Фрагмент урока математики в 4 классе (ОВЗ) + функциональная грамотность

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Поиск и использование данных для решения практических задач Цель: Научить находить нужные данные среди избыточной информации и применять их в практической ситуации.
Иконка файла материала Урок в классе ОВЗ.docx

Фрагмент урока математики в 4 классе (ОВЗ) + функциональная грамотность

Тема: Поиск и использование данных для решения практических задач
Цель: Научить находить нужные данные среди избыточной информации и применять их в практической ситуации.
Практическая задача: «Помоги выбрать самый выгодный набор продуктов для школьного завтрака, имея 150 рублей».

Оборудование:

1.      Инфо-карточки с "лишними" данными:

o    Прайс-лист школьной столовой (с ценами и весом)

o    Рекламные листовки магазина (с акционными ценами без веса)

o    Информация о калорийности продуктов (лишние данные)

o    Купоны на скидки с разными условиями

2.      Манипулятивы: муляжи денег (бумажные купюры, монеты), корзинки для покупок.

3.      Рабочий лист-помощник с фильтрами: «Что нужно?», «Что есть?», «Что лишнее?».

4.      Визуальные якоря: значки 🔍 (ищу), (нужно), (лишнее).

 

Ход фрагмента урока (25-30 минут)

1. Организационный момент. "Настраиваем детективов" (4 мин)

Структура: "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЧЁТ"

·         Учитель: "Сегодня мы — детективы данных! Встаём в круг. Проверим нашу внимательность:"

1.      "Хлопните, если любите яблоки"

2.      "Топните, если смотрели цены в магазине"

3.      "Поднимите руки, кто умеет выбирать выгодные покупки"

·         Ритуал-кричалка: "Мы ищем! Мы считаем! Мы выбираем! Ура!" (с жестами поиска, счёта на пальцах, выбора).

·         Распределение по рабочим группам: "Объединяемся в детективные агентства!" (постоянные микрогруппы по 3 человека с ролями: Чтец, Считатель, Проверятель).

 

2. Актуализация. "Учимся отбирать данные" (6 мин)

Структура: "ТАЙМД-ПЭА-ШЭА" (адаптация: "СМОТРИМ-ВЫБИРАЕМ-ОБЪЯСНЯЕМ")

·         СИТУАЦИЯ: "На доске — смешанные данные для задачи про покупку тетрадей:

1.      Тетрадь стоит 25 рублей

2.      У Кати 100 рублей

3.      Катя любит математику

4.      Ручка стоит 15 рублей

5.      Скидка в пятницу 10%

6.      Нужно купить 3 тетради

·         ШАГ 1: СМОТРИМ (1 мин). Учитель читает все данные, выделяя интонацией нужное.

·         ШАГ 2: ВЫБИРАЕМ В ГРУППЕ (3 мин).
Задание группам: "Используйте ваш рабочий лист-фильтр":

Фильтр

Какие данные?

🔍 Что нужно найти?

Сколько денег нужно? Хватит ли?

 Какие данные нужны?

Цена тетради, количество, деньги Кати

 Какие данные лишние?

Любимый предмет, цена ручки, скидка (сегодня не пятница)

·         Роли в группе: Чтец — зачитывает данные, Считатель — выбирает нужное, Проверятель — сверяет с фильтром.

 

·         ШАГ 3: ОБЪЯСНЯЕМ (2 мин). Одна группа выходит к доске, крепит карточки с нужными данными на магнитную доску, объясняет: "Нам нужны данные №1, №2 и №6, потому что..."

 

·         ШАГ 4: РЕШАЕМ (2мин)   100 – 25*3 = 25 (руб)

(можно ли на эти деньги ещё купить тетради? Что ещё можно купить на сдачу?) – можно купить ещё 1 тетрадь или 1 ручку.

 

3. Основная часть. "Практикум: Выгодный завтрак" (12 мин)

Структура: "ДЖОТ ТОТС" (Jot Thoughts) + "РАУНД ТЭЙБЛ" (Round Table) в адаптации

ЗАДАЧА: "У вас есть 150 рублей. Выберите продукты для сытного завтрака из прайс-листа, чтобы хватило денег и было полезно."

·         ЭТАП А: СБОР ДАННЫХ (4 мин) — "ДЖОТ ТОТС" (Запись мыслей)
Каждая группа получает:

1.      Прайс-лист столовой: Бутерброд — 45 р., Йогурт — 30 р., Яблоко — 25 р., Сок — 40 р., Пирожок — 35 р.

