Нахождение периметра квадрата и прямоугольника

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока для 3 класса Нахождение периметра квадрата и прямоугольника
Иконка файла материала Нахождение периметра квадрата и прямоугольника Кузнецова А.Р. МБОУ НШ 26.docx

Технологическая карта урока

Инструкция по выполнению: выберите класс, тему урока в соответствии с РП и заполните представленную ниже таблицу. Укажите учебник. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1.  ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Кузнецова Анастасия Романовна

Место работы

МБОУ «Начальная школа №26»

2.  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

3 класс

Место урока (по тематическому планированию РП)

10

Тема урока

Нахождение периметра прямоугольника, квадрата

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

   урок освоения новых знаний и умений

ü  урок-закрепление

   урок-повторение

   урок систематизации знаний и умений

   урок развивающего контроля

   комбинированный урок

   другой (впишите)

Планируемые результаты (по РП):

Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;

применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;

работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;

оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;

 

Метапредметные: Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть целое», «причинаследствие», «протяжённость»);

применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;

представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Базовые исследовательские действия:

проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов).

Работа с информацией:

находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);

представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

конструировать утверждения, проверять их истинность;

использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

комментировать процесс вычисления, построения, решения;

объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);

ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;

самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

Самоконтроль (рефлексия):

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);

оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Совместная деятельность:

участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;

осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.

 

Предметные: использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль);

определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину (массу, время), выполнять прикидку и оценку результата измерений, определять продолжительность события;

сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на или в»;

сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);

находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);

составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму;

сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);

выбирать верное решение математической задачи.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): периметр, прямоугольник, квадрат, отрезок, стороны фигуры, вершины, измерение, вычисление, рефлексия, творчество, батарейка знаний, четырёхугольная пирамида, горох, зубочистки, конструкция, домашнее задание, активность, математика, практическая работа, выставка, итог урока.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы):

Краткое описание (аннотация):

Урок математики в 3 классе по теме: «Нахождение периметра прямоугольника и квадрата» находится на этапе закрепления знаний. Главной целью урока является отработка навыков нахождения периметра квадратов и прямоугольников. Дополнительно урок направлен на развитие творческих навыков, пространственного мышления, а также умения работать с нестандартными материалами, такими как горох (нут) и зубочистки.

В ходе урока активно используется игровой подход: главным героем является Baymax, который помогает детям в путешествии по теме. Урок включает карточку с заданиями для актуализации знаний, тренировочные задания на нахождение периметра, а также коллективную рефлексию в форме "зарядки батареек" Baymaxа.


Используемые материалы и оборудование:

  1. На уроке:
    • Карточки с заданиями для актуализации знаний (сравнение и вычисления);
    • Карточки с задачами на нахождение периметра квадратов и прямоугольников;
    • Презентация, где главным героем выступает Baymax;
    • Физминутка в формате видеоролика;
    • Учебник по математике для 3 класса, 2 часть (авторы: М.И. Моро и др.);
    • Интерактивная доска (для демонстрации презентации и решения задач);
    • Меловая доска (для объяснений и совместного обсуждения);
    • Лист с изображением гаража Baymaxа (используется для работы на этапе рефлексии).
  2. Для домашнего задания:
    • Зубочистки и горох (нут) для творческой работы (создание четырёхугольной пирамиды).

Используемые электронные образовательные ресурсы:

  • Видео физминутка (расширение физической активности и снятие напряжения);
  • Презентация, оформленная в стиле Baymaxа (для замотивированного погружения детей в материал);
  • Интерактивная доска для наглядного решения задач.

Особенности урока:

Урок отличает интеграция игровых технологий, использование различных наглядных и интерактивных средств, акцент на творческую деятельность детей. Элемент рефлексии — "зарядка батареек знаний" Baymaxа — помогает ученикам осознать свои достижения и активизировать самостоятельное осмысление пройденного материала.

Домашнее задание имеет творческую направленность: дети конструируют четырёхугольную пирамиду из зубочисток и гороха и вычисляют периметр её основания, что способствует укреплению у них уверенности в применении математических знаний на практике.

 

3.  БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

(Форма работы: фронтальная) Слайд №1

 

Учитель: (улыбаясь)

— Ну, ребята, чур молчок!

