Цели: закрепить понятие учеников о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам с. 20.
Комментарий. Грамматическая связь между предложениями текста бывает цепной и параллельной.
Текст делится на микротемы - абзацы, которые могут состоять как из одного, так и из нескольких предложений.1. Беседа по вопросам с. 20.
Комментарий. Грамматическая связь между предложениями текста бывает цепной и параллельной.
Текст делится на микротемы - абзацы, которые могут состоять как из одного, так и из нескольких предложений.
Дополнительные вопросы и задания:
- Перечислите все единицы речи от меньшей к большей. (Фоне¬ма (звук), морфема (часть слова), слово (или фразеологизм), словосочетание, предложение, текст.)
- Как связаны предложения в тексте? (По смыслу и грамма¬тически.)
- Какие средства связи между предложениями вы знаете? (Лек¬сические средства: синонимы, антонимы, повторения слов. Грамматические средства: союзы, местоимения, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов. Синтаксические средства: порядок слов, цель высказывания(вопросительные, побудительные предложения), виды син¬таксических конструкций (простые, сложные предложе¬ния); прямая
16.10.docx
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс Дата_______
Цели: закрепить понятие учеников о тексте, его особенностях; развивать навыки
анализа текста.
Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам с. 20.
Комментарий. Грамматическая связь между предложениями текста бывает
цепной и параллельной.
Текст делится на микротемы абзацы, которые могут состоять как из одного, так
и из нескольких предложений.
Дополнительные вопросы и задания:
Перечислите все единицы речи от меньшей к большей. (Фонема (звук),
морфема (часть слова), слово (или фразеологизм), словосочетание,
предложение, текст.)
Как связаны предложения в тексте? (По смыслу и грамматически.)
Какие средства связи между предложениями вы знаете? (Лексические
средства: синонимы, антонимы, повторения слов. Грамматические
средства: союзы, местоимения, однокоренные слова, соотношение
видовременных форм глаголов. Синтаксические средства: порядок слов,
цель высказывания(вопросительные, побудительные предложения), виды
синтаксических конструкций (простые, сложные предложения);
прямая речь.)
Может ли текст состоять из одного предложения? А из
одного слова? (Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет»,
на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина:
«Закрыто» и т. д.)
Весна в лесу
Наступила самая шумная и радостная пора. Весна – это время пробуждения
природы от долгой зимней спячки. Теплые лучи солнца съедают последние
россыпи снега. Под деревьями и в поле зазвенели веселые ручейки. Набухшие
почки наполняют воздух упоительным ароматом. С раннего утра лес
наполняет щебет птиц. Птицы вернулись из теплых стран и спешат
обустроиться на новом месте. Жучки, букашки и паучки вылезли из своих норок. Всю зиму они прятались
под корой деревьев, в ворохе опавших листьев. А теперь насекомые рады
первым лучам весеннего солнца.
Выбрался из своей норки ежик. Всю зиму колючий еж спал. Но тонкий ручеек
забрался в его мягкую постель и разбудил. Еж осматривает окрестности. Вот
мелькнула быстрая серая тень. Это полевая мышь отправилась на поле. Скоро
побегут по кочкам деловитые муравьи.
Все рады весне!
2. Обсуждение заглавия текста диктанта. Варианты: «Весна », «Встреча весны»,
«Пробуждение природы».
II. Беседа по вопросам
Вопросы для обсуждения:
Какими соображениями вы руководствовались при выборе заголовка?
Какова тема текста? (Встреча весны.)
В чем идея текста? (Восхищение вечно обновляющейся красотой
природы.)
Объясните своими словами, как вы понимаете термины «тема»,
«идея»? (Тема это то, о чем пишет (говорит) автор. Идея то, для чего
создан текст; главная мысль, которую автор высказывает. Идея может
быть прямо сформулирована в тексте, а может быть понята
читателем (слушателем) по косвенным признакам.)
Определите тип речи текста. (Описание, повествование.)
Каков стиль текста? (Художественный.)
III. Анализ текста
1. Задание по вариантам: составить план текста: 1й вариант обычный, 2й
вариант цитатный.
1. Красивое озеро / «Я живу на берегу красивого озера».
II. Гуси над озером / «Тянутся на север широкие гусиные стаи».
III. Щуки просыпаются / «К берегу направляются щуки».
IV. Радость от встречи с весной / «Поднимаюсь... поздравить... с
наступившей весной».
2. Задания по группам.
