Критериальное оценивание

  • Лекции
  • docx
  • 17.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». Майкл Байбер По программе третьего уровня курсов повышения квалификации учителей один из модулей «Оценивание для обучения и оценивание обучения» направлен на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Что такое оценивание? «Оценивание» в переводе с латинского языка означает «сидеть рядом». Действительно, когда мы, или сами же ученики оценивают друг друга, наблюдают за тем, что делает другой ученик. Целью оценивания предполагается понимание каждым учителем методики и способов его проведения в классе (зачастую, в форме тестирования), цели проведения и оцениваемого контингента. (Руководство для учителя стр.151
Иконка файла материала Буркитбаева М.Б статья.docx
КГУ «Средняя школа им.М.Бейсебаева с дошкольным мини центром» Карасайский район, п.Береке учитель русского языка и литературы Буркитбаева Мадина Байгабыловна /ІІІ базовый уровень/ Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину  образует их способность точно оценивать прогресс  учеников». Майкл Байбер      По программе третьего уровня курсов повышения квалификации учителей один   из   модулей   «Оценивание   для   обучения   и   оценивание   обучения» направлен   на   определение   возможностей   улучшения   обучения,   методов   и форм реализации этих возможностей.         Что   такое   оценивание?   «Оценивание»   в   переводе   с   латинского   языка означает   «сидеть   рядом».  Действительно,  когда   мы,   или   сами   же   ученики оценивают друг друга, наблюдают за тем, что делает другой ученик. Целью оценивания   предполагается   понимание   каждым   учителем   методики   и способов его проведения в классе (зачастую, в форме тестирования), цели проведения и оцениваемого контингента. (Руководство для учителя стр.151)      Почему я хочу говорить именно об этом модуле в своем отчете? Потому что считаю, современный учитель новой формации должен менять не только свои методы работы, но и   менять способы оценивания обучения учащихся. Учитель оценивает, выставляет оценки в письменной или устной форме.       А теперь хочу поделиться опытом оценивания из своей практики. Готовя свои уроки, я всегда находилась в постоянном поиске, пыталась найти такие методы оценивания, чтобы реализовать концепцию «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Если раньше учащиеся получали оценки, не видя свои результаты, а порою бывало, что они не знали за что у них стоят оценки в журнале,   то   после   прохождения   первого   этапа   курса   «Лицом   к   лицу»,   я хотела, чтобы учащиеся видели результаты   своей работы и свои оценки на разных этапах урока.        Если раньше я и применяла критериальное  оценивание, то  критерии были общими   на   все   задания.   А   после   курсов   я   узнала,   что   можно   составить каждому заданию индивидуальные критерии. Так как я уже применяла этот модуль   «Оценивание   обучения   и   оценивание   для   обучения»,   решиларазвивать и совершенствоваться в данном направлении.   Передо мной стоял вопрос:  ­ Какие виды оценивания я узнала?   ­  Какие методы и  приемы оценивания я буду применять и как? ­  Как научить детей оценивать себя, и друг друга?  ­  Как научить детей составлять критерий оценивания их работы? ­ Все  ли оценки я должна заносить в журнал? Начну с самого начала, с определения оценивания. «Оценивание – категория, используемая   для   обозначения   деятельности,   направленной   на систематическое   суммирование   результатов   обучения   с   целью   принятия решений   о   дальнейшем   обучении».(Руководство     для   учителя   стр.151)   В данном   определении   говорится   о   суммативном   оценивании,   которую   мы, учителя   ставим   в   конце   урока.       Помимо   этого   на   курсах   я   узнала,   что существует   ещё   и   формативное   оценивание,   которое   мы   раньше   хоть   и применяли,   но   не   обращали   особого   внимания.     Что   такое   суммативное оценивание   мы   уже   знаем,   а   что   же   такое   формативное   оценивание?   