Тема урока: «Математика военной поры: расчеты, решения и цена Победы»
Цель урока:
- обобщение и систематизация знаний по алгебре, геометрии, теории вероятностей и статистике за 10 – 11 классы в контексте повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»;
- развитие навыков применения математических знаний для решения практических задач;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к истории страны и героям Великой Отечественной войны;
- подготовка к ВПР и экзаменам за 11 класс (профиль и база).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
- уметь применять математические знания для решения задач, связанных с историческими событиями;
- углубить свои знания по алгебре, геометрии, теории вероятностей и статистике;
- осознать важность математики для решения практических задач в различных сферах жизни;
- проявить чувство патриотизма и уважения к истории своей страны.
Тип урока: урок практико-ориентированного направления.
План урока:
I. Организационный момент – «На передовой…» (5 минут)
Музыкальное вступление: тихая мелодия, шум леса.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы посвятим его приближающемуся Дню Победы и повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" Вспомните, где происходит действие повести? (Предполагаемый ответ: на одном из разъездов Кировской железной дороги, в тылу, но близко к фронту).
Учитель: Давайте представим, что мы – бойцы зенитной артиллерии, перед которыми поставлена важная задача – охранять стратегически важный объект от вражеских налетов. И нам, как и героям повести, придется принимать решения, от которых зависят жизни людей. А математика – наш главный инструмент!
Учитель: Как вы думаете, какие математические знания могли понадобиться бойцам во время войны? (Предполагаемые ответы: расчет траектории полета снаряда, определение расстояния до цели, расчет необходимого количества боеприпасов, шифрование сообщений и т.д.)
Учитель: Сегодня мы попробуем себя в роли военных математиков, решая задачи, связанные с событиями и персонажами повести. Готовы? Внимание, боевая задача!
II. Актуализация знаний – «Вспоминаем арсенал…» (10 минут)
Учитель: Прежде чем приступить к решению задач, давайте вспомним основные понятия и формулы, которые нам понадобятся.
Вопросы для повторения:
1) Что такое функциональная зависимость? (Предполагаемый ответ: зависимость одной переменной от другой). Приведите примеры из физики. (Предполагаемый ответ: зависимость скорости от времени при равноускоренном движении).
2) Какие типы движения вы знаете? (Предполагаемый ответ: равномерное, равноускоренное). Какие формулы описывают эти движения?
3) Что такое вероятность события? (Предполагаемый ответ: отношение числа благоприятных исходов к общему числу исходов).
4) Какие фигуры изучаются в планиметрии и стереометрии? (Предполагаемые ответы: треугольники, круги, параллелепипеды, пирамиды). Какие формулы используются для нахождения их площади и объема?
5) Вспомните основные тригонометрические функции (синус, косинус, тангенс) и их значения для основных углов.
III. Решение задач – «Боевые расчеты…» (45 минут)
Задача №1: Функциональная зависимость – «Траектория снаряда» (профиль, подготовка к ЕГЭ)
Учитель:
Вспомните момент, когда девушки пытались сбить немецкие самолеты. Представим,
что снаряд, выпущенный из зенитного орудия, движется по траектории, заданной
формулой
, где
–
горизонтальное расстояние от орудия,
– высота снаряда (в
метрах). На каком расстоянии от орудия снаряд достигнет максимальной высоты?
Какова эта максимальная высота? (Ответ: 250 м, 125 м)
Учитель: Как вы думаете, какие факторы влияют на траекторию полета снаряда в реальных условиях? (Предполагаемые ответы: сопротивление воздуха, ветер, температура).
Задача №2: Движение – «Преследование диверсантов» (база, ВПР)
Учитель:
Васков и Жигулина преследуют немецких диверсантов. Васков движется со скоростью
, Жигулина –
. Через сколько времени
Васков догонит Жигулину, если в начале преследования между ними было
метров?
(Ответ: через 2,5 часа)
Учитель: Какие условия задачи могли бы сделать ее более сложной? (Предполагаемые ответы: если бы скорость менялась, если бы они двигались не по прямой).
