Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл
09.11.2017
Сформировать умение правильно писать сочетания ЖИ-ШИ. Повторить согласные, гласные звуки. Тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке. Воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.Конспект урока.
урок рус яз 1 класс.docx
Тема: «Правописание буквосочетаний ЖИШИ»
Основные цели:
Сформировать умение правильно писать сочетания ЖИШИ. Повторить согласные,
гласные звуки. Тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности,
умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его
причину и оценивать свою деятельность на уроке. Воспитывать потребность составлять
алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни
ребенка.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.
Прочитайте высказывание написанное на доске:
«Каждое маленькое открытие ведёт тебя к вершине знаний».
Как вы его понимаете?
− Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки? (Обозначению
мягкости согласных звуков на письме.)
− Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание.
Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого
надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и
выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.)
− Желаю вам успехов!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
− С чего вы начнёте работать? (С повторения и с подготовки руки к письму.)
− Запишите согласные буквы под диктовку (Б, Ч, Г, Д, Ж, З, Й, Ш)
− Буквы обозначающие всегда мягкие звуки подчеркните одной чертой, буквы
обозначающие всегда твёрдые звуки подчеркните двумя чертами.
(Б, Ч, Г, Д, Ж, З, Й, Ш)
− Вспомните, какие гласные звуки есть в русском языке?
([а] [о] [у] [ы] [и] [э].)
− А какие буквы мы используем для обозначения гласных звуков? Запишем
их.(А, О, У, Ы, И, Э)
− С помощью каких гласных букв обозначается мягкость согласных?
(Я, Ё, И, Е, Ю)
− С помощью каких гласных букв обозначается твёрдость согласных?
(А, О, У, Ы, Э)
− Что вы повторили? (Какие есть согласные и гласные, какие согласные
могут быть твёрдыми и мягкими, а какие могут быть только мягкими, а
какие только твёрдыми.) − Какой ваш следующий шаг? (Пробное действие.)
− А какая главная задача пробного действия? (Понять, что у нас не
получается.)
На доске записаны слова звуками, запишите их буквами.
[Ш Ы Ш К А] [Ж Ы Л]
− Как записали слова? (Дети высказывают свои варианты ответов.)
− Обоснуйте свой выбор.
− Что вы не смогли сделать? (Не смогли обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− В чем ваше затруднение? (В выборе написания гласных: и – ы.)
– Посмотрите еще раз на слова и скажите, после каких согласных букв стоят
эти сомнительные гласные? (После Ж, Ш.)
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила выбора
гласных после согласных: Ж, Ш.)
− Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили что мы не
знаем.)
– Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель нашего урока? (Понять, какая гласная пишется: и или ы,
после согласных: Ж, Ш.)
− Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Знание звуков:
гласных и согласных. Важно помнить, какие согласные являются всегда
мягкими, а какие – всегда твердыми, какие гласные обозначают мягкость
согласных звуков.)
− Уточните цель нашего урока. (Построить правило написания гласных букв
после шипящих Ж, Ш, и научиться пользоваться этим правилом.)
− Вспомните, как называются согласные Ж, Ш? (Шипящие согласные, всегда
твёрдые.)
− Какие гласные показывают мягкость согласных? (И, Ю, Я, Е, Ё.)
− Какие гласные показывают твердость предыдущего согласного? (А, Ы, У, О,
Э.)
− Какие шаги мы должны сделать, чтобы получить результат?
Выяснить, какая гласная буква пишется после Ж, Ш.
Вывести правило.
5. Реализация построенного проекта.
− Мы знаем, что звуки [Ж ] и [Ш] всегда твёрдые, а что вы можете сказать о гласных звуках [И] и [Ы]? ( Гласный звук [И] показывает мягкость
согласного. Гласный [Ы] показывает твердость предыдущего согласного. )
− Какой вывод вы можете сделать используя эти знания? (Мы знаем, что
звуки [Ж ] и [Ш] всегда твёрдые, если мы напишем после этих букв
гласную ы, то она опять укажет на твёрдость согласного, значит надо
писать после Ж Ш букву И)
− Первый пункт плана выполнен. Что мы должны сделать дальше? (Выполнить
второй пункт плана – применить секрет для выбора букв.)
