Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
русский язык
6 кл
18.01.2019
Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)
Урок русского языка разработан и проведён согласно учебно – тематическому планированию, является продолжением изучения темы «Местоимение». При разработке урока учитывались требования новых образовательных стандартов: постановка проблемы перед классом, самостоятельная работа учащихся в парах с последующей взаимопроверкой и самопроверкой, использование ИКТ (презентация), мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, рефлексия. В классе обучаются дети, имеющие различные способности к обучению. При планировании урока учитывались индивидуальные особенности учащихся, уровень и темп усвоения, поэтому на уроке материал снабжался мультимедиа, материал изучался в ходе практической деятельности (работа с учебником или раздаточным материалом) и в процессе общения: учитель-учащиеся, ученик – ученик. Систематизация приобретённых знаний обучающихся происходила в процессе работы со схемами в учебнике, чтения выводов, дополнения по предложенной теме.
Документ Microsoft Word.docx
Урок русского языка в 6­м классе. Тема: "Личные местоимения" Цели урока:   Обучающая цель: закрепить умения и навыки учащихся по                           определению местоимений среди других частей речи, усвоить значение  личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; повторить основные сведения о  личных местоимениях, изменение по лицам, числа, падежам, родам, правописание  местоимений.    Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности учащихся, обогащение  словарного запаса.     Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к  русскому языку. Оборудование:     1. Карточки с заданиями.                                 2. Репродукции картин о природе.                                 3. Рисунок «Местоимения» Ход урока 1. Организационный момент урока. Эмоциональный настрой учащихся. (Учитель читает стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.) Улыбайся Улыбайся солнцу, улыбайся песне! Улыбайся также радости друзей. Уж тогда и жизнь покажется чудесней При любом ненастье, при любой грозе. Улыбайся детям, девушкам красивым. Но и некрасивым – тоже не забудь. И тогда уж точно Будешь ты счастливым. И притом не как­то и не как­нибудь. Улыбайся травам, и цветам любимым. Улыбнись, конечно, всем цветам другим. И тогда уж точно Будешь ты Лю­би­мым, Ну, а для кого­то Самым дорогим. ­ Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение,  которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это  Леонид Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске). Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже  улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже  желаю вам отличного настроения, итак продолжим наш урок. 2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока. ­ А сейчас я прочитаю вам шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( оно  у вас тоже лежит на столах). Моя грамматика Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И моё местоимение Все вокруг склоняют так, Перво­наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный –  Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный – Это значит – только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. ­ В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, мне, у меня и др. Ребята, какой частью  речи они являются? (местоимениями).  А какую часть речи мы называем местоимением?  (Часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их)На  что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто­то сам сможет  сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных  местоимениях) ­ Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно  писать их с предлогами. ­ Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”. 3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. ­ Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит  распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически  выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и  местоимение, правильно будет так: Именительный – Я; Родительный – Меня; Дательный – Мне; Винительный – Меня; Творительный – Мной; Предложный – обо Мне. ­ Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как  называется изменение местоимения по паджам? (склонением) ­ Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь  данной таблицей. (на экране) ­ Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения ? ­ Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово. 4. Новый материал. Формирование навыков и умений. ­ Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения,         Всё местоимения. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Личные  местоимения указывают на лица, которые участвуют в речи. ­ Прочитайте местоимения 1­го лица, 2­го лица, 3­го лица. Какие из них единственного  числа, множественного? На экране вы видите таблицу.  Заполните таблицу. Лицо 1 л. 2 л. 3 л. Ед. число Мн. число Лицо 1 л. 2 л. 3 л. Ед. число Я Ты Он, она, оно Мн. число Мы Вы Они ­ Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова: При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например:  в именительном падеже– Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере. ­ Вторая особенность: Иногда в корне происходит чередование например: тебя – тобой, меня – мне. ­ Третья особенность: Местоимение 3­его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.) ­ Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов  к местоимениям 3­его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее). ­ Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и  уметь правильно использовать их на письме. 4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения. 1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки) а). Просклоняйте местоимение: мы. б). Просклоняйте местоимение: он.  Задания для ОВЗ. Подставить местоимения в предложения. 1 вариант. … нарисую небо. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 2 вариант. Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу …  решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. 2. Остальные ребята работают со мной. Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол +  личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения. Образец: беспокоишься обо  мне (о ком?) П.п Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?). (Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а  затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради). Приблизился ко мне (Д.п.), соревновался со мной (Т.п.), не смейся надо мной (Т.п.),  приготовить для меня (Р.п). Запомните: Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас. Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. ­ А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете  участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся  употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки,  если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается .............. Начинаем. 1­й учащийся склонял местоимение Мы: И. п. – Мы Р. п. ­ Нас Д. п. – Нам В. п. – Нас Т. п. ­ Нами П. п. – о Нас 2­й учащийся склонял местоимение Он: И. п. – Он Р. п. – Его Д. п. – Ему В. п. ­ Его Т. п. ­ Им П. п – о Нем Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово). 3. Употребление личных местоимений в поэтическом тексте. ­ Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как  вы думаете, почему? ­ Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из  стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина: 1. Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю – и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез... ...Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов.) 2. А я росла в узорной тишине, В прохладной детской молодого века. И не был мил мне голос человека, А голос ветра был понятен мне. Я лопухи любила и крапиву, Но больше всех серебряную иву (А. Ахматова.) 3. Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. (С. Есенин.) Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных  чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни) Учитель: ­ А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2­го л. ­ В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы  обращаемся на “Вы”. Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на  “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое­где в сельской  местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое  лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении. Например: Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий  осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что  слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя  душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и  взлетаешь... Физкультминутка. Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение: Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок, Если ОН и Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты, И не будет красоты, И не будет доброты, Если только Я и ТЫ, Если МЫ сорвем цветы! ­ «Отгадай загадки». 1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак,  превратится в маленького грызуна? (Мы­шь) 2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Вы­мы­ты) 3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я­мы) 4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я).  Какая особенность проявляется у местоимений 3­его лица? У местоимений 3­его лица в косвенных падежах появляются предлоги, а сами местоимения пишутся с буквы Н. Найдём и исправим ошибку  в их употреблении Пользоваться нею        ­­ ею    (3 лицо, ж.р. Т.п.) Плывут по нём             ­­ по нему (3 л., м.р. Д.п.) Говорить с им               ­­ с ним     (3 л., м.р. Т.п.) Без его решили             ­­ без него (3 л., м.р. Р.п.) Был у его                    ­­ у него   (3 л. м.р. Р.п.) Подойти к ей                ­­ к ней     (3 л. ж.р. Д.п.) Обратиться к ему        ­­ к нему   (3 л. М.р. Д.п.) Обозначим род, число, падеж, правильно употреблённых местоимений. Задание в парах «Исправь ошибку» А) — Это чей такой хорошенький котенок? — Еешный. А вот щенок, он егошный. Б) — Кому еще дать листок бумаги? — Мене! Мене! В) — На кого собака лает? ­ На ихнюю кошку. ­ В чём были ошибки детей:  ошибки были, в частности, в употреблении личных  местоимений. Грамотно сказать: «её, его», «мне», «их». Запомните их (не ихний). 5. Домашнее задание: ­ Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества  личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить  вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется  с красной строки) Задание по вариантам 1 вариант: “Отдых” 2 вариант: “Учеба”. 6. Подведение итогов. Рефлексия. ­ Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали? ­ Как пишутся личные местоимения с предлогами? ­ Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, поставьте себе  оценку. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне. ­ теперь я знаю…. ­ я умею… ­ меня удивило… ­ Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от  встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2019