Сценарий внеклассного мероприятия «Знатоки русского языка»

  • Мероприятия
  • docx
  • 10.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал предназначен для подготовки и проведения внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся в коррекционных классах.
Иконка файла материала Знатоки русского языка.docx

Пермский край Кунгурский район село Калинино

МАОУ «Калининская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова»

 

 

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия

«Знатоки русского языка»

 

 

 

 

 

 

 Из опыта работы

учителя коррекционных классов

Федотовой Светланы Викторовны

 

 

 

 

 

2025 год

 

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: «Знатоки русского языка» 

Целевая аудитория: дети 5–9 классов ОВЗ с умственной отсталостью 

Время проведения:30 – 40 минут 

Цель:

  • Расширить и систематизировать знания учащихся по русскому языку в игровой форме.
  • Развивать познавательный интерес к русскому языку.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде.
  • Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, позитивный настрой.

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания об имени существительном, глаголе, прилагательном и предлогах.
  • Развивать навыки распознавания частей речи.
  • Развивать внимание, память, мышление, речь.
  • Формировать умение применять знания в игровой ситуации.

Оборудование:

  • Карточки с названиями команд.
  • Карточки с заданиями (по категориям).
  • Картинки с изображением предметов, животных, действий, признаков.
  • Бумага, карандаши, фломастеры.
  • Музыкальное сопровождение (фоновая музыка, мелодии для переходов).
  • Медали или грамоты для победителей и участников.
  • Небольшие призы (сладости, канцелярские товары).
  • Секундомер.
  • Воздушные шары (для одного из конкурсов).

Место проведения: актовый зал или класс, оформленный в соответствии с тематикой мероприятия.

Участники:

  • Две или три команды учащихся (5–9 классы, с учётом возможностей детей).
  • Ведущий.
  • Жюри (2–3 человека — учителя, старшеклассник).

Ход мероприятия:

(Звучит весёлая, энергичная музыка. Дети собираются в зале.)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Страну Русского Языка! Здесь нас ждут интересные задания, весёлые конкурсы и, конечно же, возможность показать, какие мы знатоки!

(Представление команд.)

Ведущий: В нашей Стране Русского Языка есть команды, которые готовы продемонстрировать свои знания. Давайте поприветствуем наших участников! (Команды выходят, представляют свои названия и девизы. Названия могут быть связаны с русским языком или литературой, например: «Грамотеи», «Всезнайки», «Буквоеды»).

Ведущий: Отлично! Команды готовы, жюри готово, а значит, мы можем начинать! Наше мероприятие будет состоять из нескольких туров. За каждый правильный ответ команда будет получать жетоны. Команда, набравшая больше жетонов, станет победителем!

1. Разминка «Волшебные слова»  

Цель: активация внимания, повторение общих понятий.

Ведущий: Первый тур — разминка! Я буду называть разные слова, а вы должны будете сказать, к какой части речи они относятся.

  • Задание: Ведущий называет слова, команды по очереди дают ответ (существительное, глагол, прилагательное, предлог).
    • книга, читать, красивый, дом, бегать, большой, на, стол, собака, лаять, пушистый, под.
  • Инструкция: Можно отвечать хором или по одному представителю от команды.

(Жюри отмечает правильные ответы.)

2. Конкурс «Угадай часть речи»  

Цель: Закрепление умения распознавать имена существительные, глаголы и прилагательные.

Ведущий: В этом конкурсе мы будем играть со словами. Я покажу вам картинку, а вы должны будете назвать: 1. Предмет, который изображён (имя существительное). 2. Что этот предмет делает или может делать (глагол). 3. Какой этот предмет (прилагательное).

  • Задание: Ведущий показывает картинки (яблоко, собака, машина, цветок, мяч, книга). Команды по очереди называют существительное, глагол и прилагательное, относящиеся к картинке.
    • Пример: Изображение — яблоко.
      • Существительное: яблоко
      • Глагол: расти, висеть, падать, созревать
      • Прилагательное: красное, круглое, сочное, вкусное
  • Инструкция: Каждая команда выбирает одну картинку и даёт полный ответ.