Начинается урок !

Будем дружно отвечать

И пятёрки получать!
— Ребята, у нас сегодня необычный урок математики. Вы любите смотреть мультфильмы?

Дети:
— Да!

Учитель:
— А как насчёт "Города героев"? Смотрели этот мультфильм?

Дети:
— Дааа!
Baymax такой классный! / А я видела его! Он белый и такой… добрый! / О, Baymax — это тот робот?

Учитель:
— Точно!
Baymax — умный и добрый робот, который всегда приходит на помощь. Его создали с помощью современных технологий. Знаете, почему он так хорошо помогает людям?

Дети:
— Почему? / Потому что он умный! / Его запрограммировали?

Учитель:
— Всё верно!
Baymax помогает научным подходом – он умеет рассчитывать самые точные данные, чтобы применять их в реальной жизни. Например, он может измерять расстояние, считать, сколько понадобится материалов для строительства, а ещё работать с разными фигурами. Вот было бы здорово, если бы Baymax пришёл к нам на урок, правда?

Дети:
— Дааа! / Мы бы его обо всём расспросили!

Учитель:
— Отличные новости! Сегодня на нашем уроке
Baymax будет помогать нам всё измерять и находить важные значения… А для начала он хочет проверить ваши знания.

 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

(Форма работы: фронтальная) Слайд №2

 

Учитель (от лица Baymax):
— Здравствуйте, ребята! Я —
Baymax, ваш личный медицинский и математический помощник. Сегодня я и Хиро (мой создатель) будем помогать вам на уроке. Но прежде чем мы приступим к вычислению периметров, нам нужно узнать, как хорошо вы ориентируетесь в числах, массах и расстояниях. Готовы проверить свой уровень?

Дети:
— Дааа! / Конечно, готовы!

 

(Форма работы: индивидуальная) Слайд №3

 

Учитель (от лица Хиро):
— Отлично!
Baymax передал несколько заданий для разминки. У вас на столе лежат карточка №1, подпишите Ф.И. и сегодняшнюю дату. Baymax хочет проверить вашу скорость и правильность выполнения, я запускаю время и остановлю только после того, как последний ребенок доделает задание.

Учитель (от лица Baymax):
— Первый блок — сравнение чисел. Я буду называть пары чисел, а вы скажете, какое больше, а какое меньше.

  • 325 и 523
  • 718 и 781
  • 604 и 406
  • 999 и 1

(Дети отвечают: называют большее число.)

Учитель:
— Отлично! А теперь проверим, как вы разбираетесь в единицах массы. Готовы?

Учитель (от лица Baymax):
— Второй блок — сравнение килограммов и граммов.
Выберите, что больше:

  • 1 кг или 900 г
  • 2 кг или 1500 г
  • 3 кг или 3100 г
  • 1 кг 300 г или 1300 г

(Дети отвечают, сравнивая количество.)

Учитель (от лица Хиро):
— Вы отлично справляетесь! Остался последний блок от
Baymax — сравнение расстояний.

Учитель (от лица Baymax):
— Что больше:

  • 1 км или 900 м
  • 3000 м или 2 км
  • 5 км или 500 м
  • 7 км или 7000 м

(Дети снова отвечают.)

 

(Форма работы: парная) Слайд №4

 

Учитель:
— Молодцы, ребята! А тепеь поменяйтесь своими карточками с соседом по парте и давайте сверим ваши ответы с доской. Хорошо! Хиро говорит, что теперь вы точно готовы перейти к теме урока!
Baymax только что измерил скорость ваших ответов, и она впечатляющая. Вы — настоящие суперагенты математики!

 

(Форма работы: индивидуальная) Слайд №5

 

— Ребята, я, Baymax, хочу узнать, как вы справились с заданиями. На вашем столе лежит карточка с нарисованной батарейкой. Представьте, что в этой батарейке моя энергия! Помогите мне определить, насколько вы активны и как у вас получилось выполнить задания.

