Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину
образует их способность точно оценивать прогресс
учеников».
Майкл Байбер
По программе третьего уровня курсов повышения квалификации учителей один из модулей «Оценивание для обучения и оценивание обучения» направлен на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.
Что такое оценивание? «Оценивание» в переводе с латинского языка означает «сидеть рядом». Действительно, когда мы, или сами же ученики оценивают друг друга, наблюдают за тем, что делает другой ученик. Целью оценивания предполагается понимание каждым учителем методики и способов его проведения в классе (зачастую, в форме тестирования), цели проведения и оцениваемого контингента. (Руководство для учителя стр.151
Буркитбаева М.Б статья.docx
КГУ «Средняя школа им.М.Бейсебаева с дошкольным мини центром»
Карасайский район, п.Береке
учитель русского языка и литературы
Буркитбаева Мадина Байгабыловна
/ІІІ базовый уровень/
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину
образует их способность точно оценивать прогресс
учеников».
Майкл Байбер
По программе третьего уровня курсов повышения квалификации учителей
один из модулей «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
направлен на определение возможностей улучшения обучения, методов и
форм реализации этих возможностей.
Что такое оценивание? «Оценивание» в переводе с латинского языка
означает «сидеть рядом». Действительно, когда мы, или сами же ученики
оценивают друг друга, наблюдают за тем, что делает другой ученик. Целью
оценивания предполагается понимание каждым учителем методики и
способов его проведения в классе (зачастую, в форме тестирования), цели
проведения и оцениваемого контингента. (Руководство для учителя стр.151)
Почему я хочу говорить именно об этом модуле в своем отчете? Потому
что считаю, современный учитель новой формации должен менять не только
свои методы работы, но и менять способы оценивания обучения учащихся.
Учитель оценивает, выставляет оценки в письменной или устной форме.
А теперь хочу поделиться опытом оценивания из своей практики. Готовя
свои уроки, я всегда находилась в постоянном поиске, пыталась найти такие
методы оценивания, чтобы реализовать концепцию «Оценивание для обучения
и оценивание обучения». Если раньше учащиеся получали оценки, не видя
свои результаты, а порою бывало, что они не знали за что у них стоят оценки в
журнале, то после прохождения первого этапа курса «Лицом к лицу», я
хотела, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на
разных этапах урока.
Если раньше я и применяла критериальное оценивание, то критерии были
общими на все задания. А после курсов я узнала, что можно составить
каждому заданию индивидуальные критерии. Так как я уже применяла этот
модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения», решила развивать и совершенствоваться в данном направлении. Передо мной стоял
вопрос:
Какие виды оценивания я узнала?
Какие методы и приемы оценивания я буду применять и как?
Как научить детей оценивать себя, и друг друга?
Как научить детей составлять критерий оценивания их работы?
Все ли оценки я должна заносить в журнал?
Начну с самого начала, с определения оценивания. «Оценивание – категория,
используемая для обозначения деятельности,
направленной на
систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия
решений о дальнейшем обучении».(Руководство для учителя стр.151) В
данном определении говорится о суммативном оценивании, которую мы,
учителя ставим в конце урока. Помимо этого на курсах я узнала, что
существует ещё и формативное оценивание, которое мы раньше хоть и
применяли, но не обращали особого внимания. Что такое суммативное
оценивание мы уже знаем, а что же такое формативное оценивание? Из
«Руководства для учителя» мы узнали, что «оценивание, направленное на
определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации
этих возможностей, является формативным оцениванием, иначе оцениванием
для обучения» (Рук. для учителя стр.151). В ходе рассуждения я пришла к
такому выводу, что на уроке я должна грамотно внедрить и формативное и
суммативное оценивание.
В ходе планирования своего урока я готовила тесты, которые состояли из
двух вопросов и листы критериального оценивания. Лист критериального
оценивания составлял критерий по знанию, пониманию и применению. С
помощью данного критериального оценивания я возвращала учащихся на
начало урока, что они узнали, какие задания выполняли в процессе урока по
данной теме, и как можно было применить эти знания на практике. Конечно,
были трудности в самооценке учащихся, они были завышенными. Помимо
данного суммативного оценивания на уроке использовались и формативное.
При изучении темы «Местоимение», мною было запланировано применить
метод «Jigsaw». По данному методу ученики должны были составить
критерий оценивания лидеров, так как лидеры должны были ходить и
обсуждать с членами других групп новую тему. Критерии оценивания
состояло в следующем:
грамотная речь
доступность излагающего материала
собственные примеры к данной теме.
После обсуждения, и после того как лидеры групп вернулись на исходную
позицию, я предложила членам групп, не лидерам, оценить по критериям всех
лидеров кроме своего. В итоге выявилось, что другой группе понравилось
обсуждение темы с учеником В, так как он соответствовал всем трем
критериям, а вот ученику С они посоветовали быть более увереннее, и
стараться приводить впредь, свои собственные примеры. Да, теперь как лидер,
я должна была поставить свою точку в данном оценивании. Я воспользовалась методом «Урюка». На данном этапе моей целью в формативном оценивании
было не потерять и не потушить ту искру в глазах моего ученика С, так как он
старался показать и проявить себя как лидер. В свою очередь я озвучила свое
оценивание таким образом: «Вопервых, очень хорошо, что ты не растерялся,
хоть и по книге старался обсудить со своими сверстниками данную тему; во
вторых, как ты думаешь, может тебе следует больше читать и развивать свою
речь; втретьих, мне понравилось доступное изложение материала. Вперед! У
тебя всё получится». На этом же уроке было выполнено упражнение по
учебнику. К данному упражнению, исходя из задания, совместно с учащимися
были разработаны критерии по баллам. Вот как это выглядело:
1. Вставить по смыслу местоимения 5б.