− Для того чтобы ваша работа по выполнению второго шага плана была
успешной, я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой.
Шаги для определения гласной (Д−5)
Задумайся, какая гласная
гласную
Примени правило Выбери
Ж… –
Ш…
Ч… – Щ…
Ч… – Щ…
После ответов на доске выводится эталон для проверки (Д–6):
ЖИ – ШИ ЧА – ЩА
ЧУ – ЩУ
− Что у нас по плану дальше? (Делаем вывод.)
– Дети хором повторяют эти буквосочетания: ЖИ – ШИ – пиши с И, ЧА –
ЩА – пиши с А, ЧУ – ЩУ пиши с У.
– А где мы можем проверить, правильный ли мы вывод сделали? (В учебнике.)
– Правильно! Откроем учебник на странице 91. Давайте прочитаем правило
все вместе.
Образец устного ответа:
Ж (и / ы) знь. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши
с буквой И, выбираю гласную И.
Ш (и / ы) ло. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши
с буквой И, выбираю гласную И..
Ч (а / я) йка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА пиши
с буквой А, выбираю гласную А.
Площ (а / я) дка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА
пиши с буквой А, выбираю гласную А.
Ч (у / ю) до. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с
буквой У, выбираю гласную У.
Щ (у / ю) ка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У.
В результате в тетрадях должно быть записано:
жизнь
шило
чайка
площадка
чудо
щука
− Давайте отдохнем. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Закрепить умение ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ нам поможет следующее
упражнение:
составьте цепочку слов с нашими буквосочетаниями, устно объясняя
правописание данных слов. Работаем по цепочке.
На доске:
Жить, широко…
Часто, прощать…
Чувство, щуриться…
− Следующее задание на карточке лежит у вас на партах (Р–2). Объясните
выбор пропущенной буквы своему соседу по парте, второе слово объяснит он
вам соответственно. При объяснении используйте шаги для определения
гласной:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Рощ…
Ч…лан
Задач…
Ж…раф
Туч…
Щ…пальце
Ш…шка
Уч…сток
Пруж…нка
Ж…рчит
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо
выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для
самопроверки.)
Самостоятельная работа. – Прочитайте слова на доске. У вас на партах лежат карточки с таблицами (Р
4). Впишите подходящие слова в правую колонку, пользуясь шагами
определения гласной.
ч...дный, круж...тся, уго...ет, тиш...на, отвеч...ет, навещ...
После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки (Р–5)
жиши
чаща
чущу
кружится,
тишина
отвечает,
угощает
чудный, навещу
− В каком месте возникло затруднение?
− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас
возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу
орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь
грамотно писать.)
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на
повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего
урока.)
− У вас на партах лежат задания (Р−6). Прочитайте слова и вставьте
пропущенные буквы. После того как справитесь с этим заданием, сделайте
дополнительное: составьте сочетания слов.
КОЛЮЧИЙ ЛАНДЫШ…
ДУШ…СТЫЕ
ГУСЬ
Ж…РНЫЙ
ЁЖ ..К
На доске также есть эта таблица. Учащиеся выходят по одному к доске,
вставляют пропущенные буквы, объясняя свой выбор, а затем выписывают
словосочетания.
В результате должно получится:
колючий ёжИк
душИстые ландышИ
жИрный гусь − А теперь давайте составим предложения с этими словосочетаниями.
Работаем устно.
− Следующее задание. Спишите с доски в тетрадь слова, исправляя ошибки,
если они есть, объясните свой выбор написания.
На доске слова: пружына, пороход, чюдо, шина, марской, чайник, рощя,
щука, вада.
− Что интересного вы заметили в этом упражнении? (В этом упражнении
помимо сочетаний ЖИ − ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ встречаются безударные
гласные в корне, которые можно проверить ударением.)
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний
ЖИ − ШИ.)
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог
нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает
положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка –
отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы
поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я знаю, правописание буквосочетаний ЖИ − ШИ.
Я знаю, как объяснить, почему после Ж, Ш пишется И.
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной
работе (если была).
Я сегодня был в учебной деятельности.
Я доволен своей работой на уроке.
– Молодцы!
Домашнее задание*:
Творческое задание: придумать и записать по 4 слова с сочетанием ЖИ и
ШИ.
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.