  • Закрасьте батарейку зелёным цветом, если вы легко справились с заданиями, всё поняли, и моя энергия заряжена на максимум!
  • Закрасьте батарейку жёлтым цветом, если было немного сложно, но вы старались, и моя энергия наполовину заряжена.
  • Закрасьте батарейку красным цветом, если задания были очень трудными и вам пока непонятно, как их решать. Тогда я пойму, что нужно прийти на помощь и зарядить знания вместе с вами!

— Молодцы! А теперь положите карточки с батарейками на край стола, чтобы я смог проверить ваш уровень заряда. Вы отлично поработали, спасибо!

 

Дети:
— Ура! / Давайте дальше!

 

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

 

(Форма работы: фронтальная) Слайд №6

 

Учитель (от лица Baymax):
— Привет, ребята! Сегодня у нас необычный урок! Мы будем открывать зашифрованное послание, чтобы узнать, о чём пойдёт речь. Но перед этим вы должны ответить на мои вопросы. Готовы к испытанию?

Дети:
— Да! / Конечно, готовы!

Учитель (от лица Baymax):
— Хорошо! Тема урока спрятана за этими кубиками. Чтобы их открыть, нужно разгадать две загадки. Слушайте внимательно!

Учитель:
— Вот первая загадка:
Я четыре угла имею,
Всё время только прямые.
Две стороны длинней других,
Им равных просто нету средь них.
Что это?

Дети:
— Прямоугольник!

Учитель (от лица Baymax):
— Отлично! Теперь вторая загадка:
У меня все стороны равны,
Прямые углы мне даны.
Я всегда идеален, даю подсказку:
Найдёте меня и в тетрадке в клеточку, и в пазлах в рамке.
Что это?

Дети:
— Квадрат!

(Форма работы: фронтальная) Слайд №7

 

Учитель (от лица Baymax):
— Превосходно! У вас получилось открыть кубики. А теперь я вам покажу зашифрованную надпись... (Учитель открывает запись «Нахождение периметра прямоугольника и квадрата» на доске или на карточках.) Прочитаем её вместе!

Дети (читают вслух):
— Нахождение периметра прямоугольника и квадрата.

Учитель:
— Молодцы! Теперь вы знаете тему сегодняшнего урока. Какую же цель мы поставим перед собой? Чему мы сегодня научимся?

Дети:
— Находить периметр! / Решать задачи про периметр прямоугольника и квадрата!

Учитель:
— Всё верно! Сегодня мы с вами вспомним, как находить периметр квадрата и прямоугольника, общими силами закрепим эти знания на практике и поможем Baymax справляться с его задачами. Ну что, готовы стать настоящими математиками?

Дети:
— Готовы!

 


 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

(Форма работы: фронтальная) Слайд №8

 

Учитель:
—Давайте начнём с самого главного вопроса: кто напомнит мне, что такое периметр?

Дети:
— Это сумма длин всех сторон фигуры!

Учитель:
— Отлично! Это правильный ответ. Периметр — это действительно сумма длин всех сторон. Умный ответ! А скажите, у каких фигур мы можем найти периметр?

Дети:
— У прямоугольника! / У квадрата! / Ещё у треугольника можно!

Учитель:
— Совершенно верно! А теперь, друзья, давайте вспомним немного про фигуры, которые мы сегодня будем изучать глубже: про квадрат и прямоугольник. В чём их отличие?

Дети:
— У квадрата все стороны равны!
— А у прямоугольника равны только противоположные стороны!

Учитель:
— Молодцы! Отлично понимаете. Давайте теперь сформулируем, как найти периметр этих фигур. Представьте, что
Baymax строит забор вокруг их участков. Ему нужно понять, сколько материала брать. Какой будет формула для нахождения периметра квадрата?

Дети:
— Нужно сложить все стороны!
— Или умножить одну сторону на 4!

Учитель (записывает на доске):
— Верно:
 P = 4 × a, где a — длина стороны квадрата.

Учитель (от лица Baymax):
— А теперь задача для вас: какой будет формула для нахождения периметра прямоугольника?

Дети (думая):
— Надо сложить все стороны: длину + ширину, и это два раза!
— Или можно по-другому: 2 умножить на сумму длины и ширины.

Учитель (помогает и записывает на доске):
— Отлично! Формула будет такая:
 P = 2 × (a + b), где a — длина, а b — ширина.

