Фрагмент урока математики в 4 классе (ОВЗ) + функциональная грамотность
Тема: Поиск и использование данных для решения практических
задач
Цель: Научить находить нужные данные среди избыточной информации и
применять их в практической ситуации.
Практическая задача: «Помоги выбрать самый выгодный набор продуктов
для школьного завтрака, имея 150 рублей».
Оборудование:
1. Инфо-карточки с "лишними" данными:
o Прайс-лист школьной столовой (с ценами и весом)
o Рекламные листовки магазина (с акционными ценами без веса)
o Информация о калорийности продуктов (лишние данные)
o Купоны на скидки с разными условиями
2. Манипулятивы: муляжи денег (бумажные купюры, монеты), корзинки для покупок.
3. Рабочий лист-помощник с фильтрами: «Что нужно?», «Что есть?», «Что лишнее?».
4. Визуальные якоря: значки 🔍 (ищу), ✅ (нужно), ❌ (лишнее).
Ход фрагмента урока (25-30 минут)
1. Организационный момент. "Настраиваем детективов" (4 мин)
Структура: "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЧЁТ"
· Учитель: "Сегодня мы — детективы данных! Встаём в круг. Проверим нашу внимательность:"
1. "Хлопните, если любите яблоки"
2. "Топните, если смотрели цены в магазине"
3. "Поднимите руки, кто умеет выбирать выгодные покупки"
· Ритуал-кричалка: "Мы ищем! Мы считаем! Мы выбираем! Ура!" (с жестами поиска, счёта на пальцах, выбора).
· Распределение по рабочим группам: "Объединяемся в детективные агентства!" (постоянные микрогруппы по 3 человека с ролями: Чтец, Считатель, Проверятель).
2. Актуализация. "Учимся отбирать данные" (6 мин)
Структура: "ТАЙМД-ПЭА-ШЭА" (адаптация: "СМОТРИМ-ВЫБИРАЕМ-ОБЪЯСНЯЕМ")
· СИТУАЦИЯ: "На доске — смешанные данные для задачи про покупку тетрадей:
1. Тетрадь стоит 25 рублей
2. У Кати 100 рублей
3. Катя любит математику
4. Ручка стоит 15 рублей
5. Скидка в пятницу 10%
6. Нужно купить 3 тетради
· ШАГ 1: СМОТРИМ (1 мин). Учитель читает все данные, выделяя интонацией нужное.
·
ШАГ 2: ВЫБИРАЕМ В ГРУППЕ (3 мин).
Задание группам: "Используйте ваш рабочий лист-фильтр":
|
Фильтр |
Какие данные? |
|
🔍 Что нужно найти? |
Сколько денег нужно? Хватит ли? |
|
✅ Какие данные нужны? |
Цена тетради, количество, деньги Кати |
|
❌ Какие данные лишние? |
Любимый предмет, цена ручки, скидка (сегодня не пятница) |
· Роли в группе: Чтец — зачитывает данные, Считатель — выбирает нужное, Проверятель — сверяет с фильтром.
· ШАГ 3: ОБЪЯСНЯЕМ (2 мин). Одна группа выходит к доске, крепит карточки с нужными данными на магнитную доску, объясняет: "Нам нужны данные №1, №2 и №6, потому что..."
· ШАГ 4: РЕШАЕМ (2мин) 100 – 25*3 = 25 (руб)
(можно ли на эти деньги ещё купить тетради? Что ещё можно купить на сдачу?) – можно купить ещё 1 тетрадь или 1 ручку.
3. Основная часть. "Практикум: Выгодный завтрак" (12 мин)
Структура: "ДЖОТ ТОТС" (Jot Thoughts) + "РАУНД ТЭЙБЛ" (Round Table) в адаптации
ЗАДАЧА: "У вас есть 150 рублей. Выберите продукты для сытного завтрака из прайс-листа, чтобы хватило денег и было полезно."
·
ЭТАП А: СБОР ДАННЫХ (4 мин) — "ДЖОТ ТОТС" (Запись
мыслей)
Каждая группа получает:
1. Прайс-лист столовой: Бутерброд — 45 р., Йогурт — 30 р., Яблоко — 25 р., Сок — 40 р., Пирожок — 35 р.
