я предлагаю вам отправиться на ярмарку.
Солнце
разгорается, наша ярмарка открывается!
“Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары
Всяки разные товары.
Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!”
Защита проектов. Группы выходят и рассказывают о своем товаре.
Солнце
закатилось
Наша ярмарка закрылась!
Ой, вы, гости дорогие
Люди свойские, простые
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Пришло время расставанья,
До свиданья! До свиданья!”
VIII. Первичный контроль
Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, глядя на фотографию русской избы?
Ответ учеников: Лавки, стол, сундук, рушники., половики, люлька, валенки, корзина, посуда из глины,
IX. Закрепление материала
Учитель: а сейчас я буду вам показывать вам предметы, а вы должны будете мне назвать ремесло, к которому относится этот предмет и попытаться вспомнить легенду или что нибудь интересное. (гусь (глиняная игрушка, шадринский гусь), кукла и лоскутков (игрушка для ребенка и оберег), меховинка (куница – охотились на нее и сейчас это символ шадрински на гербе и флаге )
Пряник (гостинец)
X.Подведение итогов урока.
Таким образом, многочисленные промыслы и ремесла удовлетворяли потребности жителей Зауралья и других территорий страны.
Дети:
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия
От страны какой была.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне! (Н.Кончаловская)
XI Рефлексия
- Что запомнилось сегодня на уроке?
Для того, чтобы определить, какая ремесленная мастерская поработала лучше, смогла заинтересовать посетителей - опустите свой жетон (билет) в соответствующий конверт с названием мастерской.
XII. Домашнее задание
Учебник стр ……...
Тетрадь ……, узнать, какие ремёсла распространены в нашем городе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.