Учитель (от лица Baymax, с улыбкой):
— Вы просто молодцы, ваш уровень математики впечатляет! Теперь мы с Хиро уверены, что вы сможете помочь нам решить самые разные задачи. Периметр — это один из самых важных инструментов для расчётов в жизни. Готовы применить ваши знания на практике?

Дети:
— Да! / Мы готовы!

Учитель:
— Тогда приступаем!
Baymax уже приготовил для вас первые задачи, чтобы мы потренировались.

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

(Форма работы: индивидуальная) Слайд №9

 

— Ребята! Это снова я, Baymax. Мне нужно немного вашей помощи. Вот моя задача:

(2 человека решают у доски, а остальные самостоятельно)

Задача №1

Я с Хиро живу на прямоугольном участке. Длина нашего участка — 12 метров, а ширина — 14 метров. Помогите мне найти периметр участка, чтобы я мог посчитать, сколько нужно забора, чтобы его оградить.

P=(12+14)*2= 52 (м)- периметр участка

Ответ: 52 метра

 

(Форма работы: индивидуальная) Слайд №10

 

Задача №2

А ещё у нас есть квадратный дом на этом участке. Его сторона — 10 метров. Помогите мне узнать периметр дома.

P= 4 *10= 40 (м) – периметр дома

Ответ: 40 метров

 

(Форма работы: индивидуальная) Слайд №11

 

— Ребята, я, Baymax, хочу узнать, как вы справились с заданиями. На вашем столе лежит карточка с нарисованной батарейкой. Представьте, что в этой батарейке моя энергия! Помогите мне определить, насколько вы активны и как у вас получилось выполнить задания.

 

Закрасьте батарейку зелёным цветом, если вы легко справились с заданиями, всё поняли, и моя энергия заряжена на максимум!

Закрасьте батарейку жёлтым цветом, если было немного сложно, но вы старались, и моя энергия наполовину заряжена.

Закрасьте батарейку красным цветом, если задания были очень трудными и вам пока непонятно, как их решать. Тогда я пойму, что нужно прийти на помощь и зарядить знания вместе с вами!

— Молодцы! А теперь положите карточки с батарейками на край стола, чтобы я смог проверить ваш уровень заряда. Вы отлично поработали, спасибо!

 

Физминутка

 

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

 (Форма работы: фронтальная)

Учитель:
— Ребята, давайте откроем учебники на странице 5 десятков 1 единица, номер 6. Посмотрите на задание. У нас есть треугольник. Давайте вместе разберёмся, что в нём известно. Кто сможет прочитать условие?

Ученик:
— Длина одной стороны треугольника — 18 см, длина второй стороны в 3 раза меньше, а длина третьей стороны — 14 см. Надо найти периметр.

Учитель:
— Хорошо, мы знаем, что в треугольнике чтобы найти периметр, нужно сложить длины всех сторон. Что нам нужно сделать вначале?

Ученик:
— Найти длину второй стороны.

Учитель:
— Верно! Как нам найти длину второй стороны, если известно, что она в 3 раза меньше первой?

Ученик:
— Надо длину первой стороны разделить на 3.

Учитель:
— Абсолютно правильно! Давайте посчитаем: если первая сторона 18 см, то делим 18 на 3. Сколько получится?

Ученик:
— Это будет 6 см.

Учитель:
— Отлично! Теперь мы знаем, что длина первой стороны — 18 см, второй — 6 см, а третьей — 14 см. Что дальше?

Ученик:
— Нужно сложить длины всех сторон, чтобы найти периметр.

Учитель:
— Совершенно верно! Сколько же это будет?

Ученик:
— 18 + 6 + 14 = 38 см.

Учитель:
— Молодцы, ребята, всё правильно! Периметр нашего треугольника равен 38 см. Мы справились с новой задачей, хорошо применив свои знания. А теперь подумайте: в чём была особенность этого задания?

Ученик:
— Нужно было не только найти периметр, но и сначала узнать длину одной из сторон.

Учитель:
— Отличный вывод! Молодцы! Теперь переходим к следующему заданию.
Baymax гордится вами!

