Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
12.02.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока русского языка "Буквы З и С на конце приставок" содержит материал для изучения новой темы. Используются разнообразные методы и приемы, а также задания разного уровня сложностей. Через создание проблемной ситуации учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока. В конце урока предполагается рефлексия.Урок по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока.docx
Тема: Буквы З и С на конце приставок Урок русского языка, 5 «Б» классе Планируемые результаты: личностные:  обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов. метапредметные:  регулятивные:  соотносить   правильность   выполнения   действия   с требованиями конкретной задачи; познавательные:  осуществлять   поиск   необходимой   информации   для выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебного   материала,   выделять существенную   информацию   из   текстов   разных   видов,   устанавливать   причинно­ следственные связи; коммуникативные:  осознанно   строить речевое   высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности; предметные:  научиться   выявлять   условия   выбора   согласных   з   –   с   на   конце приставок. Формы урока: индивидуальная, парная. Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ. Оборудование:  учебник,     компьютер,   проектор,   карточки   для   индивидуальной работы. Используемые средства ИКТ: презентация PowerPoint. Ход урока. 1. Мотивирование к учебной деятельности.  Прозвенел  для нас звонок – начинается урок. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Открываем тетради, записываем число «Первое декабря». Хочу поздравить вас с первым  днем зимы. Для начала вспомним с вами пройденный материал. Для этого отгадайте загадки. Значение же все одно. (окончание). • Он родственник другим словам, • В нем смысл общий заключен. • Он служит верой­правдой нам. ( Корень). • Я укажу на род, число, • Лишь форму поменяет слово. • • Под крышей дома моего • Уютно и тепло • Слова я новые создам. • Во всем помочь готов вам. (суффикс) • Вперед стремится эта часть, • Значение новое словам придать. • Старайся с предлогами ее не путать. (приставка). 2. Словарная работа.  Цель: разобрать слова по составу: 1 ряд ­ загадка,   разметить,             малиновый, сдружиться; 2 ряд ­ зауральский  рассвет,                прочитаешь,   усмехаться;     3 ряд ­ переводчик, предвечерний,               написала, улыбаться. Слова дублируются на доску и после выполнения в тетрадях, дети по одному разбирают  слова у доски. 3. Исправь ошибки. Ученик написал небольшое сочинение по картине и получил «2». Разумеется, он расстроен.  Попробуем разобраться, что он сделал неправильно. Предлагаю вам побыть учителями.  Исправьте ошибки. Отрывок из сочинения на экране. • Передо мной разстилается пейзаж. Нежные лучи солнца приласкали все  живое. Бутоны цветов тянутся к свету, готовы разпуститься. Художник зделал все возможное, чтобы донести до нас безконечную красоту природы. Видите ли вы ошибки? В какой морфеме они допущены? Две согласные не могут  поделить между собой право на место в словах. Как разрешить их спор, вы  узнаете на этом уроке. 4. Формулирование темы урока. Теперь попробуйте назвать тему сегодняшнего  нашего урока и сформулировать цели, опираясь на слова­подсказки. «Буквы З и С в приставках». Цели: узнать…, научиться…, понять… 5. Лингвистическая сказка. А теперь, я предлагаю вам послушать удивительную сказку, как раз про нашу тему урока. Давным­давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у неё  прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили  только со звонкими согласными.   Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем  королевстве.  На следующий день сёстры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил и очень обрадовались, когда вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город.     В этом городе жили глухие согласные во главе с королевой С. Когда принцессы  Звонкие постучали в ворота, их спросили: ­ Что вам угодно? ­ Мы пришли посмотреть, как вы живете, ­ ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. ­ Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии .  ­ Вы должны поменять свою звонкую согласную З на С. Когда сёстры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ  поменяли З на С, их впустили в город.  Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС,  и они подружились с ними.  6. Формулируем правило. Сравните два столбика. Бесшумный                           Беззвучный  Беспредельный                     Безрадостный Расщедриться                        Размышлять Расчертить                             Разбросать Исходить                               Избежать Давайте поразмышляем! Выделите приставку в каждом из них, подчеркните графически орфограмму. А теперь  подумайте, как правильно выбрать, З или С нужно писать на конце приставок, от чего  может зависеть ваш выбор. Теперь мы можем с вами составить алгоритм работы с этим правилом. 1. Выдели в слове приставку. 2. Посмотри на букву согласного звука после приставки. 3. если  глухой  согласный   ­ пиши  С. 4. если звонкий согласный  ­ пиши З. 7. Физминутка «Игра в футбол»  Я кидаю вам мячик, и тот, кому он попадет в руки, называет слово с приставками на З и С. 8. Задание «Замена». Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставками  на – з / с ­. распределите слова в два столбика: без ­, бес ­, приставки выдели графически. Например: ребенок без забот – беззаботный. Небо без звезд, вход без платы, пустыня без воды, дорога без конца, ребенок без  помощи, жидкость без цвета ,плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса. 9.        Стихотворение­помощник. Не забудьте, что приставки ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ Перед согласными глухими Быстро сменят З на С. 10.  Работа по карточкам.      Задание: прямо в карточках подчеркнуть З или С, образец на экране. Ра(с,з)целовать,  ра(с,з)краска,  во(с,з)ход,  и(с,з)пуг,  и(з,с)мерять,  ра(с,з)дробить,   и(з,с)дробить, бе(с,з)жалостный,  бе(з,с)чувственный, ра(с,з)говор,  во(с,з)делать,  бе(з,с)делье, чре(с,з)мерный,   и(з,с)брать, и(з,с)жалить. После работы на карточках, поменяйтесь с соседом по парте для проверки.  Правильные ответы на экране. Поставьте друг другу оценку. Верните карточки хозяевам и вложите их в свои  тетради, чтобы я потом ваши оценки выставила в журнал. 11.  Правописание приставки С­. Посмотрите на слова на экране и скажите, почему в них «не работает» изученное  сегодня правило! Сделать, сбежать, сжечь, сберечь, сдать. Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка неизменяемая так же, как  предлог. Слова – исключения:         ЗДЕСЬ,                      ЗДОРОВЬЕ,                                           ЗДАНИЕ          Обрати внимание          На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.          З нельзя в них отделить,          Чтобы смысл не повредить. 12.  Игра «Четвёртый лишний». Устно определите лишнее слово в каждом ряду и  аргументируйте ваше мнение. 1.    Бе_численный,   п_бледнеть,   в_пахать, ни_ходить. 2.    Ра_пилить,   чре_мерный,   бе_шовный, и_пугать. 3.    О_давать,   по_писать,   о_бросить, и_черпать. 4.    Ра_цветать,   и_царапать,   ра_жалобить, ра_швырять. В данных рядах слов найдите лишнее слово и объясните, почему. 13. «Помогите Пете Ошибкину». Задание: найдите ошибки в данных словах и запишите правильный вариант в  тетради.    Бесдарный    Бесконечный    Безцельный Разменять    Разчертить 14.  Самостоятельная работа «Пятиминутка». Ряд I                        ра_лагать ра_каиваться ра_познать ра_свело ра_топтать ра_чистить _делать _жечь _сылать 2 ряд и_зябнуть и_ключить и_следовать и_текать и_ход  и_черпать ра_бросать ра_валивать ра_задорить 3 ряд бе_трепетный бе_цензурный бе_человечный бе_шабашный в_будораженный во_звание во_создавать во_хитительный в_тревоженный 15. Домашнее задание: написать сочинение­миниатюру, используя приставки на  з­/­с, на  тему: «Зима» 16. Рефлексия. На столах у вас лежат маленькие листочки, пожалуйста, напишите на них и вложите в  тетрадь. Мне было легко на уроке… Вызвало затруднения на уроке… Мне хочется поделиться с родителями информацией с урока… 17. Подведение итогов урока. Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Мне было очень приятно сегодня с вами  работать. Предлагаю вам оценить работу самих себя. Поставьте, пожалуйста, себе в  тетрадь такую оценку, которую, вы считаете, заслужили на нашем уроке.

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы З и С на конце приставок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017