Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"
Оценка 5

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Оценка 5
Мероприятия
docx
русский язык
6 кл
22.12.2018
Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"
Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический словарь" предназначен для учащихся 6-7 классов. Он содержит конкурсные задания для двух команд по фразеологическим выражениям. Целью данного мероприятия является расширение кругозора учащихся, приобщение их к истории русского языка, а также проверка знаний по теме. Разработка содержит интересные, нестандартные задания.
Фразеологизмы.docx
Внеклассное мероприятие «Фразеологический турнир»     для учащихся 6­ 7 классов Цель: 1.Обобщить   и   систематизировать   знания,   полученные   на   уроках   русского языка. 2.В игровой форме привлечь внимание   к изучению русского языка. Оборудование урока: листки бумаги, ручки;  Ход урока.        Организационные вопросы, вступительное слово учителя, создание эмоционального настроя на урок.   Все   школьные   годы   вы,   ребята,   изучаете   русский   язык,   слушаете объяснения учителя, пишете упражнения и диктанты. Это нужная и важная работа, но она, к сожалению, кажется скучной. Некоторые ребята считают, что человек, умеющий говорить по­русски, уже знает свой язык. Поверьте, что это   не   так.   В   русском   языке   множество   секретов,   которые   составляют богатство,   силу   и   красоту   языка.   Например,   в   нем   есть   чудесные   фразы, которые языковеды называют фразеологизмами. Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: курам на смех, повесить нос, водой   не   разольешь.   Сегодня   мы   вспомним   интересные   истории,   легенды, исторические события, благодаря которым в наш язык пришло то или иное необычное выражение. 1. Вопрос   первой   команде.   Прослушайте   рассказ   об   этимологии устойчивого  выражения и назовите его.  Двести лет назад для карточных игр в России существовали игорные дома, которые  посещали люди разных сословий – дворяне,  военные, купцы. В то время   самой   распространенной   игрой   был   покер.   Он   был   не   только развлечением, но и способом пополнить свой бюджет. Ставками в игре могли быть деньги, драгоценности, полученное наследство. Игра могла идти всю ночь. В то время помещение освещалось свечами – игрокам важно было видеть, как ведёт себя партнёр, не жульничает ли? Ведь ставки высоки. Правда, иногда было и по­другому:   никто не собирался проигрывать своё имение или крепостных крестьян, золотые украшения или наследство. Игра шла « по маленькой» ­ ставки были   невысокими, копеечными. Вот в этих случаях говорили…(Игра не стоит свеч), то есть выигрыш настолько мал, что не покрывает стоимость горящих свечей. Так   говорят,   когда   предстоящее     дело   –   совсем   бесперспективное средство, которое предстоит затратить,  будет неоправданным.  Попросили вы родителей купить вам горные лыжи – настоящие, как у олимпийцев, но не подумали,     что   они   дорого   стоят,     в   вашем   городе   сплошной   асфальт   и кататься на них негде. «Игра не стоит свеч»! – скажут родители и будут правы. Задание для второй команды. «Рожон»   ­   старинное   слово.   В   некоторых   губерниях   на   Руси   так назывался сельскохозяйственный инструмент – вилы, а ещё шест, заострённый с одного конца.   С таким охотились на медведя или на другого крупного зверя. Острый шест был мощным и грозным оружием, к тому же доступным. Металл тогда был дорогим,   из дерева даже в бедной крестьянской семье хозяин мог обтесать топором острый кол. Часто к нему привязывали нож. Получалось что­то вроде копья.   Что это за выражение? (Лезть на рожон) Когда человек вопреки здоровому смыслу идёт навстречу опасности, ему говорят: »Не лезь на рожон!» Если какой­нибудь отъявленный храбрец решил залезть в окно на третьем этаже по водосточной трубе, он точно «лезет на рожон».  Риск велик, а смысла в таком поступке нет. 2.Фразеологический зверинец Первая команда                                     Вторая команда 1.Говорит быстро и громко – трещит как…(сорока) 2.Страшно   беден,   ничего   не   имеет ­гол как…(сокол) 3.