(Форма работы: индивидуальная) Слайд №11

 

— Ребята, я, Baymax, хочу узнать, как вы справились с заданиями. На вашем столе лежит карточка с нарисованной батарейкой. Представьте, что в этой батарейке моя энергия! Помогите мне определить, насколько вы активны и как у вас получилось выполнить задания.

 

Закрасьте батарейку зелёным цветом, если вы легко справились с заданиями, всё поняли, и моя энергия заряжена на максимум!

Закрасьте батарейку жёлтым цветом, если было немного сложно, но вы старались, и моя энергия наполовину заряжена.

Закрасьте батарейку красным цветом, если задания были очень трудными и вам пока непонятно, как их решать. Тогда я пойму, что нужно прийти на помощь и зарядить знания вместе с вами!

— Молодцы! А теперь положите карточки с батарейками на край стола, чтобы я смог проверить ваш уровень заряда. Вы отлично поработали, спасибо!

 

 

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

(Форма работы: групповая) Слайд №12

 

Учитель (от лица Baymax):
— Привет, ребята! Это снова я, ваш дружелюбный помощник Baymax. Сегодня мне срочно понадобилась ваша помощь. Дело в том, что на нашем с Хиро участке мне нужен гараж, в котором я смогу заряжаться и хранить свои инструменты. Но, как вы знаете, я робот-врач, а не строитель. Поэтому я прошу вас стать моей строительной командой!

— Готовы построить для меня гараж?

Дети (хором):
— Да! / Конечно, готовы!

Учитель:
— Отлично. Тогда мы с вами поделимся на команды. Задача у каждой команды — построить гараж для Baymax из конструктора с горошинами и зубочистками. В каждой команде будет по 4 человека, чтобы справляться максимально быстро и качественно. Я вам всё объясню, а потом мы вместе всё проверим.

— Готовы? Тогда садитесь в команды, я даю вам первые инструкции!

 

(Форма работы: групповая) Слайд №13

 

Этап 1. Сбор фундамента

Учитель:
— Первое, что нужно сделать, — это фундамент. Ваша задача — собрать из 4 зубочисток и 4 горошин квадрат, который будет основой гаража. Как только вы закончите, поднимите руку, чтобы я могла проверить!

Дети (вопросы и работа):
— А можно заранее закрепить стороны, чтобы ровно получилось?
— Так, держи одну сторону, а я закреплю другую.

Учитель (обходя команды):
— Молодцы! Формируйте углы крепко, чтобы конструкция была устойчивой.

Учитель:
— Ну что, получилось? Покажите мне свои фундаменты.

Дети:
— Мы уже готовы! Всё собрано!

Учитель:
— Отлично, у всех получились первые квадраты. Теперь переходим ко второму заданию.

 

(Форма работы: групповая) Слайд №14

 

Этап 2. Измерение стороны фундамента и нахождение периметра

Учитель:
— Второе задание: измерить длину одной стороны фундамента. Используйте линейки, которые лежат у вас на столе, и скажите мне, сколько сантиметров она получилась.

Дети (работают с линейками):
— У нас 7 сантиметров!
— И у нас 7!

Учитель:
— Замечательно! А теперь найдите периметр вашего фундамента. Помните, как это сделать?

Дети:
— Надо длину одной стороны умножить на 4, потому что это квадрат.

Учитель:
— Верно! Посчитайте.

Дети:
— 7 умножить на 4 будет 28. Периметр фундамента равен 28 сантиметрам!

Учитель:
— Прекрасно! Все группы нашли одинаковый результат. Вы всё правильно рассчитали. Теперь готовы к последнему этапу?

 

(Форма работы: групповая) Слайд №15

 

Этап 3. Постройка гаража по схеме

Учитель:
— Теперь самое интересное задание — сделать гараж для Baymax! Я выдала каждой команде схему постройки. Ваша задача — собрать боковые стены и крышу на вашем фундаменте, как указано на схеме. Кто быстрее и аккуратнее справится, получит бонусный заряд благодарности от Baymax!

Дети (в процессе):
— Так, боковую стену закрепляем здесь...
— А из чего делать крышу?
— У нас получилось!

Учитель (обходит команды):
— Молодцы, аккуратно соединяйте стены и крышу. У кого-то уже получилось! Отличная работа!

Учитель:
— Ну что, друзья, все готовы? Все гаражи стоят?

