Проектная деятельность обучающихся СПО. «Принцип проживания»

  • Лекции
  • docx
  • 17.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: 1. Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; * Помимо педагогических, каждый проект имеет еще и практическую цель: разрешить обозначенную социально значимую проблему (например, предложить путь I благоустройства пришкольного участка, разработать проект письма...
Иконка файла материала Проектная деятельность обучающихся СПО. «Принцип проживания».docx

Формирование общеучебных умений и навыков

в проектной деятельности обучающихся СПО. «Принцип проживания».

«Подводные камни» проектного метода.

Корбова Марина Александровна,

преподаватель

г.Нижневартовск,

бюджетное учреждение профессионального образования

«Нижневартовский политехнический колледж»

Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

-  умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

-  умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-  умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-  умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

-  умение находить несколько вариантов решения проблемы;

* Помимо педагогических, каждый проект имеет еще и практическую цель: разре­шить обозначенную социально значимую проблему (например, предложить путь I благоустройства пришкольного участка, разработать проект письма в ЮНЕСКО о необходимости сохранения памятника А.С. Пушкину в городе... и т. п.).

— умение выдвигать гипотезы;

-  умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-  умения коллективного планирования;

-  умение взаимодействовать с любым партнером;

-  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-  навыки делового партнерского общения;

-  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

-  умение проектировать процесс (изделие);

-  умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-  умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

-  навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

-  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

-  умение вести дискуссию;

-  умение отстаивать свою точку зрения;

-  умение находить компромисс;

-  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

-  навыки монологической речи;

-  умение уверенно держать себя во время выступления;

-  артистические умения;

-  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-  умение отвечать на незапланированные вопросы.

«Принцип проживания»:

В современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения.

Независимо от преобладающей цели и ведущей деятельности учащихся (т. е. является ли проект исследовательским, творческим, информационным или практико-ориентированным) каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой, с обязательным определением роли каждого учащегося, которую он должен прожить, а не сыграть в ходе проекта. Это может быть роль:

-  представителя любой из человеческих профессий: врача, военного, предпринимателя, политического деятеля и др.;

-  ученого-специалиста или эксперта в одной из областей знаний (эколога, энтомолога, лингвиста и пр.);

-  литературного персонажа;

-  исторического героя или очевидца какого-либо события;

-  представителя иной национальности, жителя другой страны и т. д.;

-  « гостя из будущего »;

-  и так далее (число вариантов практически бесконечно).

В зависимости от этапа, на котором находится проект, все его участники проходят через несколько обязательных ролей: менеджера — исследователя — сценариста, режиссера, PR-мена — эксперта.

При работе в микрогруппе каждый из ее участников находится в одной из стандартных ролей, описанных в социальной психологии: лидер-генератор идей, лидер-организатор, эмоциональный лидер, критик и др.

Таким образом, традиционная классно-урочная система создает «содержание образования» (точнее сказать — «содержание образованности»), тогда как проектная деятельность при правильной ее организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта*.

Не менее важно, что в проектной деятельности формируется и «откладывается про запас» опыт ребенка «быть личностью» — личностный опыт. В обобщенном виде — это опыт осмысленного и

Задача школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащающая ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» — лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

«Подводные камни» проектного метода

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику школы, необходимо учесть и другие проблемные моменты, которые неизбежно возникнут на этом пути. Некоторые из таких «подводных камней» мы охарактеризуем ниже.

1) Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презента­ции, а презентуется именно результат проекта.

Чтобы оценка была максимально объективной и разносторон­ней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последую­щему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио характеризует ход проекта, когда сам про­ект уже завершен.

2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.

Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит.

Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Необходимо использование и разнообразных методов научного исследования, помимо анализа литературных источников.

3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

Эта проблема особенно характерна при избытке в коллективе творческих педагогов и «звездном» типе корпоративной культуры.

4. Роль исследовательских умений в развитии личности школьника:

а) исследовательская деятельность:

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательская  деятельность  ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы обучающихся и  учителя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности.

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

На уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание. (Работа по УМК С.Львовой).

Планируя уроки русского языка в старших классах, предпочтение отдаётся таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование).

Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы способствует работа с текстом, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки старшеклассников.

Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создаёт условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к языку.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

б) проблемно-диалогическая технология:

Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

При построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:

- категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;

- отсутствие внимания учителя к ребёнку;

- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

- неумение учителя быть хорошим слушателем.

В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

В начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (например, предъявляет два противоречащих факта). Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. Он, как правило, записывается на доске.

В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.

Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.

Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.

в) развитие исследовательских способностей школьников.

Исследовательские умения:

·       Видеть проблемы;

·       Задавать вопросы;

·       Выдвигать гипотезы;

·       Давать определения понятиям;

·       Классифицировать;

·       Наблюдать;

·       Проводить эксперименты;

·       Делать выводы и умозаключения;

·       Структурировать материал;

·       Доказывать и защищать свои идеи.

Ключевой технологический элемент в развитии исследовательских умений – эвристическая образовательная ситуация - ситуация активизирующего незнания, цель которой – рождение учениками личногообразовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, текста). Методика развития исследовательских умений основывается  на открытых заданиях, которые не имеют однозначных «правильных» ответов.

Развитие умения видеть проблемы

Умение видеть проблемы — интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из таких заданий.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Наблюдение как способ выявления проблем

Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень. Проблемами для детских исследований вполне могут быть, например, такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?», «Почему школьники так шумят на переменах?» и др. Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

Развитие умения выдвигать гипотезы

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем:

Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь? и др.

Гипотезы, предположения, а также провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких условиях это применимо?

Упражнения, позволяющие тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

может быть,

предположим,

допустим,

возможно,

что, если...

Развитие умения задавать вопросы

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э.П. Торренс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задать вопросы тому, кто изображен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке.

Другое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» Мы кладем на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.

Развитие умения давать определения понятиям

Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы. Один из самых эффективных и простых — метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово. Надо дать определение этому предмету. Например: «Что такое трамвай?» Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит: «Трамвай — это то, на чем ездят по рельсам». В первом случае мы видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.

Развитие умения классифицировать

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

Правила классификации

- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);

- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;

- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.

Развитие умений и навыков взаимодействия с парадоксами

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, установившимися мнениями или эмпирическими наблюдениями. Это отрицание того, что представляется «безусловно правильным». Слово «парадокс» образовано от греческого paradoxos — неожиданный, странный, невероятный.

В одном из более узких значений парадокс — это сочетание двух противоположных утверждений, для каждого из которых имеются аргументы, представляющиеся вполне убедительными.

Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы

Эффективным средством развития способности к суждению может быть упражнение, приведенное ниже. Задание — проверить правильность утверждений:

Все деревья имеют ствол и ветви.

Тополь имеет ствол и ветви.

Следовательно, тополь — дерево.

 

Все волки серые.

Юкон серый.

Следовательно, он волк.

 

Все металлы проводят электричество.

Ртуть – металл.

Следовательно, ртуть проводит электричество.

 

Все сочинения Л. Толстого нельзя прочитать за одну ночь.

«Кавказский пленник» — сочинение Л. Толстого.

Следовательно, «Кавказский пленник» не может быть прочитан за одну ночь.

 

Все граждане России имеют право на труд.

Петров — гражданин России.

Следовательно, Петров имеет право на труд.

 

Коренные жители Северной Америки — индейцы.

Чак — индеец.

Следовательно, Чак — коренной житель

Северной Америки.

Развитие дивергентного и конвергентного мышления

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам, и другие свойства. Все они необходимы для исследователя.

5. Организация исследовательской деятельности школьников

Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Учебно-исследовательская деятельность школьников имеет своей целью построение субъективно нового знания. При этом она не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако для учащихся занятие исследовательской деятельностью – это:

 - воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей;

 - приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний;

 - расширение границ толерантности.

Этапы организации исследовательской деятельности школьников

1.      Постановка проблемы.

2.      Изучение теории, посвященной данной проблематике.

3.      Подбор методик исследования и практическое овладение ими.

4.      Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

В 2009 году с учащейся 8 класса Юрченко Алёной мы провели исследование по теме «Что означают наши имена?». (Работа заняла III место на районном конкурсе исследовательских работ «За страницами учебника»). Цель исследования - выявление влияния имени на характер человека, составление рейтинга самых популярных и самых редких имен, а также выявление отношения современных подростков к своему имени.

Предложенные методы исследования (анкетирование, анализ документов, наблюдение,  количественный анализ)  заинтересовали ученицу, позволили мотивировать на самостоятельную деятельность.

Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и  оциальной пользы. Дозированная нагрузка, контроль за выполнением исследования, ощущение искренней личной заинтересованности педагога также позволят повысить мотивацию к исследовательской деятельности.

С особенной ответственностью относятся школьники к представлению своего исследования на конкурсах, НПК. Во время наглядной презентации результатов деятельности важно построить такое выступление, которое отразит всю суть работы, глубину её содержания.

Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.