конспект урока по предмету "Развитие речи"

  • Работа в классе
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа может выполняться два урока. на первом уроке идет знакомство с творчеством Исаака Левитана, работа по репродукции картины "Весна. Большая вода". На втором уроке учащиеся самостоятельно пишут текст, пользуясь опорным листом и зачитывают часть работ. Ученики высказывают свое отношение к картине.конспект урока
Иконка файла материала конспект урока Левитан Весна. Большая вода.docx
Урок развития речи. 4 класс Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» Цель урока: обучение описанию картины Задачи: образовательные: 1.обогащение словарного запаса; 2. развитие умений раскрывать замысел художника и передавать свое  отношение к картине; 3. формирование умений использовать в тексте средств языковой  выразительности; коррекционные: 1.обучать правильному построению предложения; 2.способствовать формированию грамотного письма; воспитательные: 1.воспитывать любовь к природе, искусству; 2.воспитывать навыки аккуратного письма.   Ход урока: 1.Подготовка к восприятию произведения  Звучит музыка П.Чайковского Апрель, учитель читает стихотворение Ивана Бунина ( 1892)              Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Напоены теплом и светом. А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо.Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. 2.Определение темы урока: На доске репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», «Июньский день.  лето», «Бурлаки», «Март». ­ Что изображено на этих репродукциях? (природа) ­ Чему будем учиться на уроке «Развития речи»? (работать по картине) Наша земля прекрасна во все времена года. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов — излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы. 3.Вступительное слово о художнике. Сегодня   на   уроке   будем   учиться   писать  сочинение  по   картине известного   русского   художника   Исаака  Ильича   Левитана  «Весна.  Большая вода». Эта картина  находится в Москве в Третьяковской галерее. Исаак Ильич Левитан написал  около 1000 картин. Многие из которых стали   мировыми   шедеврами   и   хранятся   в   лучших   музеях.  (Шедевр  – исключительное по своим  достоинствам произведение искусства.)   Современники   называли   Левитана   «поэтом   русской   природы».  очарование   и Художник   очень   любил   русскую   природу.   Умел   показать   прелесть  русского пейзажа. Долгие годы Левитан жил в  бедности, видел страдания народа. Быть может   этим   вызвана  легкая   грусть  и   задумчивость   в   большинстве   его пейзажей. (Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу) С необычайной живописной свежестью и полнотой воплотилась эта тема в знаменитом холсте И.И. Левитана «Весна. Большая вода». 3. Анализ картины. (Репродукции в учебниках) ­ Итак, перед вами на партах и на доске репродукция с картины Левитана  «Весна.Большая вода». Вспомните, что такое репродукция? (Репродукция – воспроизведение картины фотографированием или типографским  способом)   ­ При обсуждении будем заполнять опорную таблицу.1)­Что занимает большую часть картины? (вода) ­ Какая вода у Левитана? (прозрачная, чистая, голубая …) ­ Почему голубая? 9Отражается небо) 2)­А   каким   видите   весеннее  небо?   (голубое,   прозрачное,   высокое,   чистое, лазурное ­ *лазурное –светло­синее) 3)Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок (или лес)? ­ Какие это деревья? (молоденькие, тонкие) ­ Что про них еще можно сказать? (Кажется, что деревья любуются на свое отражение в воде) ­ Какие деревья выделяются, расположены ближе к нам? (Березки.  Вот эта красавица даже изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть) ­ Какие деревья кроме берез видите? (елочка, старая осина) ­Как  вы  думаете,  зачем  художник  изобразил  эту  старую   осину  с сучьями, похожими   на   корявые   пальцы?   (чтобы   подчеркнуть   прелесть   молоденьких березок) 4)­ Что  видно сквозь рощицу? ­ Зачем художник написал ее такой прозрачной? (от этого картина как бы дышит, наполняется чистым, свежим воздухом) 5)­Левый   берег   реки.   