Дети:
— Да! Мы закончили!

 

Завершение задания

Учитель (от имени Baymax):
— Внимание, строители! Вы просто великолепны! Все гаражи получились устойчивыми и красивыми. Теперь у меня есть выбор! Спасибо вам за вашу работу и помощь.  Вы большие молодцы. А теперь уберём материалы на место и подготовимся к следующему этапу урока.

 

(Форма работы: индивидуальная) Слайд №16

 

— Ребята, я, Baymax, хочу узнать, как вы справились с заданиями. На вашем столе лежит карточка с нарисованной батарейкой. Представьте, что в этой батарейке моя энергия! Помогите мне определить, насколько вы активны и как у вас получилось выполнить задания.

 

Закрасьте батарейку зелёным цветом, если вы легко справились с заданиями, всё поняли, и моя энергия заряжена на максимум!

Закрасьте батарейку жёлтым цветом, если было немного сложно, но вы старались, и моя энергия наполовину заряжена.

Закрасьте батарейку красным цветом, если задания были очень трудными и вам пока непонятно, как их решать. Тогда я пойму, что нужно прийти на помощь и зарядить знания вместе с вами!

— Молодцы! А теперь положите карточки с батарейками на край стола, чтобы я смог проверить ваш уровень заряда. Вы отлично поработали, спасибо!

 

 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) ВПР

Подберите соответствующие учебные задания

Учитель (или Baymax):
— Привет, ребята! Это снова я,
Baymax. Сегодня я пришёл к вам с интересной задачей. Мой друг Фред задумал сделать бассейн прямоугольной формы и попросил меня помочь решить несколько вопросов. Но, как вы знаете, я больше специалист по здоровью, а вот математика — это уже ваши сильные стороны! Поможете мне справиться?

Дети (хором):
— Да! Конечно поможем!

Учитель (или Baymax):
— Вот задача от Фреда:

  1. Длина одной стороны прямоугольника равна 21 см.
  2. Вторая сторона в три раза меньше первой.
  3. Фред хочет узнать периметр этого прямоугольника.

— Поможем Фреду провести расчёты?

Дети:
— Да!

(Форма работы: Фронтальная) Слайд №17

 

Решение задачи через диалог

Учитель:
— Давайте начнём с самого начала. Что такое периметр прямоугольника? Кто знает?

Ученик 1:
— Это сумма всех сторон прямоугольника.

Учитель:
— Верно! Вы правильно сказали. Чтобы найти периметр, нам нужно сложить длины всех сторон. Но сначала давайте найдём длину второй стороны. Она в три раза меньше первой, которая равна
 21 сантиметру. Как её будем искать?

Ученик 2:
— Надо разделить 21 на 3.

Учитель:
— Отлично! Посчитаем.

Дети (считают):
— 21 ÷ 3 = 7 см.

Учитель:
— Молодцы! Теперь мы знаем, что длина первой стороны —
 21 см, а длина второй стороны — 7 см. Что делаем дальше?

Ученик 3:
— Сначала складываем длины двух сторон, а потом умножаем на 2, потому что прямоугольник состоит из двух таких пар сторон.

Учитель:
— Прекрасное объяснение! Давайте так и сделаем. Сколько будет, если сложим 21 и 7?

Дети:
— 21 + 7 = 28.

Учитель:
— Отлично! А теперь умножим это на 2.

Дети:
— 28 × 2 = 56.

Учитель:
— Прекрасная работа! Периметр прямоугольника равен
 56 сантиметрам.

 

1)       21:3= 7 (см) ширина прямоугольника

P= (21+7) *2= 28 (м) – периметр бассейна

 

Ответ: 28 метров метров

(Форма работы: индивидуальная) Слайд №18

 

— Ребята, я, Baymax, хочу узнать, как вы справились с заданиями. На вашем столе лежит карточка с нарисованной батарейкой. Представьте, что в этой батарейке моя энергия! Помогите мне определить, насколько вы активны и как у вас получилось выполнить задания.

 

Закрасьте батарейку зелёным цветом, если вы легко справились с заданиями, всё поняли, и моя энергия заряжена на максимум!

Закрасьте батарейку жёлтым цветом, если было немного сложно, но вы старались, и моя энергия наполовину заряжена.

