Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сложных прилагательных" (6 класс, русский язык)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.01.2019
Представлен конспект урока русского языка на одну из самых сложных тем: "Правописание сложных прилагательных". Помимо лингвистической задачи, на уроке решается еще одна - патриотическое воспитание учащихся через подборку всех текстов и материалов на тему военно-морского флота и Андреевского флага. В течение всего урока предполагается использование интерактивной доски.
Конспект Сложные прилагательные 6 кл..docx
Конспект урока
ФИО педагога Дрягина Татьяна Александровна
Предмет Русский язык
Класс 6
УМК Разумовская М.М. и др. Русский язык, 6 класс
Тема урока Правописание сложных прилагательных
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Имеют представление о правиле правописания сложных прилагательных;
2. Могут воспроизвести случаи слитного и дефисного написания сложных
прилагательных;
3. Умеют применять новое правило при письме.
Метапредметные:
1. Умеют в предложенной информации выделять главное, делать выводы;
2. Умеют оформлять собственные выводы в виде опорных записей;
3. Умеют выполнять действия само и взаимоконтроля, само и взаимооценки;
4. Умеют работать в режиме ограничения по времени;
5. Умеют договариваться в паре и в группе и высказывать свои мысли;
6. Сформирован познавательный интерес к изучению истории Российского
государства и Российского флота.
Личностные:
1. Участвуют в процессах самопознания и самоопределения;
2. Понимают необходимость изучения данной темы;
3. Понимают ценность знаний по истории России для формирования
собственной гражданской позиции.
Этапы
урока
1. Оргмоме
нт.
2. Актуализ
ация
знаний.
Содержание
Примечание
Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок
русского языка. Запишем дату, кл.работа.
А кто знает, чем знаменателен сегодняшний
день? Оказывается, 315 лет назад в этот день
указом Петра 1 был учрежден Андреевский
флаг в качестве официального флага военного
флота России. Наш урок мы посвятим этому
событию.
Для начала вспомним способы образования
слов в русском языке.
Сгруппируйте слова по способам образования.
Приставочный
Нарисовал
Просуществовал
Суффиксальный
Полотнище
Диагональные
В парах –
«Лингвистиче
ское лото» Запись в тетр.
и на доске
Опорные
слова
«Познакомить
ся» и
«Учиться» на
доске.
Индивидуальн
ое сообщение
с
презентацией.
3. Мотивац
ионный
этап.
4. Изучение
новой
темы.
Приставочно
суффиксальный
Приморский
Подмосковный
Сложение
(сложносуффиксальн
ый)
Средневековое
Военноморской
Проверим – 4 чел. По интерактивной доске.
Сигнал остальных, если согласны.
Правописание каких из этих слов вы пока
объяснить не можете? (средневековое, военно
морской)
Сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание сложных прилагательных)
Сформулируйте цели урока, используйте для
этого опорные слова (Познакомиться с
правилом написания сложных прилагательных и
Учиться правильно писать сложные
прилагательные)
Все слова, с которыми вы сейчас работали, из
текста про историю Андреевского флага. А
расскажет нам об этом Настя Ш.
Оцените работу Насти. Какими критериями
устного ответа мы пользуемся? (знание
материала, доступность, правильность речи,
выразительность…)
1) Внимание на доску. Прочитайте. Найдите в
тексте сложные прилагательные, выпишите их.
Пронаблюдайте, как они пишутся. Попробуйте
объяснить.
Югозападный ветер гнал синезелёные
волны. На борту военного корабля стоял
высокий седобородый офицер в тёмносером
водонепроницаемом плаще и смотрел вдаль.
На горизонте маячил трехмачтовый бриг.
Над ним висели белорозовые облака. Одно
было похоже на огромную носорожью тушу.
Проверим.
1 ученик подчеркивает сложные
прилагательные на интерактивной доске,
остальные выражают свое отношение.
Итак, как могут быть написаны сложные
прилагательные? (слитно и через дефис)
Как вы думаете, почему сложные прилагательные пишутся поразному?
(предположения).
2) Чтобы сформулировать правило,
поработаем в группах.
Задания для групп:
1 группа
Прочитайте.
Тёмносерый
Синезелёные
Белорозовые
Каково значение данных слов?
Сделайте вывод.
2 группа
Прочитайте.
Югозападный югозапад
Алмаатинский АлмаАта
Обратите внимание на то, как пишутся
мотивирующие слова. Сделайте вывод.
3 группа
Прочитайте.
Руссконемецкий русский и немецкий
Садовоогородный садовый и огородный
Литературномузыкальный литературный и
музыкальный
Обратите внимание на то, что
мотивирующие слова равноправны и
между ними можно поставить союз «и».
Сделайте вывод.
4 группа
Прочитайте.
Седобородый седая борода
Водонепроницаемый непроницаемый водой
Разноцветный разные цвета
Обратите внимание на то, что является
производящей базой для данных
прилагательных. Сделайте вывод.