Задача №3: Вероятность и статистика – «Разведка» (база, ВПР)
Учитель:
Для проведения разведки необходимо отправить группу из трех бойцов. В отряде
человек. Сколько
существует способов сформировать группу? (Ответ: 120)
Учитель:
Если известно, что
из
бойцов
имеют отличные навыки маскировки, какова вероятность, что в выбранной группе из
трех бойцов окажется хотя бы один с отличными навыками маскировки? (Ответ:
примерно
)
Задача №4: Планиметрия – «Расчет площади заминированного участка» (профиль, подготовка к ЕГЭ)
Учитель:
Представим, что участок леса, где прячутся диверсанты, имеет форму
треугольника. Две стороны этого треугольника равны
и
, а угол между ними –
. Какова площадь этого
участка? (Ответ:
)
Учитель: Заминирование этого участка требует определенного количества мин на квадратный метр. Как влияет форма участка на общее количество мин?
Задача №5: Стереометрия – «Расчет объема блиндажа» (профиль, подготовка к ЕГЭ)
Учитель:
Блиндаж имеет форму полуцилиндра. Длина блиндажа
метров,
радиус основания
метра. Какой объем
воздуха находится в блиндаже? (Ответ:
)
Учитель:
Сколько человек может разместиться в блиндаже, если на одного человека
требуется
кубических метра
воздуха? (Ответ:
человек)
Задача №6: Физика – «Дальность полета пули» (база, ВПР)
Учитель:
Из винтовки произведен выстрел под углом к горизонту. Начальная скорость пули
. Сопротивлением воздуха
пренебрегаем. Дальность выстрела определяется по формуле
, где
-
начальная скорость,
- угол выстрела,
-
ускорение свободного падения (
). Под каким углом нужно
выстрелить, чтобы дальность полета была максимальной? Чему равна эта дальность?
(Ответ:
,
).
IV. Историческая справка и связь с повестью (10 минут)
Учитель: (Краткий рассказ об использовании математики в годы ВОВ: расчеты дальности артиллерийского огня, шифрование сообщений, инженерные расчеты при строительстве укреплений и мостов.)
Математика на передовой: невидимый фронт Победы
В сумраке блиндажа, освещенного лишь тусклой лампой, лейтенант Синицын склонился над картой. Шла кровавая осень 1941 года, бои под Москвой не стихали. Перед Синицыным стояла задача: рассчитать координаты вражеской батареи, засеченной разведчиками. Ошибка в вычислениях, и наши солдаты понесут тяжелые потери. В его руках – карандаш, логарифмическая линейка и знания, полученные в университете до войны.
Математика – казалось бы, абстрактная наука – стала оружием в этой смертельной схватке. Расчет траектории снаряда – это не просто формула, это жизни солдат. Дальность полета, угол возвышения, поправки на ветер и плотность воздуха – все это нужно было учесть, чтобы вражеские орудия замолчали. Каждый день тысячи артиллеристов, подобных Синицыну, вели свой, невидимый для большинства, бой, полагаясь на точность математических расчетов.
Но не только на передовой математика ковала Победу. В глубоких тылах, в секретных лабораториях, криптографы ломали голову над вражескими шифрами. Каждое перехваченное сообщение – ключ к пониманию планов противника, шанс предотвратить наступление или окружение. Алгоритмы, сложные математические модели – все это использовалось для взлома кодов и создания новых, надежных шифров, непонятных для врага. Этот невидимый фронт, где математики сражались с помощью логики и чисел, был не менее важен, чем танковые сражения и воздушные бои.
Вспомните строительство оборонительных рубежей вокруг Москвы, Ленинграда, Сталинграда. Инженерам приходилось в кратчайшие сроки возводить укрепления, рассчитывать прочность конструкций, оптимальные углы наклона земляных валов, чтобы выдержать артиллерийский обстрел. Каждый кубометр земли, каждая тонна бетона должны были быть использованы максимально эффективно. Математика помогала экономить ресурсы, ускорять строительство, создавать надежную защиту.