Закрасьте батарейку красным цветом, если задания были очень трудными и вам пока непонятно, как их решать. Тогда я пойму, что нужно прийти на помощь и зарядить знания вместе с вами!

— Молодцы! А теперь положите карточки с батарейками на край стола, чтобы я смог проверить ваш уровень заряда. Вы отлично поработали, спасибо!

 

 

 

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

-

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

-

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

(Форма работы: индивидуальная) Слайд №19

 

— Ребята, а сейчас я предлагаю вам, пройти небольшой тест по теме нашего урока.

Тест

Вопрос 1. Определи, какое из следующих определений относится к периметру.
a) Сумма длин всех сторон многоугольника.
b) Расстояние от одной точки до другой.
c) Площадь поверхности фигуры.

Правильный ответ: a)

 

Вопрос 2. Выбери, где записана правильная формула нахождения периметра прямоугольника.
a) P=a+b
b) P=2(a+b)
c) P=a×b

Правильный ответ: b)

 

Вопрос 3. У какой из перечисленных фигур нельзя определить периметр?
a) Квадрат
b) Прямоугольник
c) Окружность

Правильный ответ: c)

 

(Форма работы: Фронтальная) Слайд №20

Теперь поменяйтесь со своим соседом по парте тестами и проверьте его сверившись с доской.

— Вы большие молодцы!

 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учитель (в роли Baymaxа):
— Ребята, вы сегодня отлично поработали! У меня теперь тоже есть батарейка, чтобы постоянно заряжаться вашей энергией. Но я ещё хочу увидеть ваши батарейки и узнать, насколько активно и внимательно вы строили свои знания.

(Учитель показывает на изображение Baymaxа на доске с нарисованным внизу местом для батареек).

(Форма работы: Фронтальная)

— У вас есть на партах заготовки в виде батареек (или карточек). На каждой из них вы можете написать:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Что повторили?
  3. Как вы оцениваете свою активность?

— После того как вы подпишете свои батарейки, прикрепите их на мою доску, чтобы я мог «зарядиться вашей энергией».

(Учитель обходит класс, пока дети подписывают свои карточки-батарейки.)

Вопросы для обсуждения:

Когда большинство учащихся закончили, учитель задаёт вопросы для устной рефлексии:

  1. — Что вам понравилось больше всего на уроке?
  2. — Какие задачи вызвали у вас затруднения?
  3. — Кто сегодня считает себя настоящим мастером по нахождению периметров?

Учитель:
— Вы большие молодцы! Посмотрите, как много энергии и знаний вы передали
Baymaxу. Теперь он полностью заряжен и благодарит вас за такую активную работу!

 

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

(Форма работы: Фронтальная) Слайд №21

Учитель (в роли Baymax):
— Я знаю, что вы творческие и очень умные ребята. Поэтому у меня есть для вас интересное задание.

— Дома вам нужно сконструировать четырёхугольную пирамиду, но она будет необычная! Вы сделаете её из гороха и зубочисток.

Инструкция:

  1. Для начала, создайте основание вашей пирамиды. У основания должно быть четыре стороны (например, квадрат или другой четырёхугольник). Для этого соединяйте горошины и зубочистки так, как мы конструкторы.
  2. Затем добавьте к каждой вершине основания по одной зубочистке, и соедините их в одной точке, чтобы получился "острый верх" пирамиды.

После того как пирамида будет готова:

  1. Измерьте (с помощью линейки) длину каждой стороны основания.
  2. Найдите периметр основания вашей пирамиды, сложив длины всех четырёх сторон.
  3. Результаты запишите в тетрадь и ответьте на вопросы:
    • Чему равен периметр основания?
    • Какие действия вы использовали для его нахождения?

Учитель (Baymax):
— Ваша задача — стать настоящими архитекторами и инженерами, создавая свои фантастические пирамиды. А я с нетерпением буду ждать, чтобы увидеть ваши конструкции и проверить ваши вычисления. На следующем уроке мы устроим выставку ваших работ!

(Форма работы: Фронтальная) Слайд №22
— Спасибо за вашу активность сегодня! Вы — настоящие супергерои математики! До встречи на следующем уроке!