Из «Руководства   для   учителя»   мы   узнали,   что   «оценивание,   направленное   на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным оцениванием, иначе оцениванием для обучения» (Рук. для учителя стр.151). В ходе рассуждения я пришла к такому выводу, что на уроке я должна грамотно внедрить и формативное  и суммативное оценивание.     В ходе планирования  своего урока я готовила тесты, которые состояли из двух  вопросов и    листы  критериального  оценивания. Лист  критериального оценивания составлял критерий по знанию, пониманию и     применению. С помощью   данного   критериального   оценивания   я   возвращала   учащихся   на начало урока, что они узнали, какие задания выполняли в процессе урока по данной теме, и как можно было применить эти знания на практике. Конечно, были   трудности   в   самооценке   учащихся,   они   были   завышенными.   Помимо данного суммативного оценивания на уроке использовались и формативное. При   изучении   темы   «Местоимение»,   мною   было   запланировано   применить метод   «Jigsaw».  По   данному   методу   ученики   должны   были   составить критерий   оценивания   лидеров,   так   как   лидеры   должны   были   ходить   и обсуждать   с   членами   других   групп   новую   тему.   Критерии   оценивания состояло в следующем:  грамотная речь    доступность излагающего материала  собственные примеры к данной теме.  После обсуждения, и после того как лидеры групп вернулись на исходную позицию, я предложила членам групп, не лидерам, оценить по критериям всех лидеров кроме своего.   В итоге выявилось, что другой группе понравилось обсуждение   темы   с   учеником   В,   так   как   он   соответствовал   всем   трем критериям,     а   вот   ученику   С   они   посоветовали   быть   более   увереннее,   и стараться приводить впредь, свои собственные примеры. Да, теперь как лидер, я должна была поставить свою точку в данном оценивании. Я воспользоваласьметодом «Урюка». На данном этапе моей целью в формативном оценивании было не потерять и не потушить ту искру в глазах моего ученика С, так как он старался показать и проявить себя как лидер. В свою очередь я озвучила свое оценивание таким образом: «Во­первых, очень хорошо, что ты не растерялся, хоть и по книге старался обсудить со своими сверстниками данную тему; во­ вторых, как ты думаешь, может тебе следует больше читать и развивать свою речь; в­третьих, мне понравилось доступное изложение материала. Вперед! У тебя   всё   получится».   На   этом   же   уроке   было   выполнено   упражнение   по учебнику. К данному упражнению, исходя из задания, совместно с учащимися были разработаны критерии по баллам. Вот как это выглядело: 1. Вставить по смыслу  местоимения ­5б. 2. Правильно определить, какими членами предложения   они являются – 3б. 3. Правильно указать падеж местоимения – 3б. 11б­10б – «5» 9б­6б – «4» 5б­2б – «3»   Собранные   суммативные   данные,        Что было интересно для меня, то, когда ученик А выступил и сам же оценил себя, удивился оценке, которую он получил, это была «3». И здесь хотелось бы отметить: «Баллы и уровни групп учеников часто упоминаются как   «данные».   способствуют идентифицированию   работ   и   обращению   особого   внимания   учителей   к группам, работающим выше или ниже ожидаемого уровня». (Руководство для учителя   стр.   154)   и     волей­неволей   вспоминаешь   пословицу   «Поспешишь, людей насмешишь». Но, несмотря на, оценку которую он получил, мой ученик А не растерялся, а улыбнулся, так как он признался, что в действительности он торопился, хотел быть первым. В конце урока я раздала листы с тестовыми вопросами и критериальным оцениванием. Как я уже говорила, с помощью этих листов я хотела вернуть учеников на начало урока. Один из   техники формативного оценивания «Светофор», я применяла на уроке, для уточнения понимания и применения знаний учащимися. Если в группе кто­то поднимал красный или желтый цвет светофора, я спрашивала у них, что им конкретно не понятно. А ученики, которые поднимали зеленый цвет, помогали мне при обсуждении   того   или   иного   вопроса,   который   возник   у   учащихся.   