обобщающий урок "Статистические характеристики"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повторение и решение задач:среднее арифметическое, мода, медиана, размах
Иконка файла материала Технологическая карта урока на тему _ Наибольшее и наименьшее значения.Размах_(7 класс).docx

Технологическая карта урока

Предмет: Вероятность и статистика

Класс: 7 класс

ФИО учителя: Булатова А.Ш.

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Статистические характеристики»

Тип урока: Комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: Урок закрепления.

Оборудование: компьютер, проектор,  задания.

Цель урока: 

-Обобщить и систематизировать материал по теме “Статистические характеристики”, развитие умения применять их для решения практических задач. 

- Изучение области применения этих понятий при анализе статистической информации.

- Развитие логического мышления, критичности мышления, закрепления навыков алгоритмической культуры, способности преодолевать трудности.

- Формирование представлений о моделировании практических ситуаций средствами математики. Воспитание культуры общения, умений работы в  группе, ответственности.

Задачи:

 образовательная:

- создать условия для систематизации знаний учащихся по теме «Статистические характеристики», для повторения основных понятий: «медиана числового массива», « среднее арифметическое ряда» , «наименьшее и наибольшее значения», «размах»;

-закрепить умения и навыки использования статистических характеристик при решении различных задач.

развивающая:

- создать условия для индивидуализации обучения и саморазвития учащихся, развивать навыки анализа, сравнения материала, познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность;

- развивать способность к оценке своей работы и работы других; - формировать культуру речи;

- развивать умение находить и применять межпредметные связи. воспитывающая:

- воспитывать ответственность и аккуратность;

-создать у учащихся положительную мотивацию к изучению математики путем вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность;

-создать условия для воспитания коммуникативных качеств учащихся;

 - воспитывать ответственность учащихся за результаты обучения;

-воспитывать личностные качества.

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Ребята, я приветствую вас на уроке, прошу обратить внимание доску. Перед вами высказывание  древнекитайского мыслителя, философа Конфуция «Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю».

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?

 

Учащиеся приветствуют учителя.

На уроке нужно быть активным, мыслить, рассуждать, исследовать, получать новые знания.

 

 

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.

Актуализация знаний.

Мы уже знаем, что числовой набор характеризуют статистические характеристики - медиана , среднее арифметическое, мода, наибольшее и наименьшее значения, размах. Давайте вспомним, что такое среднее арифметическое?

Что называют  медианой ?

Что называется модой?

Для того, чтобы например проанализировать Температуры в течение недели надо 2 ключевых числа:наибольшее и наименьшее значения.

Как вы их понимаете?

Как найти размах?

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры, когда для характеристики числового ряда  важно использовать наименьшее значение? наибольшего значение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средним арифметическим числового набора называется отношение суммы всех чисел  к их количеству.

Медианой называют число, записанное посередине, если число чисел ряда нечетно, или среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине, если число чисел ряда четно.

Модой называют число, которое встречается в числовом ряду чаще других.

Наибольшее значение - самое большое число

Наименьшее самое маленькое число.

 

Размах - разница между наибольшим и наименьшим значениями

 

.

 

 

Для определения победителя в беге на дистанцию - наименьшее время забега среди участников.

 Смотря на стоимость автомобиля, смартфона при покупке - наименьшее значение стоимости.

Определяя рост самого маленького ученика в классе - наименьшее значение роста всех учеников класса.

Определяя температуру самого теплого дня месяца - наибольшее значение из ряда температур месяца.

Определяя месяц года с самым обильным количеством осадков - наибольшее числовое значение осадков.

 

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Мы повторили среднестатистические характеристики. Для чего? Чем мы будем заниматься? Отрабатывать полученные умения и навыки, решать практические задачи. На следующем уроке вы будете писать контрольную работу.

Отрабатывать полученные умения и навыки, решать практические задачи на определение характеристик числового массива.

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Открываем тетради. Записываем число.

 

На столах лежат рабочие листы.

 

1. Задание:1) Выполняем практическую работу. Практическая  работа по теме: «Размах, мода, медиана и среднее значение»

а) Найдите среднее арифметическое и размах и моду ряда чисел: 32, 26, 18, 26,  15, 21,.

б) Найдите медиану ряда чисел:  

а) 30,32, 37,40, 41, 42, 45, 49, 52;

  б) 1,2 ;  1,4 ;  2,2 ;  2,6 ;  3,2 ;  3,8 ;  4,4 ;  5,6

2. Просмотр видео «Ералаш «Рекордный вес»

-О какой проблеме идет речь?

-Знакома ли вам эта проблема?

 

3. После просмотра видео «Ералаш «Рекордный вес» провести исследование.

Для исследования нам необходимы весы, 5 ваших рюкзаков, таблица, куда мы будем записывать массу ваших рюкзаков. Заполняем таблицу.

-Назовите массу самого тяжелого рюкзака

-Назовите массу самого легкого рюкзака

-Чему равен размах?

Давайте найдем среднюю массу ваших рюкзаков.

С учетом комплекта учебников и письменных принадлежностей среднестатистический рюкзак семиклассника должен весить 3,5 кг.

Соответствует ли вес ваших рюкзаков данному стандарту?

Чем это вредно для здоровья?

Как можно решить эту проблему?

 

 

 

4. Посмотрите рабочий лист  и выполните самостоятельную работу.

Время выполнения :7-8 мин

 

 

 

Открывают тетради. Записывают число.

.

 

Ученик решает у доски.

 

 

 

Ответ 138:6=23 размах :32-15=17,мода 26

 

 

а) 41  б) 2,9

 

 

 

Тяжелый портфель

Да

 

 

Выберем 1 ученика, который будет взвешивать и говорит массу рюкзаков.

 

 

 

 

 

 

 

1 учащийся вычисляет у доски

 

 

 

Это вредить здоровью - нарушается осанка.

Договариваться с соседом и носить учебники по очереди, выбирать облегченный вариант рюкзака.

 

Работа парами

1. Наиб:45, наим.:3. Размах 42

2. 5,9 - 1,4=4,5

3. Ошибочно:3,8

Размах 38,1-37=1,1 среднее арифм.262,9:7=37,6

Информирование о домашнем задании.

1. В сетевой город будет выложен файл с домашним заданием. Выполните его. Домашнее задание стр. 42 №66

 

Записывают домашнее задание

Рефлексия.

На столах лежат смайлики. Выберите смайлик ,соответствующий вашему настроению и прикрепите его на доску.

Посмотрите какой получился эмоциональный ряд.

Чему равна мода вашего эмрционального ряда?

 

 

Учитель выставляет оценки за урок.

 


 

Посмотрите также