Назовите источник возникновения фразеологизмов.                                   Первая команда: ­а Васька слушает да ест; а воз и ныне там;   а ларчик просто открывался; слона­то я и не приметил (из басен  И.А.Крылова). трудолюбивом   1.Худая,   измождённая   женщина   – драная…(кошка) 2.О   человеке, безотказном   работнике   говорят,   что он – рабочая…(лошадка) 3.Распределять   прибыль   от   ещё   не осуществлённого дела, предприятия – делить   неубитого… (медведя) 4.Про   человека,   сбившегося   с правильного пути, говорят, что он – заблудшая…(овца) 5.Снег,  снежинки – белые… (мухи.   шкуру 3.Очень   сильно   обижен,   сердит, недоволен чем­либо – надулся как … на крупу (мышь). 4 Одновременно выполнить два дело: добиться осуществления двух целей – убить двух…(зайцев) 5.Говорить красноречиво, увлечённо ­ заливаться…(соловьём). Вторая команда: ­тютелька в тютельку, без сучка и задоринки (из профессий).                                   Первая команда: ­яблоко   раздора,  ахиллесова   пята,  прокрустово   ложе,  сизифов   труд,  ящик Пандоры, нить Ариадны (из мифов).                                   Вторая команда: ­манна небесная, Фома неверующий, альфа и омега, бросить камень, блудный сын, внести свою лепту (из Библии, Евангелия). 4.Отгадайте, о чём идёт речь?                                    Первая команда Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают  чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)                                                                              Вторая команда Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют,  вмешиваясь не в свое дело. (НОС)                                      Первая команда Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в  поле, когда кто­то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не  ценит, после чего он свистит у них в карманах. (ВЕТЕР)                                      Вторая команда Их заговаривают, кладут на полку (ЗУБЫ) 5.А как скажет русский? ­ Англичане говорят, что о такие люди похожи друг на друга как две  горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи  ­ как яйцо и яйцо. А как  говорят русские?     (Как две капли воды) ­Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере. Немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?  (Как сыр в масле катается) ­Если англичанин знает что­либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей  руки, а француз и немец – как собственный карман. А русский?  (Как свои  пять пальцев) ­Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что  он сшит из золота. А что о таком человеке говорит русский? (Денег куры не  клюют) ­Если англичанин хочет что­либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А мы что говорим?  (Зарубить себе  на носу) ­ Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит,  англичане – он не годится на то,  чтобы держать тебе свечку. А мы? (В  подмётки не годится) ­После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы –  36 подсвечников. Что в этом  случае происходит с русскими?  (Искры из  глаз посыпались) Дорогие ребята, закончился наш необычный урок русского  языка. Сегодня мы говорили о фразеологизмах, которых в русском языке великое  множество, а мы рассмотрели лишь небольшую их часть. Недаром великий  русский писатель Гоголь Николай Васильевич писал: «Нет слова, которое  было бы   так замашисто, бойко, так вырывалось бы из­под самого сердца, так  бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». 1.­Символ романтики, романтических устремлений молодёжи; ­название   романа   А.С.Грина   («Алые паруса») 2.­так   говорят   о   человеке,   которого окружающие   не   ценят,   но   который неожиданно   свои способности; ­сказка   утёнок») 3.   Г.Х.Андерсена   («Гадкий раскрывает       управление   лагерей «Архипелаг 1.­Символ сталинских репрессий ­главное (А.И.Солженицын ГУЛАГ») 2. ­умным часто живётся нелегко, ум может   привести   к   неприятностям, непритязательным и не очень умным живётся легче; ­ комедия А.С. Грибоедова («Горе от ума») 3.

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"

Сценарий внеклассного мероприятия "Фразеологический турнир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018