А как быстро восстанавливали разрушенные мосты, чтобы обеспечить переправу войск и техники? Простые, казалось бы, расчеты – определение оптимальной нагрузки, выбор материалов, углы наклона опор – требовали глубоких знаний и точности. Ошибка в расчетах могла привести к обрушению переправы, срыву наступления, гибели людей и техники. Инженеры-математики работали круглосуточно, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение фронта.
Математика в годы войны была не просто наукой, она стала инструментом выживания, оружием Победы. Она позволила нашим войскам наносить точные удары по врагу, защищать мирное население, обеспечивать снабжение фронта. Имена этих ученых, инженеров, криптографов, артиллеристов-вычислителей не всегда известны широкой публике, но их вклад в разгром фашизма невозможно переоценить. Они были солдатами невидимого фронта, и их оружие – математика – помогло отстоять свободу нашей Родины. [После этого рассказа можно показать слайды с чертежами или фотографиями военных лет, чтобы визуализировать примеры применения математики.]
Учитель: Как вы думаете, как математические навыки могли помочь героям повести "А зори здесь тихие…"? (Предполагаемые ответы: ориентирование на местности, расчет времени, необходимого для выполнения задачи, оценка расстояния до противника и т.д.)
Учитель: Вспомните эпизод, когда девушки погибают одна за другой. Какие чувства вы испытываете? Как вы думаете, какой вклад внесли эти молодые девушки в победу?
V. Рефлексия – «Цена Победы…» (10 минут)
Тихая музыка, минута молчания.
Учитель: Урок подходит к концу. Сегодня мы не только повторили математические знания, но и прикоснулись к истории нашей страны.
Вопросы для рефлексии:
1) Какие математические задачи, по вашему мнению, были наиболее важными в годы войны?
2) Как знания математики могли спасти жизни солдат?
3) Какие чувства вы испытали, решая задачи, связанные с событиями войны?
4) Как вы думаете, почему важно помнить о Великой Отечественной войне?
5) Какие уроки вы извлекли из этого необычного урока математики?
Домашнее задание – «Операция продолжается…» (5 минут)
Учитель: "Для закрепления пройденного материала, предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание:"
Задача №1 (алгебра): Найти область определения функции, моделирующей уровень воды в реке в зависимости от времени года. Учесть возможные паводки и засухи, как факторы, ограничивающие область значений.
Задача №2 (геометрия): Рассчитать оптимальный угол наклона крыши нового склада боеприпасов, чтобы обеспечить максимальную защиту от авиаударов.
Задача №3 (теория вероятностей): Оценить вероятность попадания вражеского снаряда в склад, учитывая его площадь и точность стрельбы противника.
Задача №4 (стереометрия): Вычислить объем земляных работ, необходимых для укрепления оборонительного рубежа вдоль реки. Учесть геологические особенности местности.
Предложить ученикам написать эссе на свободную тему, связанную с ролью математики в военное время или с личным восприятием повести «А зори здесь тихие…».
Данный урок по математике обладает не только образовательной функцией, но и патриотическо-воспитательной, посвященный Дню Победы.
Подробное решение задач из урока.
I. Решения задач из урока:
Задача №1: Функциональная зависимость – «Траектория снаряда» (профиль, подготовка к ЕГЭ)
Условие:
Снаряд движется по траектории:
, где
–
горизонтальное расстояние,
– высота (в метрах).
Найти расстояние, где высота максимальна, и эту максимальную высоту.
Решение:
Нахождение вершины
параболы: Функция
является квадратичной,
графиком которой является парабола, ветви направлены вниз (т.к. коэффициент при
отрицательный).
Максимальная высота достигается в вершине параболы.
Формула вершины параболы:
, где
,
.
Расчет
:
.
Это горизонтальное расстояние, где достигается максимальная высота.
