Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл
09.11.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Сформировать умение правильно писать сочетания ЖИ-ШИ. Повторить согласные, гласные звуки. Тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке. Воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.Конспект урока.
урок рус яз 1 класс.docx
Тема: «Правописание буквосочетаний ЖИ­ШИ»  Основные цели:  Сформировать   умение   правильно   писать   сочетания   ЖИ­ШИ.   Повторить   согласные, гласные звуки. Тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.  Воспитывать потребность составлять алгоритм,   как   условие   решения   любой   проблемы,   возникающей   в   практической   жизни ребенка. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. − Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. ­ Прочитайте высказывание написанное на доске:  «Каждое маленькое открытие ведёт тебя к вершине знаний». ­ Как вы его понимаете? − Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки? (Обозначению  мягкости согласных звуков на письме.) − Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание.  Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого  надо  выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и   выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.) − Желаю вам успехов! 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. − С чего вы начнёте работать? (С повторения и с подготовки руки к письму.) − Запишите  согласные буквы под диктовку (Б, Ч, Г, Д, Ж, З, Й, Ш)  − Буквы обозначающие всегда мягкие звуки подчеркните одной чертой, буквы обозначающие всегда твёрдые звуки подчеркните двумя чертами.  (Б, Ч, Г, Д, Ж, З, Й, Ш) − Вспомните, какие гласные звуки есть в русском языке?  ([а] [о] [у] [ы] [и] [э].) − А какие буквы мы используем для обозначения гласных звуков?  Запишем  их.(А, О, У, Ы, И, Э) − С помощью каких гласных букв обозначается мягкость согласных?  (Я, Ё, И, Е, Ю) − С помощью каких гласных букв обозначается твёрдость согласных?  (А, О, У, Ы, Э) − Что вы повторили? (Какие есть согласные и гласные, какие согласные  могут быть твёрдыми и мягкими, а какие могут быть только мягкими, а  какие только твёрдыми.) − Какой ваш следующий шаг? (Пробное действие.) −   А   какая   главная   задача   пробного   действия?  (Понять,   что   у   нас   не получается.) ­ На доске записаны слова звуками, запишите их буквами.  [Ш Ы Ш К А]   [Ж Ы Л] − Как записали слова? (Дети высказывают свои варианты ответов.) − Обоснуйте свой выбор. − Что вы не смогли сделать? (Не смогли обосновать свой ответ.) 3. Выявление места и причины затруднения. − Какое задание вы должны были выполнить? − В чем ваше затруднение? (В выборе написания гласных: и – ы.) – Посмотрите еще раз на слова и скажите, после каких согласных букв стоят эти сомнительные гласные? (После Ж, Ш.) − Ребята, почему вы испытали затруднение?  (Мы не знаем правила выбора гласных после согласных: Ж, Ш.) − Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили что мы не знаем.) – Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. − Какова же цель нашего урока? (Понять, какая гласная пишется: и или ы,  после согласных: Ж, Ш.) − Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Знание звуков:  гласных и согласных. Важно помнить, какие согласные являются всегда  мягкими, а какие – всегда твердыми, какие гласные обозначают мягкость  согласных звуков.) − Уточните цель нашего урока. (Построить правило написания гласных букв после шипящих Ж, Ш, и научиться пользоваться этим правилом.) − Вспомните, как называются согласные Ж, Ш? (Шипящие согласные, всегда твёрдые.)  − Какие гласные показывают мягкость согласных? (И, Ю, Я, Е, Ё.) − Какие гласные показывают твердость предыдущего согласного? (А, Ы, У, О, Э.) − Какие шаги мы должны сделать, чтобы получить результат?  Выяснить, какая гласная буква пишется после Ж, Ш.  Вывести правило. 5. Реализация построенного проекта. − Мы знаем, что звуки [Ж ]  и [Ш] всегда твёрдые, а что вы можете сказать о гласных   звуках  [И]     и   [Ы]?  (   Гласный   звук  [И]  показывает   мягкость согласного. Гласный [Ы] показывает твердость предыдущего согласного. ) − Какой вывод вы можете сделать используя эти знания?  (Мы знаем, что звуки  [Ж ]   и [Ш]  всегда   твёрдые,   если   мы   напишем   после   этих   букв гласную ы, то она опять укажет на твёрдость согласного, значит надо писать после Ж Ш букву И) − Первый пункт плана выполнен. Что мы должны сделать дальше? (Выполнить второй пункт плана – применить секрет для выбора букв.) −   Для   того   чтобы   ваша   работа   по   выполнению   второго   шага   плана   была успешной, я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой. Шаги для определения гласной (Д−5) Задумайся, какая гласная  гласную                Примени правило                             Выбери Ж… – Ш… Ч… – Щ… Ч… – Щ… После ответов на доске выводится эталон для проверки (Д–6): ЖИ – ШИ ЧА – ЩА ЧУ – ЩУ − Что у нас по плану дальше? (Делаем вывод.) – Дети хором повторяют эти буквосочетания:  ЖИ – ШИ – пиши с И, ЧА – ЩА – пиши с А, ЧУ – ЩУ пиши с У. – А где мы можем проверить, правильный ли мы вывод сделали? (В учебнике.) –  Правильно! Откроем учебник на странице 91. Давайте прочитаем правило все вместе. Образец устного ответа: Ж (и / ы) знь. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши с буквой И, выбираю гласную И. Ш (и / ы) ло. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши с буквой И, выбираю гласную И.. Ч (а / я) йка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, выбираю гласную А. Площ (а / я) дка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, выбираю гласную А. Ч (у / ю) до. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У. Щ (у / ю) ка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У. В результате в тетрадях должно быть записано: жизнь шило чайка площадка чудо щука − Давайте отдохнем. Физкультминутка. 6. Первичное закрепление во внешней речи. − Закрепить умение ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ нам поможет следующее упражнение: составьте   цепочку   слов   с   нашими   буквосочетаниями,   устно   объясняя правописание данных слов. Работаем по цепочке. На доске: Жить, широко… Часто, прощать… Чувство, щуриться… − Следующее задание на карточке лежит у вас на партах (Р–2). Объясните выбор пропущенной буквы своему соседу по парте, второе слово объяснит он вам   соответственно.   При   объяснении   используйте   шаги   для   определения гласной: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Рощ… Ч…лан Задач… Ж…раф Туч… Щ…пальце Ш…шка Уч…сток Пруж…нка Ж…рчит 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу −   Разобрались?   Как   проверить,   усвоили   вы   новую   тему   или   нет?   (Надо выполнить   самостоятельную   работу   и   сопоставить   её   с   эталоном   для самопроверки.) Самостоятельная работа. – Прочитайте слова на доске. У вас на партах лежат карточки с таблицами (Р­ 4). Впишите подходящие слова в правую колонку, пользуясь шагами  определения гласной.  ч...дный, круж...тся, уго...ет,   тиш...на,  отвеч...ет, навещ...  После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки (Р–5) жи­ши ча­ща чу­щу кружится,  тишина  отвечает,  угощает чудный, навещу − В каком месте возникло затруднение? − Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение? − У кого задание не вызвало затруднений? − Вы все молодцы! 8. Включение в систему знаний и повторение − Скажите, ребята, где мы будем применять  новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую   копилку   знаний,   пригодится   в   жизни:   нужно   уметь грамотно писать.) − Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.) −   У   вас   на   партах   лежат   задания   (Р−6).   Прочитайте   слова   и   вставьте пропущенные буквы. После того как   справитесь с этим заданием, сделайте дополнительное: составьте сочетания слов. КОЛЮЧИЙ  ЛАНДЫШ… ДУШ…СТЫЕ ГУСЬ Ж…РНЫЙ ЁЖ ..К  На   доске   также   есть   эта   таблица.  Учащиеся   выходят   по   одному   к   доске, вставляют пропущенные буквы, объясняя свой выбор, а затем выписывают словосочетания. В результате должно получится: колючий ёжИк душИстые ландышИ жИрный гусь −   А   теперь   давайте   составим   предложения   с   этими   словосочетаниями. Работаем устно. − Следующее задание. Спишите с доски в тетрадь слова, исправляя ошибки, если они есть, объясните свой выбор написания.  На доске слова:  пружына, пороход, чюдо, шина, марской, чайник, рощя, щука, вада. −  Что   интересного   вы   заметили   в  этом   упражнении?  (В  этом   упражнении помимо сочетаний  ЖИ − ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ встречаются безударные гласные в корне, которые можно проверить ударением.)  9. Рефлексия учебной деятельности. − Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний  ЖИ − ШИ.) − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог  нашей работы.) – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание? –   У   вас   на   партах   лежат   цветные   карточки.   Зелёная   карточка   означает положительный   ответ,   жёлтая   карточка   –   сомнение,   красная   карточка   – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.  Я знаю, правописание буквосочетаний ЖИ − ШИ.  Я знаю, как объяснить, почему после Ж, Ш пишется И.   В самостоятельной работе у меня всё получилось.  Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).  Я сегодня был в учебной деятельности.  Я доволен своей работой на уроке. – Молодцы! Домашнее задание*: Творческое задание: придумать и записать по 4 слова с сочетанием ЖИ и ШИ.

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017