Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (6 класс)

  • Занимательные материалы
  • Научно-исследовательская работа
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 18.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка разработан и проведён согласно учебно – тематическому планированию, является продолжением изучения темы «Местоимение». При разработке урока учитывались требования новых образовательных стандартов: постановка проблемы перед классом, самостоятельная работа учащихся в парах с последующей взаимопроверкой и самопроверкой, использование ИКТ (презентация), мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, рефлексия. В классе обучаются дети, имеющие различные способности к обучению. При планировании урока учитывались индивидуальные особенности учащихся, уровень и темп усвоения, поэтому на уроке материал снабжался мультимедиа, материал изучался в ходе практической деятельности (работа с учебником или раздаточным материалом) и в процессе общения: учитель-учащиеся, ученик – ученик. Систематизация приобретённых знаний обучающихся происходила в процессе работы со схемами в учебнике, чтения выводов, дополнения по предложенной теме.
Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx
Урок русского языка в 6­м классе. Тема: "Личные местоимения" Цели урока:   Обучающая цель: закрепить умения и навыки учащихся по                           определению местоимений среди других частей речи, усвоить значение  личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; повторить основные сведения о  личных местоимениях, изменение по лицам, числа, падежам, родам, правописание  местоимений.    Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности учащихся, обогащение  словарного запаса.     Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к  русскому языку. Оборудование:     1. Карточки с заданиями.                                 2. Репродукции картин о природе.                                 3. Рисунок «Местоимения» Ход урока 1. Организационный момент урока. Эмоциональный настрой учащихся. (Учитель читает стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.) Улыбайся Улыбайся солнцу, улыбайся песне! Улыбайся также радости друзей. Уж тогда и жизнь покажется чудесней При любом ненастье, при любой грозе. Улыбайся детям, девушкам красивым. Но и некрасивым – тоже не забудь. И тогда уж точно Будешь ты счастливым. И притом не как­то и не как­нибудь. Улыбайся травам, и цветам любимым. Улыбнись, конечно, всем цветам другим. И тогда уж точно Будешь ты Лю­би­мым, Ну, а для кого­то Самым дорогим. ­ Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение,  которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это  Леонид Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске). Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже  улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже  желаю вам отличного настроения, итак продолжим наш урок. 2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.­ А сейчас я прочитаю вам шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( оно  у вас тоже лежит на столах). Моя грамматика Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И моё местоимение Все вокруг склоняют так, Перво­наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный –  Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный – Это значит – только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. ­ В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, мне, у меня и др. Ребята, какой частью  речи они являются? (местоимениями).  А какую часть речи мы называем местоимением?  (Часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их)На  что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто­то сам сможет  сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных  местоимениях) ­ Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно  писать их с предлогами.­ Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”. 3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. ­ Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит  распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически  выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и  местоимение, правильно будет так: Именительный – Я; Родительный – Меня; Дательный – Мне; Винительный – Меня; Творительный – Мной; Предложный – обо Мне. ­ Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как  называется изменение местоимения по паджам? (склонением) ­ Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь  данной таблицей. (на экране) ­ Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения ? ­ Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово. 4. Новый материал. Формирование навыков и умений. ­ Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения,         Всё местоимения. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Личные  местоимения указывают на лица, которые участвуют в речи. ­ Прочитайте местоимения 1­го лица, 2­го лица, 3­го лица. Какие из них единственного  числа, множественного? На экране вы видите таблицу.  Заполните таблицу. Лицо 1 л. 2 л. 3 л. Ед. число Мн. числоЛицо 1 л. 2 л. 3 л. Ед. число Я Ты Он, она, оно Мн. число Мы Вы Они ­ Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова: При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например:  в именительном падеже– Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере. ­ Вторая особенность: Иногда в корне происходит чередование например: тебя – тобой, меня – мне. ­ Третья особенность: Местоимение 3­его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.) ­ Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов  к местоимениям 3­его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее). ­ Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и  уметь правильно использовать их на письме. 4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения. 1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки) а). Просклоняйте местоимение: мы. б). Просклоняйте местоимение: он.  Задания для ОВЗ. Подставить местоимения в предложения. 1 вариант. … нарисую небо. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 2 вариант. Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу …  решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. 2. Остальные ребята работают со мной. Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол +  личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения. Образец: беспокоишься обо  мне (о ком?) П.п Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?). (Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а  затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).Приблизился ко мне (Д.п.), соревновался со мной (Т.п.), не смейся надо мной (Т.п.),  приготовить для меня (Р.п). Запомните: Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас. Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. ­ А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете  участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся  употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки,  если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается .............. Начинаем. 1­й учащийся склонял местоимение Мы: И. п. – Мы Р. п. ­ Нас Д. п. – Нам В. п. – Нас Т. п. ­ Нами П. п. – о Нас 2­й учащийся склонял местоимение Он: И. п. – Он Р. п. – Его Д. п. – Ему В. п. ­ Его Т. п. ­ Им П. п – о Нем Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово). 3. Употребление личных местоимений в поэтическом тексте. ­ Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как  вы думаете, почему? ­ Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из  стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина: 1. Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю – и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез... ...Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов.)2. А я росла в узорной тишине, В прохладной детской молодого века. И не был мил мне голос человека, А голос ветра был понятен мне. Я лопухи любила и крапиву, Но больше всех серебряную иву (А. Ахматова.) 3. Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. (С. Есенин.) Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных  чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни) Учитель: ­ А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2­го л. ­ В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы  обращаемся на “Вы”. Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на  “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое­где в сельской  местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое  лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении. Например: Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий  осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что  слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя  душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и  взлетаешь... Физкультминутка. Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение: Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок, Если ОН и Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты, И не будет красоты, И не будет доброты, Если только Я и ТЫ, Если МЫ сорвем цветы! ­ «Отгадай загадки». 1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак,  превратится в маленького грызуна? (Мы­шь) 2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Вы­мы­ты)3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я­мы) 4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я).  Какая особенность проявляется у местоимений 3­его лица? У местоимений 3­его лица в косвенных падежах появляются предлоги, а сами местоимения пишутся с буквы Н. Найдём и исправим ошибку  в их употреблении Пользоваться нею        ­­ ею    (3 лицо, ж.р. Т.п.) Плывут по нём             ­­ по нему (3 л., м.р. Д.п.) Говорить с им               ­­ с ним     (3 л., м.р. Т.п.) Без его решили             ­­ без него (3 л., м.р. Р.п.) Был у его                    ­­ у него   (3 л. м.р. Р.п.) Подойти к ей                ­­ к ней     (3 л. ж.р. Д.п.) Обратиться к ему        ­­ к нему   (3 л. М.р. Д.п.) Обозначим род, число, падеж, правильно употреблённых местоимений. Задание в парах «Исправь ошибку» А) — Это чей такой хорошенький котенок? — Еешный. А вот щенок, он егошный. Б) — Кому еще дать листок бумаги? — Мене! Мене! В) — На кого собака лает? ­ На ихнюю кошку. ­ В чём были ошибки детей:  ошибки были, в частности, в употреблении личных  местоимений. Грамотно сказать: «её, его», «мне», «их». Запомните их (не ихний). 5. Домашнее задание: ­ Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества  личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить  вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется  с красной строки) Задание по вариантам 1 вариант: “Отдых” 2 вариант: “Учеба”. 6. Подведение итогов. Рефлексия. ­ Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали? ­ Как пишутся личные местоимения с предлогами? ­ Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, поставьте себе  оценку. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне. ­ теперь я знаю…. ­ я умею… ­ меня удивило…­ Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от  встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!