Нахождение
(максимальной
высоты): Подставляем
в уравнение траектории:
метров.
Ответ:
Снаряд достигнет максимальной высоты
метров на расстоянии
метров
от орудия.
Задача №2: Движение – «Преследование диверсантов» (база, ВПР)
Условие:
Васков –
, Жигулина –
, начальное расстояние
. Через сколько времени
Васков догонит Жигулину?
Решение:
Относительная скорость:
Васков догоняет Жигулину с относительной скоростью, равной разности их
скоростей:
.
Время:
Время
равно отношению
расстояния
на скорость
.
.
Ответ:
Васков догонит Жигулину через
часа или через
минут.
Задача №3: Вероятность и статистика – «Разведка» (база, ВПР)
Условие:
В отряде
человек. Сколько
способов сформировать группу из
бойцов? Если
из
имеют отличные навыки
маскировки, какова вероятность, что в группе из
будет
хотя бы один с отличными навыками маскировки?
Решение:
Количество способов
сформировать группу: Это задача на сочетания (выбор без учета
порядка). Число сочетаний из
по
обозначается
и рассчитывается как
.
Расчет
:
способов.
Вероятность: Проще рассчитать вероятность того, что в группе нет ни одного бойца с отличными навыками маскировки, а затем вычесть эту вероятность из 1.
Количество способов
выбрать
бойцов из
(без
отличных навыков маскировки):
способов.
Вероятность, что в группе нет бойцов с отличными навыками:
.
Вероятность, что в группе
есть хотя бы один боец с отличными навыками:
или
.
Ответ:
способов
сформировать группу. Вероятность, что в группе будет хотя бы один боец с
отличными навыками маскировки, примерно
.
Задача №4: Планиметрия – «Расчет площади заминированного участка» (профиль, подготовка к ЕГЭ)
Условие:
Треугольник со сторонами
и
, угол между ними
.
Найти площадь.
Решение:
Формула площади треугольника через две стороны и угол между ними:
, где
и
– стороны,
–
угол между ними..
Расчет:
.
Ответ:
Площадь участка
.
Задача №5: Стереометрия – «Расчет объема блиндажа» (профиль, подготовка к ЕГЭ)
Условие:
Блиндаж – полуцилиндр. Длина
, радиус основания
. Найти объем. Сколько
человек может разместиться, если на человека нужно
кубических
метра
воздуха?
Решение:
Объем цилиндра:
, где
–
радиус,
– высота (в нашем случае
– длина блиндажа).
Объем полуцилиндра:
.
Количество человек:
Количество человек равно отношению объему блиндажа на объем одного человека:
, т.е.
человек,
т.к.
количество человек должно быть целым числом, то округляем в меньшую сторону.
Ответ: объем
блиндажа
; в блиндаже может
разместиться
человек.
Задача №6: Физика – «Дальность полета пули» (база, ВПР)
Условие:
,
,
.
Найти угол, при котором дальность максимальна и чему равна дальность?
Решение:
1). Дальность будет
максимальной, когда
, т.е.
.
2).
,
т.е. ![]()
3).
.
Ответ:
Угол равен
, дальность равна
метров.
Подробное решение задач из домашней работы
Задача №1 (алгебра):
Условие: Найти область определения функции, моделирующей уровень воды в реке в зависимости от времени года, учитывая паводки и засухи. (Условие задачи довольно общее, его нужно конкретизировать).
Пример конкретизации:
Пусть уровень воды в реке описывается функцией
, где
- уровень воды в метрах,
- время в месяцах (
от
до
),
- амплитуда колебаний
уровня воды,
- средний уровень воды,
и
- параметры, связанные с
периодом и сдвигом фазы.
Предположим,
,
,
,
. Также известно, что во
время паводка (например, в мае) уровень не должен превышать
метров,
а во время засухи (например, в августе) – не опускаться ниже
метра.
Какие ограничения на функцию и переменную
нужно ввести?
Решение:
1) Функция:
.