1я группа:
Объясните деление текста на абзацы Проанализировав план, заметим, что первый абзац является вступлением,
экспозицией. Автор обозначает место, описанное в тексте.
Второй абзац, рассказывает о радости первым лучам солнца. .
В третьем абзаце говорится о том, как просыпаются ежи, мыши, как они возвещают
о приходе весны..
Несколько точек зрения, разные точки обзора создают впечатление объемности
изображения.
2я группа:
Как связаны предложения в тексте? Укажите средства связи.
1й абзац: связь цепная; средства связи синонимы (на берегу озера здесь). Во
втором (сложном) предложении связь цепная; средства связи повторы (скалы
со скал).
2й абзац: 1е и 2е предложения: связь цепная; средства связи однокоренные
слова (гусиные гуси). 2е и 3е предложения: связь цепная; средства связи
синонимы (гуси птиц).
3й абзац: 1е и 2е предложения: связь цепная; средство связи
местоимение (щуки они).
Средством связи является и вид глаголов: все, кроме двух по
следних (поздороваться, поздравить) несовершенного вида, что создает
впечатление продолженности действия.
IV. Выразительное чтение текста
Домашнее задание
Задание по группам:
1. Упражнение 45.
2. Упражнение 46.
3. Упражнение 47.
Примечание: упражнения 45 и 47 содержат больше заданий, поэтому 1я и 3я
группы по численности учеников должны быть больше. Тема Орфограмма. Орфографическое письмо.
Цели: вспомнить,
повторить
опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу.
что называется орфограммой;
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? основой
слова?
– Что значит «однокоренные слова»?
– Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои
примеры.
Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый.
Работу можно провести устно или письменно.
II. Словарноорфографическая работа.
III. К заданным схемам подберите слова.
В о п р о с. К какой из заданных схем невозможно подобрать слово?
Почему?
IV. Разберите слова по составу. Подумайте, в каких из частей слова
встречаются орфограммы?
Побег, придорожный, камыш, речка, убыль.
V. Знакомство с теоретическими сведениями (с. 13, упр. 23, 24; с. 14,
упр. 25, 26).
VI. Определение орфограмм в корне.
Текст записан на доске.
Задание. Спишите, подчеркивая одной чертой только буквы
орфограммы. Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого
краше!
Под темными елками дедыборовики стоят. У них кафтаны белые,
на головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху – коричневого.
Загляденье!
Под светлыми осинами отцыподосиновики стоят. Все в мохнатых
серых курточках, на головах красные шапочки. Тоже красота!
Домашнее задание: упражнение 27, § 7, материал прочитать.
Цели урока.
1. Познавательный аспект: развивать устную и письменную
речь уч-ся, опираясь на художественные тексты, музыку,
личные наблюдения подготовить уч-ся к написанию
сочинения-описания.
2. Развивающий аспект: развивать умение логически,
последовательно излагать свои мысли,
творческое,
ассоциативное мышление.
3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса
учащимся,воспитание любви к родной природе.
Форма урока-творческая мастерская
Оборудование.
Мультимедийный проектор,
фотоэтюды с зимними
аудиозаписи произведений Г.Свиридова,
зарисовками,
раздаточный материал /распечатанные тексты/, жетоны-
снежинки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация "Хочу всё знать".
Добрый день! Я рада встрече с вами.Думаю,что наша
сегодняшняя встреча станет для нас встречей хорошего
настроения, добра и красоты.
Индуктор. пропустите 3
А помогать нам в этом будут музыка, живопись и, конечно,
самое драгоценное – это слово.
Музыка. Спокойная, расслабляющая. Слово учителя
(релаксация)
-Закройте глаза. Представьте, что над вами простирается
безграничное голубое небо, а земля вдыхает свежий,
морозный запах. Необычайная тишина стоит кругом. Вдруг
что-то лёгкое, пушистое коснулось вашей щеки, и вы
медленно открываете глаза.
-Какие образы возникают в вашем воображении? Какие
чувства у вас вызвала музыка?
3.Самоконструкция. Откройте тетрадь,
строки и запишите их.
Послушаем, что у вас получилось. Пополните свой список
словами других ребят.
-Какое слово встречалось чаще других? (зима)
слайд 2. Фотоэтюд. Посмотрите на фотоэтюд и попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
слайд 3. Зимняя сказка
-Почему не просто зимний лес, а зимняя сказка? В чём
отличие? (зимою мир кажется волшебным, таинственным).