(Жюри оценивает полноту и правильность ответов.)

3. Конкурс «Найди предлог»  

Цель: Закрепление знаний о предлогах и их роли в предложении.

Ведущий: Предлоги — это маленькие, но очень важные слова! Они помогают нам связывать слова в предложении. Сейчас мы проверим, умеете ли вы их находить.

  • Задание: Ведущий зачитывает короткие предложения, в которых пропущены предлоги. Команды должны назвать пропущенные предлоги.
    • Примеры предложений:
      • Книга лежит ____ столе. (на)
      • Кошка спряталась ____ за диваном. (под)
      • Собака бежит ____ домой. (к)
      • Мальчик вышел ____ школы. (из)
      • Бабушка сидит ____ у окна. (у)
  • Инструкция: Можно использовать карточки с предлогами, чтобы команды могли выбрать нужный.

(Жюри отмечает правильные ответы.)

4. Творческий конкурс «Составь предложение» (5 минут)

Цель: развитие связной речи, умения составлять предложения из заданных частей речи.

Ведущий: А теперь давайте покажем, как мы умеем сочинять! Каждая команда получит набор слов. Ваша задача — составить из этих слов красивое и правильное предложение.

  • Задание: каждой команде выдается набор карточек со словами (существительное, глагол, прилагательное, предлог). Команды должны составить из них осмысленное предложение.
    • Набор карточек: красный, мяч, летит, в, мальчика
    • Возможные варианты: Красный мяч летит в мальчика. Мальчик летит в красном мяче. (Здесь ведущий может скорректировать ответ, если первое предложение более логично.)
  • Инструкция: После составления предложения команда должна прочитать его вслух.

(Жюри оценивает правильность, осмысленность и красоту предложения.)

5. Музыкальная пауза «Угадай, что делать?»

Цель: развитие реакции, внимания, умения распознавать действия по картинке.

Ведущий: А теперь немного отдохнём и поиграем! Я буду показывать картинки с действиями, а вы должны будете сказать, что делает человек или животное на этой картинке. И, конечно же, вспомним, какая это часть речи!

  • Задание: Ведущий показывает картинки, на которых изображены действия (прыгать, бегать, рисовать, читать, петь, спать). Команды по очереди называют глагол.
  • Инструкция: Чтобы показать действие, можно хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.

(Жюри отмечает правильные ответы.)

6. Конкурс «Волшебная страна слов» (10 минут)

Цель: Закрепление знаний о частях речи с помощью рисования.

Ведущий: Ребята, русский язык — это не только слова, но и красивые образы! Сейчас каждая команда получит задание. Вы должны будете нарисовать то, что я вам назову, используя только определенные части речи.

  • Задание:
    • Команда 1: Нарисуйте «дом», используя только имена существительные (назовите, что изображено: дом, крыша, окно, дверь, труба).
    • Команда 2: Нарисуйте «цветок», используя только прилагательные (назовите признаки: красивый, яркий, нежный, душистый).
    • Команда 3: Нарисуйте «человечка», используя только глаголы (изобразите действия: бежит, прыгает, играет, машет).
  • Инструкция: Команды рисуют на листах бумаги. После рисования каждый участник показывает свой рисунок и называет изображённое или названное слово.

(Жюри оценивает соответствие рисунка заданию и правильность названий.)

Подведение итогов (5 минут)

(Звучит фоновая музыка.)

Ведущий: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по Стране Русского Языка! Наши команды показали себя настоящими знатоками!

(Ведущий предлагает жюри подвести итоги.)

Жюри: (Объявляет результаты, вручает медали или грамоты командам-победителям и всем участникам. Можно вручить небольшие призы.)

Ведущий: Поздравляем наших победителей! Но помните, что в Стране Русского Языка все участники — молодцы! Вы продемонстрировали свои знания, умение работать в команде и отличное настроение!

Заключение:

Ведущий: Спасибо вам за участие в нашем путешествии! Пусть русский язык всегда будет вашим верным другом! До новых встреч!

 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Бетенькова Н.М., Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996.

2.     Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.

3.     Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.

4.     Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.

5.      Успенский Л.В. Слово о словах.- Л.,1962.

6.      Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.