5 группа
Прочитайте.
Носорожья носорог
Земледельческий земледелец
Обратите внимание на то, как пишутся мотивирующие слова. Сделайте вывод.
6 группа
Прочитайте.
Белыйбелый
Синийпресиний
Хитрыйпрехитрый
Выделите корни. Как пишутся такие
сложные прилагательные?
Проверка по интерактивной доске – составляют
таблицу.
Слитно
Условие
Образовано от
словосочетания
Образовано от
сложного сущго,
которое пишется
слитно
Через дефис
Оттенки цветов
Образовано от
сложного сущго,
которое пишется
через дефис
Образовано от
сочетания
равноправных слов
Повтор
Пример
Седобородый
Водонепроницаемы
й
Разноцветный
Носорожья
Земледельческий
Тёмносерый
Синезелёные
Белорозовые
Югозападный
Алмаатинский
Руссконемецкий
Садовоогородный
Синийпресиний
Белыйбелый
Давайте отдохнем. Сейчас я буду называть
сложные слова – описание внешности и
качества личности настоящего морского
офицера. Если вы думаете, что названное
прилагательное пишется слитно, то вы
подпрыгиваете, а если через дефис – встать,
руки в стороны.
широкоплечий
жизнерадостный
имеет раскатистогромкий голос
честный военнослужащий
не боится горькосоленой воды
носит белоснежный парадный китель
и белыйбелый воротничок
5. Физкульт
минутка. и золотистожелтые погоны
он глубокоуважаемый всеми членами
экипажа
способен управлять судном в самых
труднопроходимых местах
не боится ни северовосточного
ни югозападного ветра
участвует в учебнопоказательных
баталиях
он самоорганизованный
и холодносдержанный человек
Почему не все получилось? (плохо знаем
правило, не умеем применять)
Значит, надо учиться.
1) Расскажите друг другу новое правило: 1В –
случаи слитного написания сложных
прилагательных, 2В – случаи написания через
дефис.
6. Отработк
а умений
и
навыков
2) – Найдите в учебниках упр.220, прочитайте
задание. Кому не понятно, как выполнять?
1 ученик – на закрытой части доски.
Взаимопроверка (максимум – 11 баллов)
3) – Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Запишите текст в исправленном виде.
Андреевский флаг поднимают на кораблях
военноморского флота, он является боевым
знаменем. Флаг символизирует
государственную принадлежность и
неприкасновенность корабля, а также
готовность защищать государственные
интересы Российской Федерации на морских
рубежах. В состав ВМФ России входят
Балтийский, Черноморский, Северный, Тихо
океанский флоты и Каспийская флотилия.
Проверка – 1 ученик исправляет ошибки на
интерактивной доске, остальные – свое
отношение. Самопроверка (максимум 4 балла).
На какие орфограммы были допущены
ошибки?
Решите тест.
1 вариант.
7. Провероч
ная
работа
Рассказывают
в парах с
опорой на
составленную
таблицу.
У доски –
Василиса Д.
«Лови
ошибку!»
(если
недостаточно
времени –
выписать
слова, в
которых
допущены
ошибки) Отметьте галочкой те прилагательные,
которые пишутся через дефис.
(тепло)любивое растение
(северо)восточный ветер
(красно)знаменный полк
(белый)пребелый китель
(трех)мачтовый бриг
(горько)соленая вода
(свободо)любивый человек
(юго)западный склон
(взлетно)посадочная полоса
(тихо)океанский флот
(право)бережная сторона
(дымчато)синий горизонт
2 вариант.
Отметьте галочкой те прилагательные,
которые пишутся слитно.
(юго)западный склон
(свободо)любивый человек
(тепло)любивое растение
(тихо)океанский флот
(северо)восточный ветер
(дымчато)синий горизонт
(красно)знаменный полк
(белый)пребелый китель
(взлетно)посадочная полоса
(право)бережная сторона
(трех)мачтовый бриг
(горько)соленая вода
8. Итог.
9. Рефлекси
я. Д/з.
Взаимопроверка – по интерактивной доске
(максимум 6 баллов).
С чем познакомились?
Чему учились?
Подсчитайте свои баллы. Кто набрал 14
баллов и выше – возьмите в подарок большой
макет Андреевского флага, кто меньше –
маленький макет Андреевского флага. На
обратной стороне – ваше Д/з.
Обращаемся к
задачам урока
Флаги. Про Андреевский флаг есть замечательная
песня. Предлагаю вам посмотреть видеоклип
В.Цыгановой, исполняющей эту песню.
Спасибо за урок.
Видеоклип.
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сложных прилагательных" (6 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сложных прилагательных" (6 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сложных прилагательных" (6 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сложных прилагательных" (6 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сложных прилагательных" (6 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сложных прилагательных" (6 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сложных прилагательных" (6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.