2. Правильно определить, какими членами предложения они являются –
3б.
3. Правильно указать падеж местоимения – 3б.
11б10б – «5»
9б6б – «4»
5б2б – «3»
Собранные суммативные данные,
Что было интересно для меня, то, когда ученик А выступил и сам же
оценил себя, удивился оценке, которую он получил, это была «3». И здесь
хотелось бы отметить: «Баллы и уровни групп учеников часто упоминаются
как «данные».
способствуют
идентифицированию работ и обращению особого внимания учителей к
группам, работающим выше или ниже ожидаемого уровня». (Руководство для
учителя стр. 154) и волейневолей вспоминаешь пословицу «Поспешишь,
людей насмешишь». Но, несмотря на, оценку которую он получил, мой ученик
А не растерялся, а улыбнулся, так как он признался, что в действительности
он торопился, хотел быть первым. В конце урока я раздала листы с тестовыми
вопросами и критериальным оцениванием. Как я уже говорила, с помощью
этих листов я хотела вернуть учеников на начало урока. Один из техники
формативного оценивания «Светофор», я применяла на уроке, для уточнения
понимания и применения знаний учащимися. Если в группе ктото поднимал
красный или желтый цвет светофора, я спрашивала у них, что им конкретно
не понятно. А ученики, которые поднимали зеленый цвет, помогали мне при
обсуждении того или иного вопроса, который возник у учащихся. После
занятий, когда я просматривала эти листочки, выявила, что они очень сильно
завышают себе оценки. Проанализировав данную ситуацию, я задалась
вопросом: «И какие мне оценки занести в журнал?». Я решила поставить ту
оценку, которую ученики заработали в течение уроков. Это и оказалось моей
первой трудностью при оценивании. Конечно, вспомнив весь урок, я пришла к
выводу, что мне надо применить какойнибудь другой метод оценивания. На
уроке больше мною применялись такие виды оценивания: самооценивание,
оценивание групп.
В последующих уроках группы определились с лидерами, и обязанность
оценивания легли на их плечи. Я на этот раз дала точное направление в
оценивании, вместе составили критерий по всем вышеизложенным заданиям.
Критерий состояли в следующем: Грамотность при письме – 2б
Выразительное чтение – 1б
Знание теоретического материала 2б
5б – «5»
4б3б – «4»
2б1б – «3»
На этот раз моя лестница успеха при внедрении критериального
оценивания пошла на одну ступень вверх. Лидеры адекватно начали оценивать
свою группу, а их т.е лидеров оценивали группы. Таким образом, я заметила
явные изменения в своей практике преподавания. Путем изменения характера
оценивания, оценивание обучения может быть трансформировано в
оценивание для обучения. (Руководство для учителя стр.154)
При подготовке к четвертому уроку на тему «Неопределенные и
отрицательные местоимения» я запланировала обобщить все те знания,
которые они получили в течение всей серии последовательных уроков. В
начале урока я уже вывесила плакаты с критериями оценивания на стенах, на
уровне роста учеников. На этот раз каждая оценка соответствовала цвету
светофора. Зеленый – «5», желтый – «4», красный – «3». Над каждым
заданием, с каждым именем ученика, лидеры должны были клеить цветные
стикеры.
В ходе анализа всех проведенных мною работ по оцениванию, я увидела,
что у меня еще много недоработок, ошибок. Конечно, без труда учение не
будет продуктивным. Не все учaщиecя принимают учаcтие на урoкe, oтстают
oт другиx. К тaким учeникaм нужен осoбый подход. В процессе рабoты со
своей стороны, я старалась уделить всем внимание, похвалить, поощрить,
показать их востребованность на уроке.
В ходе проведения четырех последовательных уроков, процесс
формативного оценивания происходил поразному. Я применяла такие
приемы формативного оценивания, как: «Экран достижений», смайлики,
молодцы, отлично, хорошо, аплодисменты, «Светофор». Конечно, не могу
сказать, что в результате формативного оценивания уровень качества
обучения повысился сразу. Нет. Но я увидела искорку в глазах детей, желание
учиться, интерес к уроку, другое отношение друг другу.
Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы
усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию,
получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации
и желания действовать. (Рук. для учителя стр.153).
Я надеюсь, что эти слова из «Руководства для учителя» будут для меня
настоящими путеводителями, в моей будущей педагогической практике. Все
те ошибки, которые были допущены мною в течение практики, я постараюсь
исправить с помощью дополнительной литературы А.А.Красноборова
«Критериальное оценивание», консультироваться с коллегами, сотрудничать
с родителями учащихся, буду искать новые подходы и приемы для
самооценивания и взаимооценивания. Так как я считаю, что для точного и
грамотного применения каждого модуля данной Программы на своем уроке, должна досконально изучить все его методы и приемы. И только тогда я
взращу, компетентного, адекватно оценивающего индивидуума. Как говорил
Майкл Байбер «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует
их способность точно оценивать прогресс учеников».
Использованная литература:
1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. (2012)
Критериальное оценивание
Критериальное оценивание
Критериальное оценивание
Критериальное оценивание
Критериальное оценивание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.