2.      Рекламная листовка: "Скидка на йогурты 20%!" (но в столовой скидка не действует).

 

3.      Справка о питании: "Завтрак должен включать белковый продукт и фрукт".

Задание: "За 2 минуты на стикерах запишите ВСЕ данные, которые видите.

ü  зелёные стикеры — нужные данные,

ü   жёлтые — возможно пригодятся,

ü  красные — лишние

 

·         ЭТАП Б: ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКУПКИ (5 мин) — "РАУНД ТЭЙБЛ" (Круглый стол)

1.      Группы получают конверты с деньгами (150 р. бумажными купюрами и монетами).

2.      Алгоритм работы:

§  Первый ученик (Чтец): "Нам нужно выбрать белковый продукт и фрукт. Белковые: бутерброд, йогурт..."

§  Второй ученик (Считатель): "Бутерброд 45 р. + яблоко 25 р. = 70 р. Это меньше 150 р."

§  Третий ученик (Проверятель): "Но этого мало, можно добавить сок..."

3.      Фиксация на рабочем листе:

Продукт

Цена

Нужно ли? (/)

Почему?

Бутерброд

45 р

Белковый продукт

Йогурт

30 р

Можно вместо бутерброда

Скидка 20%

Только в магазине, а не в столовой

·         ЭТАП В: ПРОВЕРКА РЕШЕНИЯ (3 мин)
"Соберите свою корзину покупок из муляжей продуктов, отложите нужные деньги. Сделайте фото на планшет или зарисуйте на листе. Подсчитайте общую сумму".

4. Рефлексия и оценивание. "Что узнали детективы?" (5 мин)

Структура: "ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН" (Take off — Touch down) в адаптации

·         Учитель: "Встаньте (ТЭЙК ОФ — взлет). Я буду читать утверждения. Если вы с ним согласны — остаётесь стоять. Если нет — садитесь (ТАЧ ДАУН — посадка). Будьте готовы объяснить!"

1.      "Чтобы решить задачу, нужно использовать все данные из условия" (дети должны СЕСТЬ — это ловушка).

2.      "Цены из рекламы магазина всегда подходят для школьной столовой" (СЕСТЬ).

3.      "Перед решением нужно определить, какие данные нужны, а какие — лишние" (ВСТАТЬ/остаться стоять).

4.      "Деньги нужно считать до покупки, а не после" (ВСТАТЬ).

·         Самопроверка по "Детективному чек-листу":
Каждый ученик получает карточку и отмечает:

o    🔍 Я нашёл(а) нужные данные в списке

o    🧮 Я отбросил(а) лишнюю информацию

o    💰 Я правильно посчитал(а) сумму

o    🤝 Я работал(а) в команде

·         Итог: "Детективы данных, вы справились! Вы не только выбрали завтрак, но и научились игнорировать "информационный шум". Ваше домашнее задание — составить список покупок на 200 рублей, используя рекламную листовку из дневника. Наш девиз на прощание: "Ищем нужное, отбрасываем лишнее!"

 

Ключевые адаптации для детей с ОВЗ:

1.      Конкретизация абстрактного понятия "данные":

o    Превращение в физические объекты (прайс-листы, купоны, муляжи денег).

o    Цветовое кодирование информации (зелёный — нужно, красный — лишнее).

2.      Снижение когнитивной нагрузки:

o    Чёткие фильтры для информации ("что нужно? — что лишнее?").

o    Работа с ограниченным набором данных (5-6 позиций).

o    Готовые шаблоны для анализа.

3.      Опоры для исполнительных функций:

o    Алгоритм работы в группе с распределением ролей.

o    Физическое манипулирование объектами (деньги, продукты).

o    Визуализация выбора через корзинку покупок.

4.      Социально-бытовая ориентировка:

o    Практическая ситуация из повседневной жизни.

o    Формирование финансовой грамотности.

o    Развитие потребительской компетентности.

5.      Мотивационные приёмы:

o    Игровая метафора (детективы данных).

o    Конкретный продукт деятельности (собранная корзина).

o    Ситуация успеха (все группы укладываются в бюджет).

Метапредметный результат: Ученики осваивают стратегию работы с избыточной информацией — критический навык для жизни в современном мире, где реклама, акции и маркетинговые уловки окружают нас повсеместно.