Что мы будем создавать? (сказочную картину зимнего леса,
по-другому-пейзаж)
-Что такое пейзаж? (работа со словом).
4.Объявление темы, цели урока.
Тема урока Запись в тетради.
И этому мы будем учиться у выдающихся мастеров слова,
художников. Также мы будем учиться создавать собственные
тексты, выражать свои мысли и чувства. -Сформулируйте цель нашего урока. (Наша основная цель-
подготовка к сочинению-описанию по теме «Зимняя
сказка»).
-Что значит описание?
-Что может быть объектом описания? (природа, человек,
животное)
-По какому плану строится описание?
5.Работа с планом (на доске)
1.Общее представление
2.Описание деталей.
3.Отношение автора к тому, что он описывает.
- Какие существуют типы речи?
-А трудиться мы с вами будем в творческой мастерской.
Почему в творческой?
Слово учителя.
Какое слово является главным, ключевым в нашем уроке? Что
значит ключевым?
ЗИМА. Вслушаемся в него, произнесём его. Какая она, зима?
Попытаемся расшифровать.
6.Актуализация знаний »Я это знаю»
Подберите сущ. и прилаг., отражающие ваше
отношение к зиме,запишите. Работа в парах.
(сказочная,
бесконечная, жестокая, грозная, весёлая).
(колдунья, волшебница, чародейка, красавица, старуха, фея).
удивительная,
волшебная,
чудесная, -Какие ещё ассоциации у вас возникают, когда
произносим слово зима?
Снег - блестящий, пушистый, белый
Запись в тетрадь. Музыка
-С какими звуками ассоциируется зима? (записать в тетрадь)
(скрип снега, треск льда, завывание ветра)
-Какие запахи наполняют это пространство?- записать
-А есть ли что-то живое в природе, характеризующее это
время года?
(чирикают воробьи, тенькают синицы, щебечут снегири)
-Какие бы снежные краски вы выбрали, чтобы нарисовать
словесную картину зимнего леса?
-А кем бы вы себя могли представить в этом чудесном
царстве зимы?
7.Пластика. Слепите из себя скульптуру (физ. минутка)
(Все вместе: вы - дерево, ветви которого тянутся ввысь,
встали на цыпочки, потянулись вверх, помахали плавно
руками влево, вправо)
-Теперь произнесите слово сказочная зима про себя,
шёпотом, с удивлением, восторгом.
Такие чувства испытываете вы. А какие чувства испытывают
художники, когда говорят о зиме?
Картины каких художников вы знаете? Давайте
познакомимся с ними.
8. Работа по картинам художников-пейзажистов
Пейзаж-толкование слова (в тетрадь) 1.Грабарь »Февральская лазурь»
2.Юон »Конец зимы»
3.Остроухов» Конец зимы»
-Что объединяет эти картины? (любовь к природе и
восхищение её красотой)
-Так, при помощи кисти и холста признавались художники в
своей любви к зиме.
-А теперь давайте увидим и услышим то, как изображали
зиму известные мастера слова.
9. Работа с текстом. Анализ текста.
Прочитаем выразительно текст Соколова-Микитова и
проанализируем его.
-Какова тема текста? Что это такое?
-Его основная мысль? (красота русского леса)
-Найдите ключевые слова, отражающие тему текста
(глубокие сугробы, кружевные белые арки)
-К какому типу относится текст?
-Какие изобразительные средства использует автор.
Вспомним их .
10.Теория литературы
Олицетворение
Сравнение
Эпитет
Метафора -Какова роль изобразительных средств? Можно ли
обойтись без них?
-Помогала ли вам музыка?
11. Вывод:
-Мы обратились к изображению природы в разных видах
искусства. Какой изображают природу композиторы, поэты,
художники?
(Они изображают её такой, какой видят, стремятся передать
то, то их привлекло, взволновало).
-А сейчас самый ответственный момент-момент творчества.
Раз вы стали частью этой зимней сказки, многое увидели,
услышали, почувствовали, то вам не составит труда создать
свою зимнюю сказку. Помогут вам в этом слова-помощники, с
которыми вы работали в течение урока.
Можете сочинять в прозе, а кто-то, возможно, и в стихах
12 Итоги урока. Рефлексия.
-Я благодарю вас за радость общения во время нашей
совместной работы. А теперь мне хочется узнать ваши
чувства и мысли о нашем уроке.
На снежинках написать:
самое интересное на уроке-
самое полезное-
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Тема: Деление текста на абзацы. 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.