После занятий, когда я просматривала эти листочки, выявила, что они очень сильно завышают   себе   оценки.   Проанализировав   данную   ситуацию,   я   задалась вопросом: «И какие мне оценки  занести в журнал?». Я решила поставить ту оценку, которую ученики заработали в течение уроков. Это и оказалось моей первой трудностью при оценивании. Конечно, вспомнив весь урок, я пришла к выводу, что мне надо применить какой­нибудь другой метод оценивания. На уроке  больше   мною   применялись   такие   виды   оценивания:   самооценивание, оценивание групп.         В последующих уроках группы определились с лидерами, и обязанность оценивания   легли   на   их   плечи.   Я   на   этот   раз   дала   точное   направление   в оценивании, вместе составили критерий  по всем вышеизложенным заданиям. Критерий состояли в следующем: Грамотность при письме – 2б  Выразительное чтение – 1б  Знание теоретического материала ­2б 5б – «5» 4б­3б – «4» 2б­1б – «3»             На   этот   раз   моя   лестница   успеха   при   внедрении   критериального оценивания пошла на одну ступень вверх. Лидеры адекватно начали оценивать свою группу, а их т.е лидеров оценивали группы.  Таким образом, я заметила явные изменения в своей практике преподавания. Путем изменения характера оценивания,   оценивание   обучения   может   быть   трансформировано   в оценивание для обучения. (Руководство для учителя стр.154)              При   подготовке   к   четвертому   уроку   на   тему   «Неопределенные   и отрицательные   местоимения»   я   запланировала   обобщить   все   те   знания, которые они получили в течение   всей   серии последовательных уроков. В начале урока я уже вывесила плакаты с критериями оценивания на стенах, на уровне  роста   учеников.  На  этот   раз   каждая  оценка   соответствовала   цвету светофора.   Зеленый   –   «5»,   желтый   –   «4»,   красный   –   «3».   Над   каждым заданием, с каждым именем ученика, лидеры должны были клеить цветные стикеры.        В ходе анализа всех проведенных мною работ по оцениванию, я увидела, что у меня еще много недоработок, ошибок.  Конечно, без труда учение не будет продуктивным. Не все учaщиecя принимают учаcтие на  урoкe, oтстают oт другиx. К тaким учeникaм нужен осoбый подход. В процессе рабoты со своей стороны, я   старалась уделить всем внимание, похвалить, поощрить, показать их востребованность на уроке.      В   ходе   проведения   четырех   последовательных   уроков,   процесс формативного   оценивания   происходил   по­разному.   Я   применяла   такие приемы   формативного   оценивания,   как:   «Экран   достижений»,   смайлики, молодцы,   отлично,   хорошо,   аплодисменты,   «Светофор».   Конечно,   не   могу сказать,   что   в   результате   формативного   оценивания   уровень   качества обучения повысился сразу. Нет. Но я увидела искорку в глазах детей, желание учиться, интерес к уроку, другое отношение друг другу.  Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать. (Рук. для учителя стр.153).       Я надеюсь, что эти слова из «Руководства для учителя» будут для меня настоящими путеводителями, в моей будущей педагогической практике. Все те ошибки, которые были допущены мною в течение практики, я постараюсь исправить   с   помощью   дополнительной   литературы   А.А.Красноборова «Критериальное оценивание»,  консультироваться с коллегами, сотрудничать с   родителями   учащихся,   буду   искать   новые   подходы   и   приемы   для самооценивания и взаимооценивания. Так как я считаю, что для точного и грамотного применения каждого модуля данной Программы на своем уроке,должна   досконально   изучить   все   его   методы   и   приемы.  И   только   тогда   я взращу, компетентного, адекватно оценивающего индивидуума. Как говорил Майкл  Байбер  «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». Использованная литература:  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.  (2012)