2) Ограничения:
(май
– паводок),
(август
– засуха),
(верно),
(верно).
Область определения:
в данной задаче
, но, если бы ограничения
не выполнялись, пришлось бы менять параметры функции
,
,
,
так, чтобы область
определения соответствовала реальности. Например, возможно, нужно было бы
уменьшить амплитуду колебаний
или изменить средний
уровень воды
.
Ответ:
Область определения функции – время от
до
месяцев. В данном
примере ограничения, связанные с паводком и засухой, не требуют изменения
функции или области определения.
Задача №2 (геометрия):
Условие: Рассчитать оптимальный угол наклона крыши склада боеприпасов для максимальной защиты от авиаударов.
Упрощенная модель: Предположим, что вероятность пробития крыши прямо пропорциональна косинусу угла между направлением удара (сверху вниз) и нормалью к поверхности крыши (перпендикуляр к крыше). Также будем считать, что чем меньше угол, тем больше вероятность рикошета (т.е. удар приходится по касательной).
Решение:
Вероятность попадания:
Вероятность попадания пропорциональна
, где
-
угол наклона крыши к горизонтали. Чем больше угол
,
тем меньше
и меньше вероятность
прямого попадания.
Вероятность рикошета:
Предположим, что вероятность рикошета пропорциональна
. Чем больше угол
,
тем больше
и больше вероятность
рикошета.
Оптимизация: Необходимо найти компромисс между минимизацией прямого попадания и максимизацией рикошета. Точной математической формулы здесь нет, т.к. неизвестны коэффициенты пропорциональности и веса этих факторов. Однако можно рассмотреть несколько сценариев:
(плоская крыша):
(максимальная
вероятность прямого попадания),
(нет рикошета).
(вертикальная стена):
(нет прямого попадания),
(максимальный рикошет),
но это не крыша!
:
,
- компромисс.
Реальный учет факторов: В реальной жизни нужно учитывать тип бомб, способ сброса, прочность материала, наличие дополнительных укреплений и т.д. Эта задача становится очень сложной и требует моделирования в специализированных программах.
Ответ: идеальный
угол наклона крыши зависит от множества факторов. В упрощенной модели угол
может
быть неплохим компромиссом, но реальные расчеты требуют гораздо более сложных
моделей.
Задача №3 (теория вероятностей):
Условие: Оценить вероятность попадания вражеского снаряда в склад, учитывая его площадь и точность стрельбы противника.
Пример конкретизации:
Склад имеет форму прямоугольника
метров и
метров.
Известно, что система наведения вражеской артиллерии имеет круговое вероятное
отклонение (КВО)
метров. Какова
вероятность попадания снаряда в склад? (КВО означает, что
выпущенных снарядов
падают в круг радиусом
метров с центром в точке
прицеливания.)
Решение:
Площадь склада:
.
Площадь круга КВО:
.
Упрощенное предположение: Предположим, что попадания в круг КВО распределены равномерно. Тогда вероятность попадания в склад приблизительно равна отношению площади склада к площади круга КВО:
или
.
Более точная модель: Более точная модель потребовала бы знания распределения попаданий внутри круга КВО (например, нормальное распределение) и более сложных вычислений. Также нужно учитывать форму склада и его расположение относительно точки прицеливания.
Ответ:
В соответствии с упрощенной моделью, вероятность попадания снаряда в склад
составляет примерно
.
Задача №4 (стереометрия):
Условие: Вычислить объем земляных работ, необходимых для укрепления оборонительного рубежа вдоль реки, учитывая геологические особенности местности.
Пример конкретизации:
Оборонительный рубеж представляет собой траншею длиной
метров.
Поперечное сечение траншеи имеет форму трапеции: верхнее основание
метра,
нижнее основание
метр, глубина
метра.
Каков объем вырытой земли?
Решение:
Площадь трапеции:
, где
и
- основания,
-
высота.
.
Объем траншеи:
.
Ответ:
Объем земляных работ составляет
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.