2. Рекламная листовка: "Скидка на йогурты 20%!" (но в столовой скидка не действует).
3. Справка о питании: "Завтрак должен включать белковый продукт и фрукт".
Задание: "За 2 минуты на стикерах запишите ВСЕ данные, которые видите.
ü зелёные стикеры — нужные данные,
ü жёлтые — возможно пригодятся,
ü красные — лишние
· ЭТАП Б: ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКУПКИ (5 мин) — "РАУНД ТЭЙБЛ" (Круглый стол)
1. Группы получают конверты с деньгами (150 р. бумажными купюрами и монетами).
2. Алгоритм работы:
§ Первый ученик (Чтец): "Нам нужно выбрать белковый продукт и фрукт. Белковые: бутерброд, йогурт..."
§ Второй ученик (Считатель): "Бутерброд 45 р. + яблоко 25 р. = 70 р. Это меньше 150 р."
§ Третий ученик (Проверятель): "Но этого мало, можно добавить сок..."
3. Фиксация на рабочем листе:
|
Продукт |
Цена |
Нужно ли? (✅/❌) |
Почему? |
|
Бутерброд |
45 р |
✅ |
Белковый продукт |
|
Йогурт |
30 р |
✅ |
Можно вместо бутерброда |
|
Скидка 20% |
— |
❌ |
Только в магазине, а не в столовой |
·
ЭТАП В: ПРОВЕРКА РЕШЕНИЯ (3 мин)
"Соберите свою корзину покупок из муляжей продуктов, отложите нужные
деньги. Сделайте фото на планшет или зарисуйте на листе. Подсчитайте общую
сумму".
4. Рефлексия и оценивание. "Что узнали детективы?" (5 мин)
Структура: "ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН" (Take off — Touch down) в адаптации
· Учитель: "Встаньте (ТЭЙК ОФ — взлет). Я буду читать утверждения. Если вы с ним согласны — остаётесь стоять. Если нет — садитесь (ТАЧ ДАУН — посадка). Будьте готовы объяснить!"
1. "Чтобы решить задачу, нужно использовать все данные из условия" (дети должны СЕСТЬ — это ловушка).
2. "Цены из рекламы магазина всегда подходят для школьной столовой" (СЕСТЬ).
3. "Перед решением нужно определить, какие данные нужны, а какие — лишние" (ВСТАТЬ/остаться стоять).
4. "Деньги нужно считать до покупки, а не после" (ВСТАТЬ).
·
Самопроверка по "Детективному чек-листу":
Каждый ученик получает карточку и отмечает:
o 🔍 Я нашёл(а) нужные данные в списке
o 🧮 Я отбросил(а) лишнюю информацию
o 💰 Я правильно посчитал(а) сумму
o 🤝 Я работал(а) в команде
· Итог: "Детективы данных, вы справились! Вы не только выбрали завтрак, но и научились игнорировать "информационный шум". Ваше домашнее задание — составить список покупок на 200 рублей, используя рекламную листовку из дневника. Наш девиз на прощание: "Ищем нужное, отбрасываем лишнее!"
Ключевые адаптации для детей с ОВЗ:
1. Конкретизация абстрактного понятия "данные":
o Превращение в физические объекты (прайс-листы, купоны, муляжи денег).
o Цветовое кодирование информации (зелёный — нужно, красный — лишнее).
2. Снижение когнитивной нагрузки:
o Чёткие фильтры для информации ("что нужно? — что лишнее?").
o Работа с ограниченным набором данных (5-6 позиций).
o Готовые шаблоны для анализа.
3. Опоры для исполнительных функций:
o Алгоритм работы в группе с распределением ролей.
o Физическое манипулирование объектами (деньги, продукты).
o Визуализация выбора через корзинку покупок.
4. Социально-бытовая ориентировка:
o Практическая ситуация из повседневной жизни.
o Формирование финансовой грамотности.
o Развитие потребительской компетентности.
5. Мотивационные приёмы:
o Игровая метафора (детективы данных).
o Конкретный продукт деятельности (собранная корзина).
o Ситуация успеха (все группы укладываются в бюджет).
Метапредметный результат: Ученики осваивают стратегию работы с избыточной информацией — критический навык для жизни в современном мире, где реклама, акции и маркетинговые уловки окружают нас повсеместно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.