Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
12.02.2017
Конспект урока русского языка "Буквы З и С на конце приставок" содержит материал для изучения новой темы. Используются разнообразные методы и приемы, а также задания разного уровня сложностей. Через создание проблемной ситуации учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока. В конце урока предполагается рефлексия.Урок по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока.docx
Тема: Буквы З и С на конце приставок
Урок русского языка, 5 «Б» классе
Планируемые результаты:
личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с
реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов,
учебных мотивов.
метапредметные:
регулятивные:
соотносить правильность выполнения действия с
требованиями конкретной задачи;
познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять
существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно
следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;
предметные: научиться выявлять условия выбора согласных з – с на конце
приставок.
Формы урока: индивидуальная, парная.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной
работы.
Используемые средства ИКТ: презентация PowerPoint.
Ход урока.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Открываем тетради, записываем число «Первое декабря». Хочу поздравить вас с первым
днем зимы.
Для начала вспомним с вами пройденный материал. Для этого отгадайте загадки.
Значение же все одно. (окончание).
• Он родственник другим словам,
• В нем смысл общий заключен.
• Он служит веройправдой нам. ( Корень).
• Я укажу на род, число,
• Лишь форму поменяет слово.
•
• Под крышей дома моего
• Уютно и тепло
• Слова я новые создам.
• Во всем помочь готов вам. (суффикс)
• Вперед стремится эта часть,
•
Значение новое словам придать. • Старайся с предлогами ее не путать. (приставка).
2. Словарная работа.
Цель: разобрать слова по составу:
1 ряд загадка, разметить,
малиновый, сдружиться;
2 ряд зауральский рассвет,
прочитаешь, усмехаться;
3 ряд переводчик, предвечерний,
написала, улыбаться.
Слова дублируются на доску и после выполнения в тетрадях, дети по одному разбирают
слова у доски.
3. Исправь ошибки.
Ученик написал небольшое сочинение по картине и получил «2». Разумеется, он расстроен.
Попробуем разобраться, что он сделал неправильно. Предлагаю вам побыть учителями.
Исправьте ошибки. Отрывок из сочинения на экране.
•
Передо мной разстилается пейзаж. Нежные лучи солнца приласкали все
живое. Бутоны цветов тянутся к свету, готовы разпуститься. Художник зделал все
возможное, чтобы донести до нас безконечную красоту природы.
Видите ли вы ошибки? В какой морфеме они допущены? Две согласные не могут
поделить между собой право на место в словах. Как разрешить их спор, вы
узнаете на этом уроке.
4. Формулирование темы урока. Теперь попробуйте назвать тему сегодняшнего
нашего урока и сформулировать цели, опираясь на словаподсказки.
«Буквы З и С в приставках». Цели: узнать…, научиться…, понять…
5. Лингвистическая сказка.
А теперь, я предлагаю вам послушать удивительную сказку, как раз про нашу тему урока.
Давнымдавно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у неё
прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили
только со звонкими согласными.
Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем
королевстве.
На следующий день сёстры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил
и очень обрадовались, когда вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город.
В этом городе жили глухие согласные во главе с королевой С. Когда принцессы
Звонкие постучали в ворота, их спросили:
Что вам угодно? Мы пришли посмотреть, как вы живете, ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ,
ИЗ.
Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные,
и войти к нам вы можете только при одном условии .
Вы должны поменять свою звонкую согласную З на С.
Когда сёстры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ поменяли З на С, их впустили в город.
Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС,
и они подружились с ними.
6. Формулируем правило.
Сравните два столбика.
Бесшумный Беззвучный
Беспредельный Безрадостный
Расщедриться Размышлять
Расчертить Разбросать
Исходить Избежать
Давайте поразмышляем!
Выделите приставку в каждом из них, подчеркните графически орфограмму. А теперь
подумайте, как правильно выбрать, З или С нужно писать на конце приставок, от чего
может зависеть ваш выбор.
Теперь мы можем с вами составить алгоритм работы с этим правилом.
1. Выдели в слове приставку.
2. Посмотри на букву согласного звука после приставки.
3. если глухой согласный пиши С.
4. если звонкий согласный пиши З.
7. Физминутка «Игра в футбол»
Я кидаю вам мячик, и тот, кому он попадет в руки, называет слово с приставками на З и С.
8. Задание «Замена».
Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставками
на – з / с . распределите слова в два столбика: без , бес , приставки выдели графически.
Например: ребенок без забот – беззаботный.
Небо без звезд, вход без платы, пустыня без воды, дорога без конца, ребенок без
помощи, жидкость без цвета ,плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса.
9.
Стихотворениепомощник.
Не забудьте, что приставки ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ
Перед согласными глухими
Быстро сменят З на С.
10. Работа по карточкам.
Задание: прямо в карточках подчеркнуть З или С, образец на экране.
Ра(с,з)целовать, ра(с,з)краска, во(с,з)ход, и(с,з)пуг, и(з,с)мерять, ра(с,з)дробить,
и(з,с)дробить, бе(с,з)жалостный, бе(з,с)чувственный, ра(с,з)говор, во(с,з)делать,
бе(з,с)делье, чре(с,з)мерный, и(з,с)брать, и(з,с)жалить.
После работы на карточках, поменяйтесь с соседом по парте для проверки.
Правильные ответы на экране.
Поставьте друг другу оценку. Верните карточки хозяевам и вложите их в свои
тетради, чтобы я потом ваши оценки выставила в журнал.
11. Правописание приставки С.
Посмотрите на слова на экране и скажите, почему в них «не работает» изученное
сегодня правило!
Сделать, сбежать, сжечь, сберечь, сдать.
Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка неизменяемая так же, как
предлог.
Слова – исключения:
ЗДЕСЬ,
ЗДОРОВЬЕ,
ЗДАНИЕ
Обрати внимание
На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
12. Игра «Четвёртый лишний». Устно определите лишнее слово в каждом ряду и
аргументируйте ваше мнение.
1. Бе_численный, п_бледнеть, в_пахать, ни_ходить.
2. Ра_пилить, чре_мерный, бе_шовный, и_пугать.
3. О_давать, по_писать, о_бросить, и_черпать.
4. Ра_цветать, и_царапать, ра_жалобить, ра_швырять.
В данных рядах слов найдите лишнее слово и объясните, почему.
13. «Помогите Пете Ошибкину».
Задание: найдите ошибки в данных словах и запишите правильный вариант в
тетради.
Бесдарный
Бесконечный
Безцельный Разменять
Разчертить
14. Самостоятельная работа «Пятиминутка».
Ряд I
ра_лагать
ра_каиваться
ра_познать
ра_свело
ра_топтать
ра_чистить
_делать
_жечь
_сылать
2 ряд
и_зябнуть
и_ключить
и_следовать
и_текать
и_ход
и_черпать
ра_бросать
ра_валивать
ра_задорить
3 ряд
бе_трепетный
бе_цензурный
бе_человечный
бе_шабашный
в_будораженный
во_звание
во_создавать
во_хитительный
в_тревоженный
15. Домашнее задание: написать сочинениеминиатюру, используя приставки на з/с, на
тему: «Зима»
16. Рефлексия.
На столах у вас лежат маленькие листочки, пожалуйста, напишите на них и вложите в
тетрадь.
Мне было легко на уроке… Вызвало затруднения на уроке…
Мне хочется поделиться с родителями информацией с урока…
17. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Мне было очень приятно сегодня с вами
работать. Предлагаю вам оценить работу самих себя. Поставьте, пожалуйста, себе в
тетрадь такую оценку, которую, вы считаете, заслужили на нашем уроке.
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.