Что   видим   на   переднем   плане?   (лодка­челнок   – маленькая лодка, выдолбленная из одного куска дерева) 6)Какой день изображен на картине? (Солнечный, ясный)   (Солнца   нет,   но   вся   картина   пронизана   солнечным   светом.   Его   лучи   мы чувствуем на стволах, на берегу, где протянулись тени) 7) Какие  краски  выбрал художник для изображения этого нежного времени года? (Мягкие, нежные, спокойные) 8)Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Покой, радость, ожидание. Еще далеко до пышной зелени, цветения.  Это, то удивительное состояние, когда природа уже проснулась, но уже находится в светлом ожидании праздника.) Обобщение: Художник изобразил половодье. Разлилась река. Кругом вода. Справа на   картине   мы   видим,   как   вода   затопила   небольшой   лесок.   Это   совсем молоденькие, тонкие деревца. Кажется, что они любуются на свое отражение в зеркальной глади  воды. Ближе к нам расположены березки. Эти красавицы даже изогнулись. Чтобы получше рассмотреть себя. Вдалеке, сквозь рощицу мы видим небольшую деревню. На переднем плане картины у берега стоит забытая кем­то лодка. Голубая вода, высокое чистое небо, прозрачная рощица, и нам кажется, что картина наполнена воздухом, пронизана солнечным светом. Используя   мягкие,   нежные   краски,   художник   изобразил   природу   в состоянии ожидания праздника.4.Составление плана. ­Сколько частей в тексте? Какие? (на доске) 1ч. Художник И.Левитан и его картина 2ч. Весна  ­ удивительное время года ( вода, деревья, небо, берег, деревня, лодка, краски) 3ч. Апрельский солнечный денёк 4ч.Деревья встречают весну 5ч. Чудо, подаренное художником  6ч.Мое отношение к картине 7.Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения. 8. Рефлексия ­ чему учились на уроке? ­ Какое впечатление произвела на вас картина? Опорный лист заполняется с учащимися на уроке: Опорный лист  Левитан  Мастер, художник, великий пейзажист  Изобразил, показал. передал Вода  Тихая. Спокойная, обильная, кристально – чистая, удивительно – прозрачная, студёная, тёмно – голубая. Половодье. Река разлилась, подтопила берега, прибрежный лес, лодка. Апрельский день Всё освещено ярким солнцем, голубое небо (ясное, лазурное, светлое,   бездонное,   бескрайнее),   сливается   с   водой,   лёгкие облака (кусочки ваты, белые барашки), несут на крыльях весну, прозрачный воздух. Природа  Пробуждается, просыпается Небо  Бездонное, безграничное, бескрайнее. Необозримое, необьятное, весеннее, ясное, лазурное, ярко – голубое.По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну. Деревья Деревья затопила разлившаяся вода. Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна   берёзка   изогнулась,   чтобы   получше   себя рассмотреть. Выглядят беззащитно и трогательно. Они   кажутся   более   изящными,   доверчивыми,   робкими, хрупкими,   стройными   на   фоне   старой   осины   с   сучьями, похожими на корявые пальцы. Всегда зелёная ель. Белоствольные берёзки стоят, будто в ожидании чего – то радостного от пробуждающейся природы. Будто     слышится   шёпот   берёз.   Деревца   стоят,   тесно прижавшись друг к другу. Берег  Лодка  Плавно изгибающийся песчаный берег Лодка – челнок  (Маленькая лодочка, выдолбленная из цельного куска дерева) Деревня  Вдалеке сквозь рощицу видны маленькие домики. Некоторые из  них затопила вода День  Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На  песчаном берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах  берёз – солнечные блики. Краски  Все оттенки голубого, коричневатый, желтоватый, белый.               Холодный тон голубого цвета придаёт весеннему дню торжественную праздничность. Настроение картины Ярко,   празднично,   пронизана   светом,   сочетание   тёплых   и холодных   красок   (тепло   весеннего   солнца,   прохлада   воды), свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, скрип   веток,   журчание   воды,   природа   пробуждается   после зимнего сна.